советский военно-морской флаг

3-й боевой поход советской подводной лодки «Щ-422»

(30.08.1941 – 23.09.1941)
советский военно-морской флаг
Схема 3-го боевого похода советской подводной лодки «Щ-422»
Обстановка (минные заграждения, позиции ПЛ и т.д.) показана по состоянию на 23.09.1941
 
Подводная лодка «Щ-422» из состава 3-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ СФ
Командир капитан-лейтенант Малышев А. К.
Сроки патрулирования

Начало похода:

30.08.1941 в 14.10 – губа Пала

Окончание похода:

23.09.1941 в 08.02 – Полярный

Продолжительность:

23,7 суток

Позиция патрулирования № 4 (район Тана-фьорд – Бос-фьорд)
Результат За время похода 7 раз обнаруживала корабли и суда противника. Выполнены 6 торпедных атак (выпущено 6 торпед), в результате которых потоплен норвежский транспорт «Ottar Jarl» (1459 брт) и легко повреждён неразорвавшейся торпедой норвежский транспорт «Tanahorn» (336 брт).
Дата атаки: Время: Кол-во торпед: Результат атаки:
03.09.1941 в 07.59 1 Промах.
05.09.1941 в 18.17 1 Промах.
05.09.1941 в 19.32 1 Промах.
12.09.1941 в 08.45 1 Потоплен норвежский транспорт «Ottar Jarl» (1459 брт).
12.09.1941 в 13.31 1 Промах.
12.09.1941 в 17.20 1 Неразорвавшейся торпедой легко повреждён норвежский транспорт «Tanahorn» (336 брт).

30.08.1941

В 14.10 «Щ-422» вышла из губы Пала на позицию № 4 (район Тана-фьорд – Бос-фьорд).

Обстановка была неясная, поэтому командир лодки решил сначала разведать побережье, выяснить, какие средства противолодочной обороны имеются у неприятеля, а затем уже искать корабли и суда противника.

31.08.1941

В 22.00 прибыла на позицию. За время перехода, занявшего 31 час 50 минут, боевых столкновений не было.

03.09.1941

Утром «Щ-422» находилась в подводном положении к северу от мыса Омганг{1}, следуя курсом 125°.

В 07.46 по пеленгу 286° на дистанции 50 кабельтовых в перископ был обнаружен силуэт транспорта{2}, идущего без охранения. Субмарина начала маневрирование для выхода в торпедную атаку.

В 07.59 лодка произвела из подводного положения с дистанции 2,5-3 кабельтова торпедную атаку, прицельно выпустив одну торпеду из кормового аппарата при угле упреждения 13° и угле встречи 90°. Взрыва не последовало.

Зарубежных данных об атаке нет. По-видимому, «Щ-422» пыталась торпедировать норвежское каботажное судно.

В 13.45 лодка следовала курсом 30°, когда по пеленгу 320° был обнаружен транспорт, идущий в охранении военного корабля. Субмарина начала маневрирование для выхода в торпедную атаку.

В 14.10 на дистанции 9 кабельтовых до цели «щука» потеряла плавучесть и провалилась на глубину 10 метров, а когда всплыла под перископ, угол упреждения был пропущен на 40°.{3}

05.09.1941

Во второй половине дня «Щ-422» находилась в подводном положении к северу от мыса Омганг, следуя курсом 320°.

В 17.38 по пеленгу 346° на дистанции 50 кабельтовых в перископ были обнаружены два силуэта кораблей{4}, шедших курсом 90° со скоростью 10 узлов. Субмарина начала маневрирование для выхода в торпедную атаку.

В 18.17{5} лодка произвела из подводного положения с дистанции 10 кабельтовых торпедную атаку, прицельно выпустив одну торпеду при угле упреждения 12,5° и угле встречи 80°. Взрыва не последовало.

Противник не зафиксировал атаку. По-видимому, «Щ-422» пыталась торпедировать германский охотник за подводными лодками «Uj 1701» (бывш. «Uj 171») или сторожевой корабль «Nordstern»{6}.

Вечером «Щ-422» находилась в подводном положении к северо-востоку от мыса Омганг, следуя курсом 317°.

В 19.12 по пеленгу 110° на дистанции 50 кабельтовых в перископ был обнаружен транспорт, шедший без охранения курсом 120° со скоростью 10 узлов. Субмарина начала выходить в атаку и на дистанции 8-10 кабельтовых пересекла курс цели.

В 19.32 лодка произвела из подводного положения с дистанции 3 кабельтовых торпедную атаку, прицельно выпустив из кормового торпедного аппарата одну торпеду при угле упреждения 13° и угле встречи 90°. Взрыва не было слышно.

Зарубежных данных об атаке нет.{7}

06.09.1941

В 03.38 в целях экономии электроэнергии «Щ-422» стала на подводный якорь.

В 05.02 лодка по неизвестной причине стала быстро всплывать с дифферентом на корму. При выборке якоря выяснилось, что тот оторвался.

07.09.1941

Подлодка получила приказ уйти в район зарядки аккумуляторных батарей на время действий британской эскадры у побережья Северной Норвегии.

09.09.1941

В 04.47{8} «Щ-422», по-видимому, была обнаружена германской подводной лодкой «U 451», которая наблюдала в квадрате AC58 советскую субмарину.

12.09.1941

Утром «Щ-422» находилась в подводном положении к северо-западу от мыса Омганг.

В 08.14 по пеленгу 169° на дистанции 45 кабельтовых в перископ был обнаружен транспорт водоизмещением около 6 000 тонн, шедший без охранения курсом ост{9} со скоростью 8 узлов. Субмарина начала маневрирование для выхода в атаку.

В 08.45 лодка произвела из подводного положения с дистанции 5 кабельтовых торпедную атаку, прицельно выпустив одну{10} торпеду при угле упреждения 12° и угле встречи 120°. Наблюдалось попадание в носовую часть транспорта, в результате чего судно затонуло.

По иностранным данным, 12.09.1941 в 07.30{8} в районе Тана-фьорда в точке с координатами 70°57` с.ш. 29°00` в.д. был потоплен находящийся под германским контролем норвежский транспорт «Ottar Jarl» (1459 брт), шедший со штучным грузом из Киркенеса в Германию. 1 человек погиб, остальные члены экипажа были подобраны рыболовными ботами из Гамвика.

В 12.48{11} по пеленгу 130° был обнаружен товаро-пассажирский пароход, пытавшийся оказать помощь экипажу потопленного судна. Субмарина начала маневрирование для выхода в атаку.

В 13.31 лодка произвела из подводного положения с дистанции 12 кабельтовых торпедную атаку, прицельно выпустив одну торпеду. Взрыва не было слышно.

Зарубежных данных нет. Возможно, «Щ-422» пыталась торпедировать норвежский транспорт «Lofoten» (1571 брт).

В 16.00 по пеленгу 190° (курсовой угол – 90°) в перископ был обнаружен силуэт одиночного транспорта. Субмарина пошла на сближение, но из-за большого курсового угла цели выйти в атаку не смогла.

В 16.25 судно, преследуемое «щукой», скрылось в бухте Берлевог.

В 17.15 «Щ-422» вошла в бухту, где Малышев вновь обнаружил транспорт, стоящий на якоре.

В 17.20 лодка произвела из подводного положения с дистанции 8 кабельтовых торпедную атаку, прицельно выпустив одну торпеду. Взрыва не было слышно.

По иностранным данным, 12.09.1941 в бухте Берлевог норвежский транспорт «Tanahorn» (336 брт) получил попадание неразорвавшейся торпеды, причинившей судну незначительные повреждения. К удивлению германских специалистов, обследовавших торпеду, на её деталях оказалесь не британские, а советские клейма.

16.09.1941

«Щ-422» в поисках неприятельских кораблей вошла в Бос-фьорд, где коснулась грунта. Подвсплыв на 5 метров и дав средний ход назад, субмарина благополучно сошла с мели, развернулась и вышла из фьорда.

21.09.1941

В 10.00 начала возвращение в базу.

На переход подводная лодка затратила 46 часов 2 минуты. Боевых столкновений с противником не было.

23.09.1941

В 08.02 «Щ-422» возвратилась в Полярный.


В своём донесении[3] Малышев отметил следующее:

До 12 сентября корабли [противника] ходили вдоль берега очень часто, а после 12 сентября ходить перестали. Решил искать их в фьордах. Обследовал Бос-фьорд, Конгс-фьорд, Лупс-фьорд и Тана-фьорд, но ничего не обнаружил. Якорных стоянок нигде нет. Побережье и фьорды не укреплены и никем не охраняются. <…>

Противолодочной обороны в районе нет никакой. Транспорты ходили вблизи берега в 1–2 милях от берега. Разведывательная деятельность противника заключается в полетах разведывательных самолетов. Самолеты летают каждый день, охватывая район от берега и до 72-й параллели.

Всего вблизи берегов противника в подводном положении пробыл 196 час. 07 мин. <…>

Личный состав и механизмы за время похода работали хорошо. <…>

Лаг совершенно заглушает радиоприем{12}. С лодки его необходимо убрать или устранить радиопомехи.

Выводы командира бригады подводных лодок СФ о боевом походе:

1. Пять неудачных торпедных атак, произведенных подводной лодкой «Щ-422», объясняются, во-первых, совершенно недостаточным количеством торпед, выпускаемых по каждому из атакованных кораблей, во-вторых, тем, что скорость транспортов переоценивалась. Принимая скорость транспорта не ниже 10 узлов, командир лодки при выборе точки прицеливания не учитывал противоторпедного маневрирования тихоходного транспорта, который чаще всего в случае обнаружения торпеды застопорит машину, дает задний ход, отворачивает, т. е. стремится удержаться на месте, так как это ему легче сделать, чем какой-либо другой маневр. Можно предположить, что попадание одиночной торпеды при попытке противника уклониться будет скорее обеспечено в случае некоторого опоздания в выстреле, чем при увеличении угла упреждения.

2. После обнаружения подводной лодки в районе движение транспортов через него было прекращено (с 12 сентября) или производилось скрытно (в темное время суток и мористей) – это подтверждается тем, что 14 сентября с подводной лодки во время зарядки наблюдали проходящие корабли противника севернее места маневрирования подводной лодки.

3. Командир подводной лодки не полностью использовал все возможности потопления одиночных кораблей. Имели место случаи уклонения после не давшей эффекта атаки, погружение на безопасную глубину, тогда как объект атаки, повидимому, даже не обнаруживал подводную лодку. Целесообразно было бы продолжать наблюдение и в случае возможности – атаковать повторно.

4. Из опыта плавания подводной лодки «Щ-422» следует вывод, что недостаточная подготовка командира лодки по торпедным атакам в море при малой вероятности попадания в цель одной торпедой дает очень малый эффект; необходимо малую вероятность попадания при выстреле одной торпедой компенсировать выпуском последовательно 2, 3, 4 и даже 6 торпед по одному кораблю. [3]

Схема боевого столкновения «Щ-422» в 8 час. 14 мин. 12.09.1941
Схема боевого столкновения «Щ-422»
в 8 час. 14 мин. 12.09.1941 [3]

Примечания

{1} По одним данным[1][7], «Щ-422» произвела торпедную атаку севернее мыса Омганг; по другой информации[4][5][6] – у Вардё, хотя позиция № 4, на которой патрулировала лодка, не включала в себя этот район.

{2} В своём донесении о походе[2][3] капитан-лейтенант А. К. Малышев указал, что целью атаки «Щ-422» 03.09.1941 являлся транспорт. Однако в Отчёте о боевых действиях БПЛ СФ за сентябрь 1941 года атакованное судно фигурирует как тральщик, что нашло отражение в некоторых современных исследованиях[1][7].

{3} По некоторым данным[4][5][6][11], «Щ-422» выполнила 03.09.1941 ещё одну торпедную атаку. Приводятся следующие подробности:
В 19.20 в районе Вардё был обнаружен одиночный транспорт (или транспорт в охранении боевого корабля[5][11]). Лодка пересекла курс цели и в 19.32 выпустила с дистанции 10 кабельтовых торпеду из кормового торпедного аппарата. Взрыва не последовало.
Факт проведения этой атаки не подтверждается донесением командира «Щ-422» о походе[2][3].

{4} По одним данным[2][3][8] «Щ-422» обнаружила 05.09.1941 два корабля, однако в остальных источниках[1][4][5][6][7] утверждается, что целью атаки лодки являлся одиночный тральщик.

{5} В своём донесении о походе[2][3] капитан-лейтенант А. К. Малышев указал, что выстрел торпедой был произведён в 18.17, однако в остальных источниках[1][4][5][6][7] считается, что торпедная атака была выполнена в 18.16.

{6} Версия о том, что целью атаки подводной лодки «Щ-422» 05.09.1941 возможно являлся германский СКР «Nordstern», приведена только в одном источнике[1]; однако наличие в данный период на Северном морском театре в составе германских ВМС сторожевого корабля с таким названием не подтверждается другими данными.

{7} В одном из источников[1] было выдвинуто предположение, что подводная лодка «Щ-422» пыталась 05.09.1941 торпедировать германский транспорт «Alkaid» (5483 брт). Однако, по данным Игоря Борисенко[14], это судно прибыло в Хамнбукт ещё в 16.00 (берлинское летнее время).

{8} Указано берлинское (среднеевропейское, центральноевропейское) летнее время, которое отличается от московского декретного времени на 1 час (в меньшую сторону).

{9} Имеются некоторые нестыковки, связанные с курсом норвежского транспорта «Ottar Jarl». В некоторых источниках[1][6] указано, что в момент обнаружения судно шло на восток; однако, в соответствии со схемой боевого столкновения[3], торпедированный транспорт двигался в западном направлении. Это подтверждается информацией о том, что «Ottar Jarl» шёл со штучным грузом из Киркенеса в Германию[1][9][13], то есть с востока на запад.

{10} В некоторых источниках[4][5][12][8][7] считается, что транспорт был потоплен тремя одиночными торпедными выстрелами, что опровергается донесением командира «Щ-422» о походе[2][3], в котором указано, что подлодка стреляла одиночной торпедой.

{11} В своём донесении о походе[2][3] капитан-лейтенант А. К. Малышев указал, что товаро-пассажирский пароход был обнаружен в 12.48; однако в некоторых источниках[5][6] считается, что транспорт был обнаружен в 12.38.

{12} Формулировка не ясна, лаги были установлены на всех подводных лодках, но работу радиоприемников они не заглушали, здесь командир подводной лодки не объяснил обнаруженного недостатка, поэтому трудно судить о его достоверности. [3]

Использованные источники

[1] Морозов М. Э. Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 3. Северный флот. – М.: ООО «Стратегия КМ», 2005.

[2] Информация из архивных документов ЦВМА, предоставленная Морозовым М. Э.

[3] Сборник материалов по боевой деятельности подводных лодок КБФ, ЧФ и СФ в Великой Отечественной войне. Выпуск первый (1941 год). – М.: Военное издательство МО СССР, 1954.

[4] Jürgen Rohwer Allied Submarine Attacks of World War Two (European Theatre of Operations 1939-1945). – Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 1997.

[5] Платонов А. В. Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945 / А. В. Платонов – М.: ООО «Издательство АСТ»; СПб.: ООО "Издательство «Полигон»", 2004.

[6] Версия Гатчинского архива ежедневных боевых действий на Северном театре. – Сайт http://www.eismeerfront.com/eis_html/opera_rkka.html (в настоящее время недоступен).

[7] Сайт «Historisches MarineArchiv».

[8] Боевая деятельность подводных лодок военно-морского флота СССР в Великую Отечественную войну 1941-1945 гг. Том I. Подводные лодки Северного флота в Великой Отечественной войне. – М.: Военное издательство МО СССР, 1969.

[9] Морозов М. Э., Кулагин К. Л. «Щуки». Легенды Советского подводного флота. – М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2008.

[10] Кулагин К. Л., Морозов М. Э. Подводные лодки типа «Щ» (X и X-бис серии) // Морская коллекция – 2002. – № 4 (46).

[11] Платонов А. В. Борьба на арктических коммуникациях 1941-1945: Том II. – СПб.: Роза ветров, 2012.

[12] Платонов А. В. Советские боевые корабли 1941 – 1945 гг. III. Подводные лодки. – СПб.: Альманах «Цитадель», 1996.

[13] Сайт «Warsailors.com».

[14] Форум «Marine Archiv».

Дата последнего изменения: 12.07.2015.

Комментарии

Комментариев пока нет.