Лодка

"М-172"

4-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ Северного флота

Командир

капитан-лейтенант И.И. Фисанович

(обеспечивающий –  капитан 3 ранга И.А. Колышкин)

Дата атаки

21.08.1941

Данные атакующей стороны (командира подводной лодки)

Источник

[1, с.42]

[2, с.335]

[3, с.16]

Состав конвоя

одиночный транспорт на якоре

транспорт у причала

(обнаружен в 13.43 на дистанции 9-10 кабельтовых)

?

Время атаки

14.00

13.45

Место атаки

позиция № 6

рейд Линахамари

порт Лиинахамари

Liinahamaari

Цель атаки

транспорт (4000-5000 тонн)

транспорт

пароход (8000 брт)

Положение лодки

подводное

?

Способ атаки {1}

торп/пр

1/НТА

торп/?

1/НТА

Дистанция

7 каб.

7-8 каб.

?

Результат атаки

через 1 минуту услышан глухой взрыв; при выходе из бухты Петсамонвуоно лодка была атакована сторожевым катером, сбросившим 6 глубинных бомб

на основании доклада командира лодке было засчитано потопление яхты{2}; при отходе лодка была атакована катером, сбросившим 6 глубинных бомб

пароход потоплен

Данные атакованной стороны (противника)

Состав конвоя

германский транспорт "Монсун"

транспорт "Monsun" (6950 брт)

у причала

германский пароход

"Monsun" (6950 брт)

Время атаки

?

13.00

Место атаки

порт Лиинахамари

Liinahamaari

Цель атаки

германский транспорт "Монсун"

транспорт "Monsun" (6950 брт)

германский пароход

"Monsun" (6950 брт)

Результат атаки

промах; торпеда взорвалась при ударе о пирс рядом с германским транспортом "Монсун"; сторожевой катер атаковал лодку при выходе из бухты, сбросив 6 глубинных бомб

промах;  при отходе лодка была атакована катером, сбросившим 6 глубинных бомб

промах; одна торпеда сдетонировала о пирс перед судном


 

Описание атаки из разных источников:

[4]:

"ПЛ "М-172", произведя зарядку батареи, подошла в 13.30 в подводном положении к бухте Печенга и на глубине 15 м прошла в бухту. Войдя в гавань, ПЛ обнаружила там ТР водоизмещением в 3000 т, стоявший у пирса под разгрузкой, и, выйдя на его КУ 60–70°, ПЛ с дистанции 7 кб выпустила по нему торпеду. Примерно через минуту, был слышен глухой взрыв. Подводная лодка направилась к выходу из гавани и через 15 минут после торпедного выстрела всплыла под перископ, продолжая движение из гавани. При выходе из бухты в 15.13 ПЛ обнаружила в перископ на дистанции 15 кб паровой катер, шедший по направлению на ПЛ. Она ушла на глубину 15 м и изменила курс. Через 6 минут было слышно несколько сильных взрывов, ПЛ благополучно вышла из бухты. По зарубежным данным был безуспешно атакован транспорт "Монсон" (6950 брт)."

[5, с.21]:

"Пл "М-172" (капитан-лейтенант Фисанович И.И.) проникла в гавань Линахамари и атаковала стоящий под разгрузкой транспорт. Причина отсутствия взрыва торпеды не установлена."

[6, с.26]:

"Более удачным было проникновение в гавань подводной лодки "М-172" (командир капитан-лейтенант И.И. Фисанович, на борту командир дивизиона капитан 2 ранга И.А. Колышкин). Ход событий при этом был следующий. Прибыв 19 августа на позицию в Варангер-фьорде (на смену "М-174"), командир "М-172" прошел вдоль берега на расстоянии 8-10 каб от него и произвел разведку подходов к заливу Петсамовуоно. Не обнаружив ничего опасного, Фисанович решил отойти мористее, чтобы зарядить аккумуляторные батареи, а затем осуществить прорыв.

Утром 21 августа "М-172" подошла к входу в залив. Здесь она уточнила свое место по береговым ориентирам, после чего, погрузившись на глубину 15 м, продолжила движение. В 13 ч, когда сигнально-наблюдательный пост у входа в залив остался позади, гидроакустик обнаружил шум винтов малого корабля. Корабль периодически стопорил ход. Можно было предположить, что это дозорный катер, осуществлявший поиск подводных лодок с помощью шумопеленгатора. Фисанович тоже решил двигаться с перерывами: когда шум винтов катера пропадал, он останавливал электромоторы, а когда шум возобновлялся, пускал их снова. Благодаря такому режиму лодка успешно разошлась правым бортом с дозорным катером.

В 13 ч 45 мин "М-172" вошла в гавань и обнаружила стоявший у северо-западного причала транспорт (4-5 тыс. брт). Командир начал маневрирование для выхода в торпедную атаку. Сблизившись с судном до 7-8 каб, он прицелился по трубе транспорта и выстрелил одной торпедой. Через 30 с в отсеках услышали глухой взрыв. Убедившись, что цель поражена, Фисанович направил лодку к выходу из гавани. В 14 ч 37 мин гидроакустик вновь обнаружил шум винтов дозорного катера. Как и при входе, "М-172" разошлась с ним на глубине 15 м, продвигаясь вперед «толчками». Через 15 мин лодка вышла из залива Петсамовуоно."

[7, с.33-35]:

"Наконец, снова подойдя к Петсамо-Вуоно, мы увидели выходящий оттуда не то катер, не то шхуну. Суденышко прошло над нами и скрылось из глаз. Что ж, и это добрый признак. Значит, противолодочная сеть или не поставлена или разведена.

Вдруг Фисанович, приподняв перископ, глянул и впился в него как зачарованный.

 Товарищ комдив, посмотрите!

В глубине петсамской бухты стелется густой черный дым. Происхождение его не вызывает сомнений: так дымить может только поднимающее пары судно.

 Что скажешь, командир?  спрашиваю Фисановича.

 Не пора ли идти туда, в бухту?

 Пора.

Сыграна боевая тревога. Штурман Бутов берет через перископ пеленги на характерные оконечности мысов и высоты гор: перед тем как проникнуть в этот узкий залив, надо точно определить место корабля. В лодке сгущается напряженная, сосредоточенная тишина. Дан малый ход. И мы медленно втягиваемся в глубину вражеского фиорда.

В перископ видны характерные аспидно-черные, зазубренные горы. Чем дальше мы идем, тем уже становится фиорд, лучше просматриваются его берега. В центральном посту хорошо слышно, как тикают часы и пощелкивают репитер гирокомпаса да счетчик лага. В груди  холодок и какое-то ощущение легкости. Ведь все вокруг  полная неизвестность. Мы, говоря «высоким штилем», в самой пасти врага. И в любой момент он может щелкнуть зубами, обрушив на нас беду. А мы даже не знаем, откуда ее ждать.

Подняли перископ. Впереди, примерно в кабельтове, спешит куда-то в глубь фиорда катер. Что за катер, какого он назначения  неясно. Главное, судя по всему, не заметил нас. Хорошо, что проходил он над нами, когда перископ был опущен.

Снова осматриваемся. Катер уже повернул вправо. На нем отчетливо видна небольшая пушка. Он удаляется от нас  видно, идет к берегу. Справа по курсу лодки клубится черный дым. Теперь по расчетам штурмана до гавани Лиинахамари осталось четыре минуты хода. Через четыре минуты станет окончательно ясно: не напрасно ли затеяли мы всю эту канитель, найдется ли подходящий объект для торпедного удара.

 Время вышло!  докладывает Бутов.

Снова мы с командиром у перископа. В окуляр отчетливо видны какие-то дома, казармы, причал и... нет ни одного судна. Вот незадача! Но отчаиваться рано. Ну хотя бы потому, что мы пока еще не обнаружили источника дымового облака. И мы продолжаем осторожно двигаться вперед. Еще раз осматриваем бухту. Наконец-то! Справа, у большого причала, нам открывается транспорт, из трубы которого валят черные клубы.

 Аппарат номер один, товсь звонко выкрикивает Фисанович Право руля! Отводи... Прямо руль! Аппарат  пли!

 Торпеда вышла!  доложили из первого отсека.

В перископ хорошо виден весь транспорт  его борт еле вмещается в поле зрения. На палубе у стрелы работают люди. И прямо к середине судна чертит свой след торпеда  Фисанович целился в трубу. За несколько секунд эта картина прочно запечатлелась в памяти. Тут же мы уходим на глубину, безопасную от таранного удара, и начинаем разворачиваться на выход из Лиинахамари. Во время циркуляция лодка дрогнула от близкого взрыва  это торпеда через тридцать секунд после выстрела достигла цели.

Мы легли на курс, ведущий к выходу из Петсамо-Вуоно, и всплыли на перископную глубину. Атака удалась, но самые большие неприятности, нас могут ожидать впереди. Немцы спохватились, и, если до сих пор мы охотились за транспортом, теперь они начнут охоту за нами. И результат этой охоты может быть всякий.

Причал, у которого стоял транспорт, окутан непроницаемой стеной дыма. А поблизости от лодки вдруг появляется катер — тот самый, что видели мы на пути к гавани, и устремляется прямо к нам. Но и на этот раз мы не обнаружены! Едва успели убрать перископ, катер проскочил мимо, так ничего и не заметив. Гидроакустик с очень подходящей для его специальности фамилией  Шумихин докладывает, что слышит шум винтов еще одного катера. Судя по шумам, катера идут строем фронта в сторону моря и постепенно удаляются. Раздаются гидравлические удары по лодочному корпусу  это рвутся глубинные бомбы. Один взрыв, второй, третий... Дальше считать не стали. Катера давно выскочили из фиорда. Пусть бомбят Баренцево море!

Выходим и мы из фиорда. На лицах людей появляются улыбки. Ну еще бы  как гора с плеч! Транспорт торпедировали, ушли незамеченными  ищи нас теперь!

 Действительно в море как дома,  весело говорит Каратаев. Все смеются долго, с облегчением. Для смеха сейчас годится самый незначительный повод. Недавней тишины нет и в помине. Все происшедшее кажется простым, легким и забавным.

 А катера-то, катера  куда их понесло! Совсем фрицы ошалели от гостинца,  задыхаясь от хохота, выдавливает из себя один из краснофлотцев. И вместе с ним долго хохочет весь отсек.

 Поздравляю, Израиль Ильич, тебя и всю команду с первой победой. И верю, что за ней последует еще много побед, на горе фашистам, на радость нашей Родине,  торжественно говорю я Фисановичу, и мы долго жмем друг другу руки."

[8, фотокопия отчета И.И. Фисановича о походе]:

"Подошел под водой к губе Петсамо-Вуоно к полдню 21.08.1941 и в 13.00 вошел в нее, пройдя траверз СНП (сигнально-наблюдательный пост) у входа на глубине 15 мт. Впереди по левому берегу губы видел идущий в Петсамо большой двухмачтовый военный паровой бот. В 13.30 на глубине 15 мт. Разошелся правыми бортами с дозорным кораблем /либо ботом/, ориентируясь с помощью акустики, двигаясь толчками.

В 13.45 вошел в гавань Лиинахамари, где обнаружил у NW (северо-западного причала) транспорт водоизм. 4000-5000 тн, частично разгруженный. В 14.00 вышел на его курсовой угол 60-70° и с расстояния 7-8 каб. выстрелил одной торпедой, целясь по трубе. Через промежуток свыше одной минуты в 1-м, 2-м и 6-м отсеках был слышен глухой взрыв. В 14.00 всплыл под перископ, но, произведя послезалповое маневрирование, ушел за мыс, а поэтому результатов атаки не установил. В попадании уверен, предполагаю потопление.

Выходя из гавани, в 14.30 разошелся на глубине 15 мт. с дозорным кораблем /ботом/ левыми бортами. Ориентировался по акустике, двигался толчками. В 14.52 вышел из губы Петсамон-Вуоно. В 15ч.13м. поднял перископ для осмотра. От СНП на мысе идет на нас паровой катер курсом норд в расстоянии 15 каб. Погрузились на глубину 15 мт., изменили курс; в 15.19 ощутили несколько слабых толчков по корпусу. Возможно катер бросал малые глубинные бомбы по акустическому пеленгу, данному с поста.

В 15.59 из гмбарной в Петсамо прошли два катера, из них один типа "МО". Через час они вместе с двухмачтовым паровым ботом, вышедшим раньше, имея его посредине, вышли строем фронта из г. Петсамон-Вуоно. В 17.21 они скрылись в гетсамон-Вуоно."

Схема проникновения подводных лодок "М-171", "М-172" и "М-174" в Линахамари. [6, с.27]

Примечания:

{1} Способ атаки: 1 строка – торпедная (торп) или артиллерийская (арт) / способ стрельбы торпедами: прицельный (пр), с временным интервалом (ви), веером (вр); 2 строка – количество выпущенных торпед (снарядов), в скобках указывается тип торпеды (если известен) / носовые (НТА), кормовые (КТА) торпедные аппараты либо калибр снарядов (патронов).

{2} Явная опечатка, так как считалось, что яхта была потоплена во второй атаке подводной лодки "М-172" в этот поход.

Использованные источники:

[1] Морозов М.Э. – Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 3. Северный флот. – М.: изд. "Стратегия КМ", 2005. – 96 с.: ил.

[2] Платонов А.В. – Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – 592 с.: ил.

[3] Jurgen Rohwer – Allied Submarine Attacks of World War Two (European Theatre of Operations 1939-1945). Naval Institute Press, Annapolis, Maryland, 1997.

[4] Версия Гатчинского архива ежедневных боевых действий на Северном театре.

[5] Великая Отечественная день за днем. – Морской сборник 08-1991.

[6] Емельянов Л. А. – Советские подводные лодки в Великой Отечественной войне. – М.: Воениздат, 1981.

[7] Колышкин И.А. – В глубинах полярных морей. – М.: Воениздат, 1964. – 328 с.

[8] Данные, опубликованные М.Э. Морозовым на форуме "От Саламина до Мидуэя. История войны на море".


 

ГЛАВНАЯ

ЛОДКИ

КОМАНДИРЫ

ДАТЫ

ССЫЛКИ

Дата последнего изменения: 07.02.2009.