Дизели советских подводных лодок | ||
Главная → Лодки → Вооружение и устройства → Энергетические установки советских подводных лодок | ||
Аккумуляторные батареи – Дизели – Электродвигатели |
На подводных лодках типов «Барс» и «АГ» устанавливались различные дизели, производимые как американской компанией «New London Ship and Engine» (Гротон), так и отечественными предприятиями: механическим заводом «Людвиг Нобель» (Санкт-Петербург) и Акционерным обществом Коломенского машиностроительного завода (АО КМЗ). Моторы мощностью 250 л.с. (мех. з-д «Людвиг Нобель», АО КМЗ) 1944 года зарекомендовали себя надёжными машинами, несмотря на нетипичную конструкцию и случайность установки на подводные лодки. 23.04.1944, как развитие предыдущего образца, появились моторы ЕДС Акционерного общества Коломенского машиностроительного завода. Они оказались не вполне удачными. Изменения были внесены в компрессор, топливные насосы, системы регулировки и смазки.
240-сильные дизели компании «New London Ship and Engine» («NELSECO») были разработаны специально для подводных лодок. Они устанавливались на подводных лодках типа типа «АГ» и зарекомендовали себя простыми и надёжными в работе. Отмечались удобство расположения вспомогательных механизмов, надёжность системы смазки.
А вот с созданием моторов мощностью 420 л.с. американская фирма потерпела фиаско. Прототипом послужил германский образец нюрнбергских заводов, конструкция которого оказалась излишне сложной и малоремонтопригодной. Мелкие аварии и поломки происходили в течение всей службы. Личному составу требовалось затрачивать много труда, чтобы поддерживать дизели в исправном состоянии.
Также не вполне удачными оказались разработанные на механическом заводе «Людвиг Нобель» в 01.1935 дизели в 1320 л.с. С появлением этих двигателей лодки типа «Барс» наконец-то получили механизмы проектной мощности, но их обслуживание в дизельных отсеках оказалось сильно затруднённым, а к некоторым узлам добраться в корабельных условиях оказалось вообще невозможно. Насосы, компрессоры и приводы управления были «разбросаны» по мотору, что сильно осложняло эксплуатацию. Отмечалась неудачная конструкция систем охлаждения и смазки, что приводило к попаданию воды в смазочное масло. Данные дизели были выпущены в количестве десяти штук, после революции это производство оказалось утрачено.
Характеристики дизелей подводных лодок дореволюционной постройки
Характеристика | мех. з-д «Людвиг Нобель», АО КМЗ | АО КМЗ (ЕДС) | «NELSECO» | мех. з-д «Людвиг Нобель» | |
Год принятия в эксплуатацию | 1944 | 1944 | 1915 | 1915 | 1935 |
---|---|---|---|---|---|
Мощность, л.с. | 250 | 250 | 240 | 420 | 1320 |
Частота вращения, об/мин | 350 | 350 | 370 | 350 | 350 |
Число тактов | 4 | 4 | 4 | 2 | 2 |
Направление вращения | правое | правое | правое | правое и левое | правое и левое |
Число цилиндров | 4 | 4 | 8 | 6 | 8 |
Реверс | нет | нет | нет | есть | есть |
Компрессор | 1 ступ. | 1 ступ. | 2 ступ. | 2 ступ. | 4 ступ. |
Разработка первых советских дизелей шла с большими трудностями. Ещё в 1922 году Коломенский машиностроительный завод заключил договор с германской фирмой «MAN» сроком на 10 лет об оказании технической помощи в организации производства дизелей. Для двух первых советских подводных лодок типа «Декабрист» у той же фирмы были закуплены четыре мотора марки F6V, причём одновременно в Коломне развернули их производство под маркой 42Б6 (42БМ6). На подводной лодке «Карбонарий» проводились испытания дизеля 42БМ6 с наддувочным устройством «Бюхи». Расчётных параметров увеличения мощности достичь не удалось, обслуживание моторов в отсеке оказалось невозможным, температура воздуха сильно возросла. От устройства пришлось временно отказаться. С использованием технических решений 42Б6 (42БМ6) для лодок среднего и малого водоизмещения в начале 1930-х годов разработали дизель 38В8 мощностью 685 л.с., впоследствии форсированный до 800 л.с. и выпускавшийся под маркой 38К8.
Первые образцы отечественных моторов обладали рядом дефектов: 42Б6 (42БМ6) имел быстро изнашивающуюся шестерёнчатую передачу распределительных валиков и часто выходившие из строя клапаны циркуляционных насосов; у 38В8 через 200-300 часов работы выкрашивался баббит из подшипников, из-за быстрой изнашиваемости пружин, рычагов и втулок клапанов расстраивалось газораспределение по цилиндрам, быстро ржавели форсунки. Позже в производстве эти дефекты изживались, но на их устранение на уже сданных двигателях заводы шли с неохотой. Для подлодок типа «Правда» дизели M10V опять-таки закупили у фирмы «MAN».
Разработка нового проекта средней подводной лодки в сотрудничестве с компанией «Deschimag» позволила продолжить ознакомление с германским дизелестроением. Разработка отечественного аналога двигателя M6V на Коломенском машиностроительном заводе имени В. В. Куйбышева отстала от графика. Начатая в 1935 году под руководством Урванцева Н. М., спустя год она не дала желаемого результата, и только в 1938 году{1}, после серьёзной переработки конструкции, под обозначением 1Д новый образец был запущен в массовое производство.
В 1937 году машиностроительный завод «Русский дизель» (бывший механический завод «Людвиг Нобель») под руководством Вайнштедта В. А. начал работы над проектированием и освоением в производстве нового мощного дизеля 9ДКР для крейсерских подводных лодок. На его базе планировалось создать ещё более мощный мотор 10ДКР мощностью 6000 л.с., но помешала война. В ходе её на Коломенском машиностроительном заводе имени В. В. Куйбышева на базе 38К8 был разработан дизель 11Д для малых подводных лодок.
Новое семейство отечественных дизелей оказалось не лишено ряда недостатков. Моторы 1Д страдали от невысокого качества изготовления турбинных нагнетателей воздуха системы «Бюхи», что не позволяло развивать полную мощность. Быстро срабатывались шарикоподшипники и шестерни масляных и топливных насосов.
9ДКР имел свои проблемы: быстрый износ втулок рабочих цилиндров, способствовавший поломкам поршневых колец; обрывы шпилек рубашек рабочих цилиндров; трещины на поршнях рабочих цилиндров; разрушение клапанов; возникновение крутильных колебаний в приводе нагнетателя. Работа водяной, топливной и масляной систем дизеля оценивалась как хорошая.
В целом же, советское дизелестроение при активной эксплуатации зарубежного опыта смогло в достаточном количестве обеспечить флот двигателями, соответствовавшими заданным требованиям.
Характеристики дизелей советских подводных лодок 1922-1945 гг.
Характеристика | 42Б6 42БМ6 | 38В8 | 38К8 | 11Д | M10V | M6V | 47ЛН8 | 1Д | 9ДКР |
Год принятия в эксплуатацию | 1930 | 1933 | 1936 | 1943 | 1936 | 1936 | – | 1938{1} | 1944 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Мощность, л.с. | 1100 | 685 | 800 | 600 | 2700 | 2000 | 2000 | 2000 | 4200 |
Частота вращения, об/мин | 450 | 600 | 600 | 600 | 465 | 465 | 475 | 470 | 400 |
Число тактов | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 2 |
Направление вращения | правое и левое | правое | правое | правое | правое | правое | правое | правое и левое | правое и левое |
Число цилиндров | 6 | 8 | 8 | 6 | 10 | 6 | 8 | 8 | 9 |
Реверс | нет | нет | нет | нет | есть | есть | нет | нет | есть |
Наддув | нет | нет | нет | нет | нет | нет | механ. | Бюхи | нет |
Подводные лодки, на которых устанавливались дизели | XI серии | • | • | • | IV серии | • | • | • | • |
Примечания
{1} По одним данным[2], дизель 1Д был принят в эксплуатацию и запущен в массовое производство в 1938 году; в другом источнике[1], упоминаются две версии: в 1938 году и в 1939 году.
Использованные источники
[1] Морозов М. Э. Советский подводный флот 1922-1945 гг.: О подводных лодках и подводниках / М. Э. Морозов, К. Л. Кулагин. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: Транзиткнига, 2006.
[2] Морозов М. Э., Кулагин К. Л. Первые подлодки СССР. «Декабристы» и «Ленинцы» – М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2010.
ГЛАВНАЯ | ЛОДКИ | ПРИМЕНЕНИЕ | ПОДВОДНИКИ | ДАТЫ | ССЫЛКИ
| |