военно-морской флаг СССР

Подводная лодка "М-24"

военно-морской флаг СССР

Серия VI  
Дата закладки 21.10.1933 Завод № 198 (г. Николаев)
заводской номер: С-265

Завод № 202 (г. Владивосток)
(сборка и испытания)
Дата спуска на воду 01.06.1934
Дата подписания приёмного акта      10.10.1934 {1}
Командиры 01.04.1934 – 08.05.1937 Валентин Борисович Докукин
03.1937 – 04.1938 Константин Ананьевич Куленков
28.04.1938 – 1938           Яков Карпович Мельник
15.12.1938 – 31.03.1940 Василий Васильевич Судейко
1940 – ? {2}   Андрей Георгиевич Яйло
     ? – ? {3} Иван Дмитриевич Резанов
Принадлежность

     18.11.1934 {4}

          1934 – 11.01.1935

Морские силы Дальнего Востока

4-й дивизион подводных лодок 4-й морской бригады МСДВ

11.01.1935

11.01.1935 – 10.04.1936

10.04.1936 – 09.1939{5} 

 09.1939{5} – 20.05.1940

20.05.1940 – 11.02.1941

11.02.1941 – 06.10.1944

Тихоокеанский флот

4-й дивизион подводных лодок 4-й морской бригады ТОФ

24-й дивизион подводных лодок 4-й морской бригады ТОФ

24-й дивизион подводных лодок 2-й бригады ПЛ ТОФ

25-й дивизион подводных лодок 5-й бригады ПЛ СТОВФ ТОФ

9-й дивизион подводных лодок 3-й бригады ПЛ СТОВФ ТОФ

11.12.1944

11.12.1944 – ? {6}           

Черноморский флот

5-й дивизион подводных лодок 2-й бригады ПЛ ЧФ

Боевой результат В боевых действиях не участвовала.
Судьба 31.05.1946 разоружена и исключена из состава ВМФ.
26.06.1946 после демонтажа приборов и механизмов расформирована. Корпус лодки передан для использования в опытовых целях.
В 1955 году корпус лодки разделан на металл на базе "Главвторчермета" в Батуми.

21.10.1933 заложена на заводе № 198 в Николаеве под заводским номером С-265.
01.04.1934 командиром подводной лодки назначен Валентин Борисович Докукин.
01.06.1934 спущена на воду.
08.07.1934{7} вместе с подводными лодками С-264 ("М-22") и С-250 ("М-23") отправлена по железной дороге из Николаева во Владивосток. Погрузка на железнодорожный транспортёр производилась 150-тонным плавкраном на стенке восточной набережной Большого ковша завода № 198. Для облегчения веса до 110 тонн на подводной лодке были демонтированы прочная рубка с ограждением, рули, гребной вал, аккумуляторная батарея, якорь с якорным канатом, орудие и твёрдый балласт. Всё это разместили в отдельных вагонах.
По прибытии эшелона во Владивосток на специально огороженном высоким забором участке территории завода № 202 осуществлялись сборка подводной лодки, монтаж механизмов и вооружения, после чего субмарина была спущена на воду. Сдаточные испытания и контрольный выход проводились в Амурском заливе.
10.10.1934{1} подписан приёмный акт.
18.11.1934 по приказу НКО вступила в строй, подняла военно-морской флаг и вошла в состав Морских сил Дальнего Востока под наименованием "М-24". Лодка была включена в 4-й дивизион подводных лодок 4-й морской бригады МСДВ. {4}
11.01.1935 вошла в состав 4-го дивизиона подводных лодок 4-й морской бригады Тихоокеанского флота.
09.04.1935 во время стоянки в базе был ошибочно открыт спускной клапан главной осушительной магистрали. В течение некоторого времени забортная вода через открытый спускной клапан затопила трюм IV-го отсека и залила гребной электродвигатель.
С 10.04.1936 в связи с приказом командующего Тихоокеанским флотом № 0022, устанавливающим новую нумерацию дивизионов, числилась в 24-м дивизионе подводных лодок 4-й морской бригады ТОФ.
В 03.1937 командиром подводной лодки "М-24" назначен Константин Ананьевич Куленков.
28.04.1938 командиром подводной лодки "М-24" назначен Яков Карпович Мельник.
15.12.1938 командиром подводной лодки "М-24" назначен Василий Васильевич Судейко.
С 09.1939{5} числилась в 24-м дивизионе подводных лодок 2-й бригады ПЛ ТОФ.
В 1940 году командиром подводной лодки "М-24" назначен старший лейтенант Андрей Георгиевич Яйло.
20.05.1940 на основании приказа командующего Тихоокеанским флотом № 0212 была прикомандирована к 25-му дивизиону подводных лодок 5-й бригады ПЛ Северной Тихоокеанской военной флотилии.
26.12.1940 под командованием старшего лейтенанта А.Г. Яйло совместно с подводными лодками "М-2", "М-19" и "М-20" участвовала в первом в истории групповом подлёдном плавании. На борту "М-24" находился командир 24-го дивизиона подводных лодок 2-й бригады ПЛ ТОФ капитан-лейтенант Л.М. Сушкин. В отличие от остальных подводных лодок, успешно выполнивших задачу, "М-24" потеряла ориентировку и не смогла продолжить плавание. Лодке пришлось всплыть в полынье у одного из пирсов.
На основании приказа наркома ВМФ № 0011 от 11.02.1941 вошла в состав 9-го дивизиона подводных лодок 3-й бригады ПЛ Северной Тихоокеанской военной флотилии Тихоокеанского флота.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

22.06.1941 "М-24" встретила в Советской Гавани в составе 9-го дивизиона подводных лодок 3-й бригады ПЛ Северной Тихоокеанской военной флотилии Тихоокеанского флота.
В 1944 году по решению Государственного Комитета Обороны была начата подготовка подводной лодки "М-24" к отправке по железной дороге для усиления Черноморского флота. На территории завода № 202 во Владивостоке лодку подняли из воды плавучим краном и поставили на стенку. После демонтажных работ, которые позволили уменьшить вес субмарины до 110 тонн, "М-24" была уложена на железнодорожный транспортёр.
06.10.1944 вместе с подводной лодкой "М-23" была отправлена по железной дороге в составе эшелона из 21 вагона, который двигался по маршруту протяжённостью свыше 11 000 километров: Владивосток – Хабаровск – Новосибирск – Омск – Челябинск – Чкалов – Астрахань – Кизляр – Тбилиси – Поти. Для пропуска эшелона приходилось останавливать встречное движение поездов. 15 суток было затрачено на стоянки на разъездах для пропуска встречных составов в ожидании своей очереди.
11.12.1944 прибыла по железной дороге в Поти и вошла в состав 5-го дивизиона подводных лодок 2-й бригады ПЛ Черноморского флота. Вместе с подводной лодкой прибыл тихоокеанский экипаж во главе со старшим лейтенантом Иваном Дмитриевичем Резановым.
В боевых действиях не участвовала.
31.05.1946 разоружена и исключена из состава ВМФ.
26.06.1946 после демонтажа приборов и механизмов расформирована. Корпус лодки передан для использования в опытовых целях.
В 1955 году корпус лодки разделан на металл на базе "Главвторчермета" в Батуми.

Примечания

{1} По одним данным[1][5][12] приёмный акт подводной лодки "М-24" был подписан 10.10.1934; по другим сведениям[3] – 05.12.1934. В книге В.И. Дмитриева[2] присутствуют обе версии.

{2} Точный период нахождения А.Г. Яйло в должности командира подводной лодки "М-24" требует уточнения. Достоверно известно, что он являлся командиром субмарины по состоянию на 26.12.1940.

{3} Точный период нахождения И.Д. Резанова в должности командира подводной лодки "М-24" требует уточнения. Достоверно известно, что он командовал субмариной в период с 11.12.1944 по 09.05.1945.

{4} По одним данным[2] подводная лодка "М-24" вошла в состав Морских сил Дальнего Востока 18.11.1934; по другим данным[11] – 16.10.1934; по мнению А.В. Платонова[4] – 05.12.1934.

{5} По данным М.Э. Морозова[6] приказом от 03.09.1939 2-я, 4-я, 5-я и 6-я морские бригады Тихоокеанского флота переименовывались в 1-ю, 2-ю, 3-ю и 4-ю бригады подводных лодок соответственно. По другим сведениям[9] корабельные соединения Тихоокеанского флота носили двойное наименование (открытое и закрытое) до 15.09.1939.

{6} Точная дата окончания пребывания подводной лодки "М-24" в составе 5-го дивизиона подводных лодок 2-й бригады ПЛ ЧФ требует уточнения. Достоверно известно, что лодка входила в состав дивизиона как минимум до 09.05.1945.

{7} В большинстве источников[2][4][12] считается, что подводные лодки С-264 ("М-22"), С-250 ("М-23") и С-265 ("М-24") были отправлены по железной дороге во Владивосток 08.07.1934. По другим сведениям[9] эшелон 611 с подводными лодками С-264 ("М-22"), С-250 ("М-23") и С-265 ("М-24") убыл во Владивосток 04.07.1934.

Использованные источники

[1] Бережной С.С. Корабли и суда ВМФ СССР. 1928–1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – С. 51.

[2] Дмитриев В.И. Советское подводное кораблестроение. – М.: Воениздат, 1990. – С. 251.

[3] Ковалев Э.А. Короли подплава в море червонных валетов. Хроника начального периода советского подводного плавания. 1918–1941 гг. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. – С. 195-212, 266, 298, 312, 345, 383.

[4] Платонов А.В. Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945 / А.В. Платонов. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – С. 31, 285, 503.

[5] Морозов М.Э. Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот. – М.: ООО "Стратегия КМ", 2003. – С. 26.

[6] Морозов М.Э. Советский подводный флот 1922-1945 гг.: О подводных лодках и подводниках / М.Э. Морозов, К.Л. Кулагин. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: Транзиткнига, 2006. – С. 341-344.

[7] Самко Ю.Г. История создания и развития подводных сил Тихоокеанского флота. – Сайт "Российский подводный флот" – Дата обращения: 25.05.2009.

[8] Реданский В.Г. Во льдах и подо льдами. Тайные операции подводных флотов. – М.: ООО "Издательский дом "Вече", 2004. – С. 172-173.

[9] Данные, предоставленные Виктором Николаевичем Иващенко.

[10] Мужеников В.Б. Аварии и катастрофы (случаи гибели) подводных лодок 1901-2001 гг. Часть 2. – СПб.: "Галея Принт", 2005. – С. 67.

[11] Сайт "Музей морского флота России" – Дата обращения: 07.06.2009.

[12] Заблоцкий В.П. Незнаменитые подлодки. Малые ПЛ VI и VI-бис серий. История создания, конструкция, боевая служба // Морская коллекция. – 2009. – № 5. – 32 с.

Дата последнего изменения: 14.07.2009.