военно-морской флаг СССР

Торпедная атака подводной лодки «М-34» 21.09.1941

военно-морской флаг СССР
Район торпедной атаки подводной лодки «М-34»
Район торпедной атаки, выполненной
подводной лодкой «М-34» 21.09.1941

В ночь на 21.09.1941 подводная лодка «М-34» (командир – капитан-лейтенант Голованов Н. И., на борту также находился представитель ВМС Великобритании кэптен Фокс{1}) из состава 7-го дивизиона подводных лодок 2-й бригады ПЛ Черноморского флота осуществляла зарядку аккумуляторной батареи на позиции № 11. В 04.56 лодка погрузилась на глубину 20 метров и легла на курс 270°, имея скорость хода 3 узла.

В 05.12 «М-34» ударилась о грунт. Командир приказал застопорить электромотор, а затем дать задний ход. Было слышно трение о корпус, похожее на касание минрепа или сети. Электромотор снова застопорили, но трение продолжалось. Подлодку начало разворачивать вправо.

В 05.30 «М-34» всплыла в позиционное положение. Экипаж осмотрел корпус и поверхность воды вокруг подводной лодки, но ничего не обнаружил.

В 05.40 субмарина легла на грунт на глубине 28 метров.

В 06.58 «М-34» всплыла на перископную глубину. Горизонт был чист. Видимость хорошая, волна 2-3 балла.

В 08.20 в районе мыса Тузла по пеленгу 1° на дистанции 40-45 кабельтовых были обнаружены силуэты двух транспортов. Голованов объявил боевую тревогу и приказал приготовить торпедные аппараты к стрельбе. Вскоре был опознан конвой противника в составе танкера (водоизмещение 5000-6000 тонн) и транспорта, шедших переменными курсами на юг в сопровождении двух сторожевых катеров и эскадренного миноносца типа «Королева Мария». Командир начал маневрирование для атаки танкера. После открытия передних крышек торпедных аппаратов лодка раздифферентовалась, и Голованов был вынужден поддерживать скорость хода в 4 узла.

В 08.54 в точке с координатами 43°59,5' с.ш. 28°44' в.д. с дистанции 5-7 кабельтовых «М-34» произвела из подводного положения торпедную атаку, выпустив со стороны берега по головному танкеру одну торпеду из левого аппарата при угле упреждения 10,5° и угле встречи 90°. После выстрела торпеды субмарина не удержалась на заданной глубине и всплыла на 4 метра. Эсминец противника и один сторожевой катер шли курсами на подлодку. Командир приказал заполнить цистерну быстрого погружения.

Через 45-48 секунд после торпедной атаки прямо по носу был слышен сильный взрыв, который был принят за попадание торпеды. Лодка ушла на глубину 28 метров с циркуляцией влево, ложась на курс 270°, чтобы уйти ближе к берегу и ввести тем самым в заблуждение неприятельские корабли.

В 08.55 прямо над «М-34» взорвались две глубинные бомбы. На лодке застопорили электродвигатель, перевели рули на ручное управление и остановили работу всех механизмов, включая гирокомпас. «Малютка» легла на грунт. Противник продолжал бомбометание. Особенно сильным был третий взрыв, раздавшийся прямо над боевой рубкой, от которого лодка вздрогнула всем корпусом.

В 09.30 по совету кэптена Фокса подводная лодка снялась с грунта и со скоростью 3 узла начала отходить в открытое море курсом 100°. По рекомендации британского офицера также был снова включен гирокомпас, чтобы «малютка» не попала на минное поле, так как из-за близких взрывов глубинных бомб магнитный компас мог давать неправильные показания.

В 11.25 командир лодки, воспользовавшись случаем, поднял перископ, чтобы уточнить обстановку. Однако перископ оказался повреждён взрывами глубинных бомб, и осмотреть горизонт не удалось.

Бомбометание продолжалось до 15.00. Всего было сброшено 36 глубинных бомб.{2} От близких взрывов бомб на лодке вышли из строя оптическая система перископа, дифферентовочная помпа, несколько амперметров, дифферентометр в рубке, плафоны и колпаки освещения, была разбита посуда.

В 20.37 «М-34» всплыла в крейсерское положение и начала возвращение в базу из-за выхода из строя перископа. По мнению командира лодки и командования бригады в результате торпедной атаки танкер был потоплен.

По зарубежным данным, подводная лодка «М-34» встретила вышедший в 06.30 (здесь и далее в этом абзаце использовано берлинское время) из Констанцы в Варну конвой в составе итальянских танкеров «Tampico»{3} и «Superga»{4}, охранявшихся румынскими миноносцами «Smeul»{5}, «Sborul»{6} и «Năluca»{7}. Траление впереди по курсу конвоя осуществляли канонерские лодки «Sublocotenent Ghiculescu Ion»{8} и «Căpitan Dumitrescu Constantin»{9}. В дальнем охранении находились эскадренные миноносцы «Regele Ferdinand»{10} и «Mărăşeşti»{11}. В 08.00 (по румынским данным – в 07.55) в 5 милях к востоку от мыса Тузла торпедной атаке подвергся «Superga». Обнаружив след торпеды и показавшуюся на поверхности рубку подводной лодки, танкер уклонился отворотом вправо и дал задний ход. Торпеда прошла недалеко от его форштевня. Миноносцы «Smeul» и «Năluca» безуспешно контратаковали субмарину глубинными бомбами.

Через два часа в 5 милях к востоку от мыса Шаблер конвой был безрезультатно атакован подводной лодкой «Д-5». В 16.45 (берлинское время) «Tampico» и «Superga» благополучно прибыли в Варну.

Схема торпедной атаки «М-34» Схема атаки «М-34»
Схема торпедной атаки подводной лодки «М-34» [1] Торпедная атака «М-34» [4]


Примечания

{1} Вместе с кэптеном Фоксом (captain George Barney Hamley Fawkes /1903-1967/) на борту «М-34» находился переводчик старший лейтенант Тарасов.

{2} Согласно донесению командира «М-34», на лодку было сброшено 36 глубинных бомб. Однако с учётом первого взрыва бомбы, принятого подводниками за взрыв торпеды, всего было сброшено 37 глубинных бомб.

{3} Танкер «Tampico» (4958 брт) был построен в 1908 году на верфи «Sir W G Armstrong Whitworth & Co Ltd» (г. Ньюкасл, Великобритания) под названием «Carpathian». В 1918 году судно переименовали в «British Peer», а в 1930 году продали Италии, где танкер получил имя «Tampico» («Тампико»). 03.11.1941 к востоку от острова Андрос (Эгейское море) получил тяжёлые повреждения в результате попадания торпеды с британской подводной лодки «Proteus». В 1945 году разобран на металл в Венеции.

Итальянский танкер «Tampico» Итальянский танкер «Superga»
Итальянский танкер «Tampico» Итальянский танкер «Superga»

{4} Танкер «Superga» (6154 брт) был построен в 1923 году на верфи «Società Esercizio Bacini» (г. Рива-Тригозо, Италия). 29.09.1941 «Superga» был торпедирован подводной лодкой «Щ-211», в результате чего затонул кормой на мелководье. На следующий день эта же подлодка добила танкер двумя торпедами.

{5} 17.11.1913 на верфи «Ganz & Co Danubius» (г. Порто Ре, Австро-Венгрия) был заложен миноносец «Tb 83F» (стапельный номер – 52).

Румынский миноносец «Smeul»
Румынский миноносец «Smeul»

07.11.1914 корабль был спущен на воду. 21.07.1915 миноносец вступил в состав ВМС Австро-Венгрии. С 21.05.1917 имел обозначение «Tb 83». В 01.1920 передан Румынии, где получил наименование «Smeul». Модернизирован в 1926-1927 гг. Во время Второй мировой войны принимал участие в боевых действиях против СССР. 29.08.1944 миноносец «Smeul» захвачен советскими войсками в Констанце, 05.09.1944 поднял военно-морской флаг СССР и 14.09.1944 был зачислен в состав Черноморского флота как сторожевой корабль. 20.10.1944 переименован в «Торос». 12.10.1945 возвращён Румынии. 06.11.1945 официально исключён из ВМФ СССР. В 1946 году прошёл модернизацию и был введён в состав ВМС Румынии под прежним наименованием «Smeul». С 1954 года имел обозначение «E-1». Исключён в 1958 году (по другим данным – в 1959 году) и в 1960 году разобран на металл.

{6} 06.02.1914 на верфи «Stabilimento Tecnico Triestino» (г. Триест, Австро-Венгрия) был заложен миноносец «Tb 81T» (стапельный номер – 473). 06.08.1814 корабль был спущен на воду. 02.12.1914 миноносец вступил в состав ВМС Австро-Венгрии. С 21.05.1917 имел обозначение «Tb 81». В 01.1920 передан Румынии, где получил наименование «Sborul» (бортовая литера «Sb»). Модернизирован в 1926-1927 гг. Во время Второй мировой войны принимал участие в боевых действиях против СССР. 27.08.1944 миноносец «Sborul» захвачен советскими войсками в Сулине, 05.09.1944 поднял военно-морской флаг СССР и 14.09.1944 был зачислен в состав Черноморского флота как сторожевой корабль. 20.10.1944 переименован в «Муссон». 12.10.1945 возвращён Румынии. 06.11.1945 официально исключён из ВМФ СССР. В 1946 году прошёл модернизацию и был введён в состав ВМС Румынии под прежним наименованием «Sborul». С 1954 года имел обозначение «E-2». Исключён в 1958 году (по другим данным – в 1959 году) и в 1960 году разобран на металл.

Румынский миноносец «Sborul»
Румынский миноносец «Sborul»

{7} 30.10.1913 на верфи «Ganz & Co Danubius» (г. Порто Ре, Австро-Венгрия) был заложен миноносец «Tb 82F» (стапельный номер – 51). 11.08.1914 корабль был спущен на воду. 30.08.1916 миноносец вступил в состав ВМС Австро-Венгрии. С 21.05.1917 имел обозначение «Tb 82». В 01.1920 передан Румынии, где получил наименование «Năluca» (бортовая литера «Nl»). Во время Второй мировой войны принимал участие в боевых действиях против СССР. C 1944 года использовался как вспомогательное судно. 20.08.1944 «Năluca» был потоплен в Констанце советскими пикирующими бомбардировщиками «Пе-2» из состава 40-го бомбардировочного авиаполка.

Румынский миноносец «Năluca»
Румынский миноносец «Năluca»

{8} В 1916 году на верфи «Arsenale de Brest» (г. Брест, Франция) была заложена канонерская лодка «Mignonne». В 1917 году корабль был спущен на воду и в том же году вошёл в состав ВМС Франции. В 1920 году «Mignonne» продали Румынии, где его переименовали в «Sublocotenent Ghiculescu Ion» (бортовая литера «Gh»). Во время Второй мировой войны канонерская лодка принимала участие в боевых действиях против СССР. 29.08.1944 «Sublocotenent Ghiculescu Ion» был захвачен советскими войсками в Констанце, 05.09.1944 поднял военно-морской флаг СССР и 14.09.1944 вошёл в состав Черноморского флота. 20.10.1944 канонерка получила название «Ангара». 12.10.1945 канлодку возвратили Румынии. Под наименованиями «Ion Ghiculescu», «D-62», «DB-1» и «NDD-113» корабль находился в составе румынских ВМС до 1980-х гг.

Канонерская лодка «Mignonne» («Sublocotenent Ghiculescu Ion») Канонерская лодка «Аракс» («Căpitan Dumitrescu Constantin»)
Французская канонерская лодка «Mignonne»
(в ВМС Румынии – «Sublocotenent Ghiculescu Ion»)
Советская канонерская лодка «Аракс»
(в ВМС Румынии – «Căpitan Dumitrescu Constantin»)

{9} В 1916 году на верфи «Arsenale de Brest» (г. Брест, Франция) была построена для ВМС Франции канонерская лодка «Impatiente». В 1920 году корабль продали Румынии, где его переименовали в «Căpitan Dumitrescu Constantin» (бортовая литера «Dm»). Во время Второй мировой войны канонерская лодка принимала участие в боевых действиях против СССР. 29.08.1944 «Căpitan Dumitrescu Constantin» был захвачен советскими войсками в Констанце, 05.09.1944 поднял военно-морской флаг СССР и 14.09.1944 вошёл в состав Черноморского флота. 20.10.1944 канонерка получила название «Аракс». 10.01.1945 «Аракс» подорвался на мине в Одесском порту и затонул. Вскоре канонерскую лодку подняли, но ввиду невозможности восстановления исключили из списков ВМФ и сдали на слом.

{10} Эскадренный миноносец «Regele Ferdinand» был заложен в 06.1927 на верфи «Pattison» (г. Неаполь, Италия). 02.12.1928 спущен на воду. В 09.1930 вступил в состав ВМС Румынии. Во время Второй мировой войны эсминец принимал участие в боевых действиях против СССР. 29.08.1944 эскадренный миноносец «Regele Ferdinand» захвачен советскими войсками в Констанце, 05.09.1944 поднял военно-морской флаг СССР и 14.09.1944 был зачислен в состав Черноморского флота. 20.10.1944 переименован в «Лихой». 03.07.1951 возвращён Румынии, где получил обозначение «D-22». С 1955 года – «D-10». В 1959 году исключён из состава ВМС Румынии.

Советский эсминец «Лихой» («Regele Ferdinand») Румынский эскадренный миноносец «Mărăşeşti»
Советский эскадренный миноносец «Лихой»
(в ВМС Румынии – «Regele Ferdinand»)
Румынский эскадренный миноносец «Mărăşeşti»

{11} 15.07.1914 на верфи «Pattison» (г. Неаполь, Италия) был заложен по заказу ВМС Румынии эскадренный миноносец «"Vartej». На 24.05.1915 готовность составляла 20%. 05.06.1915 эсминец был реквизирован Италией. 27.07.1916 под названием «Nibbio» эскадренный миноносец был зачислен в состав ВМС Италии. 30.01.1918 спущен на воду, 15.05.1918 вступил в строй. 01.07.1920 исключен из ВМС Италии и передан Румынии, где получил наименование «Mărăşeşti». Во время Второй мировой войны эскадренный миноносец принимал участие в боевых действиях против СССР. 29.08.1944 «Mărăşti» захвачен советскими войсками в Констанце, 05.09.1944 поднял военно-морской флаг СССР и 14.09.1944 был зачислен в состав Черноморского флота. 20.10.1944 переименован в «Лёгкий». 12.10.1945 возвращён Румынии. 06.11.1945 официально исключён из состава ЧФ. В румынских ВМС эсминцу возвратили прежнее название «Mărăşeşti». В 1948 году получил обозначение «D-1», в 1951 году – «D-11». Исключён из состава ВМС Румынии в 1961 году.

Использованные источники

[1] Морозов М. Э. Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот. – М.: "ПОЛИГОН", 2003. – С. 31.

[2] Платонов А. В. Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945 / А.В. Платонов. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – С. 305.

[3] Jürgen Rohwer Allied Submarine Attacks of World War Two (European Theatre of Operations 1939-1945). – Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 1997. – С. 105.

[4] Информация из архивных документов, предоставленная Морозовым М. Э.

[5] Саватеев П. Н. Удары из морских глубин. – М.: Военное издательство министерства обороны Союза ССР, 1961. – С. 23.

[6] Морозов М. Э. История двух походов в документах // Подводный флот. – № 9. – С. 31-45.


Дата последнего изменения: 29.07.2010.