Шумопеленгаторы советских подводных лодок | ||
Главная → Лодки → Вооружение и устройства → Средства наблюдения, обнаружения и целеуказания советских подводных лодок | ||
Шумопеленгаторные станции – Гидролокационные станции – Перископы – Радиолокационные станции |
Одним из основных технических средств обнаружения, применявшихся подводными лодками, являлся шумопеленгатор – устройство для обнаружения источника звука или шума и определения направления (пеленга) на него.
17.10.1927 на советской подводной лодке «Коммунар» специалисты «Остехбюро» провели опыты по использованию гидрофона подслушивания – прообраза шумопеленгатора. В гидрофоне использовался созданный инженером Богословским М. М. электрический компенсатор станции, позволяющий формировать направленный приём шумов. Однако советская промышленность была ещё не готова к самостоятельному производству гидроакустических приборов.
Во время командировки в 1930 году в Германию комиссии во главе с видным учёным Бергом А. были оформлены контракты на приобретение шумопеленгаторов для первых отечественных подводных лодок (такие поездки и закупки регулярно производились и в дальнейшем{1}). На субмаринах I серии установили шумопеленгаторы фирмы «Atlas Werke AG» (Бремен, Германия) с 16 приёмниками и эллиптической базой, а также германскую аппаратуру звукоподводной связи.
Участие в дальнейших работах по созданию гидроакустических приборов принимали как исследовательские учреждения «Остехбюро» и сформированный в 10.1932 Научно-исследовательский морской институт связи (НИМИС), так и Радиотелеграфный завод имени Коминтерна (Ленинград).
К 1932 году на базе отечественных предприятий с использованием полученных гидроакустических приборов германского производства были разработаны шумопеленгаторные станции (ШПС) с линейной базой «Меркурий» (на 4 и 12 приёмников) и с эллиптической базой «Марс» (типов «А», «ДМ» и «ШМ» с числом приёмников до восьми).
К производству подключился ленинградский завод точного приборостроения «Водтрансприбор» (завод № 206). В течение 30-х годов изготовление гидроакустических станций на нём велось полукустарным способом, небольшими темпами, при наличии большого числа образцов. Качество же самих образцов не всегда соответствовало даже нашим весьма скромным требованиям. В частности, немало замечаний высказывалось по отечественным ШПС.
15.03.1940 флагманский связист 2-й бригады подводных лодок КБФ старший лейтенант Захаров докладывал командиру 2-й бпл: „Установленные шумопеленгаторы типа «Марс» на ПЛ 2-й бригады за исключением ПЛ «Щ-318» показали неудовлетворительные результаты, даже в зимних условиях, расстояние до шумящего объекта, при застопоренных машинах своей ПЛ – достигают максимально 10—20 каб., а при ходе своей ПЛ – вообще ничего не слышно, а на ПЛ «Щ-324» и того хуже, тогда как шумопеленгатор, установленный на ПЛ «Щ-318» типа «Марс-ДМ-2», показал удовлетворительные результаты в точности и дальности пеленгования. Следовательно, если такое же положение с шумопеленгаторами на ПЛ первой и третьей бригад, необходимо ПЛ вооружить унифицированными шумопеленгаторами типа «Марс-ДМ-2». В случае отсутствия таковых, необходимо выслать квалифицированных специалистов из Связьмортреста, закончить установку имеемых и сдать в постоянную эксплуатацию“.
Не удовлетворяло не только качество, но и количество. Вкупе с закупками за рубежом промышленность могла обеспечить шумопеленгаторными станциями не более половины вступавших в строй подлодок. Кроме всего прочего, проявлялся значительный процент монтажного брака. За период с 1939 года по 01.1940 из строя вышло 88 приёмников, из них: 40 % – по причине некачественной укупорки при монтаже «Связьмортрестом»; 5 приёмников – по причинам некачественной сборки на заводе № 206 (Ленинград); 10 приёмников – по причинам некачественных работ, производимых судостроительными заводами. Инструкции по эксплуатации приборов не имелось, в учебных отрядах изучение их практически не велось из-за отсутствия тренировочной аппаратуры.
В 1940 году{2} в конструировании ШПС удалось достичь определённого успеха – на вооружение флота поступили модернизированные образцы шумопеленгаторных станций «Марс-8», «Марс-12» и «Марс-16» (цифрами обозначалось число гидрофонов-приёмников) для малых, средних и больших подлодок соответственно. Выросло и производство, которое за 1940 год дало флоту 64 комплекта ШПС. Это позволило в ходе средних ремонтов в 1940 году установить шумопеленгаторы на большинство лодок типа «Щ», изначально их не имевших. Всего же к началу войны шумопеленгаторами обладали 51 подлодка КБФ, 27 – ЧФ, 15 – СФ и 64 – ТОФ. В общей сложности имелось 157 комплектов ШПС при потребности в 212. Например, на кораблях боевых дивизионов подводных сил КБФ на 22.06.1941 шумопеленгаторные станции отсутствовали на «М-96», «М-102», «М-77» и «Щ-309», а лодки «Щ-305», «Щ-307», «Щ-308», «Щ-317», «Щ-318» и «Щ-320» имели станции устаревших типов. То же самое можно сказать про черноморские «Щ-204», «Щ-205», «Щ-207», «Щ-214» и «Щ-215». На подлодках действующих флотов установку шумопеленгаторов завершили в 1942 году, на Тихоокеанском флоте – к 1943 году.
В то же время из ознакомления с германской гидроакустикой в 1939 году было известно, что германские ШПС укомплектованы гидрофонами не электродинамического, а кристаллического или магнитострикционного{3} типа, имевшими большую чувствительность. Станция типа GHG представляла собой от 12 до 48 гидрофонов, размещённых в носовой части легкого корпуса полукругом вокруг баллера носовых горизонтальных рулей и связанных с приёмником внутри подлодки. Точность пеленгования такого устройства во многом зависела от взаимного расположения лодки и источника шума – лучше пеленговались цели, находившиеся на траверзах. Для повышения точности пеленгования источника шума использовалась станция KDB, представлявшая собой вращающуюся Т-образную антенну, на которой монтировалось 6 гидрофонов. Дальность обнаружения транспорта, движущегося со скоростью 10-11 узлов немецкими станциями GHG и KDB составляла 80-100 кабельтовых, подлодки под дизелем – 25-27 кабельтовых при большей точности пеленгования. Достигалось это, помимо качества, и большим числом приемников. Под влиянием этих примеров к середине 1944 года КБ завода № 206 были сконструированы станции «Спика-24», «Марс-16к» и «Марс-24к». Испытания ШПС «Спика-24» на тихоокеанской подводной лодке «Щ-131» прошли неудачно, и этот прибор так и остался в единственном числе. «Марс-16к» и «Марс-24к» испытывались на «Щ-132» и «С-52» соответственно с 15.12.1944 по 15.02.1945. Приказом народного комиссара ВМФ СССР № 0269 от 19.05.1945 данные шумопеленгаторы приняли на вооружение флота{4}, хотя по своим характеристикам они не превосходили испытывавшийся одновременно гидролокатор «Тамир-5Л» в режиме шумопеленгования.
В 05.1943 было предложено установить на подводных лодках трансляционное устройство, позволяющее командиру, находящемуся в боевой рубке или центральном посту, лично слышать сигналы, получаемые от шумопеленгатора или гидролокатора. Устройство, получившее обозначение ПУ-2, было предельно простым и представляло собой дополнительный отвод с динамиком или наушниками. Установку получили: «Л-4», «Л-6», «Л-23», «С-31», «Щ-207», «Щ-216», «М-35», «М-111». Планировалось установить устройство на подводных лодках «Д-4», «С-33», «Щ-209», «М-62» и «М-117», но успели ли это сделать до конца войны, неизвестно.
Характеристики отечественных шумопеленгаторов
Марка ШПС | Год принятия на вооружение | Дальность пеленгования, каб. | Погрешность пеленгования, град. | Собственная скорость ПЛ, уз. | Вес станции, кг | Мощность, кВт | Место установки | |
зимой | летом | |||||||
«Марс-8» | 1940{2} | 25-30 | 15 | 3-5 | до 3-4 | 300 | 0,4 | ПЛ типа «М» |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
«Марс-12» | 1940{2} | 30-35 | 15 | 2,7-5 | до 3-4 | 380 | 0,4 | ПЛ типа «Щ» и «С» |
«Марс-16» | 1940{2} | 30-35 | 15 | 2,5-5 | до 4 | 420 | 0,4 | ПЛ типа «Л» и «К» |
«Марс-16к» | 1945{4} | 25{5} | • | 2,5 | до 10 | • | • | ПЛ типа «М» |
«Марс-24к» | 1945{4} | 25{6} | • | 2,5 | до 10 | • | • | средние и большие ПЛ |
Примечания
{1} По некоторым данным[4], только в 1936 году было приобретено 50 комплектов германских ШПС.
{2} По одним данным[2][3], шумопеленгаторные станции «Марс-8», «Марс-12» и «Марс-16» были приняты на вооружение советского ВМФ в 1940 году; по другой информации[4] – в 1939 году.
{3} Магнитострикционный эффект – это изменение формы и размеров некоторых металлов при их намагничивании и обратное явление – изменение намагничивания металлов (тел) при их деформации. На этом эффекте основана работа магнитострикционных гидроакустических средств.[4]
{4} По одним данным[2], шумопеленгаторные станции «Марс-16к» и «Марс-24к» были приняты на вооружение советского ВМФ приказом № 0269 от 19.05.1945; по другой информации[4] – в 1943 году.
{5} По одним данным[2], шумопеленгаторные станции типа «Марс-16к» имели дальность пеленгования в зимнее время до 25 кабельтовых при собственной скорости подводной лодки до 10 узлов; по другой информации[4] – 35-40 кабельтовых при скорости субмарины 4-6 узлов.
{6} По одним данным[2], шумопеленгаторные станции типа «Марс-24к» имели дальность пеленгования в зимнее время до 25 кабельтовых при собственной скорости подводной лодки до 10 узлов; по другой информации[4] – 40-45 кабельтовых при скорости субмарины 5-6 узлов.
Использованные источники
[1] Ковалёв Э. А. Короли подплава в море червонных валетов. Хроника начального периода советского подводного плавания. 1918–1941 гг. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2006.
[2] Морозов М. Э. Советский подводный флот 1922-1945 гг.: О подводных лодках и подводниках / М. Э. Морозов, К. Л. Кулагин. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: Транзиткнига, 2006.
[3] Морозов М. Э., Кулагин К. Л. Первые подлодки СССР. «Декабристы» и «Ленинцы» – М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2010.
[4] Платонов А. В. Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945 / А. В. Платонов – М.: ООО «Издательство АСТ»; СПб.: ООО "Издательство «Полигон»", 2004.
ГЛАВНАЯ | ЛОДКИ | ПРИМЕНЕНИЕ | ПОДВОДНИКИ | ДАТЫ | ССЫЛКИ
| |