03.04.1942

25.07.1943

"М-172"

(до 16.06.1939"М-88")

 

Серия

XII

 

Дата закладки

      17.06.1936 {1}

Завод № 196, г. Ленинград

заводской № 89

Дата спуска на воду

      23.07.1937 {2}

Дата подписания приемного акта

      11.12.1937 {3}

Командиры

31.10.193922.07.1941

22.07.1941      06.1943 {4}

10.07.1943       10.1943

Дмитрий Яковлевич Лысенко

Израиль Ильич Фисанович

Иван Андреевич Кунец

Принадлежность

25.12.1937

21.06.1939

22.06.194110.1943

Краснознаменный Балтийский флот

Северный флот

4-й дивизион подводных лодок бригады ПЛ СФ

Боевой результат

20 боевых походов{5} в Великой Отечественной войне (87-96 суток).{5}

Выполнила 13 торпедных атак (20 торпед).

Достоверно потопила:

01.02.1943 германский сторожевой корабль "V 6115" ("Ostwind").{6}

Судьба

02-11.10.1943 пропала без вести в 20-м боевом походе в Варангер-фьорд (23 члена экипажа погибло).

17.06.1936 заложена на заводе № 196 в г. Ленинград (заводской № 89) под литерно-цифровым обозначением "М-88".{1}

23.07.1937 спущена на воду.{2}

11.12.1937 подписан приемный акт.{3}

25.12.1937 вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.

19.05.1939 начала переход на Северный флот по Беломорско-Балтийскому каналу.

16.06.1939 получила новое литерно-цифровое обозначение "М-172".

21.06.1939 вошла в состав Северного флота.

31.10.1939 командиром лодки назначен старший лейтенант Дмитрий Яковлевич Лысенко.

Участвовала в советско-финляндской войне.

14.04.1941 завершила средний ремонт.

С 23.04.1941 по 09.05.1941 прошла докование.

19.06.1941 в 00.00 под командованием старшего лейтенанта Д.Я. Лысенко находилась на переходе из губы Оленья в губу Мотка на боевую подготовку в составе 4-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ СФ. Лодка числилась в организационном периоде.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.:

1-й боевой поход (8,7 суток):

11.07.1941 в 18.30 вышла в дозор на позицию № 7 северо-восточнее полуострова Рыбачий.{5}

12.07.1941 в 03.28 прибыла на позицию. В 06.20 обнаружив 3 тральщика (на самом деле 3 эскадренных миноносца), донесла об обнаружении противника по радио (в базе сообщение не было принято), но выйти в атаку не смогла. Вечером обнаружила сторожевой корабль, от которого уклонилась.

С 13.07.1941 газоотводный клапан начал пропускать воду.

Вечером 18.07.1941 обнаружила шум винтов. Считая, что подводная лодка подвергается преследованию, командир начал маневр уклонения.

19.07.1941 при утреннем погружении через клапан газоотвода был залит дизель. В 09.01 лодка начала возвращение в базу.

20.07.1941 в 01.46 из-за невязки в 30 миль в подводном положении села на мель. Были повреждены волнорезные щитки торпедных аппаратов и надстройка в носовой части. В создавшейся обстановке командир поддался панике.{7} В 11.40 лодка прибыла в Полярный.{5}

21.07.1941 начала аварийный ремонт.

22.07.1941 лодку поместили в док на Мурманском судоремонтном заводе Народного комиссариата рыбной промышленности. За трусость и паникерство, проявленные в боевой обстановке, старший лейтенант Д.Я. Лысенко был отстранен от командования лодкой и предан суду военного трибунала. Командиром лодки назначен капитан-лейтенант Израиль Ильич Фисанович.{4}

06.08.1941 завершила докование на Мурманском судоремонтном заводе Народного комиссариата рыбной промышленности.

07.08.1941 завершила аварийный ремонт.

2-й боевой поход (5 суток):

18.08.1941 в 20.00 вышла из губы Оленья на позицию № 6 в восточную часть Варангер-фьорда. Обеспечивал поход командир 3-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ СФ капитан 3 ранга И.А. Колышкин.

19.08.1941 в 04.00 прибыла в район зарядки аккумуляторных батарей. К 19.17 подошла в подводном положении к входу в залив Петсамонвуоно и прошла на запад до точки 69°47' с.ш. / 31°19' в.д., держась от берега на расстоянии 8-10 кабельтовых.

20.08.1941 в 00.00 возвратилась к входу в залив Петсамонвуоно, не обнаружив противника. Командир лодки принял решение прорываться в Лиинахамари, предварительно зарядив аккумуляторную батарею. Лодка ушла в район зарядки, где заряжала аккумуляторную батарею до 18.45. В 19.08 из низких облаков показался германский самолет Bf110, который начал заходить с кормы на лодку на высоте 100 метров. Субмарина уклонилась срочным погружением. При срочном погружении пропустил верхний газоотводный клапан, в результате чего дизель был залит водой.

21.08.1941 к полудню подошла в подводном положении к входу в залив Петсамонвуоно. Уточнив место по береговым ориентирам, лодка погрузилась на глубину 15 метров и в 13.00 проникла в залив, миновав сигнально-наблюдательный пост. Впереди по левому берегу залива был обнаружен идущий в Петсамо большой двухмачтовый военный паровой бот, который периодически стопорил ход. Предположив, что это дозорный катер, осуществлявший поиск подводных лодок с помощью шумопеленгатора, командир лодки тоже решил двигаться толчками: когда шум винтов катера пропадал, он останавливал электромоторы, а когда шум возобновлялся, пускал их снова. В 13.30 лодка разошлась на глубине 15 метров с дозорным ботом правыми бортами, ориентируясь при помощи акустики. В 13.45 субмарина вошла в гавань Линахамари и на дистанции 9-10 кабельтовых обнаружила у северо-западного причала транспорт (4000-5000 тонн), стоящий под разгрузкой. Выйдя на его курсовой угол 60–70°, лодка в 14.00 произвела из подводного положения торпедную атаку, выпустив прицельно (целясь по трубе транспорта) одну торпеду (углубление торпеды – 2 метра, дальность хода – 8000 метров) из носового торпедного аппарата № 1 с дистанции 7-8 кабельтовых. Через 1 минуту в 1-м, 2-м и 6-м отсеках был слышен глухой взрыв. По зарубежным данным торпеда взорвалась о пирс перед германским транспортом "Monsun" (6950 брт), не причинив ему повреждений. После выстрела подводная лодка произвела послезалповое маневрирование и в 14.15 всплыла под перископ. Визуально результаты атаки не были установлены, так как субмарина оказалась за мысом. На выходе из гавани в 14.30 лодка разошлась на глубине 15 метров с дозорным ботом левыми бортами, ориентируясь при помощи акустики и двигаясь толчками. В 14.52 вышла из залива Петсамонвуоно. В 15.13 при подъеме перископа на дистанции 15 кабельтовых был обнаружен паровой катер, идущий на лодку от мыса с сигнально-наблюдательным постом курсом норд. Субмарина ушла на глубину 15 метров и изменила курс. В 15.19 катер сбросил 6 глубинных бомб. В 15.59 обнаружила 2 катера, прошедших из губы Амбарной в Петсамо. Через час они вместе с двухмачтовым паровым ботом, имея его посредине, вышли строем фронта из залива Петсамонвуоно. В 17.21 противник вернулся в залив. Субмарина благополучно достигла района зарядки аккумуляторных батарей.

22.08.1941 в 10.58, завершив зарядку батареи, погрузилась и пошла и берегам противника. В 16.55 в районе Айновских островов обнаружила 2 самолета, идущих на бреющем полете из Петсамо на север. Лодка уклонилась погружением на 15 метров. В 21.17 субмарина подошла к входу в залив Петсамонвуоно и двинулась на запад на расстоянии 1 мили от берега. В 22.30 обнаружила 2 больших катера с низкими рубками, которые вышли из Петсамо и прошли на запад со скоростью 18 узлов между берегом и лодкой, уклонившейся погружением на 15 метров. В 23.40 под берегом было обнаружено движущееся белое пятно. В 23.52 по акустическому пеленгу, совпавшему с визуальным, был обнаружен шум винтов, который принадлежал низкосидящей белой паровой яхте (1500-2000 тонн), шедшей в охранении сторожевого катера со скоростью 8 узлов по направлению из Киркенеса в Петсамо. В 23.58 лодка произвела из подводного положения торпедную атаку, выпустив по яхте прицельно одну торпеду (углубление торпеды – 2 метра, дальность хода – 8000 метров) из носового торпедного аппарата № 2 с дистанции 4-5 кабельтовых при угле упреждения 10° и угле встречи 120°. Через 40 секунд после выстрела акустик слышал глухой взрыв, и работа винтов прекратилась. Через две минуты после этого в лодке был слышен звонкий с россыпью взрыв. По зарубежным данным в 23.00 по среднеевропейскому времени в точке 69°45' с.ш. / 31°30' в.д. было безуспешно атаковано германское госпитальное судно "Alexander von Humboldt" (686 брт). Торпеда взорвалась при ударе о берег.

23.08.1941 в 00.07 после всплытия под перископ яхта обнаружена не была. Преследования не было. Лодка прошла до входа в залив Петсамонвуоно и, не обнаружив противника, ушла в район зарядки батарей. На отходе наблюдался быстроходный катер, прошедший от Петсамо на запад, и вошедший в 05.00 в залив Петсамонвуоно с запада транспорт (судя по дыму и мачтам). В 10.00 лодка всплыла в районе зарядки, донесла об израсходовании торпед и приступила к зарядке аккумуляторной батареи. В 12.00 был получен приказ о возвращении. В 14.46 покинула район зарядки, доложив об этом в базу. В 23.38 прибыла в Полярный.

3-й боевой поход (2,3 суток):

13.09.1941 в 10.00 вышла из Полярного на позицию № 5а в район Киркенеса. Обеспечивал поход командир 4-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ СФ капитан 2 ранга Н.И. Морозов.

14.09.1941 в 02.11 прибыла на позицию. В 17.20 обнаружила в перископ по пеленгу 220° на дистанции 30 кабельтовых конвой, выходивший из Бёк-фьорда курсом на Петсамо в составе груженого транспорта водоизмещением свыше 3000 тонн в сопровождении тральщика и двух сторожевых кораблей. В 17.40 из подводного положения произвела торпедную атаку, выпустив по транспорту прицельно одну торпеду из носового торпедного аппарата с дистанции 10 кабельтовых при угле упреждения 12,5° и угле встречи 120°. Тральщик противника пытался атаковать лодку, но она после выстрела ушла на глубину. Через 1 минуту был услышан взрыв. В 17.44 в перископ наблюдались только 2 сторожевых корабля и тральщик. Лодка была контратакована сторожевым кораблем, который в 17.55-18.10 сбросил на безопасном удалении до 10 глубинных бомб. По зарубежным данным атаке подвергся норвежский мотобот "Ornulf" (80 брт). Торпеда прошла в 15 метрах за его кормой. В 22.00 на лодке слышали отдаленные взрывы бомб.

Из-за неточно составленного донесения в штабе Северного флота решили, что подводная лодка израсходовала обе торпеды, и отозвали субмарину с позиции.

15.09.1941 в 06.52 начала возвращение в базу. В 17.00 прибыла в Полярный.

4-й боевой поход (3,5 суток):

18.09.1941 в 10.25 вышла из Полярного на позицию № 5 в район северо-западнее Вардё.

Днем 19.09.1941 из-за ошибки в счислении оказалась в районе бухты Цып-Наволок, где в 12.55 была безрезультатно обстреляна советским сторожевым кораблем "Заря", который после погружения лодки сбросил на безопасном удалении 9 глубинных бомб.

21.09.1941 в 21.15 прибыла в Полярный.{5}

5-й боевой поход (12 суток):

03.10.1941 в 11.54 вышла из Полярного на позицию № 6 в восточную часть Варангер-фьорда.

04.10.1941 в 06.36 прибыла на позицию.

С 09.10.1941 штормовала в районе зарядки аккумуляторных батарей.

С 10.10.1941 по 12.10.1941 штормовала в районе мыса Цып-Наволок.

Несмотря на энергичные поиски в районе позиции, корабли противника не были обнаружены. Наблюдались только мелкие суда типа рыболовных мотоботов, которые несли противолодочный дозор при входе в бухту Печенга.

14.10.1941 в 23.40 начала возвращение в базу.

15.10.1941 в 15.08 прибыла в Полярный.{5}

С 16.10.1941 по 23.10.1941 прошла навигационный ремонт у борта плавучей мастерской "Красный горн".

6-й боевой поход (8,7 суток):

01.11.1941 в 14.30 вышла из Полярного на позицию № 6 в восточную часть Варангер-фьорда.

02.11.1941 в 02.00 прибыла на позицию.

В подводном положении коснулась грунта, в результате чего были сорваны ограждение вертикального руля и обтекатель привода кормовых горизонтальных рулей.

Встреч с кораблями противника не имела.

3 суток штормовала в районе зарядки аккумуляторных батарей.

09.11.1941 в 20.30 начала возвращение в базу.

10.11.1941 в 07.30 прибыла в Полярный.{5}

7-й боевой поход (4,2 суток):

12.11.1941 в 05.30 вышла из Полярного на позицию № 5 в район северо-западнее Вардё для съема с берега разведывательной группы.{5}

Вечером 15.11.1941 разведывательная группа в составе 5 человек была обнаружена и снята с берега.

16.11.1941 в 11.00 прибыла в Полярный.

С 20.11.1941 по 04.12.1941 прошла навигационный ремонт у борта плавучей мастерской "Красный горн".

8-й боевой поход (5 суток):

14.12.1941 в 16.32 вышла из Полярного на позицию № 5а в район Киркенеса.

15.12.1941 в 08.50 прибыла на позицию.

16.12.1941 в 12.00 была обнаружена мотоботом противника, сбросившим на безопасном удалении от лодки 5 малых глубинных бомб.

18.12.1941 в 07.50, находясь в 10-30 кабельтовых от берега, обнаружила огни. Вахтенный командир принял их за огни на берегу и не доложил командиру лодки. Через несколько минут выяснилось, что это отличительные огни германской подводной лодки, идущей в Киркенес. "М-172" произвела срочное погружение, так как дистанция до противника составляла всего 3 кабельтова. В 13.22, находясь в подводном положении, обнаружила рыболовный траулер, но не атаковала его вследствие того, что траулер ее заметил и, приведя лодку на курсовой угол 180°, отошел к берегу. В течение похода лопнул кулак соединительной муфты (муфта заклинена) и змеевик охлаждения подшипника Митчеля, сместилась линия вала. В 18.40 ушла с позиции в бухту Цып-Наволок для устранения повреждений.

19.12.1941 в 21.00 из-за невозможности устранения повреждений силами экипажа прибыла в Полярный.

30.12.1941 начала ремонт на Мурманском судоремонтном заводе Народного комиссариата рыбной промышленности.

16.02.1942 при пробном запуске произошла авария дизеля.

22.03.1942 завершила заводской ремонт.

На испытаниях в течение 03.1942 дизель неоднократно выходил из строя и ремонтировался до 29.03.1942.

03.04.1942 награждена орденом Красного Знамени.

9-й боевой поход (1,3 суток):

11.04.1942 в 15.31 вышла из Полярного на позицию № 6 в Варангер-фьорд.

12.04.1942 в 05.50 прибыла на позицию. В 09.35 южнее мыса Кибергнес обнаружила на дистанции 15-18 кабельтовых транспорт, следующий в охранении тральщика и сторожевого корабля в направлении Киркенеса. В 09.49 из подводного положения произвела торпедную атаку, выпустив по транспорту (8000 тонн) с временным интервалом две торпеды из носовых торпедных аппаратов с дистанции 10 кабельтовых. Через 80 секунд был услышан взрыв. В 09.53 транспорт в перископ не обнаружен. Преследования не было. Атака противником не зафиксирована. Был безуспешно атакован германский конвой, включавший танкер "Memelland" (6236 брт). В 13.45 начала возвращение в базу. В 22.00 прибыла в Полярный.

10-й боевой поход (6 суток):

14.04.1942 в 17.30 вышла из Полярного на позицию № 6 в Варангер-фьорд.{5}

15.04.1942 в 04.00 прибыла на позицию. В 08.48 юго-западнее маяка Стуршер обнаружила на дистанции 15-18 кабельтовых конвой, следующий в направлении Вардё (2 транспорта, 2 тральщика, 2 сторожевых корабля). В 08.57 из подводного положения произвела торпедную атаку, выпустив по транспорту (4000 тонн) прицельно одну торпеду из носового торпедного аппарата с дистанции 12 кабельтовых. Вторая торпеда не была выпущена из-за резкого изменения плавучести, так как была заполнена цистерна быстрого погружения (не отработала система беспузырной торпедной стрельбы). Через 88 секунд в V отсеке был услышан отдаленный взрыв. В 09.03 в перископ был обнаружен транспорт с креном на правый борт и дифферентом на корму. По зарубежным данным был безуспешно атакован германский конвой в составе голландского танкера "Oleum" (475 брт), германского транспорта "Nogat" (1337 брт), норвежского транспорта "Løvaas" (1891 брт) и буксира "Willy Charles". Лодка была контратакована германским большим охотником "Uj 1109", сбросившим 13 (22 по германским данным) глубинных бомб. В результате близких разрывов на лодке было повреждено освещение и клапаны забортной арматуры, лопнуло стекло манометра в V отсеке.

Утром 16.04.1942 в районе мыса Кибергнес обнаружила одиночный транспорт, но из-за большого курсового угла цели не смогла атаковать.

Вечером 17.04.1942 обнаружила 3 эскадренных миноносца, но из-за большого курсового угла цели не смогла атаковать. По-видимому, были обнаружены германские эскадренные миноносцы "Hermann Schoemann", "Z 24" и "Z 25", выходившие на перехват союзного конвоя PQ-14.

Ночью 18.04.1942 обнаружила 3 эскадренных миноносца, но из-за большой дистанции и плохой видимости не смогла атаковать. По-видимому, были обнаружены германские эскадренные миноносцы "Hermann Schoemann", "Z 24" и "Z 25", выходившие на перехват союзного конвоя PQ-14.

20.04.1942 в 06.10 юго-западнее маяка Стуршер обнаружила на дистанции 14 кабельтовых танкер, следующий в направлении Киркенеса в охранении 2 сторожевых кораблей. В 06.38 из подводного положения произвела торпедную атаку, выпустив по танкеру (5000 тонн) прицельно одну торпеду из носового торпедного аппарата с дистанции 5 кабельтовых. Через 40 секунд услышан взрыв. В 06.49 танкер не обнаружен. Преследования не было. Атака противником не зафиксирована. Был безуспешно атакован германский конвой, включавший танкер "Forbach". В 12.40 начала возвращение в базу. В 20.26 прибыла в Полярный.

С 27.04.1942 по 05.05.1942 прошла навигационный ремонт.

11-й боевой поход (2,2 суток):

09.05.1942 в 13.55 вышла из Полярного на позицию № 6 в Варангер-фьорд. На переходе обнаружила плавающую мину. В 23.55 прибыла на позицию.{5}

Утром 10.05.1942 обнаружила конвой, но из-за угрозы тарана со стороны сторожевого корабля противника не смогла атаковать. Днем не смогла атаковать одиночный транспорт под норвежским флагом из-за применения им противолодочного зигзага.

11.05.1942 в 07.13 юго-западнее маяка Стуршер обнаружила на дистанции 20 кабельтовых транспорт, следующий в направлении Вардё в охранении 3 сторожевых кораблей. В 07.22 из подводного положения произвела торпедную атаку, выпустив по транспорту (12000 тонн) с временным интервалом две торпеды из носовых торпедных аппаратов с дистанции 8 кабельтовых. Через 1 минуту услышано 2 взрыва. В 07.27 – еще 2 взрыва, принятых за взрывы глубинных бомб. Преследования не было. Атака противником не зафиксирована. Был безуспешно атакован конвой, включавший германский теплоход "Hartmut" (2713 брт) и норвежский пароход "Skjerstad" (762 брт). В 13.15 начала возвращение в базу. В 19.07 прибыла в Полярный.

12-й боевой поход (1,6 суток):

15.05.1942 в 02.04 вышла из Полярного на позицию № 6 в Варангер-фьорд. В 10.30 прибыла на позицию. В 22.15 в районе маяка Стуршер обнаружила на дистанции 8-10 кабельтовых конвой, следующий в направлении Киркенеса (1 транспорт, 2 сторожевых корабля и 3 тральщика). В 22.40 из подводного положения произвела торпедную атаку, выпустив по транспорту (6000 тонн) прицельно одну торпеду из носового торпедного аппарата с дистанции 3 кабельтовых. Команда на выпуск второй торпеды пропущена из-за возникновения дифферента на нос, так как через неправильно отработавшую систему беспузырной торпедной стрельбы было принято много воды. Через 25 секунд услышан сильный взрыв в непосредственной близости от лодки, осыпалась пробковая изоляция. По зарубежным данным был безуспешно атакован германский конвой в составе госпитального судна "Birka" (1000 брт), танкера "Gerdmor" (761 брт), тральщика "M 251", катеров-тральщиков "R 56" и "R 63", больших охотников "Uj 1104" и "Uj 1108". Торпеда прошла по корме германского большого охотника "Uj 1104". С 22.44 до 8 часов 16.05.1942 субмарина подверглась преследованию больших охотников "Uj 1104" и "Uj 1108", сбросивших более 200 (136 по германским данным) глубинных бомб. В ходе преследования большие охотники пополнили запас глубинных бомб с подошедших сторожевых кораблей "Nordpol" и "Polarkreis".

16.05.1942 в 08.16-08.20 после всплытия у побережья полуострова Рыбачий лодка подверглась безрезультатному обстрелу германских больших охотников, выпустивших 38 88-мм снарядов. После открытия огня советской береговой батареей № 147 (мыс Вайтолахти), сделавшей 15 выстрелов с 08.20 до 08.25, германские большие охотники вышли из боя. В 08.45 субмарина была атакована германским самолетом Ju88, обстрелявшим подводную лодку пулеметным огнем и сбросившим после ее погружения 2 бомбы. В 09.35 лодка всплыла и продолжила возвращение в базу. В 10.00 корабли противника возобновили артиллерийский обстрел, но после открытия огня советской береговой батареей № 147, выпустившей 36 130-мм снарядов с 10.08 до 10.18, вышли из боя. В результате повреждений, полученных в ходе длительного преследования, на подводной лодке нарушилась герметичность заклепочных швов V и VI отсеков, дейдвудного сальника, в прочном корпусе образовалось 110 вмятин, нарушилась герметичность цистерны главного балласта № 5 и кормовой топливно-балластной цистерны, было повреждено перо вертикального руля, подорваны многие клапаны забортной арматуры, нарушилась центровка приводов управления рулями, линии вала, были повреждены многие приборы и механизмы, в том числе перископ. В 16.30 прибыла в Полярный.{8}

С 18.05.1942 до 26.09.1942 прошла аварийный ремонт на Мурманском судоремонтном заводе Народного комиссариата рыбной промышленности, в ходе которого на лодке был установлен стабилизатор глубины "Спрут".

12.10.1942 при переходе из Полярного в губу Оленья был подплавлен подшипник Митчеля.

13-й боевой поход (4,8 суток):

26.10.1942 в 0 часов вышла из Полярного на позицию № 5 в район северо-западнее Вардё для высадки разведывательной группы. В 16.00 прибыла на позицию.

28.10.1942 в 02.50-04.20 высадила разведывательную группу в районе Вардё.

В период нахождения на позиции обнаружила 2 плавающие мины.

29.10.1942 в 14 часов из-за поломки пальца вышла из строя кулачная муфта. Подводной лодке было разрешено возвратиться в базу.

30.10.1942 в 05.20 начала возвращение в базу. В 19.39 прибыла в Полярный.

09.11.1942 при стоянке у борта плавучей мастерской "Красный горн" в Пала-Губе из-за свежей погоды несколько раз ударилась о борт "М-174". Лодка получила пробоину в прочном корпусе в районе 67-68 шпангоутов, было смято ограждение рулей с правого борта, сдвинут баллер рулей.

С 10.11.1942 по 14.12.1942 прошла аварийный ремонт.

14-й боевой поход (8 суток):

22.12.1942 в 01.58 вышла из Полярного на позицию № 6 в Варангер-фьорд. В 11.41 прибыла на позицию.

Встреч с кораблями противника не имела.

29.12.1942 в 18.22 начала возвращение в базу.

30.12.1942 в 5 часов прибыла в Полярный.

15-й боевой поход (2 суток):

21.01.1943 в 16.52 вышла из Полярного на позицию № 5 в район северо-западнее Вардё. На переходе обнаружила плавающую мину.

22.01.1943 в 14.19 прибыла на позицию.

23.01.1943 в 04.14 в районе мыса Маккаур обнаружила конвой противника, следующий в восточном направлении (4 транспорта, 1 эскадренный миноносец, 1 сторожевой корабль). В 04.20 из надводного положения произвела торпедную атаку, выпустив по эскадренному миноносцу с временным интервалом две торпеды из носовых торпедных аппаратов с дистанции 13 кабельтовых. Через 2 минуты наблюдался столб воды и был услышан взрыв. Эскадренный миноносец окутался паром и начал садиться на корму. Преследования не было. Атака противником не зафиксирована. По-видимому, был безуспешно атакован германский конвой, включавший транспорты "Heinrich Schulte" (5056 брт), "Itauri" (6838 брт), "Aludra" (4930 брт) и "Poseidon" (3910 брт). В 07.00 начала возвращение в базу. В 19.55 прибыла в Полярный.

16-й боевой поход (2,5 суток):

30.01.1943 в 21.46 вышла из Полярного на позицию № 5 в район северо-западнее Вардё.

31.01.1943 в 17.06 прибыла на позицию. Вечером обнаружила конвой противника, но из-за большого курсового угла цели не смогла атаковать.

01.02.1943 в 05.39 в районе Сюльте-фьорда обнаружила конвой противника, следующий в западном направлении (1 транспорт, 1 тральщик, 1 сторожевой корабль). В 05.43 из надводного положения произвела торпедную атаку, выпустив по транспорту (10000 тонн) прицельно две торпеды из носовых торпедных аппаратов с дистанции 4 кабельтовых. Через 37 секунд наблюдался сильный двойной взрыв и обломки, пролетевшие над подводной лодкой. По зарубежным данным в точке 70°42' с.ш. / 30°15' в.д. был потоплен германский сторожевой корабль "V 6115" ("Ostwind"), на борту которого погибло 45 человек. Лодка была контратакована сторожевым кораблем "V 6110", сбросившим на безопасном удалении 16 (18 по германским данным) глубинных бомб. В 14.10 начала возвращение в базу.

02.02.1943 в 08.05 прибыла в Полярный.

17-й боевой поход (2,3 суток):

23.02.1943 в 17.06 вышла из Полярного на позицию № 6 в Варангер-фьорд.

24.02.1943 в 6 часов прибыла на позицию.

25.02.1943 в 08.10 у мыса Стуре-Эккерей обнаружила одиночный миноносец типа "T". В 08.21 из подводного положения произвела торпедную атаку, выпустив с временным интервалом две торпеды из носовых торпедных аппаратов с дистанции 6-7 кабельтовых. Через 50 секунд услышано 2 взрыва, затем в течение 1-1,5 минуты акустик прослушивал скрипящий звук. Через 10 минут в перископ цель не обнаружена. Преследования не было. Зарубежных данных нет. В 13.55 начала возвращение в базу. В 23.53 прибыла в Полярный.

В 03.1943 – начале 04.1943 в ходе навигационного ремонта приводы рулей были установлены на шумоизоляторы, все приборы и механизмы – на амортизаторы.

18-й боевой поход (1,3 суток):

17.04.1943 в 16.35 вышла из Полярного на позицию № 6 в Варангер-фьорд.

18.04.1943 в 2 часа прибыла на позицию. В 07.20 у мыса Кибергнес обнаружила конвой противника, следующий в направлении Вардё (3 транспорта, 4 тральщика, 3 сторожевых катера, 3 судна неустановленного типа). В 08.15 из подводного положения произвела торпедную атаку, выпустив по транспорту (9000 тонн) с временным интервалом две торпеды с НВС из носовых торпедных аппаратов с дистанции 7-8 кабельтовых. Через 50 секунд услышан взрыв. По зарубежным данным был безуспешно атакован германский конвой в составе транспортов "Adolf Binder" (3515 брт), "Vilma" (1314 брт), "Kora" (817 брт), "Dollart" (534 брт). Лодка была контратакована германскими большими охотниками "Uj 1101", "Uj 1106", "Uj 1109", "Uj 1102" и "Uj 1709", сбросившими 25 (54 по германским данным) глубинных бомб. В результате близких взрывов получили повреждения некоторые электроизмерительные приборы, кингстон цистерны главного балласта № 1, была вспучена переборка. В 14.51 начала возвращение в базу. В 22.54 прибыла в Полярный.

19-й боевой поход (4 суток):

04.05.1943 в 16.54 вышла из Полярного на позицию № 6 в Варангер-фьорд.

05.05.1943 в 07.15 прибыла на позицию. В 16.00 в точке 70°13' с.ш. / 31°00' в.д. задела за металлический предмет (предположительно минреп) – взрыва не было.

06.05.1943 с 00.00 по 22.40 производила зарядку аккумуляторной батареи в бухте Пумманки.

07.05.1943 в 22.58 у мыса Кибергнес обнаружила конвой противника, следующий в направлении Киркенеса (1 транспорт, 1 миноносец, 2 сторожевых корабля, 3-4 судна неустановленного типа). В 23.36 из подводного положения произвела торпедную атаку, выпустив по транспорту (12000 тонн) с временным интервалом две торпеды с НВС из носовых торпедных аппаратов с дистанции 8 кабельтовых. Через 67 и 71 секунды услышано 2 взрыва. По зарубежным данным было безуспешно атаковано германское госпитальное судно "Fasan" (1075 брт). Лодка подверглась 3-часовому преследованию германскими большими охотниками "Uj 1101", "Uj 1103", "Uj 1106", сбросившими на безопасном удалении 16 (11 по германским данным) глубинных бомб.

08.05.1943 в 05.32 начала возвращение в базу. В 12.17 в районе мыса Сеть-Наволок лодка, идя в сопровождении двух сторожевых катеров "МО", была атакована 1 самолетом неустановленного типа. В результате взрыва 250-килограммовой бомбы в 10 метрах перед носом (бомба упала в 20 метрах за кормой, срикошетировала и перелетела через подводную лодку) получила 22 вмятины в прочном корпусе, лопнула масляная цистерна правого борта, была нарушена центровка линии вала, разбиты 3 бака носовой группы аккумуляторной батареи. В 13.57 прибыла в Полярный.

19.05.1943 начала аварийный ремонт.

В начале 07.1943 вступила в строй.

10.07.1943 командиром лодки назначен капитан-лейтенант Иван Андреевич Кунец.

25.07.1943 удостоена гвардейского звания.

С 07.1943 по 09.1943 находилась в организационном периоде.

20-й боевой поход (1-10 суток):

01.10.1943 в 18.02 вышла из Полярного на позицию № 1 в Варангер-фьорд. Должна была действовать на одной позиции с подводной лодкой "М-105", но по четным числам. В дальнейшем на связь не выходила и в базу не вернулась.

11.10.1943 не ответила на приказ о возвращении в базу.

18.10.1943 истек срок автономности. На лодке погибло 23 члена экипажа.

В качестве возможных причин гибели лодки можно представить:

1. Подрыв на мине заграждений "NW-34", "NW-35" или "Sperre-V".

2. Подрыв на плавающей мине.

3. Ошибка личного состава или отказ техники.

Подводная лодка "М-172" в Полярном.

Вероятно возвращение из боевого похода (лето-осень 1941 года).

Автор фото Е.Халдей.

Подводная лодка "М-172" в Полярном.

У носового орудия – командир лодки капитан 2 ранга И.И. Фисанович. 1943 год.

Подводная лодка "М-172" в Полярном. 1943 год.

Подводная лодка "М-172" швартуется в Полярном. Лодка у пирса – вероятно "М-174". 1943 год.

Подводная лодка "М-172".

Примечания:

{1} В [1, с.65], [3, с.380], [4, с.334] и [5, с.41] дата закладки подводной лодки – 17.06.1936; в [2, с.254] есть две версии о дате закладки подводной лодки – 17.06.1936 и 12.07.1936.

{2} В [1, с.65] дата спуска лодки на воду – 12.06.1937; в [3, с.380] и [4, с.334]23.07.1937; в [2, с.254] и [5, с.41] изложены обе версии.

{3} В [1, с.65] и [5, с.41] дата подписания приемного акта лодки – 11.12.1937; в [2, с.254] есть две версии о дате подписания приемного акта – 11.12.1937 и 24.11.1937.

{4} Согласно [5, с.41] Фисанович командовал "М-172" с 24.07.1941 по 10.07.1943; в [4, с.335] был назначен командиром 22.07.1941; по данным [10, с.50] и [11, с.317] командовал "М-172" с 07.1941 по 06.1943.

{5} Статистика в Великой Отечественной войне по [5, с.41-44]:

20 боевых походов (87-96 суток).

13 торпедных атак (20 торпед).

Статистика в Великой Отечественной войне по [4, с.335-336]:

срок боевой службы – 27,6 месяцев (22.06.194111.10.1943);

19 боевых походов (89 суток);

коэффициент боевой напряженности = 0,1.

13 торпедных атак (20 торпед).

Согласно [1, с.65] лодка совершила 18 боевых походов.

Хронологии походов, приведенные в [5, с.41-44] и [4, с.336], несколько отличаются. Ниже приведена таблица сравнения:

Номер похода

по М.Морозову [5]

Дата начала похода

Дата окончания похода

По М.Морозову [5]

По А.Платонову [4]

По М.Морозову [5]

По А.Платонову [4]

1-й боевой

11.07.1941

12.07.1941

20.07.1941

19.07.1941

2-й боевой

18.08.1941

23.08.1941

3-й боевой

13.09.1941

15.09.1941

4-й боевой

18.09.1941

21.09.1941

22.09.1941

5-й боевой

03.10.1941

15.10.1941

16.10.1941

6-й боевой

01.11.1941

10.11.1941

09.11.1941

7-й боевой

12.11.1941

10.11.1941

16.11.1941

8-й боевой

14.12.1941

19.12.1941

9-й боевой

11.04.1942

12.04.1942

10-й боевой

14.04.1942

15.04.1942

20.04.1942

11-й боевой

09.05.1942

10.05.1942

11.05.1942

12-й боевой

15.05.1942

16.05.1942

13-й боевой

26.10.1942

30.10.1942

14-й боевой

22.12.1942

30.12.1942

15-й боевой

21.01.1943

23.01.1943

16-й боевой

30.01.1943

02.02.1943

17-й боевой

23.02.1943

25.02.1943

18-й боевой

17.04.1943

18.04.1943

19-й боевой

04.05.1943

08.05.1943

20-й боевой

01.10.1943

01-11.10.1943

11.10.1943

{6} В [1, с.65] лодке приписывается потопление 8 транспортов (в том числе 20.04.1942 – "Анж-Шаффино") и 01.02.1943 сторожевого корабля "V 5909" ("Коронель").

Считавшийся потопленным 20.04.1942 французский транспорт "Ange Schiaffino"/"Анж Шиаффино" (3236 брт) был захвачен в 1940 году Германией и под названием "Blankenese"/"Бланкенезе" был потоплен 22.04.1942 подводной лодкой "М-173" в районе Сюльте-фьорда. [5, с.85] [8, с.25]

{7} 20.07.1941 в 01.46 при возвращении из 1-го боевого похода из-за невязки в 30 миль "М-172" в подводном положении села на мель в районе губы Териберской. Ошибке штурмана способствовало дикое маневрирование лодки в предыдущие несколько дней. Не разобравшись в ситуации, Лысенко приказал полным ходом уходить на глубину. Это привело к тому, что лодка стала медленно выползать на берег по каменистому склону. Стрелка глубиномера быстро пошла к нулевой отметке, в результате чего Лысенко окончательно потерял голову. Вначале он решил, что вражеский корабль вытягивает субмарину на поверхность мощным электромагнитом, а когда от перенагрузки произошло возгорание в электрощите, сообщил экипажу, что противник пытается разрезать субмарину неизвестными лучами. Услышав такое, акустик Шумилин предложил застрелиться, а инженер-механик Г.Ф. Каратаев, видя полную растерянность командира и его помощника, объявил артиллерийскую тревогу и самостоятельно продул балластные цистерны. Открыв рубочный люк, Лысенко выскочил на мостик и убедился, что подводная лодка сидит на мели возле берега. В глубине Териберской губы виднелось рыболовное судно, которое и было принято за противолодочный корабль противника. Спустя некоторое время "М-172" самостоятельно снялась с мели и с развороченной носовой частью вернулась в базу. [9, с.143]

{8} В [8, с.26] ошибочно считается, что 16.05.1942 "М-172" выполнила торпедную атаку.

Использованные источники:

[1] Бережной С.С. – Корабли и суда ВМФ СССР. 1928 – 1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – 710 с.: ил.

[2] Дмитриев В.И. – Советское подводное кораблестроение. – М.: Воениздат, 1990. – 286 с.: 8 л. ил.

[3] Ковалев Э.А. – Короли подплава в море червонных валетов. Хроника начального периода советского подводного плавания. 1918 – 1941 гг. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. – 428 с.

[4] Платонов А.В. – Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – 592 с.: ил.

[5] Морозов М.Э. – Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 3. Северный флот. – М.: изд. "Стратегия КМ", 2005. – 96 с.: ил.

[6] Версия Гатчинского архива ежедневных боевых действий на Северном театре.

[7] Великая Отечественная день за днем. – Морской сборник №№6-12, 1991; №№1-12, 1992 и №№1-10, 1993.

[8] Jurgen Rohwer – Allied Submarine Attacks of World War Two (European Theatre of Operations 1939-1945). Naval Institute Press, Annapolis, Maryland, 1997.

[9] Сергеев А.А. – Германские подводные лодки в Арктике 1941 – 1942. – М.: ЗАО "Русский издательский дом", 2003.

[10] Платонов А.В., Лурье В.М. – Командиры советских подводных лодок 1941-1945 гг.

[11] Военные моряки – Герои подводных глубин. – М.; Кронштадт: Кучково поле; Морская газета, 2006. – 368 с.

Дополнительные страницы сайта по истории "М-172":

1. Торпедная атака "М-172" 21.08.1941.

2. Торпедная атака "М-172" 22.08.1941.

3. Торпедная атака "М-172" 14.09.1941.

4. Торпедная атака "М-172" 12.04.1942.

5. Торпедная атака "М-172" 15.04.1942.

6. Торпедная атака "М-172" 20.04.1942.

7. Торпедная атака "М-172" 11.05.1942.

8. Торпедная атака "М-172" 15.05.1942.

9. Торпедная атака, совершенная 16.05.1942, которую Ровер приписывает "М-172".

10. Торпедная атака "М-172" 23.01.1943.

11. Торпедная атака "М-172" 01.02.1943.

12. Торпедная атака "М-172" 25.02.1943.

13. Торпедная атака "М-172" 18.04.1943.

14. Торпедная атака "М-172" 07.05.1943.


 

ГЛАВНАЯ

ЛОДКИ

КОМАНДИРЫ

ДАТЫ

ССЫЛКИ

Дата последнего изменения: 31.03.2009.