советский военно-морской флаг

'Минное заграждение № 2/65, выставленное подводной лодкой «Л-4» 18.09.1941'

советский военно-морской флаг
Район минной постановки, выполненной
советской подводной лодкой «Л-4» 18.09.1941

15.09.1941 командир 1-й бригады подводных лодок капитан 1-го ранга Болтунов П. И. подписал приказание № 30/оп, предписывающее командиру подводной лодки «Л-4» капитан-лейтенанту Полякову Е. П. выставить в районе Варны минное заграждение из 4-х банок по 5 мин в каждой (минный интервал – 55 метров, промежуток между банками – 5 кабельтовых, углубление мин – 8 футов):
1-я банка – от точки с координатами 43°11,8` с.ш. 27°59,6` в.д. до точки 43°11,7` с.ш. 27°59,75` в.д.;
2-я банка – от 43°11,2` с.ш. 27°59,6` в.д. до 43°11,1` с.ш. 27°59,6` в.д.;
3-я банка – от 43°10,6` с.ш. 28°00,0` в.д. до 43°10,55` с.ш. 28°00,2` в.д.;
4-я банка – от 43°10,1` с.ш. 28°00,1` в.д. до 43°09,9` с.ш. 28°00,1` в.д.

На следующий день в 12.00{1} подводная лодка «Л-4» вышла из Севастополя на позицию № 13.

18.09.1941 в 06.00{2} подводная лодка прибыла на позицию. На переходе встреч с боевыми кораблями, транспортами и самолётами противника не было. Командир «Л-4» приступил к определению своего места и разведке на себя.

В 16.46 Поляков завершил анализ обстановки. К этому времени было определено точное местоположение подводной лодки, экипаж приготовил минные трубы к постановке.

В 17.42 «Л-4» приступила к постановке минного заграждения № 2/65{3} на подходах к Варне в 2,5-3 милях к востоку от мыса Галата.

В 18.10 подводная лодка завершила минную постановку, выставив 4 банки по 5 мин ПЛТ в каждой (минный интервал – 55 метров, углубление мин – 2,4 метра):
1-я банка – от точки с координатами 43°11,8` с.ш. 27°59,55` в.д. до 43°11,7` с.ш. 27°59,7` в.д.;
2-я банка – от 43°11,3` с.ш. 27°59,8` в.д. до 43°11,2` с.ш. 27°59,8` в.д.;
3-я банка – от 43°10,9` с.ш. 28°00,15` в.д. до 43°10,8` с.ш. 28°00,3` в.д.;
4-я банка – от 43°10,4` с.ш. 28°00,7` в.д. до 43°10,25` с.ш. 28°00,7` в.д.
Во время минной постановки в гавани Варны были обнаружены 2 транспорта, стоящие за молом.

В 20.05 «Л-4» всплыла в надводное положение для следования в базу. За кормой лодки наблюдалось множество огней в Евксиноградском дворце.


Мины, установленные «Л-4», оказались расположены на «зелёном» фарватере противника или очень близко к нему.

10.10.1941 в 11.54{4} в нескольких милях к востоку от мыса Галата произошёл взрыв в носовой части румынского минного заградителя «Regele Carol I» (командир – локотенент-командор Ф. Попеску), вышедшего из Варны в сопровождении румынского миноносца «Smeul» и трёх болгарских миноносцев для проведения минной постановки (на борту минзага находились 150 мин «UMA»). Носовая часть «Regele Carol I» стала погружаться в воду. Несмотря на то что следов торпед никто не видел, а столб воды после взрыва был не такой высокий, как при торпедном попадании, «Smeul» сбросил несколько глубинных бомб, посчитав, что минный заградитель был атакован подводной лодкой. Из-за плохих метеоусловий выслать самолёты для поиска субмарины не представлялось возможным. В 12.18{5} «Regele Carol I» затонул в точке с координатами 43°10,4` с.ш. 28°00,6` в.д.{6}, верхушки мачт остались торчать над водой. 21 человек из румынского экипажа пропал без вести, четверо{7} было ранено. Потерь среди германского личного состава не было. Часть приготовленных к постановке мин «UMA» всплыли с палубы минного заградителя, сделав район потопления корабля опасным для плавания. Судя по всему, румынский корабль наскочил на 4-ю банку минного заграждения № 2/65.

После гибели «Regele Carol I» противник вытралил в этом районе в общей сложности 17 мин, принадлежавших заграждениям № 2/65 и № 3/65 (выставлено 13.09.1941 «Л-5»).

11.10.1941 болгарские катера-тральщики в районе потопления румынского минного заградителя «Regele Carol I» подсекли 3 советские подлодочные мины, которые после всплытия на поверхность сразу затонули.

Утром 15.10.1941 германские тральщики из состава военно-морского учебного отряда «Болгария» (Marinelehrverband Bulgarien) перед выходом из Варны румынского минного заградителя «Amiral Murgescu» протралили фарватер от гавани до южного прохода через минные заграждения. На обратном пути в Варну тральщики расширили полосу траления, в результате чего к востоку от остова затонувшего «Regele Carol I» тралом была подсечена советская мина, которая после всплытия на поверхность затонула.

21.10.1941 непосредственно в районе гибели румынского минного заградителя «Regele Carol I» противник вытралил 5 советских мин. Четыре из них затонули, а пятая была расстреляна.

22.10.1941 противник продолжил траление в месте гибели «Regele Carol I». В ходе тральных работ была подсечена ещё одна мина, которую затем отбуксировали к берегу на мелководье и оставили на глубине 3 метра на якоре для последующего разоружения. Это была уже десятая советская мина, обезвреженная после гибели румынского минного заградителя (некоторые из вытраленных мин сильно обросли водорослями). Из-за ухудшения погоды дальнейшее траление в этот день пришлось прекратить.

23.10.1941 приказом германской военно-морской миссии в Румынии (Deutsche Marinemission in Rumänien) было отменено разоружение советской мины, оставленной накануне на мелководье в районе Варны. Мина была подорвана.

24.10.1941 около остова «Regele Carol I» противник вытралил 2 советские мины, одна из которых сдетонировала в трале. Из-за взрыва с палубы затонувшего минного заградителя всплыли ещё несколько мин «UMA».

19.11.1941 в 07.00{8} германские катера-тральщики «D 2» (командир – боцманмат Юбеле) и «D 4» из состава военно-морского учебного отряда «Болгария» (Marinelehrverband Bulgarien) вышли из Варны в северном направлении для проведения контрольного траления. В 6 милях к востоку от портового мола катера начали выбирать трал, чтобы развернуться на новый заход. Германские моряки не подозревали, что в трале находится мина{9}, и подтянули её к самой корме «D 2». Сильным взрывом обломки катера подбросило на высоту до 50 метров. Все 8 членов экипажа погибли. На месте взрыва плавали многочисленные фрагменты тел, которые быстро тонули. Из воды удалось подобрать только обезображенный труп боцманмата Юбеле (Bootsmannmaat Uebele). Катер-тральщик «D 4» намотал на винт парус подорвавшегося «D 2» и не смог продолжить дальнейшие поиски. Прибывший из Варны болгарский торпедный катер взял на буксир потерявший ход «D 4» и привёл его в порт.

21.11.1941 в 07.15{8} военно-морской учебный отряд «Болгария» (Marinelehrverband Bulgarien) вышел из Варны для проведения тральных работ в районе, где 19.11.1941 погиб от подрыва на мине германский катер-тральщик «D 2» (пеленг на Варненский мол – 270°, дистанция – 6 миль). В ходе траления были подсечены две мины, одна из которых была потоплена пулемётным огнём, а вторую пришлось подорвать глубинной бомбой с болгарского торпедного катера, так как из-за сильной зыби расстрелять её не удалось.

05.12.1941 военно-морской учебный отряд «Болгария» (Marinelehrverband Bulgarien) производил траление в 6 милях к востоку от Варненского мола. Противнику удалось вытралить две мины, одна из которых была расстреляна из пулемёта, а другая сдетонировала в трале. Повторное появление мин в уже протраленных ранее районах вызвало у германского командования подозрение, что они имеют дело с тройными минами{10}, либо с минами, минрепы которых оснащены тралопропускателями.

Гибель румынского минного <br> заградителя «Regele Carol I»
Гибель румынского минного заградителя
«Regele Carol I» 10.10.1941

Примечания

{1} По донесению командира лодки, подводная лодка «Л-4» вышла в 5-й боевой поход в 12.00[1]; по другим данным – в 12.24[2].

{2} Плановое время занятия позиции – 05.30[1]. Фактически, по донесению командира лодки, подводная лодка «Л-4» заняла позицию № 13 в 06.00[1]; по другим данным – в 06.30[2].

{3} Данное обозначение присвоено минному заграждению после окончания войны.

{4} По одним германским документам[5], румынский минный заградитель «Regele Carol I» подорвался на мине в 11.54 (берлинское время), по другим[6] – в 11.50 (берлинское время).

{5} По одним германским документам[7][8], румынский минный заградитель «Regele Carol I» затонул в 12.18 (берлинское время), по другим[5] – в 12.20 (берлинское время).

{6} В германских документах координатами гибели румынского минного заградителя «Regele Carol I» считаются 43°10,5` с.ш. 28°00` в.д.[7] или 43°10` с.ш. 28°00` в.д.[5] Киреев И. А. приводит более точные координаты – 43°10,4` с.ш. 28°00,6` в.д.

{7} По одним германским документам[8], при гибели румынского минного заградителя «Regele Carol I» было ранено 4 румынских моряка, по другим[5] – 2.

{8} Указано берлинское (среднеевропейское) время.

{9} Точно не установлено, к какому именно советскому минному заграждению принадлежала мина, послужившая причиной гибели германского катера-тральщика «D 2».

{10} Тройные мины (нем. – Perlminen) – мины способные при их затраливании автоматически ставить на свое место другую, а затем третью мину.

Использованные источники

[1] Информация из архивных документов ЦВМА, предоставленная Морозовым М. Э.

[2] Морозов М. Э. Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот. – М.: ООО «Стратегия КМ», 2003.

[3] Боевая деятельность подводных лодок военно-морского флота СССР в Великую Отечественную войну 1941-1945 гг. Том III. Подводные лодки Черноморского и Тихоокеанского флотов в Великой Отечественной войне. – М.: Военное издательство МО СССР, 1970.

[4] Киреев И. А. Влияние минно-заградительных действий противника на условиях боевой деятельности Военно-Морских Сил СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Часть 2. – М.: Военно-морское издательство, 1951.

[5] Kriegstagebüches des Marinesonderkommandos Bulgarien 6.10.1941 – 21.10.1941 (предоставлено Морозовым М. Э.).

[6] Kriegstagebuch des Seetransportstelle Varna 1.9.-31.10.1941. (предоставлено Морозовым М. Э.).

[7] Kriegstagebuch des Marine Gruppenkommandos Süd für die Zeit vom 1.10.-15.10.41. (предоставлено Морозовым М. Э.).

[8] Kriegstagebuch des Marine Mission Rumänien vom 08-15.10.41. (предоставлено Морозовым М. Э.).

[9] Kriegstagebüches des Marinesonderkommandos Bulgarien 22.10.1941 – 07.11.1941 (предоставлено Морозовым М. Э.).

[10] Kriegstagebüches des Marinesonderkommandos Bulgarien 08.11.1941 – 22.11.1941 (предоставлено Морозовым М. Э.).

[11] Kriegstagebüches des Marinesonderkommandos Bulgarien 04.12.1941 – 15.12.1941 (предоставлено Морозовым М. Э.).

Дата последнего изменения: 28.02.2018.

Комментарии

Комментариев пока нет.