военно-морской флаг СССР

Торпедные атаки подводной лодки «Щ-211» 29-30.09.1941 (потоплен итальянский танкер «Superga»)

военно-морской флаг СССР
Район торпедных атак подводной лодки «Щ-211» 29 и 30 сентября 1941 года
Район торпедных атак, выполненных
подводной лодкой «Щ-211» 29-30.09.1941

Утром 29.09.1941 подводная лодка «Щ-211» (командир – капитан-лейтенант Девятко А. Д.) из состава 4-го дивизиона подводных лодок 1-й бригады ПЛ Черноморского флота находилась в подводном положении на позиции № 13 в районе устья реки Камчия. В 08.13 в направлении Варны был обнаружен самолёт, а в 08.36 – 5 катеров, идущих строем фронта на юг с остановками для прослушивания подводных лодок. Командир «Щ-211» увёл лодку мористее, а после прохода катеров начал склоняться курсом 190° им в кильватер.

В 09.48 на дистанции 53 кабельтовых был обнаружен конвой противника в составе трёх транспортов, идущих от Варны со скоростью 10 узлов курсом 180°. Суда охранялись миноносцем, катером и самолётом. Девятко начал маневрировать для выхода в атаку по головному транспорту. За минуту-полторы до залпа на дистанции 1-1,5 кабельтова был замечен катер, идущий прямо на лодку. Перископ пришлось убрать, а при следующем его подъёме выяснилось, что угол упреждения оказался пропущен на 5,5°. Девятко принял решение пересечь курс конвоя и атаковать кормовыми торпедными аппаратами второй транспорт. В 10.16 «Щ-211» произвела из подводного положения торпедную атаку, прицельно выпустив с дистанции около двух кабельтовых из кормового торпедного аппарата № 5 торпеду типа 53-38 при угле упреждения 13° и угле встречи 105°. {1}

Через 20 секунд был слышен сильный резкий взрыв. Несмотря на застопоренные, а потом и включенные на «полный назад» электромоторы, лодка с дифферентом на нос легла на грунт на глубине 18 метров. Преследования не было. В 10.45 «Щ-211» всплыла под перископ. По пеленгу 170° командир лодки наблюдал переломившийся посредине транспорт, причём нос и корма судна держались на поверхности, а средняя часть ушла под воду. Других транспортов не было видно. Девятко начал маневрировать для ухода с места атаки, наблюдая за миноносцем и катером.

При дальнейшем осмотре торпедированного транспорта, который к этому времени находился по пеленгу 270°, командир лодки обратил внимание, что над водой видна только носовая часть судна вместе с передним мостиком, причём транспорт уже не казался переломившимся в средней части, а затонувшим с дифферентом на корму. Проанализировав ситуацию, Девятко пришёл к выводу о возможности столкновения второго и третьего транспорта после торпедной атаки, что привело к гибели обоих судов. {2}

Полузатонувший корпус танкера «Superga». Снимок сделан через перископ
Полузатонувший корпус танкера «Superga».
Снимок сделан через перископ «Щ-211»

30.09.1941 «Щ-211» вернулась к месту торпедной атаки и обнаружила на месте потопления транспорта 5 катеров, миноносец и 2 самолёта. Четыре катера были похожи на охотники за подводными лодками, а пятый имел белую окраску и напоминал штабной катер. Около потопленного транспорта, носовая часть которого возвышалась над водой выше, чем накануне, находился буксир. Характер производимых работ Девятко определить не смог, но, тем не менее, решил добить транспорт торпедами. Однако из-за сильного охранения выйти на дистанцию залпа не удалось. В 12.28 подводная лодка была атакована глубинными бомбами. 3 бомбы разорвались слева по корме на расстоянии 30-50 метров, а 2 другие – значительно дальше, их взрывы были глухие. За исключением нарушенного крепления барбетов кормового орудия «щука» повреждений не получила. Приняв решение добить судно с наступлением сумерек, Девятко положил лодку на грунт, приказал прекратить все шумы и открыть акустическую вахту. До 18.55 были слышны шумы работы помп и винтов катеров, потом они стихли.

В 19.21 «Щ-211» всплыла под перископ и в 19.35 из подводного положения с дистанции 6 кабельтовых произвела торпедную атаку, прицельно выпустив по силуэту две торпеды типа 45-36 из носовых торпедных аппаратов № 2 и № 3. Через 50 секунд был слышен сильный взрыв обоих торпед. Из-за наступившей темноты результаты взрывов визуально не наблюдались. Лодка ушла из района на глубине 15 метров.

01.10.1941 «Щ-211» снова прибыла в этот район. Работы около остова судна уже не производились, носовая часть транспорта ушла глубже, хотя полубак и мостик остались над водой. Были заметны разрушение мостика и вмятина у форштевня.

05.10.1941 в 04.53 «щука» в позиционном положении пыталась выйти в атаку по обнаруженному силуэту, однако выяснилось, что целью являлся остов всё того же транспорта. От него сильно разило запахом бензина, поверхность воды была покрыта жирным слоем. Командир подводной лодки отказался от атаки. Вечером этого дня запах бензина и пятна на воде наблюдались вплоть до параллели мыса Ак-Бурну (в 11 милях от места потопления транспорта). По мнению капитан-лейтенанта Девятко потопленное судно являлось танкером водоизмещением 7000-8000 тонн, шедшим с грузом горючего.

По зарубежным данным, торпедной атаке подвергся конвой в составе итальянских танкеров «Tampico»{3} и «Superga»{4}, румынского транспорта «Sulina»{5}. Суда вышли из Варны утром 29.09.1941{6} в направлении Босфора в сопровождении двух болгарских миноносцев и двух торпедных катеров. В 09.30 (берлинское время) около правого борта танкера «Superga» (6154 брт), шедшего в ордере конвоя вслед за головным «Tampico», произошёл взрыв. Незадолго до этого между конвоем и берегом был обнаружен перископ подводной лодки.

Корма торпедированного судна, перевозившего 1800 тонн бензина и 2350 тонн нефти, быстро погрузилась в воду и легла на грунт в точке с координатами 43°01,5' с.ш. 27°58,5' в.д. На поверхности оставалась только носовая часть танкера – глубина моря в этом месте составляла 21 метр. При взрыве погибло два человека. В близлежащих портах отсутствовали мощные буксиры, которые позволили бы оттащить «Superga» ближе к берегу. Один болгарский миноносец остался около терпящего бедствие судна, а конвой продолжил движение по направлению к Бургасу.

На следующий день при помощи подошедших румынских буксиров «Brüsterort» и «Istria» были предприняты попытки осушить затопленные отсеки танкера, чтобы отбуксировать его в порт. Однако 01.10.1941 попытки спасения «Superga» были признаны безнадёжными, и в 12.00 (берлинское время) оба румынских буксира ушли из Варны в Констанцу.

Танкер «Superga» стал самым крупным судном, потопленным советскими подводниками на Чёрном море. {7}

График торпедной атаки «Щ-211» Схема атаки «Щ-211»
График торпедной атаки
подводной лодки «Щ-211» [6]
Схема атаки подводной лодки «Щ-211» [1]

Примечания

{1} В советской литературе так описана эта атака:

В следующем походе, который состоялся в сентябре, капитан-лейтенант Девятко, осматривая в перископ горизонт, обнаружил летевший переменными курсами вражеский самолет, а через три минуты – пять катеров, шедших строем фронта и периодически останавливавшихся для прослушивания подводных лодок. Правильно решив, что самолеты и катера являются противолодочным охранением конвоя, командир пропустил катера и вскоре увидел три транспорта в охранении эскадренного миноносца и двух сторожевых катеров. Такой эскорт свидетельствовал о важности груза.

За минуту до залпа командир обнаружил на расстоянии 1-1,5 кабельтовых сторожевой катер противника, шедший на лодку. Пришлось срочно погрузиться, катер прошел над «Щ-211», не заметив ее. Когда перископ был поднят снова, головной транспорт пересек линию прицеливания. Командир решил атаковать вторую цель – итальянский танкер типа «Тампино», для чего пересек курс конвоя и с 2 кабельтовых произвел залп из кормовых торпедных аппаратов. Танкер переломился в средней части, но остался на плаву. При вторичном выходе в атаку на лодку были сброшены глубинные бомбы. Тогда командир решил подождать темноты. «Щ-211» легла на грунт, все шумы на ней были устранены.

С наступлением темноты лодка выпустила по танкеру две торпеды, а на следующий день подводники увидели торчащую из воды носовую часть танкера. Горючее, так необходимое противнику, не дошло до пункта назначения. Краснофлотцы попросили командира рассказать, что означает для противника потеря танкера водоизмещением в 5 тысяч тонн.

– Такой танкер, – ответил Девятко, – может доставить до трех тысяч тонн горючего. Этого количества хватает для одной заправки более тысячи средних танков и до пятисот самолетов-бомбардировщиков.

Личный состав с подъемом возвращался в базу. На мачте была поднята очередная «рыбка» – знак, которым черноморские подводники отмечали потопление вражеских кораблей. Командир бригады подводных лодок капитан 1 ранга П. И. Болтунов за успешные действия подводной лодки в море всему экипажу объявил благодарность. Большинство личного состава лодки, в том числе комсомольцы-торпедисты Баранов, Годло, Данилин, Малиновский, отлично выполнившие свой воинский долг, были награждены орденами и медалями. [7]

{2} В своём донесении капитан-лейтенант Девятко так обосновал свои выводы о гибели обоих судов (хотя и отметил, что подтвердить факт потопления второго транспорта он не может):

а/ транспорта шли точно в кильватер друг другу на близкой, не больше 2 кб. дистанции, при возможной панике после взрыва в таких условиях столкновение очень вероятно.

б/ После взрыва торпеды акустик по ШП [шумопеленгатору] слышал с правого борта ПЛ шумы винтов транспорта, менявших направление от 115° до 150° п/б [правого борта,] после чего шум винтов внезапно исчез.

в/ При первом наблюдении после всплытия под перископ по пеленгу 170°[,] когда транспорт имел вид разломавшегося пополам[,] его кормовая часть не являлась продолжением носовой части, а располагалась под углом к ней близким к 90°, чему в первый момент я не придал значения. [6]

{3} Танкер «Tampico» (4958 брт) был построен в 1908 году на верфи «Sir W G Armstrong Whitworth & Co Ltd» (г. Ньюкасл, Великобритания) под названием «Carpathian». В 1918 году судно переименовали в «British Peer», а в 1930 году продали Италии, где танкер получил имя «Tampico» («Тампико»). 03.11.1941 к востоку от острова Андрос (Эгейское море) получил тяжёлые повреждения в результате попадания торпеды с британской подводной лодки «Proteus». В 1945 году разобран на металл в Венеции. [8]

Итальянский танкер «Tampico» Итальянский танкер «Superga»
Итальянский танкер «Tampico» Итальянский танкер «Superga»

{4} Танкер «Superga» (6154 брт) был построен в 1923 году на верфи «Società Esercizio Bacini» (г. Рива-Тригозо, Италия). [8]

{5} Теплоход «Sulina» (3495 брт) построен в 1939 году на верфи «Cantieri Navali Riuniti» (г. Палермо, Италия) для Морской службы Румынии. 29.05.1942 судно подверглось торпедной атаке советской подводной лодки «А-3». В результате попадания торпеды «Sulina» затонул неподалёку от Одессы  [8]

Спуск на воду теплохода «Sulina» Румынский теплоход «Sulina»
Спуск на воду
теплохода «Sulina»
Румынский теплоход «Sulina»

{6} Итальянские танкеры «Tampico» и «Superga» вышли с грузом нефтепродуктов из Констанцы ещё 21.09.1941. В первые же сутки перехода их безуспешно атаковали советские подводные лодки «М-34» и «Д-5». Командование противника, опасаясь новых атак, на несколько дней задержало конвой в Варне, собрав для его эскортирования почти половину болгарских ВМС – два миноносца и два торпедных катера. [5]

{7} В большей части литературы считается, что самым крупным судном, потопленным советскими подводными лодками на Чёрном море, является румынский транспорт «Suceava» (6876 брт). Однако этот пароход был однотипен другим румынским судам «Peleş», «Ardeal», «Alba Julia» и при постройке имел вместимость 5710 (по другим данным – 5708) брт. По данным регистра Ллойда, начиная с 1938 года (с этого же года «Suceava» официально был сертифицирован для перевозки пассажиров) вместимость этого парохода составила 6876 брт. По-видимому, изменение тоннажа было связано с различием подсчёта данной величины для грузовых и пассажирских судов. Дедвейт «Suceava» составлял 7840 тонн, «Superga» – 8858 тонн.

Использованные источники

[1] Морозов М. Э. Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот. – М.: "ПОЛИГОН", 2003. – С. 70-71.

[2] Платонов А. В. Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945 / А.В. Платонов. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – С. 188, 541.

[3] Jürgen Rohwer Allied Submarine Attacks of World War Two (European Theatre of Operations 1939-1945). – Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 1997. – С. 105, 147.

[4] Кулагин К. Л., Морозов М. Э. Подводные лодки типа «Щ» (X и X-бис серии) // Морская коллекция. – 2002. – № 4 (46). – С. 21.

[5] Морозов М. Э., Кулагин К. Л. «Щуки». Легенды Советского подводного флота – М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2008. – С. 126-127.

[6] Информация из архивных документов, предоставленная Морозовым М. Э.

[7] Саватеев П. Н. Удары из морских глубин. – М.: Военное издательство министерства обороны Союза ССР, 1961. – С. 14-17.

[8] Сайт «Miramar Ship Index» – Дата обращения: 14.05.2010.


Дата последнего изменения: 15.05.2010.