военно-морской флаг Великобритании

Подводные минные заградители
типа "Kalev"

военно-морской флаг Великобритании

Часть 1. Проектирование и строительство

В 12.1933 правительство Эстонии объявило конкурс на проектирование и постройку двух 400-тонных подводных лодок с минно-торпедным вооружением. Считая СССР единственным вероятным противником в будущей войне, эстонцы ставили в качестве главной задачи перед своим флотом оборону собственных морских коммуникаций, связывавших Таллинн со странами Запада. Для решения этой задачи планировалось с началом войны создать совместно с Финляндией мощную минно-артиллерийскую позицию в наиболее узкой части Финского залива между эстонским островом Найсаар и финским полуостровом Поркалла-Удд. По прорвавшимся через позицию кораблям планировалось нанести удар торпедными катерами и подводными лодками, причем последние должны были атаковать не только торпедами, но и минами, выставляемыми непосредственно по курсу противника. Кроме того, подводные лодки планировалось использовать для разведки, активных минных постановок восточнее линии заграждения, а также защиты столиц от бомбардировки с моря. Эти соображения, а также опыт эксплуатации финских подводных лодок типа "Vetehinen", строившихся для выполнения аналогичных задач, легли в основу оперативно-тактического задания Эстонского Морского штаба на проектирование субмарин.

"Kalev" и "Lembit" в Барроу
"Kalev" и "Lembit" в Барроу-ин-Фернес. 1937 год. [3]

В борьбе за тендер приняло участие 13 фирм, включая пять французских и три британских. В конечном итоге, под давлением Великобритании был принят проект фирмы "Vickers-Armstrong's Limited", созданный на основе эстонского задания с использованием традиционных британских конструктивных решений. По сравнению с финскими субмаринами новая лодка имела несколько большую надводную скорость и автономность. Число торпедных аппаратов осталось прежним, но все они были сосредоточены в носу и имели запасные торпеды, а длина внутренних труб торпедных аппаратов у лодок британского проекта составила 7,0 метров (у "Vetehinen" – 6,8 метров), что позволяло использовать более длинные современные торпеды. Вместо традиционного неуниверсального орудия эстонские подводные минные заградители получили 40-мм автомат на "скрывающейся" установке. В то же время эти субмарины имели клёпаную, а не сварную конструкцию корпуса, что вызывало увеличение массы. В результате при несколько меньшей по сравнению с "Vetehinen" длине (59,5 против 63,5 метров) водоизмещение составило 665/853 тонн (у "Vetehinen" – 493/716 тонн).

Главной проблемой стал сбор суммы, необходимой для постройки подводных лодок. В том же 1933 году эстонское правительство продало Перу эскадренные миноносцы "Vambola" и "Lennuk" (бывшие "Спартак" и "Автроил") за 2,3 млн. эстонских крон, что составило чуть более трети запрошенной фирмой "Vickers-Armstrong's Limited" суммы (360 тыс. фунтов стерлингов или 6,6 млн. крон). Остальные средства планировалось собрать по общественной подписке, но она до 04.1939 дала всего 510 тыс. крон. Остальные средства пришлось выкраивать из бюджета страны путем ужесточения налогообложения.

12.12.1934 был заключен контракт между правительством Эстонии и британской корпорацией "Vickers-Armstrong's Limited". Выплаты предполагалось осуществлять частями. В 05.1935{1} в г. Барроу-ин-Фернес (Великобритания) заложили первую подводную лодку, получившую название "Kalev" (в честь героя эпоса), 16.06.1935{2} – вторую субмарину, названную "Lembit" (в честь героя борьбы эстов с Орденом Меченосцев). 07.07.1936 в присутствии директора верфи сэра Чарльза Кравена, представителей Королевского флота Британии, представителей флотов Аргентины, Португалии и Румынии, а также эстонского министра иностранных дел Августа Шмидта состоялась торжественная церемония спуска лодок на воду. Фирма твёрдо соблюдала условия контракта: "Kalev" вступил в строй 12.03.1937, "Lembit" – 14.05.1937{3}.

Фотографии эстонских субмарин в период постройки: [3]

Закладка киля подводной лодки "Kalev" Закладка киля подводной лодки "Kalev"
Закладка киля подводной лодки "Kalev". 19.06.1935
Киль подводной лодки "Lembit", уложенный на кильблоки Киль подводной лодки "Kalev", уложенный на кильблоки
Уложенные на кильблоки кили подводных лодок "Lembit" (слева) и "Kalev" (справа). Вид в корму. 02.07.1935
Заложенные подводные лодки "Kalev" и "Lembit" Установка шпангоутов подводной лодки "Lembit"
Заложенные подводные лодки
"Kalev" и "Lembit". 27.07.1935
Установка шпангоутов подводной
лодки "Lembit". 31.07.1935
Установка шпангоутов подводной лодки "Kalev" Установка шпангоутов подводной лодки "Lembit"
Установка шпангоутов подводной
лодки "Kalev". 31.07.1935
Установка шпангоутов подводной
лодки "Lembit". 03.09.1935
Установка шпангоутов подводной лодки "Kalev" Шпангоуты подводной лодки "Kalev"
Установка шпангоутов подводной
лодки "Kalev". 03.09.1935
Шпангоуты подводной лодки "Kalev". 30.09.1935
Шпангоуты подводной лодки "Lembit" Подводная лодка "Lembit"
Шпангоуты подводной лодки "Lembit".
Вид в корму. 30.09.1935
Подводная лодка "Lembit". Часть обшивки
прочного корпуса смонтирована. 01.11.1935
Монтаж обшивки прочного корпуса подводной лодки "Kalev" Монтаж обшивки прочного корпуса подводной лодки "Lembit"
Монтаж обшивки прочного корпуса
подводной лодки "Kalev". 01.11.1935
Монтаж обшивки прочного корпуса
подводной лодки "Lembit". 03.12.1935
"Kalev" и "Lembit" на стапеле "Lembit" на стапеле
"Kalev" и "Lembit" на стапеле. 03.01.1936 "Lembit" на стапеле. 31.01.1936
Идёт монтаж обшивки прочного корпуса подводной лодки "Kalev" "Kalev" и "Lembit" на стапеле
Ведутся работы на прочном корпусе
подводной лодки "Kalev". Начало 1936 года.
"Kalev" и "Lembit" (в центре) на стапеле.
Вид с крана. 31.03.1936
"Kalev" и "Lembit" на стапеле "Kalev" и "Lembit" на стапеле
"Kalev" и "Lembit" на стапеле. 30.04.1936 "Kalev" и "Lembit" на стапеле. 01.05.1936
"Kalev" и "Lembit" на стапеле "Kalev" и "Lembit" на стапеле "Kalev" и "Lembit" на стапеле
"Lembit". Прочный корпус готов,
балластные цистерны ожидают
монтаж обшивки. 05.1936
"Kalev" и "Lembit" на стапеле.
02.06.1936
"Kalev" и "Lembit" на стапеле.
30.06.1936
Церемония спуска на воду подводной лодки "Kalev" Спуск на воду подводной лодки "Kalev"
Церемония спуска на воду подводной лодки "Kalev". 07.07.1936
Церемония спуска на воду подводной лодки "Lembit" Спуск на воду подводной лодки "Lembit"
Церемония спуска на воду подводной лодки "Lembit". 07.07.1936

Читать дальше (Часть 2.)

Примечания

{1} По одним данным[2][4] подводная лодка "Kalev" была заложена в 05.1935; по другим данным[1][3][6] – 19.06.1935; в ранних работах М.Э. Морозова[5] указана дата 01.07.1935.

{2} По одним данным[2] подводная лодка "Lembit" была заложена 16.06.1935; по другим данным[1][4][6] – в 05.1935; в ранних работах М.Э. Морозова[5] указана дата 01.07.1935.

{3} По одним данным[2, с.21][5] подводная лодка "Lembit" вступила в строй 01.06.1937; по другим данным[2, с.12] – 01.07.1935.

Использованные источники

[1] Платонов А.В. Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945 / А.В. Платонов. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – С. 398-407.

[2] Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Англичане" в Красном флоте. Подводные лодки британской постройки в составе КБФ. // Морская коллекция. – 2008. – № 10. – С. 11-32.

[3] The Vickers Photographic Archive – Дата обращения: 06.09.2009.

[4] Бережной С.С. Корабли и суда ВМФ СССР. 1928–1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – С. 71-72.

[5] Морозов М.Э. Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 1. Краснознаменный Балтийский флот. – М.: "ПОЛИГОН", 2001. – С. 16.

[6] Ковалев Э.А. Короли подплава в море червонных валетов. Хроника начального периода советского подводного плавания. 1918–1941 гг. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. – С. 396.


Дата последнего изменения: 24.09.2009.