советский военно-морской флаг

'Подводные минные заградители типа «Ленинец» XI серии'

(проектирование и строительство)
советский военно-морской флаг

Часть 1. Проектирование и строительство

13.08.1933 Советское правительство приняло решение о строительстве подводных минных заградителей типа «Ленинец» для Дальневосточного театра.

03.12.1933 на Балтийском судостроительном и механическом заводе (Ленинград, СССР) обсуждался вопрос, как строить и транспортировать лодки типа «Ленинец» на Дальний Восток.

В 01.1934 сотрудники Главморпрома Кассациер и Харитонович предложили проект переброски подводных лодок типа «Ленинец» в готовом виде на Дальний Восток морским путём. В роли транспортного средства должны были выступить танкеры грузоподъёмностью 10 000 тонн постройки Николаевского государственного завода имени А. Марти. Авторы проконсультировались с известными кораблестроителями Шиманским и Папковичем, подтвердившими правильность произведённой проработки и возможность её выполнения. Расчёт времени, требующегося для производства операции, предполагался примерно следующим:

1) Разработка окончательного проекта и расчетов рабочих чертежей, проверка зазоров между корпусами лодок и нефтевозом в натуре, экспертиза в отношении порядка и способа выполнения доковых работ – ок. 1½ мес.

2) Подготовка нефтевоза к перевозке – ок. 1 мес.

3) Разъём нефтевоза на две части

4) Доковые операции – вместе ок. 1 мес.

5) Соединение двух частей – ок ½ мес.

6) Переход из Севастополя – 1½ мес. (из Ленинграда – 2 мес.).

7) Разъём нефтевоза на Д.В. – ½ мес.

Всего таким образом потребуется на выполнение предложенной операции около 6-7 мес. Окончательный срок будет уточнен после подсчета объема работ по отдельным операциям. Сам нефтевоз будет выведен из строя СТФ на 8 месяцев.

02.02.1934 постановлением Совета Труда и Обороны при Совете Народных Комиссаров СССР утверждено строительство шести больших подводных лодок серии II-бис (впоследствии получила обозначение XI серия) типа «Ленинец». Темп работ оказался высок. Уже к марту были готовы строительные чертежи. При разработке проекта учитывались опыт эксплуатации лодок II серии и требования к транспортировке субмарин на Дальний Восток. В отдельных конструкциях (колонки воздуха высокого давления, муфты «Бамаг» и др.) были использованы полученные по контракту с германской фирмой «Deschimag» материалы по проекту «Е-2/Н», ставшему впоследствии проектом подводных лодок типа «С». Стоимость строительства одной субмарины должна была составить 13 млн. рублей.

Предложение о доставке лодок на Дальний Восток морским путём было отклонено, и перевозку организовали более привычным железнодорожным транспортом. План транспортировки шести подлодок XI серии предусматривал их разделение на 18 больших и 24 малых секций, размещающихся в 48 вагонах, в том числе в десяти 50-тонных. Выход за железнодорожные габариты составлял 12 мм с каждой стороны.

25.03.1934 постановлением Совета Труда и Обороны при Совете Народных Комиссаров СССР № К-45-сс назначалась постройка шести больших подводных лодок XI серии типа «Ленинец»: по три единицы на Балтийском судостроительном и механическом заводе (Ленинград) и Николаевском государственном заводе имени А. Марти. Последняя лодка серии предназначалась для Чёрного моря, а остальные пять – для Дальнего Востока.{1}

Все подводные лодки XI серии были заложены в период с 10.04.1934 по 10.06.1934. На строящейся в Комсомольске-на-Амуре «Амурверфи» они должны были достраиваться и сдаваться после испытаний флоту. Руководство строительством, включая и достройку их на месте на Дальнем Востоке, возлагалось на Балтийский ССиМЗ. В Комсомольске-на-Амуре было организовано Бюро достройки XI серии, кроме того, предполагалось организовать там отделение Балтийского завода. Вскоре выяснилось, что строительство «Амурверфи», ведущееся Дальпромстроем, значительно отстаёт от намеченных сроков, в связи с чем верфь не сможет обеспечить достройку и сдачу первых лодок XI серии, которые должны были стать её первой продукцией. Тогда было принято решение достраивать четыре лодки на «Дальзаводе» имени К. Е. Ворошилова (Владивосток) и только последние два корпуса – в Комсомольске-на-Амуре. Поскольку все «Ленинцы» ленинградской постройки («Л-7», «Л-8» и «Л-9») должны были достраиваться во Владивостоке, вопрос об организации в Комсомольске-на-Амуре отделения Балтийского судостроительного и механического завода отпал.

На подводных лодках, достраивающихся и сдававшихся во Владивостоке, строителями и ответственными сдатчиками были Егоров Е. П. и Голланд А. З., а на субмаринах, достраивающихся на «Амурверфи» (Комсомольск-на-Амуре) – Терлецкий К. Ф. Сроки строительства определялись предельно жёсткими: первые две единицы должны быть сданы в конце 1935 года, остальные – не позднее третьего квартала 1936 года. Для реализации таких темпов на постройке подлодок XI серии выделялись дополнительные пайки, устанавливался удлинённый до 11 часов рабочий день (на Балтийском судостроительном и механическом заводе в этом режиме работало около 760 человек, и в месяц они перерабатывали свыше 76 000 сверхурочных часов). На заводы, участвующие в постройке подлодок, распространялось освобождение от воинских и общепартийных мобилизаций.

Уже 30.09.1934 из Ленинграда на Дальний Восток был отправлен первый эшелон с секциями подводных лодок XI серии, строившихся на Балтийском судостроительном и механическом заводе. Перевозки частей и механизмов лодок на Дальний Восток шли по системе воинских перевозок НКО и пропускались по воинскому графику. НКПС обеспечивал перевозки, выделив для этой цели специальную норму вагонов, прошедших гарантийный ремонт.

Но всё изменил срыв Коломенским машиностроительным заводом имени В. В. Куйбышева программы выпуска дизелей, а аккумуляторным заводом № 2 имени лейтенанта П. П. Шмидта (Ленинград) – аккумуляторных батарей. Головная подводная лодка «Дальзавода» имени К. Е. Ворошилова вышла на испытания только 31.10.1936 (по плану уже должны быть сданы четыре единицы). Из-за пожара в третьем квартале 1937 года, уничтожившего часть оборудования (коротковолновые радиостанции, гирокомпасы, лаги Форбса, 4 комплекта штанг минных труб, запчасти дизелей, торпедопогрузочное устройство, эбонитовые и резиновые части батарейной вентиляции, датчики тахометров, трубопроводы охлаждения и смазки дизелей) произошла задержка сдачи двух подлодок, собиравшихся на «Амурверфи» (Комсомольск-на-Амуре). Только 22.07.1937 началась буксировка «Л-11» и «Л-12» на понтонах до Николаевска-на-Амуре, откуда они уже своим ходом перешли во Владивосток для окончания достройки и испытаний на достроечной базе верфи. Кроме того, произошёл значительный перерасход средств: отпускная цена на подлодки «Амурверфи» составляла 16,4 млн. рублей, а реальная стоимость достигла 22 млн. руб.

Приёмный акт головной подводной лодки «Л-7» был подписан 10.12.1936, а последняя лодка серии «Л-12» вошла в состав Тихоокеанского флота только 10.12.1938.

Часть 2. Описание конструкции


Примечания

{1} Позже было принято решение об отправке всех подводных лодок XI серии на Дальний Восток.[3]

Использованные источники

[1] Дмитриев В. И. Советское подводное кораблестроение. – М.: Воениздат, 1990.

[2] Мужеников В. Б., Иващенко В. Н. Аварии и катастрофы подводных лодок. Часть III. – СПб.: ООО «Галея Принт», 2009.

[3] Морозов М. Э., Кулагин К. Л. Первые подлодки СССР. «Декабристы» и «Ленинцы» – М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2010.

[4] Платонов А. В. Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945 / А. В. Платонов – М.: ООО «Издательство АСТ»; СПб.: ООО "Издательство «Полигон»", 2004.

[5] Морозов М. Э. Советский подводный флот 1922-1945 гг.: О подводных лодках и подводниках / М. Э. Морозов, К. Л. Кулагин. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: Транзиткнига, 2006.

Дата последнего изменения: 28.02.2018.

Комментарии

Комментариев пока нет.