Лодка

"М-174"

4-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ Северного флота

Командир

капитан-лейтенант Н.Е. Егоров

Дата атаки

26.09.1941

Данные атакующей стороны (командира подводной лодки)

Источник

[1, с.46]

[2, с.338]

[3, с.17]

Состав конвоя

2 транспорта у стенки причала

3 транспорта у причала

(обнаружены в 17.15)

?

Время атаки

17.35

17.36

Место атаки

позиция № 6

порт Линахамари

порт Лиинахамари

Liinahamaari

Цель атаки

2 транспорта

(8000 и 4000 тонн)

транспорт

пароход (5000 брт)

Положение лодки

подводное

?

Способ атаки {1}

торп/пр

2/НТА

торп/?

2/НТА

Дистанция

6 каб.

?

Результат атаки

торпеды были выпущены на циркуляции; услышаны взрывы; в момент залпа лодка всплыла на поверхность и была обстреляна артиллерийско-пулеметным огнем; затем в течение 2-х часов германские корабли сбросили 34 глубинные бомбы; в результате близких разрывов вертикальный руль стал перекладываться с трудом, были повреждены визирные стекла цистерн, глубиномеры; через поврежденный клапан топливной цистерны в V отсек стал поступать соляр

промах; в момент залпа лодка всплыла на поверхность и была обстреляна артиллерийско-пулеметным огнем; затем атакована катерами-тральщиками; в результате близких разрывов глубинных бомб вертикальный руль стал перекладываться с трудом, были повреждены глубиномеры, через поврежденный клапан топливной цистерны в V отсек стал поступать соляр

пароход потоплен

Данные атакованной стороны (противника)

Состав конвоя

германский транспорт "Альдебаран", норвежские транспорты "Мимона" и "Кристиан Сендинг"{2}

?

германский пароход "Aldebaran" (7896 брт), норвежские пароходы "Mimona" (1147 брт) и "Ch. Sending"{2} (3076 брт)

Время атаки

?

16.35

Место атаки

порт Лиинахамари

Liinahamaari

Цель атаки

?

германский пароход

"Aldebaran" (7896 брт)

Результат атаки

промах; в момент залпа лодка всплыла на поверхность и была обстреляна артиллерийско-пулеметным огнем; затем атакована моторными тральщиками "R 155" и "R 162", сбросившими в течение 2-х часов 28 глубинных бомб

промах; в момент залпа лодка всплыла на поверхность и была обстреляна артиллерийско-пулеметным огнем; затем атакована катерами-тральщиками "R 155" и "R 162", сбросившими 28 глубинных бомб

промах; обе торпеды взорвались от удара о пирс


 

Описание атаки из разных источников:

[4]:

"ПЛ "М-174", находившаяся на позиции на подходах к бухте Печенга, с 19 сентября не обнаруживала противника. Командир ПЛ принял решение проникнуть в бухту Печенга. В 15.45 ПЛ вошла в бухту, а в 17.20 – в порт Лиинахамари. Подводная лодка обнаружила там три транспорта, стоявшие у стенки под разгрузкой, и на циркуляции с дистанции 6 кб выпустила по двум транспортам две торпеды. Не имея установки беспузырной торпедной стрельбы, ПЛ после залпа всплыла на поверхность под рубку с дифферентом около 15° на корму и тем самым обнаружила себя. Противник открыл по ПЛ артиллерийский и пулеметный огонь. Выровняв дифферент, ПЛ погрузилась и на глубине 40-45 м пошла из гавани на выход. В узкой части бухты на ПЛ были сброшены 34 глубинных бомбы катерами-охотниками. Бомбы рвались очень близко от ПЛ. От их взрывов ПЛ получила некоторые повреждения и лишилась освещения. В 18.45 ПЛ на глубине 46 м легла на грунт и пробыла в таком состоянии в течение 3 часов 50 минут. Бомбометание продолжалось в общей сложности 5 часов 10 минут. Подводная лодка благополучно вышла из бухты Печенга благодаря умелому маневрированию командира: она прижималась вплотную к берегу, а противник бомбардировал середину фарватера. В 2.45 (27 сентября) ПЛ всплыла, пробыв под водой 20 часов 45 минут. Что касается результатов торпедной атаки, то командир ПЛ считал немецкие транспорты потопленными, но, как выяснилось впоследствии, выпущенные с ПЛ торпеды не взорвались."

[5, с.28]:

"Пл "М-174" вошла в порт Линахамари, где атаковала 2 транспорта, но выпущенные ею торпеды не взорвались. Несмотря на преследование, пл благополучно вышла из бухты, пробыв под водой почти 21 час."

[6, с.28]:

"26 сентября в Линахамари снова проникла подводная лодка "М-174". На этот раз ей удалось потопить транспорт противника. Однако в момент залпа лодка подвсплыла, ее рубка показалась на поверхности, и "М-174" была обнаружена. По ней был открыт огонь с береговой батареи, высланы для преследования катера. Предполагая, что катера будут бомбить лодку в средней части залива, командир поспешил подойти ближе к берегу. Маневр оказался удачным, бомбы сбрасывались по оси фарватера. Лодка же, получив лишь легкие повреждения, благополучно возвратилась в базу."

[8, с.64-65]:

"Второй поход в конце сентября 1941 года тоже заканчивался безрезультатно, и в конце его командир лодки Н.Е. Егоров, посоветовавшись со  своими офицерами, решил зайти в Печенгский залив, в порт Лиинахамари. После полудня мы втянулись в узкий залив, изредка наблюдая за обстановкой по перископу. Наконец у одного из причалов мы обнаружили 2 немецких транспорта, а в глубине залива – сторожевик и несколько катеров-охотников за подводными лодками. Торпеды по транспортам выпустили веером, на повороте на обратный курс. Вскоре раздались два мощных взрыва.

В начале войны на наших подлодках еще не было устройства бес-пузыревой стрельбы торпедами, поэтому, когда торпеда выстреливалась, нос лодки выскакивал вверх от облегчения, а перед этим на поверхности воды образовывались огромные пузыри от сжатого воздуха, которым  выстреливались торпеды. Рубку и нос выбросило на поверхность, погрузить лодку обратно под воду удалось лишь через 1,5 минуты, набрав  воды из-за борта прямо в центральный отсек.

Сторожевик и катера начали обстрел лодки из орудий и крупнокалиберных пулеметов и двинулись на нас для атаки глубинными бомбами. Обратно мы выходили на глубине 60-70 метров. Начали рваться глубинные бомбы. Когда катера проходили над нами, от взрыва одной из  бомб заклинило руль в положении "право на борт", и лодка начала разворачиваться к восточному берегу. К счастью, от взрыва следующей  бомбы руль начал снова действовать нормально, и мы последовали вслед за катерами-охотниками на выход под грохот все удаляющихся  взрывов. Полопались лампочки и плафоны, вышло из строя электрическое управление вертикальными и горизонтальными рулями, сорвало круг освещения перископа, лопнули визиры топливных цистерн.

Около 19 часов лодка коснулась грунта двадцатиметровой банки на выходе из залива и затаилась на ней. Катера, сбросив 34 глубинных бомбы около входа в залив, так и не смогли нащупать нашу "Малютку". Ночью лодка всплыла, отошла от берега и после сообщения в штаб взяла курс на Полярный."

Теплоход "Viator"{2} в Копенгагене. 1940 год. [7]

Схема проникновения подводных лодок "М-171", "М-172" и "М-174" в Линахамари. [6, с.27]

Примечания:

{1} Способ атаки: 1 строка – торпедная (торп) или артиллерийская (арт) / способ стрельбы торпедами: прицельный (пр), с временным интервалом (ви), веером (вр); 2 строка – количество выпущенных торпед (снарядов), в скобках указывается тип торпеды (если известен) / носовые (НТА), кормовые (КТА) торпедные аппараты либо калибр снарядов (патронов).

{2} Теплоход-рефрижератор "Viator" (3076 брт) был спущен на воду в Копенгагене (Дания), где и был реквизирован Кригсмарине. До 27.10.1941 плавало под норвежским флагом в интересах германского командования под прежним наименованием. С 27.10.1941 судно стало формально принадлежать Германии и в дальнейшем было переименовано в "Christian Sinding".[7]

Использованные источники:

[1] Морозов М.Э. – Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 3. Северный флот. – М.: изд. "Стратегия КМ", 2005. – 96 с.: ил.

[2] Платонов А.В. – Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – 592 с.: ил.

[3] Jurgen Rohwer – Allied Submarine Attacks of World War Two (European Theatre of Operations 1939-1945). Naval Institute Press, Annapolis, Maryland, 1997.

[4] Версия Гатчинского архива ежедневных боевых действий на Северном театре.

[5] Великая Отечественная день за днем. – Морской сборник 09-1991.

[6] Емельянов Л. А. – Советские подводные лодки в Великой Отечественной войне. – М.: Воениздат, 1981.

[7] Сайт http://warsailors.com.

[8] Кузнецов А.П. – В глубинах северных морей. – Северные конвои: исследования, воспоминания, документы. – Архангельск, 1991.


 

ГЛАВНАЯ

ЛОДКИ

КОМАНДИРЫ

ДАТЫ

ССЫЛКИ

Дата последнего изменения: 12.01.2009.