![]() | Гвардейская подводная лодка "М-174"(до 16.06.1939 – "М-91") | ![]() |
Главная → Лодки → Типы → XII серия → Гвардейская подводная лодка "М-174" ("М-91") |
Серия | XII |
| |
---|---|---|---|
Дата закладки | 29.04.1937 {1} | Завод № 196
(г. Ленинград) заводской № 105 | |
Дата спуска на воду | 07.07.1938 {2} | ||
Дата подписания приёмного акта | 24.10.1938 {3} | ||
Командиры | |||
Принадлежность | |||
Боевой результат | 17 боевых походов{8} в Великой
Отечественной войне (126-128 суток).{8} Выполнила 3 торпедные атаки (5 торпед). 1 торпеда выпущена в боевом походе самопроизвольно. Достоверно потопила: 21.12.1941 германский транспорт "Emshörn" (4301 брт).{9} | ||
Судьба | 14-17.10.1943 пропала без вести в Варангер-фьорде в 17-м боевом походе (погибло 25 членов экипажа). |
29.04.1937{1} заложена на заводе
№ 196 в г. Ленинград (заводской № 105).
04.07.1938 приказом по Краснознамённому Балтийскому флоту к исполнению
должности командира подводной лодки допущен старший лейтенант Борис Алексеевич Ныров. [8]
07.07.1938{2}
подводная лодка спущена на воду. Приказом наркома ВМФ старший лейтенант Ныров утверждён в должности командира
субмарины.
29.08.1938 начаты ходовые
испытания подводной лодки. [8]
20.09.1938 во время выхода
на 24-часовые сдаточные испытания "М-91", проходя Лесные ворота гавани
Кронштадта, столкнулась с буксиром Ленинградского военного порта "ЛП-1". В
результате таранного удара буксира в правый борт в районе II отсека лодки
образовалась пробоина. Подводники покинули затопляемый отсек, задраив за собой
водонепроницаемые двери. Благодаря усилиям экипажа "М-91" осталась на плаву.
Пострадавших не было. Подводная лодка была вынуждена прекратить приёмные
испытания и отправиться в ремонт примерно на 20 дней.
10.10.1938 нарком ВМФ
командарм 1 ранга М.П. Фриновский приказал отстранить от командования
кораблём и предать суду военного трибунала старшего лейтенанта Н.А. Филова,
командовавшего подводной лодкой "М-91" во время аварии (временно заменял
заболевшего Б.А. Нырова). [8]
23.10.1938 завершены
сдаточные испытания. [8]
24.10.1938{3} подписан
приёмный акт.
С 04.11.1938{6}
приказом по Краснознамённому Балтийскому флоту от
10.11.1938 закончившая
сдаточные испытания и принятая от завода № 196 подводная лодка "М-91"
включается в состав действующих кораблей Краснознамённого Балтийского флота с зачислением в
27-й дивизион подводных лодок 3-й бригады ПЛ. В 15.00 лодка подняла
военно-морской флаг.
11.01.1939 командиром
подводной лодки "М-91" назначен лейтенант Николай Ефимович Егоров.
19.05.1939 начала переход на
Северный флот по Беломорско-Балтийскому каналу.
Приказом НК ВМФ от 16.06.1939
была исключена из состава Краснознамённого
Балтийского флота и зачислена в состав 4-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ Северного
флота с переименованием в "М-174".{7}
Участвовала в советско-финляндской войне.
03.1941 завершила текущий
ремонт.
В 04.1941 установлена новая
аккумуляторная батарея.
18.06.1941 производила
погрузку аккумуляторных батарей.
19.06.1941 в 00.00
находилась в Полярном в составе 4-го
дивизиона подводных лодок бригады ПЛ СФ
под командованием старшего лейтенанта Н.Е. Егорова, проходя курс боевой
подготовки. Лодка числилась в организационном периоде.
Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
1-й боевой поход (10,9 суток):
01.07.1941
в 4 часа "М-174" вышла в дозор на позицию № 7 северо-восточнее полуострова
Рыбачий. В 23.48 обнаружила подводную лодку противника, однако при попытке выйти
в атаку неприятельская субмарина погрузилась – ложный контакт.
12.07.1941{8} в 01.30 прибыла в Полярный.
2-й боевой поход (10,3 суток):
20.07.1941
в 17.20 "М-174" вышла в дозор на позицию № 7 северо-восточнее полуострова
Рыбачий.
25.07.1941 в точке
69°52,8' с.ш. / 34°20,0' в.д. обнаружила подводную лодку, но
из-за тумана не смогла ее атаковать. По-видимому, была обнаружена германская
подводная лодка "U 652" или "U 81".
27.07.1941 в точке
70°04' с.ш. / 34°03' в.д. обнаружила подводную лодку в надводном
положении, которую не смогла атаковать из-за большого курсового угла цели и
скорости. По-видимому, была обнаружена германская подводная лодка "U 652"
или "U 81".
31.07.1941{10} в 01.20 прибыла в Полярный.
3-й боевой поход (11,2 суток):
07.08.1941
в 08.12 "М-174" вышла на позицию № 6 в
восточную часть Варангер-фьорда. В 18.00 прибыла на позицию.
15–16.08.1941 проникла в залив
Петсамонвуоно, но не дошла 5 кабельтовых до Линахамари.
Из-за поломки топливного насоса "М-174" начала возвращение в базу.
18.08.1941 в 11.50 прибыла в
Полярный.
4-й боевой поход (4,5 суток):
04.09.1941{8} в 23.30 "М-174" вышла на позицию № 6 в восточную часть
Варангер-фьорда.
В ночь на 09.09.1941{8}
при 8-9-бальном шторме вылился электролит из аккумуляторной батареи, из-за чего
без разрешения штаба Северного флота{11} в 11.30 возвратилась в Полярный.
5-й боевой поход (7,9 суток):
19.09.1941
в 21.30 "М-174" вышла на позицию № 6 в
восточную часть Варангер-фьорда.
20.09.1941 в 10 часов
прибыла на позицию. В 18.13, находясь на перископной глубине, коснулась минрепа
(мнимое касание, на тот момент минных заграждений в этом районе не было).
23.09.1941 в 05.29 в районе
Айновых островов на глубине 25 метров коснулась грунта. Повреждений не было.
Днем 26.09.1941 Н.Е. Егоров принял решение проникнуть в
порт Линахамари. В 15.45 субмарина вошла в залив Петсамонвуоно, а в 17.20 –
в порт Линахамари, где были обнаружены 3 транспорта, стоявшие у стенки причала
под разгрузкой. В 17.35 из подводного положения "М-174" произвела торпедную атаку,
выпустив по двум транспортам (8000 и 4000 тонн) прицельно на циркуляции две
торпеды из носовых торпедных аппаратов с дистанции 6 кабельтовых. Были услышаны
взрывы. Командир лодки посчитал транспорты потопленными, однако по иностранным
данным торпеды взорвались при ударе о пирс, а германский транспорт "Aldebaran"
(7896 брт) и норвежские транспорты "Mimona" (1147 брт), "Viator" (3076 брт)
попаданий не получили. После залпа лодка всплыла на поверхность под рубку с
дифферентом около 15° на корму и была обстреляна артиллерийско-пулеметным огнем.
Выровняв дифферент, "М-174" погрузилась и на глубине 40-45 метров пошла на выход
из гавани. Германские моторные тральщики "R 155" и "R 162"
преследовали лодку, сбросив в течение двух часов 34 (28 по германским данным)
глубинные бомбы. В результате близких разрывов вертикальный руль стал
перекладываться с трудом, были повреждены визирные стекла цистерн, глубиномеры,
через поврежденный клапан топливной цистерны в V отсек стал поступать соляр. В
18.45 лодка на глубине 46 метров легла на грунт и пробыла в таком состоянии в
течение 3 часов 50 минут, после чего продолжила движение в открытое море.
"М-174" благополучно вышла из залива благодаря умелому маневрированию Н.Е. Егорова: она прижималась вплотную к
берегу, а противник осуществлял бомбометание середины фарватера.
27.09.1941 в 02.45 всплыла
на поверхность, пробыв под водой 20 часов 45 минут, и начала возвращение в базу.
В 18.06 "М-174" прибыла в Полярный. {8}
6-й боевой поход (5,3 суток):
16.10.1941
в 11.34 "М-174" вышла на позицию № 5 в
район северо-западнее Вардё.
17.10.1941 в 09.00 прибыла
на позицию. Утром обнаружила тральщик, но из-за большого курсового угла цели не
смогла атаковать.
20.10.1941 отозвана
командованием в базу.
21.10.1941 в 18.00 прибыла в
Полярный.
7-й боевой поход (13 суток):
30.10.1941{8} в 14.15 "М-174" вышла на позицию № 5а в район Киркенеса.
31.10.1941 в 8 часов прибыла
на позицию.
Из-за 9-10-бального шторма подводная лодка держалась в районе зарядки
аккумуляторных батарей, а 04–05.11.1941 – в губе Кильдинская салма.
10.11.1941 "М-174" была
безрезультатно атакована самолетом противника, сбросившим 5 бомб.
11.11.1941 в 19.30 начала
возвращение в базу.
12.11.1941 в 13.30 прибыла в
Полярный.
8-й боевой поход (9,6 суток):
22.11.1941
в 18.50 "М-174" вышла на позицию № 5а в
район Киркенеса.
Утром 23.11.1941 прибыла на
позицию.
Встреч с кораблями противника не было.
25.11.1941 в 15.47 была
атакована самолетом противника, сбросившим на безопасном удалении от лодки 3
бомбы.
Вечером 01.12.1941 начала
возвращение в базу.
02.12.1941 в 10.10 прибыла в
Полярный.
С 09.12.1941 по 14.12.1941 "М-174" прошла навигационный ремонт.
9-й боевой поход (8,2 суток):
20.12.1941{8} в 15.00 "М-174" вышла на позицию № 5а в район Киркенеса.
21.12.1941 в 06.51 прибыла
на позицию. Днем в Варангер-фьорде обнаружила в перископ на дистанции 30-35
кабельтовых транспорт, следующий в охранении трех эскадренных миноносцев в
восточном направлении. Лодка заняла позицию со стороны берега, где
охранение противника отсутствовало. В 13.52 в точке 70°04,5' с.ш. /
30°30,2' в.д. "М-174" из подводного положения произвела торпедную атаку,
выпустив прицельно по транспорту одну торпеду из носового торпедного аппарата
(вторая торпеда не вышла из аппарата из-за неисправности системы беспузырной
торпедной стрельбы) с дистанции 12 кабельтовых. После торпедного выстрела лодка
ушла на глубину. Через 96 секунд был слышен взрыв, а через 172 секунды еще один
(по-видимому, взорвались котлы). Лодку с 13.59 до 16.00 преследовали германские
тральщики "M 1505" и "M 1508", сбросившие 50 (54 по германским данным)
глубинных бомб, но "М-174" ушла от преследования. К побережью полуострова
Рыбачий прибило шлюпку с надписью "Emshörn". По иностранным данным был
потоплен германский транспорт "Emshörn" (4301 брт), перевозивший от 2600 до
4306 тонн разборно-щитовых бараков (1 погибший).
25.12.1941 в 12.25 из-за
пролива электролита во время шторма "М-174" прибыла в бухту Цып-Наволок.
28.12.1941{8} в 16.15 начала возвращение в базу и в 20.12 прибыла в
Полярный.
До 15.01.1942 прошла навигационный ремонт.
10-й боевой поход (7 суток):
30.01.1942
в 19.00 "М-174" вышла на позицию № 6 в
Варангер-фьорд.
31.01.1942 в 6 часов прибыла
на позицию.
Встреч с кораблями противника не имела.
Из-за плохой видимости не смогла высадить разведывательную группу.
В ночь на 06.02.1942 вышла из
строя (перестала выключаться) муфта Бамаг. В 3 часа из-за неисправности "М-174"
начала возвращение в базу и в 18.00 прибыла в Полярный.
08.02.1942
начала текущий ремонт на судоремонтном заводе Народного комиссариата рыбной
промышленности в Мурманске.
03.04.1942 подводная лодка
"М-174" удостоена гвардейского звания.
Весь 06.1942 ожидала дока для
окончания ремонта линии вала.
30.07.1942 завершила текущий
ремонт на судоремонтном заводе Народного комиссариата рыбной промышленности в
Мурманске.
11-й боевой поход (7,8 суток):
12.08.1942
в 23.47 "М-174" вышла на позицию № 6 в
Варангер-фьорд.
13.08.1942 в 11.30 прибыла
на позицию.
Днем 17.08.1942 обнаружила
сторожевой корабль, но из-за большой дистанции не смогла атаковать. Вечером
"М-174" обнаружена мотоботом, экипаж которого обстрелял перископ лодки из
винтовок.
19.08.1942 в 22.00-22.40
подверглась преследованию двух сторожевых катеров, с береговой батареи по
перископу "М-174" было выпущено 7 снарядов.
20.08.1942 в 02.46 начала
возвращение в базу и в 19.30 прибыла в Полярный.
С 26.08.1942 по 05.09.1942 прошла навигационный ремонт.
12-й боевой поход (7,7 суток):
08.09.1942
в 15.30 "М-174" вышла на позицию № 6 в
Варангер-фьорд. В 20.20 при следовании на позицию из-за неисправности торпедного
аппарата № 2 при проверке его готовности к стрельбе произошел
самопроизвольный выстрел.
09.09.1942 в 01.22 прибыла на
позицию. Утром "М-174" обнаружила отряд тральщиков, но из-за большой дальности и
курсового угла цели не смогла атаковать.
Утром 11.09.1942 заклинило
вертикальный руль – неисправность была устранена за 5 часов. Вечером вблизи
от находившейся в подводном положении лодки зафиксировано 2 взрыва
(предположительно от снарядов, выпущенных береговой батареей).
Утром 15.09.1942 обнаружила
плавающую мину. В 23.15 начала возвращение в базу.
16.09.1942 в 07.18 прибыла в
Полярный.
С 19.09.1942 по 04.10.1942 прошла навигационный ремонт.
13-й боевой поход (8,5 суток):
14.10.1942
в 20.57 "М-174" вышла на позицию № 5 в
район северо-западнее Вардё для высадки разведывательной группы.
16.10.1942 прибыла на
позицию.
С 17.10.1942 по 20.10.1942 не смогла высадить
разведывательную группу из-за плохой погоды.
С 20.10.1942 "М-174" несла
позиционную службу на позиции № 5.
22.10.1942 в 19.31 начала
возвращение в базу.
23.10.1942 в 08.55 прибыла в
Полярный.
09.11.1942
при стоянке у борта плавучей мастерской "Красный горн" в Пала-Губе из-за свежей
погоды несколько раз ударилась о борт подводной лодки "М-172". Были сломаны 67-й и 71-й шпангоуты прочного
корпуса, 70-й шпангоут был вогнут внутрь, образовались многочисленные вмятины и
трещина на 71-72-м шпангоутах. Была нарушена установка привода вертикального
руля и центровка линии вала.
12.11.1942 начала аварийный
ремонт.
В ходе ремонта на лодке была установлена гидроакустическая станция "Тамир-4".
07.01.1943 вступила в строй.
11.01.1943 командиром
подводной лодки "М-174" назначен капитан-лейтенант Иван Епифанович Сухорученко. {5}
14-й боевой поход (7,3 суток):
05.02.1943
в 00.59 "М-174" вышла на позицию № 6 в
Варангер-фьорд. В 12.16 прибыла на позицию.
Встреч с кораблями противника не имела.
07–08.02.1943 "М-174" штормовала в
районе зарядки аккумуляторных батарей.
09.02.1943 была залита водой
нижняя головка перископа – устранено.
Утром 11.02.1943 в подводном
положении коснулась грунта в районе маяка Стуршер.
12.02.1943 в 00.40 начала
возвращение в базу и в 09.10 прибыла в Полярный.
15-й боевой поход (5,4 суток):
06.03.1943
в 18.15 "М-174" вышла на позицию № 6 в
Варангер-фьорд.
07.03.1943 штормовала в
районе зарядки аккумуляторных батарей. В 23.18 обнаружила плавающую мину.
08.03.1943 прибыла на
позицию.
Утром 09.03.1943 обнаружила
тральщик, но из-за плохой видимости не смогла атаковать.
11.03.1943 в 14.38 между
островами Стуршер и Лилле-Эккерей обнаружила на дистанции 18 кабельтовых
одиночный тральщик. В 14.40 из подводного положения "М-174" произвела торпедную атаку,
выпустив с временным интервалом две торпеды из носовых торпедных аппаратов с
дистанции 15 кабельтовых. Через 90 секунд услышан взрыв. В 14.52 в перископ
наблюдался тральщик с дифферентом на корму. Атака противником не зафиксирована.
С 15.20 до 17.35 лодка преследовалась катером без сброса глубинных бомб. В 19.10
начала возвращение в базу.
12.03.1943 в 04.26 прибыла в
базу.
16-й боевой поход (1,4 суток):
23.03.1943
в 16.05 "М-174" вышла на позицию № 6 в
Варангер-фьорд.
24.03.1943 в 05.30 прибыла
на позицию. В 13.40 в точке 70°06,2' с.ш. / 30°41,5' в.д.,
двигаясь курсом 250° на глубине 15 метров, подорвалась на мине UMB германского заграждения
"Sperre-V". В результате взрыва была оторвана носовая оконечность легкого
корпуса до 9-го шпангоута; вышли из строя оба торпедных аппарата, насос
дифферентовочной системы, гирокомпас, лаг, эхолот, гидроакустическая станция,
перископ, электрическое управление рулями и целый ряд приборов; лопнуло пять
баков элементов носовой группы аккумуляторной батареи; 1-й отсек стал
наполняться водой. Лодка всплыла на поверхность и доложила по радио о
случившемся. В 13.48 1-й отсек был осушен. Командир "М-174" принял решение идти
в надводном положении под прикрытие береговых батарей полуострова Средний.
Обеспечивали возвращение поврежденной субмарины эскадренный миноносец
"Урицкий" и подводная лодка "С-55".
Пройдя в 5 милях от полуострова Рыбачий, "М-174" вошла в Кольский залив.
25.03.1943 в 00.45{12} прибыла в Полярный.
![]() | ![]() |
Подводная лодка "М-174" после подрыва на мине 24.03.1943 |
---|
С 27.03.1943 по 12.08.1943 прошла аварийный и текущий ремонт с заменой аккумуляторной батареи.
17-й боевой поход (1-3 суток):
14.10.1943
в 21.10 "М-174" вышла на позицию № 1 в
Варангер-фьорд. Обеспечивал поход заместитель начальника штаба бригады ПЛ СФ капитан 2 ранга А.А. Петров.
17.10.1943 не ответила на
запрос по радио.
25.10.1943 истек срок
автономности. На "М-174" погибло 25 членов экипажа.
В качестве возможных причин гибели лодки можно представить:
1. Подрыв на мине заграждений "NW-34", "NW-35" или "Sperre-V".
2. Подрыв на плавающей мине.
3. Ошибка личного состава или отказ техники.
Примечания
{1} По одним данным[1][3][4] дата закладки подводной лодки – 29.05.1937; по другим[5] – 20.05.1936; в «Историческом журнале "М-174"»[8], который хранится в музее Северного флота датой закладки считается 29.04.1937; у В.И. Дмитриева[2] указаны две версии: 29.05.1937 и 29.04.1937.
{2} Согласно большинству источников[1][3][4][5] дата спуска лодки на воду – 12.10.1937; в «Историческом журнале "М-174"»[8], который хранится в музее Северного флота датой спуска на воду считается 07.07.1938; у В.И. Дмитриева[2] указаны две версии: 12.10.1937 и 07.07.1938.
{3} По одной информации[1] дата подписания приёмного акта лодки – 22.06.1938; по другим сведениям[2] – 24.10.1938.
{4} В книге Э.А. Ковалёва[3] ошибочно указано, что Б.А. Ныров командовал подводной лодкой "М-91" до 21.10.1939.
{5} По одним данным[4][5] Н.Е. Егоров командовал "М-174" до 11.01.1943; по другим данным[3] – до 14.01.1943.
{6} По одним данным[4][5] подводная лодка "М-91" вошла в состав Краснознамённого Балтийского флота 21.06.1938; по другим данным[8] в архиве ВМФ хранится приказ по Краснознамённому Балтийскому флоту от 10.11.1938, которым закончившая сдаточные испытания и принятая от завода № 196 подводная лодка "М-91" (заводской № 105) с 04.11.1938 включается в состав действующих кораблей Краснознамённого Балтийского флота с зачислением в 27-й дивизион подводных лодок 3-й бригады ПЛ; В.И. Дмитриев[2] считает, что по приказу НК ВМФ-39 лодка вступила в строй Краснознамённого Балтийского флота 21.06.1938.
{7} Согласно большинству источников[1][2][4][5] подводная лодка "М-174" вошла в состав Северного флота 21.06.1939; по другим данным[8] лодка была исключена из состава Краснознамённого Балтийского флота приказом НК ВМФ от 16.06.1939 и тем же приказом была зачислена в состав 4-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ Северного флота с переименованием в "М-174" (штат № 36/612).
{8} Статистика в Великой
Отечественной войне по данным М.Э. Морозова[5]:
17 боевых походов (126-128 суток).
3 торпедные атаки (5 торпед). 1 торпеда выпущена в боевом походе
самопроизвольно.
Статистика в Великой Отечественной войне по данным
А.В. Платонова [4]:
срок боевой службы – 28 месяцев (22.06.1941 – 24.10.1943);
16 боевых походов (138 суток);
коэффициент боевой напряженности = 0,16.
3 торпедные атаки (5 торпед). 1 торпеда выпущена в боевом походе
самопроизвольно.
Хронологии походов, приведённые в [5] и [4], несколько отличаются. Ниже приведена таблица сравнения:
Номер похода по М.Морозову[5] | Дата начала похода | Дата окончания похода | ||
---|---|---|---|---|
по М.Морозову[5] | по А.Платонову[4] | по М.Морозову[5] | по А.Платонову[4] | |
1-й боевой | 01.07.1941 | 12.07.1941 | 11.07.1941 | |
2-й боевой | 20.07.1941 | 31.07.1941 | 29.07.1941 | |
3-й боевой | 07.08.1941 | 18.08.1941 | ||
4-й боевой | 04.09.1941 | 05.09.1941 | 09.09.1941 | 10.09.1941 |
5-й боевой | 19.09.1941 | 27.09.1941 | 30.09.1941 | |
6-й боевой | 16.10.1941 | 21.10.1941 | ||
7-й боевой | 30.10.1941 | 01.11.1941 | 12.11.1941 | |
8-й боевой | 22.11.1941 | 02.12.1941 | ||
9-й боевой | 20.12.1941 | 17.12.1941 | 28.12.1941 | 29.12.1941 |
10-й боевой | 30.01.1942 | 06.02.1942 | ||
11-й боевой | 12.08.1942 | 20.08.1942 | ||
12-й боевой | 08.09.1942 | 16.09.1942 | ||
13-й боевой | 14.10.1942 | 23.10.1942 | ||
14-й боевой | 05.02.1943 | 12.02.1943 | ||
15-й боевой | 06.03.1943 | 12.03.1943 | ||
16-й боевой | 23.03.1943 | – | 25.03.1943 | – |
17-й боевой | 14.10.1943 | 14-17.10.1943 | 24.10.1943 |
{9} В справочнике С.С. Бережного[1] считается, что "М-174" потопила 21.12.1941 транспорт "Эмсхёрн" и повредила тральщик.
{10} По одним данным[5] "М-174" возвратилась из 2-го боевого похода 31.07.1941 в 01.20; по другим данным[4] считается, что лодка возвратилась 29.07.1941; кроме того, есть версия [6][7], что 2-й поход завершился 30.07.1941.
{11} По одной информации[5] "М-174" возвратилась из 4-го боевого похода без разрешения штаба Северного флота; в других источниках[4][6] утверждается, что лодка была досрочно отозвана в базу из-за сильного шторма в районе боевого предназначения.
{12} По одним сведениям[5] "М-174" возвратилась в Полярный из 16-го боевого похода 25.03.1943 в 00.45; по другим[4] – лодка ошвартовалась в Полярном 24.03.1943 в 23.58.
Использованные источники
[1] Бережной С.С. Корабли и суда ВМФ СССР. 1928–1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – С. 65.
[2] Дмитриев В.И. Советское подводное кораблестроение. – М.: Воениздат, 1990. – С. 254.
[3] Ковалев Э.А. Короли подплава в море червонных валетов. Хроника начального периода советского подводного плавания. 1918–1941 гг. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. – С. 270, 321, 380.
[4] Платонов А.В. Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945 / А.В. Платонов. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – С. 338-339, 456-460.
[5] Морозов М.Э. Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 3. Северный флот. – М.: ООО "Стратегия КМ", 2005. – С. 45.
[6] Советская версия ежедневных боевых действий, взятая из архива славного города Гатчина... – Дата обращения: 01.2008. В настоящее время ресурс недоступен.
[7] Великая Отечественная. День за днем. // Морской сборник. – 1991–1992.
[8] Данные, предоставленные Виктором Николаевичем Иващенко.
[9] Мужеников В.Б. Аварии и катастрофы (случаи гибели) подводных лодок 1901-2001 гг. Часть 2. – СПб.: "Галея Принт", 2005. – С. 76-77.
Дополнительные страницы сайта по истории "М-174"
Торпедная атака "М-174" 26.09.1941 |
Торпедная атака "М-174" 21.12.1941 |
Торпедная атака "М-174" 11.03.1943 |
Подрыв "М-174" на мине 24.03.1943 |
Обсуждение истории "М-174" (бывшая "М-91") на форуме |
ГЛАВНАЯ | ЛОДКИ | ПРИМЕНЕНИЕ | ПОДВОДНИКИ | ДАТЫ | ФОРУМ | ССЫЛКИ |