![]() | Подводная лодка "Калев"(до 19.08.1940 – "Kalev") | ![]() |
Главная → Лодки → Типы → Типа "Kalev" → Подводная лодка "Калев" ("Kalev") |
Тип | "Kalev" | |
---|---|---|
Дата закладки | 05.1935 {1} | "Vickers-Armstrong's
Limited" (г. Барроу-ин-Фернес, Великобритания) заводской № 705 |
Дата спуска на воду | 07.07.1936 | |
Дата вступления в строй | 12.03.1937 | |
Командиры | 09.1936 – конец 1939 конец 1939 – 1940 | |
Принадлежность | 1937 – 1940 | ВМС Эстонии Морской дивизион (Merelaevastiku divisjoni) |
Краснознамённый Балтийский флот 2-я бригада подводных лодок КБФ | ||
Боевой результат | 2 боевых похода в Великой Отечественной войне
(14-15 суток). {4} Выполнила 1 минную постановку (выставлено 10 мин). Подтверждённых побед нет. {5} По некоторым данным 22.06.1941 совместно с подводной лодкой "Лембит" огнём автомата "Bofors" сбила снизившийся над Военной гаванью Лиепаи повреждённый германский бомбардировщик. {6} | |
Судьба | 30-31.10.1943 пропала без вести в Финском заливе во 2-м боевом походе (погибло 38 членов экипажа и, вероятно, 3 работника разведотдела штаба флота). |
![]() |
"Kalev" на испытаниях. Март 1937 года. [16] |
---|
В 05.1935{1} заложена на судостроительной верфи "Vickers-Armstrong's Limited" в
г. Барроу-ин-Фернес (Великобритания) по заказу правительства Эстонии
(заводской № 705). В честь героя эпоса подводная лодка получила название
"Kalev".
07.07.1936 в присутствии
директора верфи "Vickers-Armstrong's Limited"
сэра Чарльза Кравена, представителей Королевского флота Британии, представителей
флотов Аргентины, Португалии и Румынии, а также эстонского министра иностранных
дел Августа Шмидта состоялась торжественная церемония спуска подводной лодки на
воду.
В 09.1936 был сформирован экипаж
подводной лодки. Её первым командиром был назначен старший лейтенант
(vanemleitnant) Альфред Роман-Герман Понтак
(Alfred Roman Herman Pontak).
12.03.1937 лодка вступила в
строй.
19-24.05.1937 подводная лодка
"Kalev" представляла Эстонию на военно-морском параде на Спитхэдском рейде в
честь коронации Георга VI.
25.05.1937 покинула
Великобританию и 01.06.1937
прибыла в Таллинн.
Летом 1937 года прошла курс подготовки, отрабатывая торпедные
атаки и минные постановки.
В 09.1937 совместно с подводной
лодкой "Lembit" приняла
участие в учениях эстонского Морского дивизиона (Merelaevastiku divisjoni),
целью которых стала отработка задач, связанных с защитой Таллинна от нападения с
моря.
В 09-10.1937 специалистами германской
фирмы "Atlas-Werke AG" были установлены эхолот и акустическое оборудование.
В кампанию 1938 года совместно с подводной лодкой "Lembit" совершила несколько отрядных и
множество индивидуальных учений, посетила с официальным визитом Ригу.
В 09.1938 в Швеции на фирме
"Bofors" было установлено артиллерийское вооружение.
Летом 1939 года совместно с подводной лодкой "Lembit" принимала участие в секретных
финско-эстонских манёврах, в ходе которых отрабатывалось отражение прорыва
кораблей Краснознамённого Балтийского флота через
Финский залив. При этом субмарины посетили Хельсинки.
В следующем году манёвры планировалось повторить, но 24.09.1939 Эстония подписала
договор о взаимопомощи с СССР, в соответствии с которым в страну был введён
крупный контингент войск Красной Армии.
![]() |
Эстонские дети осматривают "Kalev". 06.06.1937. |
---|
В конце 1939 года капитан-майор (kaptenmajor) Альфред Понтак был переведен в штаб ВМС
Эстонии, и командиром подводной лодки "Kalev" стал бывший помощник командира
старший лейтенант (vanemleitnant) Вернер Ханс
Пууранд (Verner Hans Puurand).
В последующие месяцы, вплоть до вхождения республики в состав Советского Союза,
подводная лодка "Kalev" фактически бездействовала, а с 17.06.1940 была блокирована в
порту советскими кораблями.
22.11.1939 отдел
строительства подводных лодок германского Штаба руководства войной на море
выступил с инициативой о приобретении эстонских субмарин с целью использования
их в качестве учебных кораблей подводных сил Кригсмарине. В тот же день
главнокомандующий Кригсмарине гросс-адмирал Э. Редер поручил
военно-морскому атташе в Эстонии провести предварительные переговоры о закупке
подводных лодок "Kalev" и "Lembit". Бесплодные переговоры с различными
вариантами достижения компромисса продолжались вплоть до 06.1940, когда правительство
Эстонской республики ушло в отставку в результате советского ультиматума.
13.08.1940 нарком ВМФ
Н.Г. Кузнецов отдал приказ № 00208, согласно которому в состав Краснознамённого Балтийского флота включались
корабли и суда флотов бывших прибалтийских республик.
19.08.1940 субмарина подняла
советский военно-морской флаг и под наименованием "Калев" вошла в состав 2-й бригады подводных лодок КБФ (лодка
подчинялась непосредственно штабу бригады).
![]() |
Эстонская подводная лодка "Kalev". [16] |
---|
24.08.1940
Н.Г. Кузнецов обратился к председателю Совнаркома СССР В.М. Молотову с
просьбой до выхода постановления о службе граждан Эстонской и Латвийской ССР в
Красной Армии и Военно-Морском флоте использовать «отдельных
специалистов младшего начальствующего и рядового состава на подводных лодках с
немедленной заменой остального состава подлодок нашими младшими командирами и
краснофлотцами». Массовое сохранение на кораблях военнослужащих
эстонского флота запретили, но разрешили оставлять лиц младшего начсостава
«в порядке исключения». Бывшие эстонские офицеры и
старшины довольно активно привлекались к работе советской комиссии по изучению
кораблей и иностранного опыта боевой подготовки. Особенно активно в этом
принимали участие бывшие командиры подводной лодки "Калев" Альфред Понтак и Вернер Пууранд.
03.10.1940 приказом НК ВМФ
№ 03268 командиром подводной лодки "Калев" был назначен старший лейтенант
Борис Алексеевич Ныров.
Постепенно под руководством мичманов-эстонцев советский экипаж изучал подводную
лодку, на неё составлялся комплект рабочих чертежей, выяснялись истинные
тактико-технические характеристики. Затем дошла очередь и до организации службы.
К концу зимы 1941 года эта работа в основном была закончена, и тогда наступил
черёд московских комиссий, которые теперь тоже хотели ознакомиться с уровнем
зарубежной техники.
Приказом наркома ВМФ Н.Г. Кузнецова № 0010 от 11.02.1941 подводная лодка
"Калев" была включена в состав 3-го
дивизиона подводных лодок 1-й бригады ПЛ
КБФ. Капитан-лейтенант Ныров получил
приказ с началом кампании перейти в Лиепаю, к месту базирования 1-й бригады.
05.05.1941 при возвращении
из учебного выхода в море "Калев" ударился форштевнем о пирс и повредил
надстройку.
15-17.05.1941 после устранения
повреждений подводная лодка перешла в Лиепаю, доставив к новому месту
базирования 4 боевых и одну практическую торпеды, а также 3 практические
мины. До начала войны "Калев" успел совершить лишь несколько учебных выходов в
море, поэтому экипаж лодки не успел освоить свой корабль в полной мере.
Планировалось, что "Калев" пробудет в Лиепае до 10.1941, а затем вернётся в Таллин, где пройдёт обязательный
ежегодный текущий ремонт.
Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
![]() |
Эстонская подводная лодка "Kalev". Май 1939 года. [17] |
---|
22.06.1941
"Калев" встретил в Лиепае в составе 3-го
дивизиона подводных лодок 1-й бригады
ПЛ Краснознамённого Балтийского флота под
командованием капитан-лейтенанта Б.А. Нырова. Лодка числилась в
организационном периоде. В 04.00 часа 3-й
дивизион получил приказ перейти в Вентспилс. По некоторым данным в этот день
"Калев" и "Лембит"
огнём зенитных автоматов "Bofors" сбили снизившийся над Военной гаванью
повреждённый германский бомбардировщик.{6} В 23.50{7} "Калев" покинул Лиепаю (на борту
находился командир 3-го дивизиона
подводных лодок капитан 3 ранга А.К. Аверочкин). До ухода из
базы по вине командиров лодки и дивизиона не был принят комплект мин из числа
хранившихся на береговом складе (советские торпеды было невозможно принять, так
как их длина превышала длину торпедных аппаратов).
Утром 23.06.1941 лодка
прибыла в Вентспилс.
В течение 24.06.1941 порт
Вентспилса 8 раз подвергался атакам одиночных бомбардировщиков противника,
поэтому 3-й дивизион подводных лодок
получил приказ перейти в Усть-Двинск.
В первой половине 25.06.1941{8} в
составе 3-го дивизиона подводных лодок
перешла из Вентспилса в Усть-Двинск.
В последующие дни подводные лодки "Калев" и "Лембит" продолжили совместный путь в
Кронштадт:
в ночь на 27.06.1941
субмарины перешли из Усть-Двинска на рейд порта Куйвасте;
утром 30.06.1941 – с
рейда порта Куйвасте в Рохукюла;
вечером 01.07.1941 – из
Рохукюла в Палдиски;
04.07.1941 – из Палдиски
в Таллин;
05.07.1941 – из Таллина
в Кронштадт.
В Кронштадте на подводной лодке "Калев" провели несколько учений.
С 12.07.1941 по 21.07.1941 торпедные аппараты
"Калева" были переоборудованы под советские торпеды типа 53-27.
С 25.07.1941 по 31.07.1941 лодка прошла
докование.
Вечером 02.08.1941 подводные
лодки "Калев" и "Лембит"
в составе отряда вышли из Кронштадта и 03.08.1941 прибыли в Таллин.
![]() |
Подводная лодка "Kalev". [16] |
---|
1-й боевой поход (13 суток):
Утром 08.08.1941 "Калев" вышел из Таллина на позицию № 20 в район мыс Овиши –
маяк Ужава для выявления фарватеров противника и постановки на них минных
заграждений (минные шахты лодки были заполнены лишь наполовину). До
меридиана мыса Ристна субмарину сопровождали тральщики "БТЩ-203", "БТЩ-210",
"БТЩ-211", "БТЩ-215"{9} и "БТЩ-218", причём в тралах эскорта взорвалось 3 мины, а
ещё 2 всплыли в тралах без взрыва.
От северной оконечности острова Хийума лодка начала самостоятельное плавание.
Сразу же стали выявляться многочисленные проблемы, которые обычно встречаются
у только что вступивших в строй кораблей с недостаточно подготовленным экипажем.
Попав в сильное волнение, на "Калеве" услышали стук в цистерне левого борта,
производившийся двумя сошедшими со стопоров минами. Командир подводной лодки
Ныров опасался, что это приведёт к тому,
что мины срубят стопоры и самопроизвольно выпадут из шахт. К счастью,
этого не произошло.
Утром 11.08.1941 субмарина
достигла латвийского побережья, но вскоре выяснилось, что вместо Вентспилса она
прибыла к Лиепае, имея невязку на 42 мили к югу. Причиной ошибки стало незнание
соответствия числа оборота винтов при экономическом ходе истинной скорости
подводной лодки (до войны его не успели замерить). Вечером "Калев" перешёл к
маяку Ужава, где в соответствии с планом штаба планировалась постановка мин.
Не дождавшись из-за свежей погоды появления неприятельских судов, чтобы уточнить
фарватер, поздно вечером 12.08.1941{10}
"Калев" всплыл в надводное положение и в течение получаса выставил минное заграждение № 82А. На основании
координат постановки и в связи с тем, что она была выполнена без предварительной
разведки, штаб Краснознамённого Балтийского флота
в 1941 году оценил её как неудовлетворительную. Противник потерь на минном
заграждении не понёс. {5}
После этой постановки Ныров остался на
позицию № 20, рассчитывая использовать
торпеды, однако до 17.08.1941
из-за шторма германские суда вообще не появлялись, а появлявшиеся после 17.08.1941 каботажные теплоходы
и мелкосидящии баржи оказывались слишком малыми для торпедной атаки. Кроме того,
все суда шли у самого берега, куда лодка в погруженном состоянии не могла
подойти.
Также "Калев" наблюдал усиленное траление прибрежных фарватеров в районе
Вентспилса.
19.08.1941 был обнаружен
шедший в Вентспилс конвой в составе транспорта, баржи и двух тральщиков. Лодка
вышла в атаку и почти достигла дистанции залпа, когда внезапно в перископ был
замечен идущий прямо на "Калев" торпедный катер. В этот момент глубина под килем
субмарины составляла всего 2 метра, и если бы противник обнаружил лодку, её
гибель была бы почти неизбежной. Хотя "Калев" остался незамеченным, Ныров был вынужден отказаться от атаки, и
конвой благополучно продолжил путь в Вентспилс.
Утром 21.08.1941 "Калев" и
вернувшийся одновременно из похода "Лембит" были встречены в устье Финского
залива тральщиками "БТЩ-204", "БТЩ-207", "БТЩ-211", "БТЩ-215", "БТЩ-218" и 4
сторожевыми катерами. В тот же день лодки прибыли в Таллин.
Командование предполагало немедленно перевести "Калев" в
Кронштадт для устранения всех обнаруженных за поход неисправностей и снова
направить лодку в поход, однако все наличные тральщики были заняты проводкой
транспортов.
![]() |
Эстонская подводная лодка "Kalev". [16] |
---|
28.08.1941
подводные лодки "Калев" и "Лембит" покинули таллинский рейд, следуя
вместе с двумя другими субмаринами в Кронштадт в составе отряда главных сил.
Вечером в районе мыса Юминданина отряд попал на плотное минное поле. Шедшие
перед крейсером "Киров" тральщики начали затраливать мины, которые либо
взрывались в тралах, либо подсекались и плавали на фарватере. В этот вечер на
минах погибли подводная лодка "С-5" и
эскадренный миноносец "Яков Свердлов". В царившей неразберихе "Калев" потерял
своё место в ордере и отстал.
Утром 29.08.1941 "Калев"
присоединился к одному из конвоев транспортных судов, которые вскоре начали
подвергаться интенсивным налетам германской авиации. Один из самолетов обстрелял
мостик подводной лодки, в результате чего Б.А. Ныров получил лёгкое ранение, а один
из матросов, по некоторым данным, погиб.{11} На мостике возникло возгорание, после чего
командир лодки отдал приказ на срочное погружение. В дальнейшем субмарине
пришлось ещё несколько раз погружаться, спасаясь от самолетов, причём за время
движения в надводном положении было подобрано 8 человек из команд потопленных
судов.
Днём 30.08.1941 прибыла в
Кронштадт.
После 12.09.1941 на лодку
были погружены глубинные бомбы для её уничтожения в случае падения Ленинграда.
23.09.1941 с "Калева" были
сняты последние эстонские моряки – трое старшин команды.
04.10.1941 перешла из
Кронштадта в Ленинград.
16.10.1941 перешла из
Ленинграда в Кронштадт.
26.10.1941 в 11 часов
"Калев" встал ко 2-му пирсу базы бригады
подводных лодок КБФ в Купеческой гавани Кронштадта и начал погрузку топлива,
торпед, мин и прочих запасов для предстоящего боевого похода.
27.10.1941 командир
подводной лодки капитан-лейтенант Ныров
получил подготовленнный командованием бригады
подводных лодок КБФ боевой приказ № 10/оп, согласно которому "Калев" в
этот же день должен был выйти в поход и к рассвету 29.10.1941 занять позицию,
ограниченную меридианами 24°20' в.д. – 25°00' в.д. Однако из-за
обнаружения неисправности носового компрессора выход подводного минного
заградителя в море был отложен.
![]() |
Эстонская подводная лодка "Kalev". [17] |
---|
2-й боевой поход (1-2 суток):
29.10.1941{12} в 19.05 вышла из Кронштадта для производства
минной постановки на ведущих к Таллину фарватерах между маяками Кери и Суурупи и
высадки разведывательной группы (3 работника Разведывательного отдела штаба КБФ) близ мыса Ихасалунем (в 30 километрах восточнее
Таллина). В 19.50 дежурный по штабу Охраны водного района доложил по телефону в
штаб бригады подводных лодок КБФ, что "Калев"
вышел с Большого Кронштадтского рейда в море. В дальнейшем ни подводный минный
заградитель, ни разведывательная группа на связь не выходили (лодка должна была
доложить о высадке разведчиков).
31.10.1941 в 18.05 штаб бригады подводных лодок КБФ передал на "Калев"
радиограмму с приказом не заходить в период с 01.11.1941 по 08.11.1941 севернее параллели 59°42' с.ш.
01.11.1941 в 19.10 на "Калев"
была передана радиограмма: "... с 2 по 10 ноября севернее
параллели 59°42' не заходить, будут проходить наши корабли".
05.11.1941 не ответила на
запрос по радио, переданный в 22.10: "Немедленно донести
действия и обстановку".
09.11.1941 в 18.43 на лодку
была направлена радиограмма с приказом оставить позицию 10.11.1941 в 18 часов и
вернуться в Кронштадт.
15.11.1941 в 18.36 штаб бригады подводных лодок КБФ передал на "Калев"
радиограмму "Возвращаться старым курсом Кронштадт начало
движения донести".
05.12.1941 в связи с
истечением сроков автономности лодки командир бригады подводных лодок капитан 2 ранга А.В. Трипольский отправил в Военный
Совет Краснознамённого Балтийского флота
донесение о гибели "Калева". На подводной лодке погибло 38 членов экипажа и,
вероятно, 3 работника разведотдела штаба флота.
Судя по данным противника, ни одна из поставленных перед
лодкой задач не была выполнена{13}, что говорит о том, что она погибла в самом
начале похода. В качестве возможных причин гибели можно представить:
1. Подрыв на мине или авария технического характера в ночь на 30.10.1941 при следовании от
Кронштадта к острову Гогланд. {14}
2. Подрыв на мине заграждения "Juminda" восточнее острова Прангли при попытке
высадить разведчиков в ночь на 31.10.1941.
3. Подрыв на мине (плавающая мина, мина заграждения "Corbetha" или мина
советского оборонительного заграждения при навигационной ошибке) в районе
Таллина в период с 31.10.1941
по 11.11.1941 (если
разведгруппа всё же была высажена).
4. Ошибка личного состава или отказ техники.
![]() |
Эстонская подводная лодка "Kalev". [16] |
---|
Примечания
{1} По одним данным[2][4] подводная лодка "Kalev" была заложена в 05.1935; по другим данным[1][3][6] – 19.06.1935; в ранних работах М.Э. Морозова[5] указана дата 01.07.1935.
{2} Точная дата зачисления подводной лодки "Kalev" в состав ВМС Эстонии требует уточнения. По одним данным[4][6] это произошло в 05.1937; А.В. Платонов[1] датой зачисления лодки в состав ВМС Эстонии считает дату прибытия субмарины в Таллинн – 01.06.1937; некоторые источники[2][5] упоминают только о дате вступления подводной лодки в строй – 12.03.1937.
{3} Одни исследователи[4][7] считают датой зачисления подводной лодки "Калев" в состав Краснознамённого Балтийского флота 13.08.1940 (дату подписания наркомом ВМФ Н.Г. Кузнецовым приказа № 00208); другие[1][5] – 19.08.1940 (день поднятия советского военно-морского флага).
{4} Статистика в Великой
Отечественной войне по данным М.Э. Морозова[5]:
2 боевых похода (14-15 суток).
1 безрезультатная минная постановка (10 мин).
Статистика в Великой Отечественной войне по данным
А.В. Платонова[1]:
срок боевой службы – 4,3 месяца (22.06.1941 – 01.11.1941);
2 боевых похода (14 суток);
коэффициент боевой напряженности = 0,12.
1 безрезультатная минная постановка (10 мин).
{5} Некоторые исследователи
считают, что минное заграждение, выставленное подводной лодкой "Калев" в 08.1941, было успешным, и противник
понёс на нём потери.
Так Л.А. Емельянов[9] относит к числу жертв немецкую плавбазу "Мозель" (8408 брт),
подорвавшуюся на минах 26.09.1941 (впоследствии была поднята и восстановлена
противником), и транспорт (2111 брт), ставший жертвой мин в 11.1941. Кроме того, получивший
пробоину при взрыве мины транспорт "Эспирайт" выбросился на берег.
Ю. Ровер[8] к числу возможных жертв минного заграждения относит
германскую плавбазу подводных лодок "Mosel I" (796 брт; бывший транспорт
"Frieda"; погиб 26.09.1941 в
точке 57°24' с.ш. 21°33' в.д.) и пароход "Frauenburg" (2111 брт;
бывший эстонский "Peet"; погиб 07.11.1941 в точке 57°26' с.ш. 21°20' в.д.). Вместе с
тем немецкий историк отмечает, что данные суда подорвались на минах у
Вентспилса, в то время как "Калев" ставил мины у Ужавы.
В.Ф. Трибуц[10] в качестве побед подводной лодки "Калев" называет
транспорты "Эспирайт" и "Францен Буг", плавбазу "Мозель"; С.С. Бережной[4] – танкер "Мозель" (в 09.1941) и транспорт "Фрауенбург" (в 11.1941).
Однако по данным М.Э. Морозова[5][2] торпедная мастерская "Мозель" (352 брт) и транспорт
"Фрауенбург" (2111 брт) реально погибли в районе Вентспилса на донных
неконтактных минах, выставленных в ночь на 22.06.1941 германскими торпедными катерами 3-й флотилии.
Транспорт "Эстиранд" (4444 брт) входил в состав Эстонского пароходства (СССР) и
погиб 24.08.1941 в
результате бомбардировки германских самолётов у острова Прангли (Финский
залив).
{6} О факте уничтожения 22.06.1941 германского бомбардировщика зенитными автоматами подводных лодок "Калев" и "Лембит" упоминает только А.В. Платонов[1], другие источники не подтверждают этого.
{7} По одним данным[2] подводная лодка "Калев" вышла из Лиепаи 22.06.1941 в 23.50; по другим сведениям[5] – в 23.20.
{8} По одним данным[2][5] "Калев" перешёл из Вентспилса в Усть-Двинск 25.06.1941; по другим данным[11] – к исходу дня 24.06.1941; по мнению А.В. Платонова[1] – 23.06.1941.
{9} По другим данным вместо тральщика "БТЩ-215" в состав эскорта "Калева" входил "БТЩ-205"[5].
{10} Точное время минной постановки "Калев" требует уточнения. По одним данным[5][2] лодка выставила мины вечером 12.08.1941; по другим[8][11] – 13.08.1941; А.В. Платонов[1] в разных местах книги указывает обе даты.
{11} По некоторым данным[12] на подводной лодке "Калев" 29.08.1941 погиб старший лейтенант Тарутин Никифор Иванович (1905 года рождения) – флагманский связист бригады подводных лодок Краснознамённого Балтийского флота. Возможно, что подразумевался флагманский связист 1-й бригады подводных лодок КБФ Тарутин Никифор Егорович, который действительно погиб 29.08.1941. Однако автору сайта не удалось найти подтверждений, что Тарутин погиб именно на борту "Калева".
{12} По одним сведениям[5] "Калев" вышел во 2-й боевой поход 27.10.1941; по другим данным[1] – 30.10.1941. В действительности же[2][13][14], "Калев" вышел во 2-й боевой поход 29.10.1941 в 19.05, а первоначально запланированный на 27.10.1941 выход в море не состоялся из-за неисправности компрессора.
{13} По некоторым данным[15] "Калев" всё же произвёл высадку разведывательной группы,
однако другие источники этого не подтверждают.
Также некоторые исследователи[8] предполагают, что "Калев" осуществил постановку
минного заграждения, и что именно на этом заграждении 11.06.1942 в 05.08 подорвалась
и во избежание гибели выбросилась на берег в районе Таллина германская плавбаза
катеров-тральщиков "Minenräumschiff-11" ("MRS 11"). Кроме того в ходе
последующего траления в этом районе было вытралено ещё 2 мины.
М.Э. Морозов[5] объясняет эти события некачественным тралением советского
минного заграждения, выставленного 03.07.1941 минным заградителем "Марти".
{14} В некоторых документах содержится информация о том, что "Калев" согласно плану похода утром 30.10.1941 прибыл к острову Гогланд, где до наступления темноты пролежал на грунте, после чего продолжил путь на позицию в надводном положении. Однако по данным К.Б. Стрельбицкого[13] подтверждений этому факту со стороны гарнизона острова нет, и лодка могла погибнуть ещё на пути к Гогланду.
Использованные источники
[1] Платонов А.В. Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945 / А.В. Платонов. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – С. 404-405.
[2] Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Англичане" в Красном флоте. Подводные лодки британской постройки в составе КБФ. // Морская коллекция. – 2008. – № 10. – С. 12-21.
[3] The Vickers Photographic Archive – Дата обращения: 06.09.2009.
[4] Бережной С.С. Корабли и суда ВМФ СССР. 1928–1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – С. 71.
[5] Морозов М.Э. Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 1. Краснознаменный Балтийский флот. – М.: "ПОЛИГОН", 2001. – С. 16.
[6] Ковалев Э.А. Короли подплава в море червонных валетов. Хроника начального периода советского подводного плавания. 1918–1941 гг. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. – С. 396.
[7] Дмитриев В.И. Советское подводное кораблестроение. – М.: Воениздат, 1990. – С. 256.
[8] Jürgen Rohwer Allied Submarine Attacks of World War Two (European Theatre of Operations 1939-1945). – Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 1997. – С. 78, 80.
[9] Емельянов Л.А. Советские подводные лодки в Великой Отечественной войне. – М.: Воениздат, 1981. – С. 71-72.
[10] Трибуц В.Ф. Балтийцы сражаются. – М.: Воениздат, 1985. – С. 50.
[11] Великая Отечественная. День за днем. // Морской сборник. – 1991.
[12] "Штурм глубины" – Дата обращения: 16.10.2009.
[13] Стрельбицкий К.Б. Загадки последнего похода подводной лодки "Калев" // Тайны подводной войны – 10. Малоизвестные страницы подводной войны XX века. – Львов, 2001 – С. 21-36.
[14] Форум "От Саламина до Мидуэя. История войны на море" – Пост М.Э. Морозова от 23.08.2009.
[15] Матиясевич А.М. В глубинах Балтики. 21 подводная победа. – М.: "Яуза", "Эксмо", 2007. – С. 286-287.
[16] "Цусимские форумы" – Дата обращения: 19.10.2009.
[17] "Форумы Balancer`а" – Дата обращения: 21.10.2009.
Дополнительные страницы сайта по истории подводной лодки "Калев"
Альфред Понтак (Alfred Roman Herman Pontak) |
Вернер Пууранд (Verner Hans Puurand) |
Минное заграждение № 82А, выставленное подводной лодкой "Калев" 12.08.1941 |
ГЛАВНАЯ | ЛОДКИ | ПРИМЕНЕНИЕ | ПОДВОДНИКИ | ДАТЫ | ФОРУМ | ССЫЛКИ |