советский военно-морской флаг

Электродвигатели советских подводных лодок

советский военно-морской флаг

Производство всех типов электродвигателей для подводных лодок в Советском Союзе обеспечивали два предприятия: завод «Электросила» имени С. М. Кирова (Ленинград) и Харьковский электромеханический завод. Принципиальная конструкция двигателей у больших и средних субмарин была двухъякорной (на I серии – c якорями разной мощности, на последующих – равной), подлодки типов «Щ» и «М» имели одноякорные двигатели. Реверсирование двигателей осуществлялось соответствующим монтажом схемы питания, обеспечивающей перемену полюсов обмоток.

На подводных лодках II серии для экономического подводного хода имелись отдельные малые электродвигатели мощностью по 30 л.с. с текстропной передачей вращения на гребные валы. Первоначально при погружениях натяжение ремней постоянно менялось, что вело к их соскальзыванию, быстрому износу и разрывам. После увеличения числа ремней и усиления крепления валов с этим недостатком удалось справиться.

Двигатели, закупленные за границей в 1920-е годы, показали, что ничем выдающимся от отечественных они не отличаются. В результате производство электромоторов было организовано без иностранной помощи. Их качество оказалось вполне удовлетворительным, если не считать сильно досаждавших личному составу своим быстрым изнашиванием угольных щёток и медных коллекторов, которые приходилось часто чистить, заменять и подтачивать во избежание снижения или пробоев изоляции. Проблем с производством достаточного числа электродвигателей для новых подлодок не возникало.

Характеристики электродвигателей советских подводных лодок

Наименование
электродвигателя
Год принятия
в эксплуатацию
Мощность
номинальная, л.с.
Обороты
номинальные, об/мин
Типы подводных лодок, на которых
устанавливались электродвигатели
ПГВ 1930 480
ПГ-20 1944 525 340
ПГ 84/5+84/50 1933 650 340 XI серии
ПГВ-8 1933 400 390
ПГ 60/34 1933 240 390
ПГ 84/95 1933 550 240 IV серии{1}
ПГ-21 1942 550 275 IV серии{1}
ПГ 72/35 1936 550 275
ПГ-12 1937 400 450
ПГ-9 1938 650 340
ПГ-11 1939 1200 235
ПГ-17 1943 218 385

Примечания

{1} По одним данным[4][1], на подводных лодках IV серии были установлены электромоторы ПГ-21, однако в некоторых источниках[3][5] наряду с упоминанием ПГ-21 на других страницах встречается информация об использовании на «правдах» электродвигателей ПГ 84/95.

Использованные источники

[1] Морозов М. Э. Советский подводный флот 1922-1945 гг.: О подводных лодках и подводниках / М. Э. Морозов, К. Л. Кулагин. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: Транзиткнига, 2006.

[2] Морозов М. Э., Кулагин К. Л. Первые подлодки СССР. «Декабристы» и «Ленинцы» – М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2010.

[3] Морозов М. Э., Кулагин К. Л. Подводные крейсера Сталина. Советские подлодки типов П и К – М.: Яуза, ЭКСМО, 2011.

[4] Платонов А. В. Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945 / А. В. Платонов – М.: ООО «Издательство АСТ»; СПб.: ООО "Издательство «Полигон»", 2004.

[5] Царьков А. Ю. Подводные лодки типа «П» // Морская коллекция – 2010. – № 10 (133).

Дата последнего изменения: 14.10.2014.

Комментарии

Комментариев пока нет.