советский военно-морской флаг

'Подводные минные заградители типа «Ленинец» XI серии'

(описание конструкции)
советский военно-морской флаг

Часть 2. Описание конструкции

Общее расположение подводной лодки XI серии
Общее расположение подводной лодки XI серии [1]
1 – цистерна главного балласта; 2 – дифферентная цистерна; 3 – уравнительная цистерна; 4 – цистерна быстрого погружения; 5 – прочная рубка; 6 – торпедный аппарат; 7 – запасная торпеда; 8 – минная труба; 9 – перископ; 10 – дизель; 11 – главный гребной электродвигатель; 12 – аккумуляторная батарея.

 

Подробная схема подводной лодки XI серии
Подробная схема подводной лодки XI серии [1]
1 – волнорезные щиты; 2 – торпедный аппарат; 3 – баллон воздуха высокого давления; 4 – надводный якорь; 5 – подводный якорь; 6 – носовая и кормовая дифферентные цистерны; 7 – брашпиль; 8 – привод брашпиля; 9 – кнехты; 10 – носовые горизонтальные рули; 11 – запасные торпеды; 12 – торпедопогрузочный люк; 13 – входной люк; 14 – аварийный телефонный буй; 15 – койки: 16 – рундуки; 17 – обеденные столы; 18 – стрельбовой баллон; 19 – цистерны питьевой воды; 20 – торпедозаместительная цистерна; 21 – цистерна кольцевого зазора; 22 – трюмный поршневой насос ТП-18; 23 – гальюнная выгородка; 24 – душевая; 25 – 4-местная каюта; 26 – кают-компания; 27 – штурманский пост; 28 – сушилка для одежды; 29 – камбуз; 30 – 5-местная каюта; 31 – одноместная каюта; 32 – каюта командира; 33 – каюта старшинского состава; 34 – диван; 35 – аккумуляторная батарея; 36 – стол; 37 – топливная цистерна; 38 – 100-мм орудие; 39 – штурвальная тумба вертикального руля; 40 – штурвальная тумба носовых горизонтальных рулей; 41 – штурвальная тумба кормовых горизонтальных рулей; 42 – распределительный щит сети освещения; 43 – радиорубка; 44 – шахта зенитного перископа; 45 – шахта командирского перископа; 46 – трубопровод судовой системы вентиляции; 47 – штурманский стол; 48 – осушительный центробежный насос Р-130; 49 – лебедка зенитного перископа; 50 – лебедка командирского перископа; 51 – снарядный погреб; 52 – уравнительная цистерна; 53 – цистерна быстрого погружения; 54 – боевая рубка; 55 – зенитный перископ; 56 – командирский перископ; 57 – ящики для сигнальных флагов; 58 – 45-мм орудие; 59 – леерная антенна; 60 – палубные стойки антенны; 61 – вольтопонижающий агрегат (бустер); 62 – компрессор воздуха высокого давления; 63 – умывальник; 64 – клапан подачи воздуха к дизелям; 65 – шахта подачи воздуха к дизелям; 66 – шлюпка; 67 – леерное ограждение; 68 – масляный холодильник; 69 – резервный масляный насос; 70 – дизель 42БМ6; 71 – носовая муфта «Бамаг»; 72 – газоотвод дизеля; 73 – цистерна чистого масла; 74 – цистерна циркуляционного масла; 75 – электровентилятор гребных электродвигателей; 76 – щит управления гребными электродвигателями; 77 – гирокомпас; 78 – гребной электродвигатель; 79 – кормовая муфта «Бамаг»; 80 – упорный подшипник Митчеля; 81 – опорный подшипник, 82 – ручной тормоз линии вала; 83 – привод кормовых горизонтальных рулей; 84 – минные трубы; 85 – кормовой шпиль; 86 – вертикальный руль; 87 – кормовые горизонтальные рули; 88 – гребные винты; 89 – цистерны главного балласта; 90 – ограждение горизонтальных рулей; 91 – глушитель газоотвода дизеля; 92 – доковый киль; 93 – трап.

Отличия от подводных лодок II серии

По сравнению с субмаринами II серии на подводных минных заградителях XI серии:
• изменили теоретический чертёж, удлинив на 1 метр носовую часть, получившую наклонный форштевень;
• несколько переработали конструкцию корпуса, имея в виду более рациональную разбивку на секции для перевозки по железной дороге и улучшения обитаемости за счёт изменения компоновки жилых помещений, что привело к появлению ещё одного отсека (кормовой отсек разделён на две части – VII жилой и VI электромоторный, лодка стала семиотсечной);
• аккумуляторные ямы сделаны изолированными по образцу подводных лодок I серии;
• установили импортные перископы типов «S» (командирский) и «D» (зенитный);
• оба перископа вынесли в прочную рубку, выполненную в виде горизонтального цилиндра,{1} благодаря чему увеличилась перископная глубина и уменьшилась опасность таранных ударов со стороны надводных кораблей;
• сняли электротурбокомпрессоры низкого давления, и продувание главного балласта стало производиться дизелями, работающими как компрессор;
• сделали возможным доступ к пневматическим приводам открывания кингстонов цистерн главного балласта;
• улучшили конструкцию пневматических машинок открывания кингстонов;
• полностью переработали системы сжатого воздуха и аварийного продувания балласта;
• сняли электромоторы экономического хода (экономический ход стал достигаться при работе главных электромоторов);
• убрали палубные цистерны; {2}
• установили электроопреснитель фирмы «Энгиш»;
• в целях борьбы с коррозией стальную арматуру трубопроводов забортной воды заменили на бронзовую;
• глушитель сделали двухтельным по образцу подводных лодок X серии;
• перья рулей сделали профилированными авиационного типа;
• кингстоны балластных цистерн сделали по типу дифференциальных захлопок, кормовая балластная цистерна кингстона не имела и заполнялась через шпигаты;
• установили добавочный пост управления вертикальным рулём в рубке;
• кулачную муфту между электромотором и упорным валом заменили муфтой «Бамаг», что обеспечивало её быстрое выключение при переходе от зарядки батареи на работу дизеля на винт;
• число запасных торпед довели до десяти против шести на II серии;
• несколько опустили минные трубы;
• на упорном подшипнике линии вала установлен упоромер;
• установили отдельный дифферентовочный насос производительностью 6-8 т/час;
• станцию управления электромоторами разделили на две части, размещённые по бортам;
• установили новые орудия: 100-мм Б-24-ПЛ и 45-мм 21-К;
• ограждение рубки и щит носового орудия выполнили обтекаемыми.

В остальном подводные лодки XI серии ничем не отличались от субмарин II серии.

Корпус

Теория корпуса подводной лодки XI серии
Теория корпуса подводной лодки XI серии
(копия подлинного чертежа) [4]

Подводные лодки XI серии имели полуторакорпусную конструкцию с булевыми наделками и наклонным форштевнем. Лёгкий и прочный корпуса выполнялись клепанными.

Прочный корпус диаметром 4,85 м был разделён межотсечными переборками на семь отсеков. Из шести переборок четыре были сферические, рассчитанные на давление 6 кг/см², и две плоские (между IV-м и V-м отсеками, а также между VI-м и VII-м отсеками) – 1 кг/см². Переборочные двери – овальной формы, задраиваемые на барашки.

Прочная рубка была выполнена в виде горизонтального цилиндра. В ней были установлены оба перископа и добавочный пост управления вертикальным рулём.{1} В аварийной ситуации рубка могла использоваться как шлюзовая камера.

В носовой части I-го и кормовой части VII-го отсеков были расположены дифферентные цистерны, а в трюме I-го – торпедозаместительная и цистерна кольцевого зазора. В трюмных частях II-го и IV-го отсеков (под настилом аккумуляторных ям) находились топливные цистерны. Цистерны быстрого погружения и уравнительная цистерна были выгорожены в трюме центрального поста (III-й отсек). Запасы масла для дизелей размещались в цистернах, находящихся в трюмах V-го отсека.

Внутреннее расположение

I-й отсек – торпедный. В нём размещались шесть стальных торпедных аппаратов калибра 533 мм и десять запасных торпед, а также стрельбовые баллоны, приводы носовых горизонтальных рулей и брашпиля, трюмный поршневой насос. Трёхъярусные койки экипажа располагались по стенам и в центральной части отсека, часть из них могла быть использована в качестве столов для приёма пищи. Отсек имел торпедопогрузочный и спасательный люки.

II-й отсек – аккумуляторный. На жилой палубе размещались одноместные каюты для командира и комиссара, офицерская кают компания, каюты для офицерского и старшинского состава, штурманский пост, камбуз, гальюн и душевая. В трюме были размещены две группы аккумуляторной батареи.

III-й отсек – центральный пост, в котором было сосредоточено управление системами погружения и всплытия, сжатого воздуха, горизонтальными и вертикальным рулями, аварийным продуванием главного балласта, а также дифферентовкой, откачкой воды из уравнительных цистерн и всех трюмов. Связь между центральным постом и другими отсеками осуществлялась посредством использования переговорных труб и телефонов. Кроме этого, в отсеке размещались радиорубка, электростанция, электродвигатели приводов горизонтальных рулей, осушительный центробежный насос и трап, ведущий в прочную рубку. В трюме располагался снарядный погреб.

IV-й отсек – аккумуляторный. На верхней палубе располагались компрессор высокого давления, вольтопонижающий агрегат (бустер), трёхъярусные койки, гальюн. В трюме размещалась третья группа аккумуляторной батареи.

V-й отсек – дизельный. Кроме двух главных дизелей в нём располагались баллоны пускового воздуха дизелей, носовые муфты «Бамаг», цистерны циркуляционного масла, масляный холодильник.

VI-й отсек – электромоторный. Кроме торцевых частей двух труб минного устройства в нём были размещены два главных двухъякорных гребных электродвигателя с их станциями управления, кормовые муфты «Бамаг», упорные подшипники Митчеля, трюмный поршневой насос. Отсек был снабжён входным спасательным люком.

VII-й отсек – жилой. В отсеке размещались минные трубы, компрессор высокого давления, привод кормовых горизонтальных рулей и койки личного состава.

В носовой оконечности лодки размещались надводный и подводный якоря, швартовное и буксирное устройства. В надстройке – шпиль, аварийно-сигнальные буи и шлюпка.

Сечения корпуса подводной лодки XI серии
Сечения корпуса подводной лодки XI серии (копия подлинного чертежа) [4]

Общекорабельные системы и устройства

На лодке имелось девять цистерн главного балласта (восемь бортовых и одна концевая). Бортовые балластные цистерны №№ 3, 4, 6 и 7 были рассчитаны на приём дополнительного топлива. Управление клапанами вентиляции и кингстонами было дистанционное пневматическое (были и местные ручные приводы). Кингстоны балластных цистерн сделали по типу дифференциальных захлопок. Кормовая балластная цистерна кингстона не имела и заполнялась через шпигаты. Переход подлодки из крейсерского положения в подводное под топ перископа при заранее открытых кингстонах цистерн главного балласта без хода с использованием цистерны быстрого погружения занимал 70-75 секунд, а всплытие субмарины в крейсерское положение при продутой средней цистерне (из позиционного положения) путём продувания главного балласта одним дизелем – 5 минут 55 секунд. Время аварийного продувания всего главного балласта на перископной глубине составляло 3 минуты 47 секунд.

Трубопроводы морской воды были изготовлены из меди, а арматура – из бронзы. Водоотливные средства: центробежный насос Рато – 250 т/ч, два поршневых трюмных насоса – 15 т/ч. Установлен отдельный дифферентовочный насос производительностью 6-8 т/час.

Воздушные баллоны ёмкостью 78 л размещались внутри прочного корпуса шестью группами. Для пополнения запаса сжатого воздуха использовались два компрессора высокого давления К-6 производительностью 8 л/мин.

Мореходность и дальность плавания

Лодка могла находиться в море в крейсерском положении при состоянии моря до 12 баллов, в позиционном – до 7 баллов. При заполнении 5-й балластной цистерны мореходность хорошая при состоянии моря до 2-3 баллов.

Экипаж, автономность и обитаемость

Экипаж лодки состоял из 10 офицеров, 18 старшин и 25 краснофлотцев. Субмарина была оборудована электроопреснителем фирмы «Энгиш».

Энергетическая установка

Подводные лодки XI серии имели классическую дизель-электрическую энергоустановку. Для надводного хода и зарядки аккумуляторной батареи использовались модернизированные нереверсивные дизели 42БМ6 производства Коломенского машиностроительного завода, установленные в V-м отсеке. Они были бескомпрессорными, что исключало основную причину выхода из строя всех дизелей с воздушным распыливанием топлива.

Подводный ход обеспечивали два главных электродвигателя ПГ 84/5+84/50, размещённые в VI-м отсеке. Электромоторы были выполнены с двумя якорями равной мощности (по 325 л.с. при 340 об/мин), при этом обеспечивалась возможность их переключения с параллельного на последовательное соединение. На полных ходах якоря включались параллельно, на малых – последовательно. Реверсирование двигателей осуществлялось соответствующим монтажом схемы питания, обеспечивающей перемену полюсов обмоток. Для соединения дизеля с электромотором и электромотора с гребным валом использованы муфты «Бамаг». От электродвигателей экономического хода, устанавливавшихся на подлодках II серии, отказались. Экономический ход стал достигаться при работе главных электромоторов.

Аккумуляторная батарея состояла из трёх групп по 112 элементов типа «ЛС» в каждой, размещённых в изолированных ямах II-го и IV-го отсеков. При номинальном напряжении 220 вольт батарея обеспечивала 1,3-часовой режим разряда большим током. Из-за нечётного числа групп было возможным только их параллельное подключение. Батарейная вентиляция была принята общеямовая. Для регулирования напряжения электрического тока, идущего на судовое освещение, а также на работу некоторых электромеханизмов, был установлен вольтопонижающий агрегат (бустер), поддерживающий постоянное напряжение тока независимо от напряжения аккумуляторной батареи.

Средства наблюдения, обнаружения и целеуказания

Оба перископа были установлены в прочной рубке{1}: импортные типов «S» (командирский) и «D» (зенитный).

Изначально подводные лодки XI серии оснащались шумопеленгаторными станциями «Меркурий» с линейной базой на 12 приёмников. Начиная с 1944 года, «ленинцы» стали получать заказанные по ленд-лизу гидролокационные станции «Дракон-129»: в 1944 году гидролокаторы были установлены на «Л-8», «Л-11»{3} и «Л-12»{3}; в 1945 году – на «Л-7» и «Л-9».

Продольный разрез и план палубы подводной лодки XI серии
Продольный разрез и план палубы подводной лодки XI серии (копия подлинного чертежа) [4]

Часть 3. Общая оценка проекта


Примечания

{1} По одним источникам[2][3], на подводных лодках XI серии оба перископа вынесли в прочную рубку, а конструкция рубки была выполнена в виде горизонтального цилиндра (см. верхние две схемы); по другим данным[4], зенитный перископ оставлен в центральном посту, а в рубку, выполненную в форме вертикального цилиндра, был вынесен только командирский перископ (см. нижний чертёж).

{2} От установки палубных цистерн на подводных минных заградителях XI серии отказались на основании решения постоянной подводной комиссии Военно-Морского Флота:

Хотя палубные цистерны дают лодке ряд положительных качеств, к коим относятся: а) увеличение запаса плавучести и лучшая остойчивость при аварийном всплытии лодки; б) наличие позиционного положения, дающего лодке лучшие мореходные качества и возможность действия всеми торпедными аппаратами, минным устройством и артиллерийским вооружением, – все же комиссия считает, что от устройства палубных цистерн на подводных лодках XI серии можно отказаться по следующим причинам: 1. Действие всего вооружения лодок XI серии над водой может быть обеспечено и без наличия палубных цистерн, путем создания соответствующего позиционного положения при помощи продувания 5-й и 6-й балластных цистерн. 2. Малая живучесть палубных цистерн, происходящая вследствие затруднения получения их непроницаемости при постройке и сохранения ее во время их службы. Особенно возможно нарушение живучести этих цистерн во время артбоя как от попадания осколков и ближних разрывов снарядов противника, так и от собственной стрельбы, а также во время таранного удара, который будет наноситься главным образом надстройке, а, следовательно, и расположенным в ней палубным цистернам. 3. Удлинение времени погружения от сравнительно медленнного их заполнения даже при наличии большой вентиляции и широких шпигатов, вследствие малого напора забортной воды. [2]

{3} По одним данным[6], на подводных лодках «Л-11», «Л-12» и «Л-19» гидролокаторы «Дракон-129» были установлены в 1944 году; по другим данным[6] – в начале 1945 года.

Использованные источники

[1] Гусев А. Н. Советские подводные лодки 1922-1945 гг.: Справочник: Ч. 2: Малые подводные лодки и подводные минные заградители. – СПб. Галея Принт, 2004.

[2] Мужеников В. Б., Иващенко В. Н. Аварии и катастрофы подводных лодок. Часть III. – СПб.: ООО «Галея Принт», 2009.

[3] Платонов А. В. Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945 / А. В. Платонов – М.: ООО «Издательство АСТ»; СПб.: ООО "Издательство «Полигон»", 2004.

[4] Морозов М. Э., Кулагин К. Л. Первые подлодки СССР. «Декабристы» и «Ленинцы» – М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2010.

[5] Дмитриев В. И. Советское подводное кораблестроение. – М.: Воениздат, 1990.

[6] Морозов М. Э. Советский подводный флот 1922-1945 гг.: О подводных лодках и подводниках / М. Э. Морозов, К. Л. Кулагин. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: Транзиткнига, 2006.

Дата последнего изменения: 15.03.2023.

Комментарии

Комментариев пока нет.