военно-морской флаг СССР

Артиллерийская атака, выполненная подводной лодкой "K-22" 11.12.1941

военно-морской флаг СССР

Схема атаки "К-22".

11.12.1941 в 14.26 подводная лодка "К-22" (командир – капитан 3 ранга В.Н. Котельников, обеспечивающий – капитан 1 ранга Н.И. Виноградов) из состава 1-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ Северного флота обнаружила в точке с координатами примерно около 71°13,2' с.ш. 23°36,2' в.д. судно. После сближения было установлено, что это лихтер-бот (водоизмещение 250-300 тонн) с баржей на буксире, шедший в сопровождении мотобота. Подводная лодка всплыла для артиллерийской атаки. С 14.37 по 14.48 и с 14.51 по 15.00 было выпущено с дистанции 10-12 кабельтовых 20 100-мм и 54 45-мм снаряда. По донесению командира лодки был потоплен лихтер-бот, затянувший на дно баржу, и тяжело повреждён мотобот, гибель которого "К-22" не смогла пронаблюдать из-за появления кораблей противника.

По зарубежным данным "К-22" атаковала 3 норвежских рыболовных судна, возвращавшихся с рыбной ловли. Мотобот "Alphar" (регистрационный рыболовецкий № T 29 SA) вёл за собой на буксире мотобот "Borgar" (регистрационный рыболовецкий № F 76 G), у которого были проблемы с двигательной установкой (название третьего мотобота не установлено). Артиллерийским огнём были потоплены мотоботы "Alphar" и "Borgar" (оба представляли собой небольшие деревянные судёнышки примерно по 15 брт). Количество жертв не установлено, спасено 2 человека.

На звуки выстрелов к месту боя подошли германские большие охотники "Uj 1212" и "Uj 1211" из головного охранения проходившего поблизости конвоя. При их появлении "К-22" сразу же погрузилась, после чего на безопасном от неё расстоянии было сброшено 28 глубинных бомб. В ходе маневрирования и поиска подводной лодки охотники по всплывшим минам случайно обнаружили недавно выставленное ею минное заграждение № 29.


Источник М.Э. Морозов[1] А.В. Платонов[2] Ю. Ровер[3]
Дата атаки 11.12.1941
Данные атакующей стороны (командира подводной лодки)
Объект атаки парусно-моторная шхуна (250-300 тонн) с баржей на буксире, шедшая в сопровождении мотобота лихтер с баржей и мотобот пароход (350 брт) и буксир с баржей (вместе 400 брт)
Район атаки позиция № 2а
около 71°13,2' с.ш. 23°36,2' в.д.
71°13,2' с.ш. 23°36,2' в.д. Kvaloy
Артиллерийская атака c 14.37 по 14.48 и с 14.51 по 15.00 выпущено 20 100-мм и 54 45-мм снаряда с дистанции 10-12 кабельтовых выпущено 20 100-мм и 54 45-мм снаряда в 08.55{1} был открыт огонь по пароходу, в 15.?? – по буксиру с баржей (всего выпущено 20 100-мм и 54 45-мм снаряда)
Результат атаки артиллерийским огнём потоплен лихтер, затянувший на дно баржу, тяжело повреждён мотобот, гибель которого подводная лодка не смогла пронаблюдать из-за появления кораблей противника, сбросивших после погружения субмарины на безопасном удалении 28 глубинных бомб артиллерийским огнём потоплены лихтер с баржей и мотобот артиллерийским огнём потоплены буксир, баржа и маленький мотобот
Данные атакованной стороны
Объект атаки группа судов, включавшая норвежский мотобот "Альфар"/T 29 SA с находившимся у него на буксире мотоботом "Боргар"/F 76 G (каждый мотобот – около 20 брт) лихтер "Альпар" T29 SA с баржей и мотобот "Боргар" F76 G (вместе около 60 брт) 2 норвежских паровых траулера (названия не установлены) и баржа
Район атаки N Mylingen
Время атаки 14.00
Результат атаки артиллерийским огнём потоплены норвежские мотоботы "Альфар"/T 29 SA и "Боргар"/F 76 G (каждое из судов – около 20 брт), число погибших неизвестно, спасено 2 человека; подводная лодка была обнаружена находившимися поблизости германскими большими охотниками "Uj 1212" и "Uj 1211", которые после погружения подводной лодки атаковали её глубинными бомбами артиллерийским огнём потоплены лихтер "Альпар" T29 SA с баржей и мотобот "Боргар" F76 G (вместе около 60 брт) по германским данным артиллерийским огнём были потоплены баржа и 2 норвежских рыболовных судна (названия не установлены)

Описания атаки по разным источникам


Виноградов Н.И. Подводный фронт. – М.: Воениздат, 1989. – С. 72-73.

Выйдя в море на зарядку аккумуляторной батареи, «К-22» вновь вернулась в шхерный район к Гаммерфесту, а 11 декабря (1941 года – А.С.) нас ожидал еще один боевой успех.

Вновь отличились артиллеристы. На этот раз метким огнем они потопили целый караван из небольших судов – двухмачтовый дрифтер-бот, баржу с бочками горючего и еще одно маленькое судно, которое дрифтер-бот вел на буксире.

Судьба подводника такова, что сразу же за радостными мгновениями победы нередко следуют самые тяжелые, полные смертельного риска испытания, когда разъяренный враг преследует тебя по пятам, когда он яростно стремится отомстить за урон, нанесенный ему. Так получилось и на этот раз. Едва успела «катюша» погрузиться после атаки, как появились вражеские катера-охотники. Бомбежка была ожесточенной. Первая же серия «глубинок» разорвалась вблизи лодки. Со звоном посыпалось стекло разбитых электрических лампочек и плафонов. В центральном посту погас свет.

Вышли из строя указатели горизонтальных рулей. Но на управляемости лодки это почти не сказалось. На горизонтальных рулях стоял опытнейший специалист – инструктор-горизонтальщик мичман В.Н. Носов. К началу войны Валентин Николаевич имел уже двадцатилетний стаж службы на подводных лодках. Во всей бригаде, пожалуй, не сыскать было столь же опытного рулевого.

Самое важное качество для специалиста, стоящего на рулях, – умение чувствовать корабль. Носов развил в себе это качество до удивительных высот. Он настолько чутко определял малейшие изменения дифферента, что практически мог управлять лодкой вслепую. Как-то мне довелось слышать, как Валентин Николаевич обучал молодых рулевых.

– У настоящего горизонтальщика, – пояснял он, – ноги должны быть лучше любого дифферентометра. Они подскажут вам и положение лодки, и необходимый угол перекладки рулей...

Сам мичман Носов – человек, как говорится, крепко стоящий на ногах, надежный человек, коммунист. На таких можно положиться.

Таких, как Носов, на «К-22», впрочем, немало. Это и помощник командира старший лейтенант А.М. Бакман, скромный, спокойный и трудолюбивый человек. Это и командир электромеханической боевой части инженер – старший лейтенант М.М. Минкевич, большой знаток своего дела. Это и два ленинградца, о которых говорилось выше, – Г.И. Сапунов и С.С. Приемышев...

Целый час фашисты бомбили лодку. Но мы успешно уклонялись от бомб. Существенных повреждений «катюша» не получила. [4]


Великая Отечественная. День за днем. // Морской сборник. – 1991. – № 12. – С. 20.

Пл К-22 (капитан 3 ранга Котельников В.Н., обеспечивающий капитан 1 ранга Виноградов Н.И.), обнаружив у о. Квелейн 3 мелкосидящих судна противника, всплыла и огнём артиллерии потопила лихтер-бот и буксируемую им баржу, а затем оторвалась от преследования подошедшими скр неприятеля. [5]


Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Катюши" в бою. Подводные лодки типа "К" в Великой Отечественной войне. // Морская коллекция. – 2008. – № 2. – С. 20.

Спустя двое суток (после атаки, выполненной 09.12.1941 – А.С.) «К-22» встретила уже три норвежских мотобота (один из них шел на буксире), и на этот раз ничто не помешало ей уничтожить безоружные цели. В течение 25-минутного обстрела норвежские мотоботы «Альпар» и «Боргар» были потоплены, а третий, название которого установить не удалось, поврежден. Добить его не успели – на звуки выстрелов к месту боя подошли немецкие охотники «Uj 1212» и «Uj 1211» из головного охранения проходившего поблизости конвоя. При их появлении «К-22» сразу же погрузилась, после чего на нее сбросили 28 глубинных бомб. Бомбардировка результатов не имела, если не считать того, что в ходе маневрирования и поиска подлодки охотники по всплывшим минам случайно обнаружили недавно выставленное ею заграждение. [6]


Советская версия ежедневных боевых действий, взятая из архива славного города Гатчина... – Дата обращения: 01.2008. В настоящее время ресурс недоступен.

ПЛ "К-22", находясь на позиции в районе Рольвсёсунд – о.Квалё, в 14.26 обнаружила ТР и на курсе атаки установила, что это был лихтербот, тянувший на буксире баржу с грузом и шедший в сопровождении мотобота. Подводная лодка всплыла для артиллерийской атаки и с дистанции 10-12 кб в течение 5 мин. выстрелами из 100-мм орудий потопила лихтербот и баржу. После этого ПЛ открыла огонь из 45-мм орудий по мотоботу. Через 5 мин., израсходовав всего 54 45-мм и 20 100-мм снарядов и обнаружив СКР противника, ПЛ прекратила огонь и погрузилась. В 15.57 были слышны вдали слева разрывы глубинных бомб, рвавшихся сериями в течение 25 мин. Всего было сброшено 28 бомб. [7]


Примечания

{1} Время начала артиллерийской атаки 08.55, указанное у Ю. Ровера[3], вероятно является опечаткой, так как повторяет время атаки из предыдущей строки.

Использованные источники

[1] Морозов М.Э. Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 3. Северный флот. – М.: ООО "Стратегия КМ", 2005. – С. 21.

[2] Платонов А.В. Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945 / А.В. Платонов. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – С. 120, 530.

[3] Jürgen Rohwer Allied Submarine Attacks of World War Two (European Theatre of Operations 1939-1945). – Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 1997. – С. 20.

[4] Виноградов Н.И. Подводный фронт. – М.: Воениздат, 1989. – С. 72-73.

[5] Великая Отечественная. День за днем. // Морской сборник. – 1991. – № 12. – С. 20.

[6] Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Катюши" в бою. Подводные лодки типа "К" в Великой Отечественной войне. // Морская коллекция. – 2008. – № 2. – С. 20.

[7] Советская версия ежедневных боевых действий, взятая из архива славного города Гатчина... – Дата обращения: 01.2008. В настоящее время ресурс недоступен.

[8] Форум сайта http://warsailors.com/ – Дата обращения: 05.05.2009.

Дата последнего изменения: 09.05.2009.