![]() | Якорная контактная мина БГЛ {1} | ![]() |
![]() |
Якорная мина БГЛ (из коллекции Центрального военно-морского музея)[2] |
---|
Вместе с эстонскими подводными лодками "Kalev" и "Lembit" советский ВМФ получил и предназначенные для них мины, которые в нашем флоте получили наименование БГЛ ("Большая германская лодочная мина"){1}. Они представляли из себя корпуса мин SSM (германская якорная мина EMA{2}) для эстонских надводных кораблей, поставленные на якорь марки 08 завода Франца Виганда (британские якоря от мин Vickers T Mk III), оставленные ещё в тогдашнем Ревеле в 1918 году. В конце 1930-х годов в Великобритании приобрели ещё 40 таких якорей и установили на них 30 боевых и 10 практических корпусов. Одну практическую мину "Kalev" потерял в ходе боевой подготовки.
В 1939 году командование эстонских ВМС заключило договор с заводом "Riigi Sadamatehas" (судоремонтное предприятие таллиннского порта) на поставку 171 якоря по типу якорей фирмы "Vickers" и комплектование их с корпусами мин SSM. На складах к тому времени хранилось 312 этих мин 1-й категории и 96 корпусов, ожидавших перезаливки взрывчатого вещества.{3} После заключения в 09.1939 Эстонией Договора о взаимопомощи с СССР и превращения Таллина в базу Краснознамённого Балтийского флота сроки выполнения заказа были сорваны и перенесены с 01.10.1940 на 01.04.1941. Точное количество оборудованых якорями мин неизвестно, хотя сведений о прекращении заказа или о его уменьшении нет.{4} Есть документальное подтверждение, что на 01.03.1941 в Таллине имелось 30 мин БГЛ.
В начале 05.1941 "Калев" и "Лембит" перебазировались в Лиепаю, куда доставили 80 боевых и 10 практических мин, хотя никаких приспособлений для их погрузки на базе не имелось. Все эти мины были утеряны при оставлении Лиепаи в 06.1941.{5}
В общей сложности в 1941 году "Лембит" выставил 40 мин, "Калев" – 10, и еще столько же мин погибло вместе с подводной лодкой. На 01.01.1942 мин БГЛ на Краснознамённом Балтийском флоте не числится, так что можно предположить, что при оставлении Таллина все уцелевшие к тому моменту мины были брошены или уничтожены. Известно, что на минном плотике "Виру" бросили 10 мин БГЛ.
В 1943 году в связи с отсутствием мин БГЛ минные шахты "Лембита"
начали переделывать под отечественные якорные мины ЭП.
Успели переоборудовать 2 шахты, когда выяснилось, что необходимость в переделке
отпала, так как по ленд-лизу стали поступать британские подлодочные мины Vickers T Mk IV.
Характеристики мины БГЛ [2]
Общая масса, кг | 560 |
---|---|
Масса заряда, кг | 120 |
Глубина моря, м наибольшая | 110 |
Способ установки на заданное углубление | С грунта, гидростатический стопор |
Тип взрывателя | Гальваноударный |
Примечания
{1} По одним данным[2] мины, состоящие на вооружении подводных лодок "Калев" и "Лембит", в советском флоте именовались минами БГЛ ("Большая германская лодочная мина"); другие источники[1] применяют термин "мины марки А".
{2} Якорная контактная мина EMA (Einheits-Mine Typ A) образца 1912 года стала первой германской гальваноударной (взрывающейся от действия гальванического тока) миной. Сфероцилиндрический корпус мины (диаметр – около 80 см, длина – около 120 см) был сварен из двух полушарий с цилиндрической вставкой между ними. В верхней части располагались 5 гальваноударных колпаков (один – в центре, ещё 4 равномерно распределялись по окружности верхней полусферы). Углубление мины задавалось гидростатом, размещённым в нижней части корпуса. При отделении корпуса от якоря замыкалась цепь от батареи, и мина приходила в боевое положение. Масса заряда составляла 150 килограмм (по некоторым данным в качестве заряда выступал гексанит в шашках). С окончанием 1-й мировой войны производство мин EMA было прекращено, но некоторое их количество сохранилось на складах до 1939 года.
![]() | ![]() | ![]() |
Мина EMA с якорем конструкции фирмы "Vickers" [2] | Мина EMA в экспозиции военно-морского музея в Лабое [3] | Германская якорная мина EMA/EMB [4] |
---|---|---|
![]() | ||
Схема корпуса германской якорной мины EMA/EMB [5] |
{3} Во всех советских документах отмечалось, что из-за давности производства и продолжительности хранения часть мин нуждалась в перезаливке взрывчатого вещества и все – в калибровке (проверке соответствия и подгонке размеров изделия под габариты шахт). [2]
{4} Директор филиала "Лембит" Эстонского Морского музея В. Копеллманн в 1995 году в своём докладе «Вооружение подводной лодки "Лембит" и её реставрация» на VII научной конференции Эстонского Морского музея высказал мнение, что завод "Riigi Sadamatehas" выполнил заказ на изготовление якорей в полном объёме. Таким образом, к 22.06.1941 общее количество мин для бывших эстонских подводных лодок должно было составлять 210 штук. [1]
{5} По одним данным[1] все мины марки А, находившиеся в Лиепае, были утеряны вместе с базой; по другим данным[2] при оставлении Лиепаи было потеряно якобы только 7 мин БГЛ.
Использованные источники
[1] Платонов А.В. Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945 / А.В. Платонов. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – С. 438-442.
[2] Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Англичане" в Красном флоте. Подводные лодки британской постройки в составе КБФ. // Морская коллекция. – 2008. – № 10. – С. 15.
[3]
[4] Schubert P., Weddige E., Sohst H., Kurze P., Wirth E. Die deutschen Marinen im Minenkrieg. Band 1. – Rostock: BoD – Books on Demand, 2006. – С. 76.
[5] German Underwater Ordnance Mines. – Sant Jose. California: Military Arms Research Service. Departament of the Navy Departament of Military Ballistics, 1946. – С. 14-15.
ГЛАВНАЯ | ЛОДКИ | ПРИМЕНЕНИЕ | ПОДВОДНИКИ | ДАТЫ | ССЫЛКИ
| |