'Минное заграждение № 1/63, выставленное подводной лодкой «Л-5» 28.08.1941' | ||
Главная → Применение → Минные постановки → ЧФ (1941 год) → 28.08.1941 («Л-5») |
|
Район минной постановки, выполненной советской подводной лодкой «Л-5» 28.08.1941 |
---|
25.08.1941 командир 1-й бригады подводных лодок капитан 1-го ранга Болтунов П. И. подписал приказание № 22/оп, предписывающее командиру подводной лодки «Л-5» капитан-лейтенанту Жданову А. С. выставить в районе Мангалии минную банку из 20 мин ПЛТ с интервалом 55 метров и углублением 8 футов по параллели 43°49,7` с.ш., начальная точка – 28°38,1` в.д., конечная точка – 28°38,9`в.д.
26.08.1941 в 17.10{1} подводная лодка «Л-5» вышла из Севастополя в район Мангалии (позиция № 4).
28.08.1941 лодка прибыла на позицию. На переходе встреч с кораблями и самолётами противника не было.
В 14.04 подводная лодка приступила к постановке минного заграждения № 1/63 в трёх милях к северо-востоку от Мангалии. Ветер северный – северо-восточный, море – 4-5 баллов.
В 14.13 «Л-5» завершила минную постановку, выставив 20 мин ПЛТ в линию между точками 43°50,0` с.ш. 28°38,55` в.д. и 43°50,0` с.ш. 28°39,45` в.д. с минным интервалом 55 метров (углубление мин – 2,4 метра, клапаны потопления мин вставлены).
Мины оказались расположены на «зелёном» фарватере противника, однако неприятель не понёс на них потерь.
По германским документам, 11.09.1941 в 13.00{2} из Мангалии с целью поиска и уничтожения мин в районе порта вышел отряд траления под командованием капитан-лейтенанта Гёпнера (Kapitänleutnant Hoepner) в составе румынских буксиров-тральщиков «B» (бывш. «Brüsterort»), «F» (бывш. «Forsch») и 4-х паромов типа «Зибель»{3}. Румынскими кораблями командовал капитан Николае Филип (сăpitan Nicolae Filip). Поиск мин осуществлялся в районе, ограниченном параллелями 43°48` и 43°54` с.ш., меридианами 28°38` и 28°45` в.д. В ходе траления в квадрате CL 1488 были подсечены 2 мины в точках с координатами 43°49,5` с.ш. 28°44,6` в.д. и 43°49,3` с.ш. 28°43` в.д. Обе всплывшие на поверхность мины были уничтожены, причём вторая сдетонировала, образовав столб воды высотой 80 и диаметром 20 метров. В 20.00{2} буксиры и паромы возвратились в Мангалию. В ходе тральных работ на пароме «SF 8» вышел из строя левый двигатель.
Считается, что подсечённые 11.09.1941 мины принадлежали заграждению № 1/63, выставленному «Л-5».
Примечания
{1} По плану подводная лодка «Л-5» должна была выйти в 3-й боевой поход в 16.00. [1]
{2} Указано берлинское (среднеевропейское) время.
{3} В состав отряда траления входили германские паромы «SF 7», «SF 8» и, предположительно, «SF 3». Наименование четвёртого парома требует уточнения. [4][5]
Использованные источники
[1] Информация из архивных документов ЦВМА, предоставленная Морозовым М. Э.
[2] Морозов М. Э. Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот. – М.: ООО «Стратегия КМ», 2003.
[3] Боевая деятельность подводных лодок военно-морского флота СССР в Великую Отечественную войну 1941-1945 гг. Том III. Подводные лодки Черноморского и Тихоокеанского флотов в Великой Отечественной войне. – М.: Военное издательство МО СССР, 1970.
[4] Kriegstagebuch des Marinelehrkommando Rumänien vom 9.9.-15.9.1941. (предоставлено Морозовым М. Э.).
[5] Kriegstagebuch des Marinelehrkommando Rumänien vom 16.9-22.9.1941. (предоставлено Морозовым М. Э.).
ГЛАВНАЯ | ЛОДКИ | ПРИМЕНЕНИЕ | ПОДВОДНИКИ | ДАТЫ | ССЫЛКИ
| |