военно-морской флаг СССР

Гвардейская подводная лодка "М-174"

(до 16.06.1939 – "М-91")
военно-морской флаг СССР
Серия XII
гвардейский знак
03.04.1942
Дата закладки      29.04.1937 {1} Завод № 196 (г. Ленинград)
заводской № 105
Дата спуска на воду      07.07.1938 {2}
Дата подписания приёмного акта      24.10.1938 {3}
Командиры

    04.07.1938 – 21.12.1938{4}

    11.01.1939 – 11.01.1943{5}

11.01.1943 – 10.1943     

Борис Алексеевич Ныров

Николай Ефимович Егоров

Иван Епифанович Сухорученко

Принадлежность

     04.11.1938 {6}

04.11.1938 – 16.06.1939

Краснознамённый Балтийский флот

27-й дивизион подводных лодок 3-й бригады ПЛ КБФ

     16.06.1939 {7}

16.06.1939 – 10.1943     

Северный флот

4-й дивизион подводных лодок бригады ПЛ СФ

Боевой результат 17 боевых походов{8} в Великой Отечественной войне (126-128 суток).{8}
Выполнила 3 торпедные атаки (5 торпед).
1 торпеда выпущена в боевом походе самопроизвольно.
Достоверно потопила:
21.12.1941 германский транспорт "Emshörn" (4301 брт).{9}
Судьба 14-17.10.1943 пропала без вести в Варангер-фьорде в 17-м боевом походе (погибло 25 членов экипажа).

29.04.1937{1} заложена на заводе № 196 в г. Ленинград (заводской № 105).
04.07.1938 приказом по Краснознамённому Балтийскому флоту к исполнению должности командира подводной лодки допущен старший лейтенант Борис Алексеевич Ныров[8]
07.07.1938{2} подводная лодка спущена на воду. Приказом наркома ВМФ старший лейтенант Ныров утверждён в должности командира субмарины.
29.08.1938 начаты ходовые испытания подводной лодки. [8]
20.09.1938 во время выхода на 24-часовые сдаточные испытания "М-91", проходя Лесные ворота гавани Кронштадта, столкнулась с буксиром Ленинградского военного порта "ЛП-1". В результате таранного удара буксира в правый борт в районе II отсека лодки образовалась пробоина. Подводники покинули затопляемый отсек, задраив за собой водонепроницаемые двери. Благодаря усилиям экипажа "М-91" осталась на плаву. Пострадавших не было. Подводная лодка была вынуждена прекратить приёмные испытания и отправиться в ремонт примерно на 20 дней.
10.10.1938 нарком ВМФ командарм 1 ранга М.П. Фриновский приказал отстранить от командования кораблём и предать суду военного трибунала старшего лейтенанта Н.А. Филова, командовавшего подводной лодкой "М-91" во время аварии (временно заменял заболевшего Б.А. Нырова). [8]
23.10.1938 завершены сдаточные испытания. [8]
24.10.1938{3} подписан приёмный акт.
С 04.11.1938{6} приказом по Краснознамённому Балтийскому флоту от 10.11.1938 закончившая сдаточные испытания и принятая от завода № 196 подводная лодка "М-91" включается в состав действующих кораблей Краснознамённого Балтийского флота с зачислением в 27-й дивизион подводных лодок 3-й бригады ПЛ. В 15.00 лодка подняла военно-морской флаг.
11.01.1939 командиром подводной лодки "М-91" назначен лейтенант Николай Ефимович Егоров.
19.05.1939 начала переход на Северный флот по Беломорско-Балтийскому каналу.
Приказом НК ВМФ от 16.06.1939 была исключена из состава Краснознамённого Балтийского флота и зачислена в состав 4-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ Северного флота с переименованием в "М-174".{7}
Участвовала в советско-финляндской войне.
03.1941 завершила текущий ремонт.
В 04.1941 установлена новая аккумуляторная батарея.
18.06.1941 производила погрузку аккумуляторных батарей.
19.06.1941 в 00.00 находилась в Полярном в составе 4-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ СФ под командованием старшего лейтенанта Н.Е. Егорова, проходя курс боевой подготовки. Лодка числилась в организационном периоде.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

1-й боевой поход (10,9 суток):

01.07.1941 в 4 часа "М-174" вышла в дозор на позицию № 7 северо-восточнее полуострова Рыбачий. В 23.48 обнаружила подводную лодку противника, однако при попытке выйти в атаку неприятельская субмарина погрузилась – ложный контакт.
12.07.1941{8} в 01.30 прибыла в Полярный.

2-й боевой поход (10,3 суток):

20.07.1941 в 17.20 "М-174" вышла в дозор на позицию № 7 северо-восточнее полуострова Рыбачий.
25.07.1941 в точке 69°52,8' с.ш. / 34°20,0' в.д. обнаружила подводную лодку, но из-за тумана не смогла ее атаковать. По-видимому, была обнаружена германская подводная лодка "U 652" или "U 81".
27.07.1941 в точке 70°04' с.ш. / 34°03' в.д. обнаружила подводную лодку в надводном положении, которую не смогла атаковать из-за большого курсового угла цели и скорости. По-видимому, была обнаружена германская подводная лодка "U 652" или "U 81".
31.07.1941{10} в 01.20 прибыла в Полярный.

3-й боевой поход (11,2 суток):

07.08.1941 в 08.12 "М-174" вышла на позицию № 6 в восточную часть Варангер-фьорда. В 18.00 прибыла на позицию.
1516.08.1941 проникла в залив Петсамонвуоно, но не дошла 5 кабельтовых до Линахамари.
Из-за поломки топливного насоса "М-174" начала возвращение в базу.
18.08.1941 в 11.50 прибыла в Полярный.

4-й боевой поход (4,5 суток):

04.09.1941{8} в 23.30 "М-174" вышла на позицию № 6 в восточную часть Варангер-фьорда.
В ночь на 09.09.1941{8} при 8-9-бальном шторме вылился электролит из аккумуляторной батареи, из-за чего без разрешения штаба Северного флота{11} в 11.30 возвратилась в Полярный.

5-й боевой поход (7,9 суток):

19.09.1941 в 21.30 "М-174" вышла на позицию № 6 в восточную часть Варангер-фьорда.
20.09.1941 в 10 часов прибыла на позицию. В 18.13, находясь на перископной глубине, коснулась минрепа (мнимое касание, на тот момент минных заграждений в этом районе не было).
23.09.1941 в 05.29 в районе Айновых островов на глубине 25 метров коснулась грунта. Повреждений не было.
Днем 26.09.1941 Н.Е. Егоров принял решение проникнуть в порт Линахамари. В 15.45 субмарина вошла в залив Петсамонвуоно, а в 17.20 – в порт Линахамари, где были обнаружены 3 транспорта, стоявшие у стенки причала под разгрузкой. В 17.35 из подводного положения "М-174" произвела торпедную атаку, выпустив по двум транспортам (8000 и 4000 тонн) прицельно на циркуляции две торпеды из носовых торпедных аппаратов с дистанции 6 кабельтовых. Были услышаны взрывы. Командир лодки посчитал транспорты потопленными, однако по иностранным данным торпеды взорвались при ударе о пирс, а германский транспорт "Aldebaran" (7896 брт) и норвежские транспорты "Mimona" (1147 брт), "Viator" (3076 брт) попаданий не получили. После залпа лодка всплыла на поверхность под рубку с дифферентом около 15° на корму и была обстреляна артиллерийско-пулеметным огнем. Выровняв дифферент, "М-174" погрузилась и на глубине 40-45 метров пошла на выход из гавани. Германские моторные тральщики "R 155" и "R 162" преследовали лодку, сбросив в течение двух часов 34 (28 по германским данным) глубинные бомбы. В результате близких разрывов вертикальный руль стал перекладываться с трудом, были повреждены визирные стекла цистерн, глубиномеры, через поврежденный клапан топливной цистерны в V отсек стал поступать соляр. В 18.45 лодка на глубине 46 метров легла на грунт и пробыла в таком состоянии в течение 3 часов 50 минут, после чего продолжила движение в открытое море. "М-174" благополучно вышла из залива благодаря умелому маневрированию Н.Е. Егорова: она прижималась вплотную к берегу, а противник осуществлял бомбометание середины фарватера.
27.09.1941 в 02.45 всплыла на поверхность, пробыв под водой 20 часов 45 минут, и начала возвращение в базу. В 18.06 "М-174" прибыла в Полярный. {8}

6-й боевой поход (5,3 суток):

16.10.1941 в 11.34 "М-174" вышла на позицию № 5 в район северо-западнее Вардё.
17.10.1941 в 09.00 прибыла на позицию. Утром обнаружила тральщик, но из-за большого курсового угла цели не смогла атаковать.
20.10.1941 отозвана командованием в базу.
21.10.1941 в 18.00 прибыла в Полярный.

7-й боевой поход (13 суток):

30.10.1941{8} в 14.15 "М-174" вышла на позицию № 5а в район Киркенеса.
31.10.1941 в 8 часов прибыла на позицию.
Из-за 9-10-бального шторма подводная лодка держалась в районе зарядки аккумуляторных батарей, а 0405.11.1941 – в губе Кильдинская салма.
10.11.1941 "М-174" была безрезультатно атакована самолетом противника, сбросившим 5 бомб.
11.11.1941 в 19.30 начала возвращение в базу.
12.11.1941 в 13.30 прибыла в Полярный.

8-й боевой поход (9,6 суток):

22.11.1941 в 18.50 "М-174" вышла на позицию № 5а в район Киркенеса.
Утром 23.11.1941 прибыла на позицию.
Встреч с кораблями противника не было.
25.11.1941 в 15.47 была атакована самолетом противника, сбросившим на безопасном удалении от лодки 3 бомбы.
Вечером 01.12.1941 начала возвращение в базу.
02.12.1941 в 10.10 прибыла в Полярный.

С 09.12.1941 по 14.12.1941 "М-174" прошла навигационный ремонт.

9-й боевой поход (8,2 суток):

20.12.1941{8} в 15.00 "М-174" вышла на позицию № 5а в район Киркенеса.
21.12.1941 в 06.51 прибыла на позицию. Днем в Варангер-фьорде обнаружила в перископ на дистанции 30-35 кабельтовых транспорт, следующий в охранении трех эскадренных миноносцев в восточном направлении. Лодка заняла позицию со стороны берега, где охранение противника отсутствовало. В 13.52 в точке 70°04,5' с.ш. / 30°30,2' в.д. "М-174" из подводного положения произвела торпедную атаку, выпустив прицельно по транспорту одну торпеду из носового торпедного аппарата (вторая торпеда не вышла из аппарата из-за неисправности системы беспузырной торпедной стрельбы) с дистанции 12 кабельтовых. После торпедного выстрела лодка ушла на глубину. Через 96 секунд был слышен взрыв, а через 172 секунды еще один (по-видимому, взорвались котлы). Лодку с 13.59 до 16.00 преследовали германские тральщики "M 1505" и "M 1508", сбросившие 50 (54 по германским данным) глубинных бомб, но "М-174" ушла от преследования. К побережью полуострова Рыбачий прибило шлюпку с надписью "Emshörn". По иностранным данным был потоплен германский транспорт "Emshörn" (4301 брт), перевозивший от 2600 до 4306 тонн разборно-щитовых бараков (1 погибший).
25.12.1941 в 12.25 из-за пролива электролита во время шторма "М-174" прибыла в бухту Цып-Наволок.
28.12.1941{8} в 16.15 начала возвращение в базу и в 20.12 прибыла в Полярный.

До 15.01.1942 прошла навигационный ремонт.

10-й боевой поход (7 суток):

30.01.1942 в 19.00 "М-174" вышла на позицию № 6 в Варангер-фьорд.
31.01.1942 в 6 часов прибыла на позицию.
Встреч с кораблями противника не имела.
Из-за плохой видимости не смогла высадить разведывательную группу.
В ночь на 06.02.1942 вышла из строя (перестала выключаться) муфта Бамаг. В 3 часа из-за неисправности "М-174" начала возвращение в базу и в 18.00 прибыла в Полярный.

08.02.1942 начала текущий ремонт на судоремонтном заводе Народного комиссариата рыбной промышленности в Мурманске.
03.04.1942 подводная лодка "М-174" удостоена гвардейского звания.
Весь 06.1942 ожидала дока для окончания ремонта линии вала.
30.07.1942 завершила текущий ремонт на судоремонтном заводе Народного комиссариата рыбной промышленности в Мурманске.

11-й боевой поход (7,8 суток):

12.08.1942 в 23.47 "М-174" вышла на позицию № 6 в Варангер-фьорд.
13.08.1942 в 11.30 прибыла на позицию.
Днем 17.08.1942 обнаружила сторожевой корабль, но из-за большой дистанции не смогла атаковать. Вечером "М-174" обнаружена мотоботом, экипаж которого обстрелял перископ лодки из винтовок.
19.08.1942 в 22.00-22.40 подверглась преследованию двух сторожевых катеров, с береговой батареи по перископу "М-174" было выпущено 7 снарядов.
20.08.1942 в 02.46 начала возвращение в базу и в 19.30 прибыла в Полярный.

С 26.08.1942 по 05.09.1942 прошла навигационный ремонт.

12-й боевой поход (7,7 суток):

08.09.1942 в 15.30 "М-174" вышла на позицию № 6 в Варангер-фьорд. В 20.20 при следовании на позицию из-за неисправности торпедного аппарата № 2 при проверке его готовности к стрельбе произошел самопроизвольный выстрел.
09.09.1942 в 01.22 прибыла на позицию. Утром "М-174" обнаружила отряд тральщиков, но из-за большой дальности и курсового угла цели не смогла атаковать.
Утром 11.09.1942 заклинило вертикальный руль – неисправность была устранена за 5 часов. Вечером вблизи от находившейся в подводном положении лодки зафиксировано 2 взрыва (предположительно от снарядов, выпущенных береговой батареей).
Утром 15.09.1942 обнаружила плавающую мину. В 23.15 начала возвращение в базу.
16.09.1942 в 07.18 прибыла в Полярный.

С 19.09.1942 по 04.10.1942 прошла навигационный ремонт.

13-й боевой поход (8,5 суток):

14.10.1942 в 20.57 "М-174" вышла на позицию № 5 в район северо-западнее Вардё для высадки разведывательной группы.
16.10.1942 прибыла на позицию.
С 17.10.1942 по 20.10.1942 не смогла высадить разведывательную группу из-за плохой погоды.
С 20.10.1942 "М-174" несла позиционную службу на позиции № 5.
22.10.1942 в 19.31 начала возвращение в базу.
23.10.1942 в 08.55 прибыла в Полярный.

09.11.1942 при стоянке у борта плавучей мастерской "Красный горн" в Пала-Губе из-за свежей погоды несколько раз ударилась о борт подводной лодки "М-172". Были сломаны 67-й и 71-й шпангоуты прочного корпуса, 70-й шпангоут был вогнут внутрь, образовались многочисленные вмятины и трещина на 71-72-м шпангоутах. Была нарушена установка привода вертикального руля и центровка линии вала.
12.11.1942 начала аварийный ремонт.
В ходе ремонта на лодке была установлена гидроакустическая станция "Тамир-4".
07.01.1943 вступила в строй.
11.01.1943 командиром подводной лодки "М-174" назначен капитан-лейтенант Иван Епифанович Сухорученко{5}

14-й боевой поход (7,3 суток):

05.02.1943 в 00.59 "М-174" вышла на позицию № 6 в Варангер-фьорд. В 12.16 прибыла на позицию.
Встреч с кораблями противника не имела.
0708.02.1943 "М-174" штормовала в районе зарядки аккумуляторных батарей.
09.02.1943 была залита водой нижняя головка перископа – устранено.
Утром 11.02.1943 в подводном положении коснулась грунта в районе маяка Стуршер.
12.02.1943 в 00.40 начала возвращение в базу и в 09.10 прибыла в Полярный.

15-й боевой поход (5,4 суток):

06.03.1943 в 18.15 "М-174" вышла на позицию № 6 в Варангер-фьорд.
07.03.1943 штормовала в районе зарядки аккумуляторных батарей. В 23.18 обнаружила плавающую мину.
08.03.1943 прибыла на позицию.
Утром 09.03.1943 обнаружила тральщик, но из-за плохой видимости не смогла атаковать.
11.03.1943 в 14.38 между островами Стуршер и Лилле-Эккерей обнаружила на дистанции 18 кабельтовых одиночный тральщик. В 14.40 из подводного положения "М-174" произвела торпедную атаку, выпустив с временным интервалом две торпеды из носовых торпедных аппаратов с дистанции 15 кабельтовых. Через 90 секунд услышан взрыв. В 14.52 в перископ наблюдался тральщик с дифферентом на корму. Атака противником не зафиксирована. С 15.20 до 17.35 лодка преследовалась катером без сброса глубинных бомб. В 19.10 начала возвращение в базу.
12.03.1943 в 04.26 прибыла в базу.

16-й боевой поход (1,4 суток):

23.03.1943 в 16.05 "М-174" вышла на позицию № 6 в Варангер-фьорд.
24.03.1943 в 05.30 прибыла на позицию. В 13.40 в точке 70°06,2' с.ш. / 30°41,5' в.д., двигаясь курсом 250° на глубине 15 метров, подорвалась на мине UMB германского заграждения "Sperre-V". В результате взрыва была оторвана носовая оконечность легкого корпуса до 9-го шпангоута; вышли из строя оба торпедных аппарата, насос дифферентовочной системы, гирокомпас, лаг, эхолот, гидроакустическая станция, перископ, электрическое управление рулями и целый ряд приборов; лопнуло пять баков элементов носовой группы аккумуляторной батареи; 1-й отсек стал наполняться водой. Лодка всплыла на поверхность и доложила по радио о случившемся. В 13.48 1-й отсек был осушен. Командир "М-174" принял решение идти в надводном положении под прикрытие береговых батарей полуострова Средний. Обеспечивали возвращение поврежденной субмарины эскадренный миноносец "Урицкий" и подводная лодка "С-55". Пройдя в 5 милях от полуострова Рыбачий, "М-174" вошла в Кольский залив.
25.03.1943 в 00.45{12} прибыла в Полярный.

Подводная лодка "М-174" после подрыва на мине Подводная лодка "М-174" после подрыва на мине
Подводная лодка "М-174" после подрыва на мине 24.03.1943

С 27.03.1943 по 12.08.1943 прошла аварийный и текущий ремонт с заменой аккумуляторной батареи.

17-й боевой поход (1-3 суток):

14.10.1943 в 21.10 "М-174" вышла на позицию № 1 в Варангер-фьорд. Обеспечивал поход заместитель начальника штаба бригады ПЛ СФ капитан 2 ранга А.А. Петров.
17.10.1943 не ответила на запрос по радио.
25.10.1943 истек срок автономности. На "М-174" погибло 25 членов экипажа.

В качестве возможных причин гибели лодки можно представить:
1. Подрыв на мине заграждений "NW-34", "NW-35" или "Sperre-V".
2. Подрыв на плавающей мине.
3. Ошибка личного состава или отказ техники.

Примечания

{1} По одним данным[1][3][4] дата закладки подводной лодки – 29.05.1937; по другим[5] – 20.05.1936; в «Историческом журнале "М-174"»[8], который хранится в музее Северного флота датой закладки считается 29.04.1937; у В.И. Дмитриева[2] указаны две версии: 29.05.1937 и 29.04.1937.

{2} Согласно большинству источников[1][3][4][5] дата спуска лодки на воду – 12.10.1937; в «Историческом журнале "М-174"»[8], который хранится в музее Северного флота датой спуска на воду считается 07.07.1938; у В.И. Дмитриева[2] указаны две версии: 12.10.1937 и 07.07.1938.

{3} По одной информации[1] дата подписания приёмного акта лодки – 22.06.1938; по другим сведениям[2] – 24.10.1938.

{4} В книге Э.А. Ковалёва[3] ошибочно указано, что Б.А. Ныров командовал подводной лодкой "М-91" до 21.10.1939.

{5} По одним данным[4][5] Н.Е. Егоров командовал "М-174" до 11.01.1943; по другим данным[3] – до 14.01.1943.

{6} По одним данным[4][5] подводная лодка "М-91" вошла в состав Краснознамённого Балтийского флота 21.06.1938; по другим данным[8] в архиве ВМФ хранится приказ по Краснознамённому Балтийскому флоту от 10.11.1938, которым закончившая сдаточные испытания и принятая от завода № 196 подводная лодка "М-91" (заводской № 105) с 04.11.1938 включается в состав действующих кораблей Краснознамённого Балтийского флота с зачислением в 27-й дивизион подводных лодок 3-й бригады ПЛ; В.И. Дмитриев[2] считает, что по приказу НК ВМФ-39 лодка вступила в строй Краснознамённого Балтийского флота 21.06.1938.

{7} Согласно большинству источников[1][2][4][5] подводная лодка "М-174" вошла в состав Северного флота 21.06.1939; по другим данным[8] лодка была исключена из состава Краснознамённого Балтийского флота приказом НК ВМФ от 16.06.1939 и тем же приказом была зачислена в состав 4-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ Северного флота с переименованием в "М-174" (штат № 36/612).

{8} Статистика в Великой Отечественной войне по данным М.Э. Морозова[5]:
17 боевых походов (126-128 суток).
3 торпедные атаки (5 торпед). 1 торпеда выпущена в боевом походе самопроизвольно.

Статистика в Великой Отечественной войне по данным А.В. Платонова [4]:
срок боевой службы – 28 месяцев (22.06.1941 – 24.10.1943);
16 боевых походов (138 суток);
коэффициент боевой напряженности = 0,16.
3 торпедные атаки (5 торпед). 1 торпеда выпущена в боевом походе самопроизвольно.

Хронологии походов, приведённые в [5] и [4], несколько отличаются. Ниже приведена таблица сравнения:

Номер похода
по М.Морозову[5]
Дата начала похода Дата окончания похода
по М.Морозову[5] по А.Платонову[4] по М.Морозову[5] по А.Платонову[4]
1-й боевой 01.07.1941 12.07.1941 11.07.1941
2-й боевой 20.07.1941 31.07.1941 29.07.1941
3-й боевой 07.08.1941 18.08.1941
4-й боевой 04.09.1941 05.09.1941 09.09.1941 10.09.1941
5-й боевой 19.09.1941 27.09.1941 30.09.1941
6-й боевой 16.10.1941 21.10.1941
7-й боевой 30.10.1941 01.11.1941 12.11.1941
8-й боевой 22.11.1941 02.12.1941
9-й боевой 20.12.1941 17.12.1941 28.12.1941 29.12.1941
10-й боевой 30.01.1942 06.02.1942
11-й боевой 12.08.1942 20.08.1942
12-й боевой 08.09.1942 16.09.1942
13-й боевой 14.10.1942 23.10.1942
14-й боевой 05.02.1943 12.02.1943
15-й боевой 06.03.1943 12.03.1943
16-й боевой 23.03.1943 25.03.1943
17-й боевой 14.10.1943 14-17.10.1943 24.10.1943

{9} В справочнике С.С. Бережного[1] считается, что "М-174" потопила 21.12.1941 транспорт "Эмсхёрн" и повредила тральщик.

{10} По одним данным[5] "М-174" возвратилась из 2-го боевого похода 31.07.1941 в 01.20; по другим данным[4] считается, что лодка возвратилась 29.07.1941; кроме того, есть версия [6][7], что 2-й поход завершился 30.07.1941.

{11} По одной информации[5] "М-174" возвратилась из 4-го боевого похода без разрешения штаба Северного флота; в других источниках[4][6] утверждается, что лодка была досрочно отозвана в базу из-за сильного шторма в районе боевого предназначения.

{12} По одним сведениям[5] "М-174" возвратилась в Полярный из 16-го боевого похода 25.03.1943 в 00.45; по другим[4] – лодка ошвартовалась в Полярном 24.03.1943 в 23.58.

Использованные источники

[1] Бережной С.С. Корабли и суда ВМФ СССР. 1928–1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – С. 65.

[2] Дмитриев В.И. Советское подводное кораблестроение. – М.: Воениздат, 1990. – С. 254.

[3] Ковалев Э.А. Короли подплава в море червонных валетов. Хроника начального периода советского подводного плавания. 1918–1941 гг. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. – С. 270, 321, 380.

[4] Платонов А.В. Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945 / А.В. Платонов. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – С. 338-339, 456-460.

[5] Морозов М.Э. Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 3. Северный флот. – М.: ООО "Стратегия КМ", 2005. – С. 45.

[6] Советская версия ежедневных боевых действий, взятая из архива славного города Гатчина... – Дата обращения: 01.2008. В настоящее время ресурс недоступен.

[7] Великая Отечественная. День за днем. // Морской сборник. – 1991–1992.

[8] Данные, предоставленные Виктором Николаевичем Иващенко.

[9] Мужеников В.Б. Аварии и катастрофы (случаи гибели) подводных лодок 1901-2001 гг. Часть 2. – СПб.: "Галея Принт", 2005. – С. 76-77.

Дополнительные страницы сайта по истории "М-174"

Дата последнего изменения: 19.10.2009.