советский военно-морской флаг

1-й боевой поход советской подводной лодки «М-34»

(22.06.1941 – 28.06.1941)
советский военно-морской флаг
Схема 1-го боевого похода советской подводной лодки «М-34»
Обстановка (минные заграждения, позиции ПЛ и т.д.) показана по состоянию на 28.06.1941
 
Подводная лодка «М-34» из состава 7-го дивизиона подводных лодок 2-й бригады ПЛ ЧФ
Командир старший лейтенант Голованов Н. И.
Сроки патрулирования

Начало похода:

22.06.1941 в 20.28 – Севастополь

Окончание похода:

28.06.1941 в 19.46{1} – Балаклава

Продолжительность:

6,0 суток

Позиция патрулирования № 2 (район юго-западнее мыса Сарыч)
Результат Встреч с кораблями противника не имела.

22.06.1941 командир 2-й бригады подводных лодок ЧФ капитан 1-го ранга Соловьёв М. Г. подписал приказание, предписывающее командиру «М-34» старшему лейтенанту Голованову Н. И. занять позицию № 2 с задачей вести наблюдение за юго-западными подходами к Главной базе Черноморского флота.

22.06.1941

В 20.28 «М-34» вышла из Севастополя в дозор на позицию № 2 (район юго-западнее мыса Сарыч). Лодка покинула Северную бухту и легла на курс 275°, скорость хода – 11 узлов. Погодные условия: ветер западный, 3 балла; море 3 балла.

23.06.1941

В 04.14 лодка погрузилась на глубину 25 метров. Курс – 220°, скорость хода – 3 узла.

В 05.11 всплыла на перископную глубину. Горизонт и воздух чист.

В 06.00 подводная лодка прибыла на позицию. Электромотор остановлен для экономии электроэнергии, «М-34» легла на жидкий грунт. Глубина 8-15 метров. Каждые 7-10 минут субмарина подвсплывала под перископ для осмотра горизонта и воздуха, для чего из уравнительной цистерны откачивали 10-15 литров воды или давали ход электромотором.

В 21.40 всплыла в крейсерское положение. Курс – 305°, скорость хода – 9 узлов. Двигательная установка в режиме «винт-зарядка». Готовность № 2. Погодные условия: ветер северо-западный, 1 балл; море 1 балл; видимость 5-7 кабельтовых.

24.06.1941

В 04.26 лодка погрузилась на глубину 25 метров. Курс – 305°, скорость хода – 3 узла.

В 05.10 всплыла на перископную глубину. Горизонт и воздух чист. Электромотор остановлен, «М-34» легла на жидкий грунт. Глубина 8-15 метров. Каждые 10-15 минут производится осмотр горизонта и воздуха. Открыта шумопеленгаторная вахта.

В 21.25 субмарина всплыла в крейсерское положение. Готовность № 2. Наблюдение противоторпедное № 2. Курс – 305°, скорость хода – 9 узлов. Погодные условия: ветер северо-западный, 1 балл; море 1 балл; видимость 5-7 кабельтовых.

25.06.1941

В 04.29 лодка погрузилась на глубину 25 метров и встала без хода.

В 05.00 всплыла на перископную глубину. Скорость хода – 3 узла. Горизонт и воздух чист.

В 05.10 остановлен электромотор, Глубина 8-15 метров. Через каждые 7-10 минут производится осмотр горизонта и воздуха.

В 20.30 «М-34» погрузилась на глубину 25 метров.

В 21.20 всплыла в крейсерское положение. Курс – 125°, скорость хода – 9 узлов. Погодные условия: видимость 5-7 кабельтовых.

26.06.1941

В 01.06 по пеленгу 310° замечена белая ракета. Остановлен дизель, открыта шумопеленгаторная вахта. В результате тщательного осмотра горизонта и воздуха ничего не обнаружено.

В 01.32 шумопеленгаторная вахта закрыта.

В 04.18 подводная лодка погрузилась на глубину 25 метров и, встав без хода, легла на жидкий грунт. Открыта шумопеленгаторная вахта.

В 04.55 «М-34» всплыла на перископную глубину. Скорость хода – 3 узла. Горизонт и воздух чист.

В 05.00 подлодка встала без хода на глубине 8-9 метров. Каждые 3-5 минут производится осмотр горизонта и воздуха.

В 20.30 погрузилась на глубину 25 метров.

В 21.21 субмарина всплыла в крейсерское положение. Курс – 125°, скорость хода – 9 узлов. Двигательная установка в режиме «винт-зарядка». Готовность № 2. Наблюдение противоторпедное № 2. Погодные условия: ветер северо-восточный, 3 балла; море 3 балла; видимость 7-10 кабельтовых.

В 22.51 «М-34» получила из штаба 2-й бригады подводных лодок ЧФ экстренную радиограмму № 0400 об изменении позиции.

27.06.1941

В 02.36 заняла новую позицию{2}. Курс – 0°, скорость хода – 11 узлов. Из-за неисправности радиопередатчика отправить донесение о занятии позиции не удалось. Выясняется причина неисправности.

В 04.21 лодка погрузилась на глубину 25 метров.

В 05.00 «М-34» всплыла на перископную глубину. Курс – 0°, скорость хода – 3 узла. Горизонт и воздух чист.

В 12.30 найдена причина неисправности передатчика: вышел из строя дроссель, низка частота.

В 13.00 подлодка всплыла под среднюю цистерну. Передана радиограмма о занятии позиции.

В 13.05 погрузилась на перископную глубину. Глубина 8-15 метров. С периодичностью 5-10 минут производится осмотр горизонта и воздуха.

В 20.30 «М-34» погрузилась на глубину 25 метров.

В 21.25 всплыла в крейсерское положение. Курс – 180°, скорость хода – 9 узлов. Двигательная установка в режиме «винт-зарядка».

В 23.05 из штаба 2-й бригады подводных лодок ЧФ получена радиограмма № 2215. Расшифровать её не удалось, так как был использован новый ключ, отсутствующий на «М-34».

В 23.25 в штаб 2-й бригады подводных лодок ЧФ передана радиограмма № 2325 следующего содержания: “Ваша радиограмма не раскодируется, переходите на связь по ТУС“.

28.06.1941

В 02.17 из штаба 2-й бригады подводных лодок ЧФ получена радиограмма о возвращении в базу.

В 02.46 лодка начала возвращение в базу. Курс – 90°, скорость хода – 11 узлов.

В 13.58 в точке с координатами 44°13` с.ш. 33°35` в.д. обнаружена плавающая мина образца 1908 года{3}, по-видимому, сорванная с советского оборонительного заграждения.

В 14.00 «М-34» начала расстреливать мину из 45-мм орудия с дистанции 6-7 кабельтовых. После 16 выстрелов артиллерийский огонь был прекращён по причине заклинивания замка орудия. Попаданий не было. Об обнаружении мины было передано донесение по флоту (радиограмма № 1440).

В 15.51 в точке с координатами 44°11` с.ш. 33°41` в.д. обнаружила ещё две плавающие мины.

В 16.00 снова обнаружена плавающая мина (координаты 44°11` с.ш. 33°41` в.д. ).

В 19.46{1} подводная лодка вошла в Балаклавскую бухту.


По итогам боевого похода старший лейтенант Голованов Н. И. внёс в журнал боевых действий подводной лодки «М-34» следующие выводы:

Наблюдение ни авиацией, ни подводными лодками противник за районом не производит.

За время дозора надводные силы противника через район не проходили.

Считаю необходимым донести следующие замечания:

а) радиосвязь необходимо вести только по ТУС, причем не сложному;

б) лодкам ни в коем случае не обнаруживать себя дачей квитанций;

в) сократить до минимума радиопереговоры;

г) если заранее обусловлено место входа в базу, то не следует указывать это в радиограмме (достаточно будет написать: «Возвратиться в базу»);

д) если на позицию будет много радиограмм (что крайне нежелательно), то нужно давать на лодки шифровальщика. [1]

 

Выводы командования 2-й бригады подводных лодок ЧФ:

На позиции № 2 лодка находилась с 22 по 28 июня с задачей:

1. Наблюдение за подходами к базе. Выполнение функции ВНОС.

2. При обнаружении уничтожать немецкие, итальянские, румынские боевые корабли, подводные лодки и транспорты.

На позиции противник не обнаружен.

При возвращении в главную базу обнаружил группу плавающих мин (своих). Расстреливал с большой дистанции, не попал, ближе не подходил, так как не был уверен точно в своем месте (7 суток не имел определения). Донес о минах.

3. Задачу подводная лодка выполнила. [1]

Примечания

{1} По одним данным[2], подводная лодка «М-34» возвратилась в Балаклаву в 19.50; согласно выписке из журнала боевых действий «М-34»[1], лодка вошла в Балаклавскую бухту в 19.46.

{2} Выписка из журнала боевых действий «М-34»[1] не содержит сведений о местоположении новой позиции подводной лодки. Можно предположить, что 27.06.1941 «малютка» перешла в район к западу от Севастополя (не исключено, что на позицию № 1).

{3} По всей видимости, подводники ошиблись с идентификацией типа плавающей мины. Советские оборонительные заграждения, установленные у берегов Крыма с начала войны до 28.06.1941, не содержали якорных мин образца 1908 года.

Использованные источники

[1] Сборник материалов по боевой деятельности подводных лодок КБФ, ЧФ и СФ в Великой Отечественной войне. Выпуск первый (1941 год). – М.: Военное издательство МО СССР, 1954.

[2] Морозов М. Э. Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот. – М.: ООО «Стратегия КМ», 2003.

Дата последнего изменения: 10.03.2014.

Комментарии

Комментариев пока нет.