советский военно-морской флаг

'Подводные минные заградители типа «Ленинец» XI серии'

советский военно-морской флаг
Наружный вид подводных минных заградителей XI серии после вступления в строй
Наружный вид подводных минных заградителей XI серии после вступления в строй [1]
Наружный вид подводных минных заградителей XI серии после модернизации
Наружный вид подводных минных заградителей XI серии после модернизации [1]

Советские подводные минные заградители типа «Ленинец» XI серии (первоначальное обозначение – II-бис серия) строились на Балтийском судостроительном и механическом заводе (Ленинград) и Николаевском государственном заводе имени А. Марти (Николаев). Лодки предназначались для Дальневосточного театра, что потребовало их секционной сборки из-за необходимости транспортировки по железной дороге. Всего для Тихоокеанского флота было построено 6 субмарин этой серии:

Заводской
номер
Наименование
корабля
Дата
 закладки
Дата спуска
на воду
Дата подписания
приёмного акта
Судьба
Балтийский судостроительный и механический завод (Ленинград, СССР)
263 «Ворошиловец»,
с 15.09.1934 – «Л-7»,
с 10.06.1949 – «Б-23»
10.04.1934 15.05.1935
(«Дальзавод» им. К. Е. Ворошилова)
10.12.1936 18.03.1958 расформирована.
03.04.1958 исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в отдел фондового имущества для разоружения, демонтажа и реализации. Впоследствии разделана на металл на базе «Главвторчермета» (Владивосток).
264 «Дзержинец»,
с 15.09.1934 – «Л-8»,
с 10.06.1949 – «Б-24»,
с 30.05.1959 – «УТС-89»
10.04.1934 10.09.1935
(«Дальзавод» им. К. Е. Ворошилова)
29.12.1936 22.04.1970 исключена из списков судов ВМФ в связи со сдачей в отдел фондового имущества для демонтажа и реализации.
21.02.1973 расформирована. Впоследствии рубка субмарины была установлена в качестве памятника погибшей «Л-19» на территории соединения подводных лодок в бухте Малый Улисс.
265 «Кировец»,
с 15.09.1934 – «Л-9»,
с 10.06.1949 – «Б-19»
    01.06.1934{1} 25.08.1935
(«Дальзавод» им. К. Е. Ворошилова)
29.12.1936 06.10.1958 выведена из боевого состава, раcформирована в связи со сдачей в отдел фондового имущества для разоружения, демонтажа и реализации.
20.02.1959 исключена из состава ВМФ.
Николаевский государственный завод имени А. Марти (Николаев, СССР)
284 «Свердловец»,
с 15.09.1934 – «Л-11»,
с 10.06.1949 – «Б-11»
10.06.1934 04.12.1936
(«Амурверфь»)
    05.11.1938{2} 20.02.1959 исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в отдел фондового имущества для разоружения, демонтажа и реализации.
13.03.1959 расформирована.
285 «Менжинец»,
с 15.09.1934 – «Л-10»,
с 10.06.1949 – «Б-10»,
с 19.09.1959 – «ЗАС-18»,
с 15.10.1966 – «ПЗС-20»
10.06.1934     18.12.1936{3}
(«Дальзавод» им. К. Е. Ворошилова)
    17.12.1937{4} 30.01.1967 исключена из списков судов ВМФ в связи со сдачей в отдел фондового имущества для демонтажа и реализации.
15.12.1967 расформирована. Впоследствии рубка субмарины была установлена в качестве памятника погибшей «Л-16» на территории соединения подводных лодок в Вилючинске.
286 «Молотовец»,
с 15.09.1934 – «Л-12»,
с 10.06.1949 – «Б-12»,
с 13.03.1959 – «УТС-11»
10.06.1934 07.11.1936
(«Амурверфь»)
    09.12.1938{5} 28.09.1983 исключена из списков судов ВМФ в связи со сдачей в отдел фондового имущества для демонтажа и реализации.
09.04.1984 расформирована.
В 1986 году корпус субмарины был уложен в основание строящегося каменного мола в бухте Нагаева (Магадан).

Часть 1. Проектирование и строительство

Часть 2. Описание конструкции

Часть 3. Общая оценка проекта

Часть 4. Основные тактико-технические характеристики


Примечания

{1} По одним данным[5][6][7], подводная лодка «Кировец» была заложена 01.06.1934; по другой информации[8][3] – 02.06.1934; Дмитриев В. И.[2] упоминает обе версии.

{2} По одним данным[5][6][7][3], приёмный акт подводной лодки «Л-11» был подписан 05.11.1938; по другой информации[8] – 06.11.1938; Дмитриев В. И.[2] упоминает обе версии.

{3} По одним данным[8][6][7][3], подводная лодка «Л-10» была спущена на воду 18.12.1936; по другой информации[2] – 17.12.1935.

{4} По одним данным[5][8][6][7], приёмный акт подводной лодки «Л-10» был подписан 17.12.1937; по другой информации[3] – 12.12.1937; Дмитриев В. И.[2] упоминает обе версии.

{5} По одним данным[5][8][2][6][7], приёмный акт подводной лодки «Л-12» был подписан 09.12.1938; по другой информации[3] – 10.12.1938.

Использованные источники

[1] Гусев А. Н. Советские подводные лодки 1922-1945 гг.: Справочник: Ч. 2: Малые подводные лодки и подводные минные заградители. – СПб. Галея Принт, 2004.

[2] Дмитриев В. И. Советское подводное кораблестроение. – М.: Воениздат, 1990.

[3] Морозов М. Э., Кулагин К. Л. Первые подлодки СССР. «Декабристы» и «Ленинцы» – М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2010.

[4] Сайт «Штурм глубины».

[5] Мужеников В. Б., Иващенко В. Н. Аварии и катастрофы подводных лодок. Часть III. – СПб.: ООО «Галея Принт», 2009.

[6] Платонов А. В. Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945 / А. В. Платонов – М.: ООО «Издательство АСТ»; СПб.: ООО "Издательство «Полигон»", 2004.

[7] Ковалёв Э. А. Короли подплава в море червонных валетов. Хроника начального периода советского подводного плавания. 1918–1941 гг. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2006.

[8] Бережной С. С. Корабли и суда ВМФ СССР. 1928–1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988.

Дата последнего изменения: 12.11.2013.

Commentics

Пожалуйста, убедитесь, что страница имеет соответствующий идентификатор (ID).