Торпедная атака подводной лодки «С-33» 20.04.1943 (потоплен румынский транспорт «Suceava») | ||
Главная → Применение → Торпедные и артиллерийские атаки → ЧФ (1943 год) → 20.04.1943 («С-33») |
Район торпедной атаки, выполненной подводной лодкой «C-33» 20.04.1943 |
---|
В ночь на 20.04.1943 подводная лодка «С-33» (командир – капитан 3 ранга Алексеев Б. А., обеспечивающий – капитан 2 ранга Новиков Н. Д.) из состава 1-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ Черноморского флота находилась в надводном положении к западу от мыса Тарханкут. В 01.48 в точке с координатами 44°58,9' с.ш. 31°11,8' в.д. на дистанции 50-55 кабельтовых по пеленгу 155° был обнаружен силуэт большого корабля. В 01.50 на лодке объявили боевую тревогу и приготовили к стрельбе торпедные аппараты.
В 01.55 субмарина легла на курс 185°, идя под электромоторами. Был опознан конвой противника в составе транспорта и эскадренного миноносца.
В 02.05 по корме транспорта был обнаружен сторожевой катер. В эсминце опознали румынский корабль типа «Король Фердинанд». «С-33» приняла позиционное положение.
В 02.20 в точке с координатами 44°56,6' с.ш. 31°11,0' в.д. с дистанции 12 кабельтовых из надводного положения «С-33» произвела торпедную атаку по транспорту, выпустив из носовых аппаратов три торпеды с временным интервалом 12 секунд при угле упреждения 13° и угле встречи 90° (курс лодки – 215°, курс цели – 305°, скорость цели – 10 узлов). Сразу после торпедной атаки было произведено послезалповое маневрирование с уходом на глубину 45 метров. {1}
В 02.22 на лодке отчётливо услышали три взрыва с интервалами между ними в 12 и 5 секунд. Ещё через минуту были слышны три протяжных гула со скрипом, похожим на ломающееся железо.
В 02.28 услышан шум винтов приближающегося эсминца, который с 02.29 по 02.32 сбросил 5 больших глубинных бомб на курсовом угле 130-140° правого борта. Управление рулями подводной лодки было переведено на ручное.
В 02.35 было сброшено 3 глубинные бомбы на курсовом угле 100-130° правого борта, затем через минуту – ещё 2 бомбы.
В 02.39 «С-33» легла на грунт на глубине 58 метров. Был выключен гирокомпас и прекращены все шумы.
В 02.40 на расстоянии около 80 метров от лодки сброшено 4 глубинные бомбы, в 02.43 – ещё 3 бомбы и в 02.50 – одна бомба.
Эскадренный миноносец маневрировал в районе подводной лодки до 04.10 (последняя глубинная бомба была сброшена в 03.08).
В 04.52 «С-33» снялась с грунта. В результате близких взрывов глубинных бомб на лодке получили незначительные повреждения палубный настил, освещение и гирокомпас, пропустили воду клапаны шахты подачи воздуха к дизелям.
В 12.26 капитан 3 ранга Алексеев Б. А. донёс командованию об атаке транспорта. По возвращению в базу «С-33» было засчитано потопление транспорта водоизмещением 7000 тонн. {2}
По зарубежным данным, в 01.20 (здесь и далее в этом абзаце
указано берлинское время) в точке с координатами 44°53,5' с.ш.
31°24,5' в.д.{3} румынский транспорт «Suceava» (5695 брт){4} получил попадание торпеды в правый
борт в районе мостика. Через 2-3 секунды вторая торпеда поразила судно в
кормовую часть. Транспорт шёл с грузом железного лома и пустых бочек из-под
бензина из Севастополя в Констанцу в охранении румынского эскадренного миноносца
«Regina Maria», германских моторных тральщиков «R 164», «R 166» и
катера-тральщика «MR 7».{5} На судне начался пожар, и в 01.24 пароход затонул с креном
на правый борт и сильным дифферентом на нос. Германские тральщики приступили к
спасательным работам при свете прожекторов, не сбрасывая глубинные бомбы из-за
опасности убить плавающих в воде людей. Румынский эсминец сбросил бомбы в районе
предполагаемого нахождения подводной лодки, а затем, обеспечивая охрану
спасательных работ, ходил кругами вокруг места потопления «Suceava», сбросив ещё
24 глубинные бомбы. В течение полутора часов тральщикам удалось подобрать из
воды 71 человека (один из них позже скончался).{6} Всего погибло 28 человек, включая
находившегося на борту парохода начальника морских перевозок на Чёрном море
капитана цур зее Б. Федерсена. После окончания спасательных работ корабли
продолжили путь. В 05.30 они разделились: «R 164» и «R 166» развили
ход 18 узлов и ушли вперёд, войдя в Констанцу в 11.00; эсминец остался с
«MR 7», который не мог делать больше 12-13 узлов («Regina Maria» и
«MR 7» вошли в порт в 14.00).
Примечания
{1} В советской литературе так описана эта атака:
В лунную ночь, когда видимость достигала 50 кабельтовых, с «С-33» обнаружили конвой в составе большого транспорта, эскадренного миноносца и сторожевого катера.
Схема атаки подводной лодки «C-33» [6] |
---|
Тяжело атаковать в такую ночь. На море штиль, на небе ни облачка, в тени которого можно было бы спрятаться. Лодка – как на ладони, разве успеешь выйти в точку залпа до того, как тебя обнаружат? А в подводном положении атаковать трудно: недостаточная видимость.
«Будем выходить в атаку в надводном положении», – решает командир.
– Боевая тревога! Носовые и кормовые торпедные аппараты, товсь!
В отсеках оборвались разговоры. Люди быстро разбежались по местам. Наступила тишина, которая нарушалась лишь краткими докладами с постов о готовности к бою. Не отрывая глаз от бинокля, капитан 3 ранга Алексеев внимательно наблюдал за поведением кораблей охранения.
Чтобы не оказаться в положении, исключающем атаку, командир приказал дать полный ход. Лодка вздрогнула и устремилась к противнику. За кормой резче обозначился пенистый бурун, и это беспокоило командира: в условиях лунной ночи скорее всего будет обнаружен фосфоресцирующий бурун, а по нему и лодка.
Враг продолжал идти прежним курсом и с той же скоростью. Охранение, вероятно, не видело еще лодку. Дистанция быстро сокращалась. И казалось, нет такой силы, которая могла бы заставить Алексеева отвернуть с боевого курса. Если он и будет обнаружен вражескими кораблями, то все равно по ним выпустит торпеды.
Транспорт медленно подходит к визирной линии ночного прицела. В последний момент Алексеев еще раз проверяет правильность установки линеек прицела. Все верно: через визирную линию проходит сначала форштевень, затем фок-мачта вражеского транспорта. Дальше ждать нечего.
– Пли!
– Торпеды вышли, – поступил доклад из центрального поста. Но Алексеев и сам видел это и, довольный, что все прошло очень хорошо, скомандовал:
– Всем вниз! Срочное погружение! Боцман, глубина 45 метров.
Через некоторое время все услышали три взрыва.
Опомнившись, корабли вражеского охранения начали бросать
глубинные бомбы. «С-33», выключив все механизмы, легла на грунт на глубине 58
метров и находилась там, пока гитлеровцы яростно бомбили район атаки. Да, у
противника были основания нервничать. Транспорт водоизмещением около 7 тысяч
тонн, груженный железным ломом, так необходимым для вражеских металлургических
заводов, сам превратился в лом, который не достать со дна моря. Капитан 3 ранга
Алексеев и его боевые товарищи внесли свои коррективы в гитлеровские
планы. [7]
{2} Основанием для вывода о
потоплении транспорта водоизмещением 7000 тонн послужили следующие данные:
1. командир слышал три взрыва торпед;
2. на следующий после атаки день командир обнаруживал плавающие предметы: 1
бочку, дверь, буй;
3. вечером 20.04.1943
подводная лодка «М-35»,
находящаяся в этом же районе, попала в большую площадь, залитую мазутом;
4. советская авиация 20.04.1943 в 09.00 обнаружила в районе мыса Олинька 1
эскадренный миноносец и 3 сторожевых катера, идущих курсом на Констанцу, но уже
без транспорта – по расчёту времени это возвращалось охранение;
5. позднее разведывательной сводкой штаба Черноморского флота было подтверждено потопление
транспорта «Сучава» с грузом железного лома (капитан и 19 человек команды
погибли).
Кроме того, высказывались предположения, что взрывом одной из торпед был
потоплен сторожевой катер. [6]
{3} Согласно отчёту 3-й германской флотилии тральщиков, «Suceava» получил попадание в 01.20 по берлинскому времени в точке с координатами 44°53,5' с.ш. 31°24,5' в.д.; по рапорту командира румынского эскадренного миноносца «Regina Maria», взрывы у борта транспорта произошли в 01.28 в точке с координатами 44°52' с.ш. 31°22' в.д. [6]
{4} Грузовой пароход «Suceava» («Сучеава») был построен в 1923 году в Вильгельмсхафене (Германия) под названием «Albert Vogler».
Румынский транспорт «Suceava» (на заднем плане) [1] |
---|
До 1926 года принадлежал компании «Stinnes Line» (Гамбург) и
эксплуатировался на линии Вальпараисо. Затем судно приобрела компания
«Hamburg-American Line». В 1933 году пароход был продан Румынии и переименован в
«Suceava». Вместимость судна на момент постройки – 5708 брт, на момент
гибели – 5695 брт (в некоторых источниках ошибочно – 6876 брт). [8]
{5} Согласно отчёту 3-й германской флотилии тральщиков, ордер конвоя был построен следующим образом: впереди транспорта шёл эскадренный миноносец «Regina Maria», с правого борта парохода находился «R 164», с левого – «R 166», «MR 7» замыкал строй кораблей. [6]
{6} Тральщик «R 164» подобрал 21 человека (один из них позже скончался), «R 166» – 38 человек, «MR 7» – 12 человек. [6]
Использованные источники
[1] Морозов М. Э. Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот. – М.: "ПОЛИГОН", 2003. – С. 56.
[2] Платонов А. В. Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945 / А.В. Платонов. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – С. 254, 542.
[3] Jürgen Rohwer Allied Submarine Attacks of World War Two (European Theatre of Operations 1939-1945). – Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 1997. – С. 113.
[4] Балакин С. А., Морозов М. Э. Подводные лодки типа «С» // Морская коллекция. – 2000. – № 2 (32). – С. 30.
[5] Морозов М. Э., Кулагин К. Л. «Эски» в бою. Подводные лодки Маринеско, Щедрина, Лисина – М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2008. – С. 111.
[6] Информация из архивных документов, предоставленная Морозовым М. Э.
[7] Саватеев П. Н.
Удары из морских глубин. – М.: Военное издательство министерства обороны
Союза ССР, 1961. – С. 114-116.
[8] Сайт «Miramar Ship
Index» – Дата обращения: 14.04.2010.
Дата последнего изменения: 25.04.2010.
ГЛАВНАЯ
ЛОДКИ
ПРИМЕНЕНИЕ
ПОДВОДНИКИ
ДАТЫ
ФОРУМ
ССЫЛКИ