советский военно-морской флаг

Навигационное оборудование
советских подводных лодок

советский военно-морской флаг

Великая Отечественная война показала, что к моменту её начала технические средства кораблевождения, отечественные навигационные инструменты и приборы находились на уровне иностранных аналогов, а некоторые имели и определённые преимущества. Явным было отставание в развитии радиотехнических средств, в частности, в области создания навигационных РЛС. Кроме того, в СССР до войны отсутствовало производство хронометров и приходилось пользоваться импортными. Производство отечественных хронометров удалось наладить на Первом Московском часовом заводе имени С. М. Кирова только 30.04.1944.

Разработка и освоение производства необходимой для флота навигационной техники развернулись с утверждением программы строительства кораблей для РККФ. В 1931 году постановлением Правительства СССР Мастерская мореходных инструментов (Ленинград) преобразована в Завод мореходных инструментов (ЗМИ), в котором оборудовали новые цеха и лаборатории. В 1936 году при Главном гидрографическом управлении СССР сформировали Научно-исследовательское бюро..

Принятая в 1938 году программа строительства большого океанского флота потребовала значительного расширения промышленной, конструкторской и производственной базы. К 1939 году работы по созданию новых средств навигационного вооружения и навигационного оборудования морских театров значительно расширились. К их разработке и серийному производству кроме Завода мореходных инструментов (с 20.07.1939 – Завод штурманских приборов), мощности которого к этому времени возросли в несколько раз, привлекли и другие конструкторские бюро, а также предприятия ряда промышленных наркоматов.

До Великой Отечественной войны и сразу после неё установка штурманских приборов на кораблях ВМФ производилась «россыпью». Этот жаргонный термин означал практическое отсутствие взаимного обмена информацией между приборами, хотя принципиальная возможность реализации некоторых связей существовала уже тогда. Единственной межприборной связью стала трансляция курса в радиопеленгатор. Никакого различия в типах приборов, устанавливавшихся на надводных кораблях и подводных лодках, в большинстве случаев не существовало. Типовой состав штурманского вооружения подводной лодки к 1941 году включал:
• гирокомпас (на подводных лодках XIV серии – 2 гирокомпаса) типа «ГУ марка 1», «Курс-1» или «Курс-2» (на некоторых субмаринах старой постройки – британские «Sperry Mark V» или «Sperry Mark VIII»{1});
• установленный на мостике лодки герметичный репитер гирокомпаса с оптическим пеленгатором (кроме подводных лодок типа «М»);
• магнитные компасы (127-мм и ГОН) в различных сочетаниях от 1 до 3 комплектов на различных типах подводных лодок;
• относительный лаг «ГО марка 3»;
• эхолот ЭЛ или ЭМС-2 (на подводных лодках типа «М» эхолоты отсутствовали);
• радиопеленгатор «Градус-П», «Бурун-П» или выносной радиопеленгатор «Картушка» (радиопеленгаторы были установлены не на всех подлодках, так на Северном флоте в 1941 году ими были вооружены только «Д-3», «К-1» и «К-2»);
• одограф;
• секстан;
• хронометр;
• звёздный глобус;
• морские часы;
• прокладочные и чертёжные инструменты;
• метеоприборы;
• бинокли.

Гирокомпасы

Магнитные компасы

Относительные лаги

Навигационные эхолоты

Радиопеленгаторы


Примечания

{1} В ходе Великой Отечественной войны приборы фирмы «Sperry Gyroscope Company» на советских подводных лодках менялись на отечественные гирокомпасы.[2]

Использованные источники

[1] Платонов А. В. Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945 / А. В. Платонов – М.: ООО «Издательство АСТ»; СПб.: ООО "Издательство «Полигон»", 2004.

[2] Борцов А. С. Развитие навигационно-гидрографического обеспечения боевой деятельности отечественных подводных лодок в период 1914 – 1945 гг. – Сайт «Штурманская книжка» – Дата обращения: 14.11.2012.

[3] Сайт ОАО «Штурманские приборы».

[4] Морозов М. Э., Кулагин К. Л. Первые подлодки СССР. «Декабристы» и «Ленинцы» – М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2010.

[5] Морозов М. Э. Советский подводный флот 1922-1945 гг.: О подводных лодках и подводниках / М. Э. Морозов, К. Л. Кулагин. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: Транзиткнига, 2006.

Дата последнего изменения: 15.03.2023.

Комментарии

Комментариев пока нет.