военно-морской флаг СССР

Торпедная атака подводной лодки «Щ-210» 18.10.1941

военно-морской флаг СССР
Район торпедной атаки подводной лодки «Щ-210»
Район торпедной атаки, выполненной
подводной лодкой «Щ-210» 18.10.1941

Утром 18.10.1941 подводная лодка «Щ-210» (командир – инженер-капитан 3 ранга Зельбст И. Л.) из состава 3-го дивизиона подводных лодок 1-й бригады ПЛ Черноморского флота находилась в подводном положении на позиции № 23 в Бургасском заливе.

В 10.40 был обнаружен транспорт водоизмещением 1000-1200 тонн, ведущий на буксире две гружёные парусные шхуны. Зельбст принял решение атаковать судно. На дистанции 20 кабельтовых по государственному флагу на гафеле и опознавательному знаку на борту была установлена принадлежность транспорта Турции. Командир лодки отказался от атаки, так ему было запрещено атаковать турецкие суда.

В 11.25 по пеленгу 181° на дистанции 20 кабельтовых был обнаружен одиночный транспорт водоизмещением 4000 тонн под неизвестным флагом. Зельбст предположил, что перед ним замаскированный румынский транспорт типа «Point», и начал выводить лодку в торпедную атаку. Вскоре на борту судна стала различима надпись «La Progress Panama». Транспорт шёл курсом 310° со скоростью 8 узлов.

В 11.34 в районе острова Свети-Иван «Щ-210» произвела из подводного положения с дистанции 5 кабельтовых торпедную атаку, прицельно выпустив из носового аппарата № 3 торпеду типа 45-36 при угле упреждения 11° и угле встречи 100°. Через 45 секунд был услышан взрыв. Всплыв через 5 минут под перископ, командир лодки не обнаружил транспорт. Зельбст предположил, что в результате торпедной атаки судно было потоплено.

По данным противника, атаке подвергся танкер «Le Progrès»{1}, шедший под панамским флагом от Босфора в Бургас (по-видимому, рейс совершался в интересах германского командования). Перед входом в территориальные воды Болгарии судно запросило эскорт, но обеспечить охранение танкера болгарские ВМС не успели. В 10.45 (берлинское время) «Le Progrès» зафиксировал атаку подводной лодки – торпеда взорвалась на мелководье. Во избежание повторной атаки танкер укрылся в Созополе, куда вскоре прибыли два болгарских тральщика для дальнейшего сопровождения «Le Progrès». В 17.45 (берлинское время) танкер благополучно прибыл в Бургас.

График торпедной атаки «Щ-210» Схема маневрирования «Щ-210» на позиции 18.10.1941
График торпедной атаки подводной лодки «Щ-210» [4] Схема маневрирования «Щ-210» на позиции 18.10.1941 [1]

Примечания

{1} В 1892 году на верфи «Sir W G Armstrong Mitchell & Co Ltd» (г. Ньюкасл, Великобритания) был построен танкер «Le Progrès» вместимостью 449 брт (в дальнейшем – 511 брт). До 1933 года судно плавало под египетским флагом в качестве портового танкера, приписанного к Порт-Саиду (в период 1923-1933 гг. имело наименование «Le Progrès No. 119»). В 1933 году танкер сменил флаг на британский, а место приписки – на Мальту. В 1937 году судно было продано панамскому судовладельцу, а с 02.1942 вошло в состав ВМС Германии. Вечером 21.10.1942 в районе Сулина «Le Progrès» получил тяжёлые повреждения в результате торпедной атаки советской подводной лодки «М-35» и был добит кораблями охранения.

Использованные источники

[1] Морозов М. Э. Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот. – М.: "ПОЛИГОН", 2003. – С. 69.

[2] Платонов А. В. Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945 / А.В. Платонов. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – С. 187.

[3] Jürgen Rohwer Allied Submarine Attacks of World War Two (European Theatre of Operations 1939-1945). – Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 1997. – С. 105.

[4] Информация из архивных документов, предоставленная Морозовым М. Э.

[5] Кулагин К. Л., Морозов М. Э. Подводные лодки типа «Щ» (X и X-бис серии) // Морская коллекция. – 2002. – № 4 (46). – С. 21.

[6] Морозов М. Э., Кулагин К. Л. «Щуки». Легенды Советского подводного флота – М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2008. – С. 125-126.

[7] Информация, предоставленная Игорем Борисенко.

Дата последнего изменения: 09.08.2010.