Подводная лодка "М-20" |
Серия | VI | |
---|---|---|
Дата закладки | 25.08.1933 {1} | Завод № 198 (г. Николаев)
заводской номер: С-262 Завод № 202 (г. Владивосток) (сборка и испытания) |
Дата спуска на воду | 17.03.1934 | |
Дата подписания приёмного акта | 23.09.1934 | |
Командиры | 09.03.1934 – 1935 | Василий Тимофеевич Никулин |
03.12.1935 – 21.07.1937 | Валентин Евгеньевич Кожанов | |
08.1937 – 05.1938 | Лев Михайлович Сушкин | |
? – ? {2} | Е.Н. Алексеев | |
? – ? {3} | Владимир Алексеевич Боровой | |
Принадлежность | ||
11.02.1941 – 24.10.1945 24.10.1945 – 17.01.1947 | 4-й дивизион подводных лодок 4-й морской бригады ТОФ 24-й дивизион подводных лодок 4-й морской бригады ТОФ 24-й дивизион подводных лодок 2-й бригады ПЛ ТОФ 7-й дивизион подводных лодок 2-й бригады ПЛ ТОФ Сахалинская военная флотилия ТОФ | |
17.01.1947 | 7-й ВМФ | |
Боевой результат | В боевых действиях не участвовала. | |
Судьба | 28.11.1950 выведена из боевого состава и
законсервирована. 28.08.1951 разоружена и исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в отдел фондового имущества для демонтажа и разделки на металл. 08.09.1951 расформирована. |
25.08.1933 заложена на заводе № 198 в Николаеве под
заводским номером С-262.
09.03.1934 командиром
подводной лодки назначен Василий Тимофеевич
Никулин.
17.03.1934 спущена на воду.
16.06.1934 вместе с
подводными лодками С-258
("М-19") и С-263 ("М-21")
отправлена по железной дороге из Николаева во Владивосток. Погрузка на
железнодорожный транспортёр производилась 150-тонным плавкраном на стенке
восточной набережной Большого ковша завода № 198. Для облегчения веса до
110 тонн на подводной лодке были демонтированы прочная рубка с ограждением,
рули, гребной вал, аккумуляторная батарея, якорь с якорным канатом, орудие и
твёрдый балласт. Всё это разместили в отдельных вагонах.
По прибытии эшелона во Владивосток на специально огороженном высоким забором
участке территории завода № 202
осуществлялись сборка подводной лодки, монтаж механизмов и вооружения,
после чего субмарина была спущена на воду. Сдаточные испытания и контрольный
выход проводились в Амурском заливе.
23.09.1934 был подписан
приёмный акт. Подводная лодка подняла военно-морской флаг и под наименованием
"М-20" вошла в состав 4-го дивизиона
подводных лодок 4-й морской бригады Морских сил Дальнего Востока.
11.01.1935 вошла в состав 4-го дивизиона подводных лодок 4-й морской
бригады Тихоокеанского флота.
03.12.1935 командиром
подводной лодки "М-20" назначен Валентин
Евгеньевич Кожанов.
С 10.04.1936 в связи с
приказом командующего Тихоокеанским флотом
№ 0022, устанавливающим новую нумерацию дивизионов, числилась в 24-м дивизионе подводных лодок
4-й
морской бригады ТОФ.
В 08.1937 командиром
подводной лодки "М-20" назначен Лев
Михайлович Сушкин.
С 09.1939{4} числилась в 24-м дивизионе подводных лодок
2-й бригады ПЛ ТОФ.
26.12.1940 под командованием
старшего лейтенанта Е.Н. Алексеева
совместно с подводными лодками "М-2", "М-19" и "М-24" участвовала в первом в истории групповом подлёдном
плавании. "М-20" успешно выполнила задачу, выйдя подо льдом из базы.
На основании приказа наркома ВМФ № 0011 от 11.02.1941 вошла в состав 7-го дивизиона подводных лодок 2-й бригады ПЛ Тихоокеанского флота.
Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
22.06.1941
"М-20" встретила в бухте Малый Улисс в составе 7-го дивизиона подводных лодок 2-й бригады ПЛ Тихоокеанского флота.
Советско-японская война 1945 года.
09.08.1945
"М-20" встретила во Владивостоке в составе 7-го дивизиона подводных лодок 2-й бригады ПЛ Тихоокеанского флота под командованием
капитан-лейтенанта Владимира Алексеевича
Борового.
В боевых действиях не участвовала.
24.10.1945 вошла в состав Сахалинской военной флотилии.
17.01.1947 вошла в состав 7-го ВМФ.
12.01.1949 отнесена к подклассу малых подводных лодок.
28.11.1950 выведена из боевого состава и законсервирована.
28.08.1951 разоружена и исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в отдел
фондового имущества для демонтажа и разделки на металл.
08.09.1951 расформирована.
Примечания
{1} В большинстве источников[1][2][3][4] считается, что подводная лодка с заводским номером С-262 (будущая "М-20") была заложена 25.08.1933; по мнению В.П. Заблоцкого[10] – 25.03.1933.
{2} Точный период нахождения Е.Н. Алексеева в должности командира подводной лодки "М-20" требует уточнения. Известно, что он являлся командиром субмарины по состоянию на 26.12.1940.
{3} Точный период нахождения В.А. Борового в должности командира подводной лодки "М-20" требует уточнения. Известно, что он являлся командиром субмарины по состоянию на 09.08.1945.
{4} По данным М.Э. Морозова[5] приказом от 03.09.1939 2-я, 4-я, 5-я и 6-я морские бригады Тихоокеанского флота переименовывались в 1-ю, 2-ю, 3-ю и 4-ю бригады подводных лодок соответственно. По другим сведениям[9] корабельные соединения Тихоокеанского флота носили двойное наименование (открытое и закрытое) до 15.09.1939.
Использованные источники
[1] Бережной С.С. Корабли и суда ВМФ СССР. 1928–1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – С. 51.
[2] Дмитриев В.И. Советское подводное кораблестроение. – М.: Воениздат, 1990. – С. 251.
[3] Ковалев Э.А. Короли подплава в море червонных валетов. Хроника начального периода советского подводного плавания. 1918–1941 гг. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. – С. 195-212, 289, 320, 346.
[4] Платонов А.В. Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945 / А.В. Платонов. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – С. 30, 32, 284.
[5] Морозов М.Э. Советский подводный флот 1922-1945 гг.: О подводных лодках и подводниках / М.Э. Морозов, К.Л. Кулагин. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: Транзиткнига, 2006. – С. 341-344.
[6] Самко Ю.Г. История создания и развития подводных сил Тихоокеанского флота. – Сайт "Российский подводный флот" – Дата обращения: 25.05.2009.
[7] Реданский В.Г. Во льдах и подо льдами. Тайные операции подводных флотов. – М.: ООО "Издательский дом "Вече", 2004. – С. 172-173.
[8] Сайт "Музей морского флота России" – Дата обращения: 07.06.2009.
[9] Данные, предоставленные Виктором Николаевичем Иващенко.
[10] Заблоцкий В.П. Незнаменитые подлодки. Малые ПЛ VI и VI-бис серий. История создания, конструкция, боевая служба // Морская коллекция. – 2009. – № 5. – 32 с.
ГЛАВНАЯ | ЛОДКИ | ПРИМЕНЕНИЕ | ПОДВОДНИКИ | ДАТЫ | ФОРУМ | ССЫЛКИ |