Подводная лодка "М-19" |
Серия | VI | |
---|---|---|
Дата закладки | 20.07.1933 {1} | Завод № 198 (г. Николаев)
заводской номер: С-258 Завод № 202 (г. Владивосток) (сборка и испытания) |
Дата спуска на воду | 14.05.1934 | |
Дата подписания приёмного акта | 29.08.1934 | |
Командиры | 01.04.1934 – 05.05.1937 | Илья Иосифович Беляев |
05.05.1937 – 23.07.1937 | Михаил Евсеевич Гуткин | |
05.08.1937 – 31.07.1938 | Владимир Александрович Дроздов | |
31.07.1938 – 26.10.1939 | Виктор Андреевич Ермилов | |
26.10.1939 – 06.06.1942 | Владимир Иванович Авдашев | |
? – ? {2} | Николай Александрович Стариков | |
Принадлежность | ||
11.02.1941 – 24.10.1945 24.10.1945 – 17.01.1947 | 4-й дивизион подводных лодок 4-й морской бригады ТОФ 24-й дивизион подводных лодок 4-й морской бригады ТОФ 24-й дивизион подводных лодок 2-й бригады ПЛ ТОФ 7-й дивизион подводных лодок 2-й бригады ПЛ ТОФ Сахалинская военная флотилия ТОФ | |
17.01.1947 | 7-й ВМФ | |
Боевой результат | В боевых действиях не участвовала. | |
Судьба | 28.11.1950 выведена из боевого состава и
передана аварийно-спасательной службе 7-го ВМФ для обеспечения тренировок
водолазов. 18.01.1951 разоружена и исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в отдел фондового имущества для демонтажа и разделки на металл. |
20.07.1933{1} заложена на заводе
№ 198 в Николаеве под заводским номером С-258.
01.04.1934 командиром
подводной лодки назначен Илья Иосифович
Беляев.
14.05.1934 спущена на воду.
16.06.1934 вместе с
подводными лодками С-262
("М-20") и С-263 ("М-21")
отправлена по железной дороге из Николаева во Владивосток. Погрузка на
железнодорожный транспортёр производилась 150-тонным плавкраном на стенке
восточной набережной Большого ковша завода № 198. Для облегчения веса до
110 тонн на подводной лодке были демонтированы прочная рубка с ограждением,
рули, гребной вал, аккумуляторная батарея, якорь с якорным канатом, орудие и
твёрдый балласт. Всё это разместили в отдельных вагонах.
По прибытии эшелона во Владивосток на специально огороженном высоким забором
участке территории завода № 202
осуществлялись сборка подводной лодки, монтаж механизмов и вооружения,
после чего субмарина была спущена на воду. Сдаточные испытания и контрольный
выход проводились в Амурском заливе.
29.08.1934 был подписан
приёмный акт. Подводная лодка подняла военно-морской флаг и под наименованием
"М-19" вошла в состав 4-го дивизиона
подводных лодок 4-й морской бригады Морских сил Дальнего Востока.
11.01.1935 вошла в состав 4-го дивизиона подводных лодок 4-й морской
бригады Тихоокеанского флота.
26.03.1935 по приказу
командующего Тихоокеанским флотом № 007
вошла в состав сформированного сводного отряда подводного плавания под
командованием Г.Н. Холостякова.
Помимо "М-19" в сводный отряд вошли подводные лодки "М-21", "М-22" и 5-й
дивизион подводных лодок 2-й морской бригады ("Щ-117", "Щ-118", "Щ-119" и "Щ-120"). Для обеспечения
боевой подготовки отряду придали плавбазу подводных лодок "Саратов", водолазную
партию ЭПРОНа и тральщик № 11 "Пластун".
С 10.04.1936 в связи с
приказом командующего Тихоокеанским флотом
№ 0022, устанавливающим новую нумерацию дивизионов, числилась в 24-м дивизионе подводных лодок
4-й
морской бригады ТОФ.
С 05.05.1937 по 23.07.1937 подводной лодкой
"М-19" командовал Михаил Евсеевич
Гуткин.
05.08.1937 командиром
подводной лодки "М-19" назначен Владимир
Александрович Дроздов.
31.07.1938 командиром
подводной лодки "М-19" назначен Виктор
Андреевич Ермилов.
С 09.1939{3} числилась в 24-м дивизионе подводных лодок
2-й бригады ПЛ ТОФ.
26.10.1939 командиром
подводной лодки "М-19" назначен Владимир
Иванович Авдашев.
03-04.12.1940 в условиях
раннего ледостава осуществила выход из базы в подводном положении, успешно
форсировав подо льдом узкости без навигационных обсерваций.
26.12.1940 совместно с
подводными лодками "М-2", "М-20" и "М-24" участвовала в первом в
истории групповом подлёдном плавании. "М-19" успешно выполнила задачу, выйдя
подо льдом из базы.
На основании приказа наркома ВМФ № 0011 от 11.02.1941 вошла в состав 7-го дивизиона подводных лодок 2-й бригады ПЛ Тихоокеанского флота.
Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
22.06.1941
"М-19" встретила в бухте Малый Улисс в составе 7-го дивизиона подводных лодок 2-й бригады ПЛ Тихоокеанского флота под командованием В.И. Авдашева.
Советско-японская война 1945 года.
09.08.1945
"М-19" встретила во Владивостоке в составе 7-го дивизиона подводных лодок 2-й бригады ПЛ Тихоокеанского флота под командованием
капитан-лейтенанта Николая Александровича
Старикова.
В боевых действиях не участвовала.
24.10.1945 вошла в состав Сахалинской военной флотилии.
17.01.1947 вошла в состав 7-го ВМФ.
01.06.1948 при отработке задач боевой подготовки затонула в районе Советской
Гавани на глубине 26 метров в результате столкновения с подводной лодкой "М-12". Жертв среди личного
состава не было.
02.06.1948 спасательное судно "Песчаный" и два плавучих крана подняли затонувшую
подводную лодку "М-19". От момента аварии до подъема на поверхность прошло 16
часов. Впоследствии субмарина была восстановлена и вновь введена в строй.
12.01.1949 отнесена к подклассу малых подводных лодок.
28.11.1950 выведена из боевого состава и передана аварийно-спасательной службе
7-го ВМФ для обеспечения тренировок водолазов.
18.01.1951 разоружена и исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в отдел
фондового имущества для демонтажа и разделки на металл.
Примечания
{1} В большинстве источников[2][3][4][10] считается, что подводная лодка с заводским номером С-258 (будущая "М-19") была заложена 20.07.1933; по мнению С.С. Бережного[1] – 12.07.1933.
{2} Точный период нахождения Н.А. Старикова в должности командира подводной лодки "М-19" требует уточнения. Известно, что он являлся командиром субмарины по состоянию на 09.08.1945.
{3} По данным М.Э. Морозова[5] приказом от 03.09.1939 2-я, 4-я, 5-я и 6-я морские бригады Тихоокеанского флота переименовывались в 1-ю, 2-ю, 3-ю и 4-ю бригады подводных лодок соответственно. По другим сведениям[9] корабельные соединения Тихоокеанского флота носили двойное наименование (открытое и закрытое) до 15.09.1939.
Использованные источники
[1] Бережной С.С. Корабли и суда ВМФ СССР. 1928–1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – С. 51.
[2] Дмитриев В.И. Советское подводное кораблестроение. – М.: Воениздат, 1990. – С. 251.
[3] Ковалев Э.А. Короли подплава в море червонных валетов. Хроника начального периода советского подводного плавания. 1918–1941 гг. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. – С. 195-212, 266, 298, 312, 345, 383.
[4] Платонов А.В. Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945 / А.В. Платонов. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – С. 30, 32, 284.
[5] Морозов М.Э. Советский подводный флот 1922-1945 гг.: О подводных лодках и подводниках / М.Э. Морозов, К.Л. Кулагин. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: Транзиткнига, 2006. – С. 341-344.
[6] Самко Ю.Г. История создания и развития
подводных сил Тихоокеанского флота. – Сайт
[7] Реданский В.Г. Во льдах и подо льдами. Тайные операции подводных флотов. – М.: ООО "Издательский дом "Вече", 2004. – С. 172-173.
[8] Сайт
[9] Данные, предоставленные Виктором Николаевичем Иващенко.
[10] Заблоцкий В.П. Незнаменитые подлодки. Малые ПЛ VI и VI-бис серий. История создания, конструкция, боевая служба // Морская коллекция. – 2009. – № 5. – 32 с.
ГЛАВНАЯ | ЛОДКИ | ПРИМЕНЕНИЕ | ПОДВОДНИКИ | ДАТЫ | ССЫЛКИ |