военно-морской флаг СССР

Минное заграждение, выставленное
подводной лодкой "Kалев" 12.08.1941

военно-морской флаг СССР
Карта минной постановки подводной лодки "Калев".
Карта минной постановки подводной лодки "Калев"
(цифрами указаны номера минных банок)

07.08.1941 командир 1-й бригады подводных лодок КБФ капитан 1 ранга Н.П. Египко подписал боевой приказ № 05/оп, предписывающий командиру подводной лодки "Калев" капитан-лейтенанту Б.А. Нырову следующее: "<...> с целью затруднения перевозок противника в период с 10 по 14 августа с[его] г[ода] поставить минное заграждение тремя банками; две банки по 3 мины, одна банка 4 мины с минным интервалом 200 фут[ов,] углубление [–] 10 фут[ов]. Место постановки минного заграждения в квадрате, согласно кальки <...> Мины поставить на путях следования кораблей противника, произведя предварительную разведку.

Утром 08.08.1941 подводная лодка "Калев" вышла из Таллина в район маяка Ужава (Бакгофен), где в соответствии с планом штаба Краснознамённого Балтийского флота субмарина должна была выставить минное заграждение (в минных шахтах лодки было только 10 мин БГЛ из 20 возможных). Во время следования к месту постановки опасный груз подводного минного заградителя доставил экипажу немало беспокойства. В "Журнале боевых действий пл. "Калев" были сделаны следующие записи:
09.08.1941 23.50 – "в систерне № 3 по левому борту слышны на качке стуки – очевидно [,] сошла со стопора мина".
10.08.1941 – "При ходе лагом к волне крен достигал 8-10°. От ударов волн две мины в носовых шахтах с левого борта сорвалось со стопоров и пошли гулять в шахте. Есть опасность самопроизвольной постановки мин <...> Минное устройство по возвращении в базу необходимо сделать более надёжным. В настоящее время нет гарантии, что во время шторма мины не будут срываться со стопоров, и[,] срубив эти стопора, самопроизвольно вываливаться из шахт".

Тем не менее, утром 11.08.1941 "Калев" благополучно достиг латвийского побережья, где вскоре выяснилось, что субмарина прибыла не совсем туда, куда планировалось. Позже Ныров так доложил командиру бригады: "В район минной постановки прибыл 11.08.41[,] но вследствие незнания экономической скорости ПЛ в подводном положении имел ошибку в счислении на 42 мили к зюйду и первоначально вышел к Либаве". Ошибка была установлена после определения места по береговым ориентирам, и уже к вечеру субмарина перешла к маяку Ужава. Предварительную разведку вражеских фарватеров в этом районе выполнила подводная лодка "С-8", командир которой доложил, что германские суда стараются ходить у самого берега в сопровождении тральщиков.

Однако сразу приступить к постановке минного заграждения Ныров не мог, так как по его словам "все ночи ярко светила луна, затруднявшая постановку мин, т[ак] к[ак] делала ПЛ хорошо видимой с берега. Мины выставил в ночь с 12.08 на 13.08, воспользовавшись сильной облачностью и лёгким туманом".

12.08.1941 в 22.28 "Калев" всплыл в позиционное положение и начал движение под одним электромотором, обеспечивавшим необходимый для минной постановки ход в 4 узла. С 22.39 до 23.10{1} западнее мызы Сарнате лодка произвела постановку минного заграждения № 82А (нумерация присвоена после войны), состоящего из трёх банок (две по 3 мины и одна – 4 мины БГЛ{2}). Первая банка была установлена в точке с координатами 57°08' с.ш. 21°19,3' в.д.; вторая – 57°07' с.ш. 21°19,6' в.д.; третья – 57°06' с.ш. 21°19,5' в.д.{3} Минный интервал во всех банках составлял 200 футов (61 метр{4}), углубление мин от поверхности воды – 10 футов (3 метра).

В своем донесении Ныров писал: "В районе минной постановки никакого движения корабле[й] не наблюдал <...> Выставил мины в один ряд потому, что ввиду отсутствия данных о проходящем курсе вдоль берега, желал захватить более широкую минную полосу. <...> Минные банки выставлены без перекрытия друг друга, чтобы охватить большую ширину фарватера, что, по моему мнению, оправдывается тем, что различные суда ходят на разном удалении от берега". К сожалению, командир подводного минного заградителя ошибался – фарватер был один и проходил он гораздо ближе к берегу, по глубинам не более 4-5 метров (в месте минной постановки глубина составляла 16-18 метров{5}).

На основании координат постановки и в связи с тем, что она была выполнена без предварительной разведки, штаб Краснознамённого Балтийского флота в 1941 году оценил её как неудовлетворительную.

19.08.1941 германский тральщик "M 1507", сопровождавший конвой, обнаружил у маяка Ужава плавающую мину неизвестного ранее типа – сфероцилиндрической формы, окрашенную чёрной краской, с четырьмя гальваноударными колпаками. Несомненно, это была одна из мин БГЛ, выставленных подводной лодкой "Калев". По-видимому, все мины заграждения из-за ненадёжной конструкции (корпус мины и якорь были произведены в разное время в разных странах) были сорваны с якорей штормом, начавшимся после минной постановки и продолжавшимся до 17.08.1941. Других подобных мин немцы не замечали и тралить этот район не стали. Потерь на минном заграждении противник не понёс.

В официальной советской историографии считалось, что минное заграждение, выставленное подводной лодкой "Kалев", было успешным и противник потерял на нём три судна: "Мозель", "Фрауэнбург" и "Эстиранд".{6} Между тем, анализ обстоятельств гибели этих судов не позволяет ни одно из них отнести на счёт мин, выставленных лодкой Нырова.{7} Однако существует вероятность, что причиной исчезновения советской подводной лодки "Щ-319", пропавшей без вести осенью 1941 года, стала именно мина "Kалева".{8}

Подводная лодка "Kалев"
3-го дивизиона подводных лодок 1-й бригады ПЛ Краснознамённого Балтийского флота
Командир капитан-лейтенант Б.А. Ныров
Дата и время минной постановки     12.08.1941{1}
с 22.39 до 23.10
Район постановки западнее мызы Сарнате (юго-западнее маяка Ужава)
Минные банки Количество и тип мин {2} Координаты минных банок {3}
1 3 мины БГЛ 57°08' с.ш. 21°19,3' в.д.
2 3 мины БГЛ 57°07' с.ш. 21°19,6' в.д.
3 4 мины БГЛ 57°06' с.ш. 21°19,5' в.д.
Углубление мин 10 футов (3 метра)
Минный интервал 200 футов (61 метр{4})
Скорость лодки при постановке мин 4 узла (в надводном положении)
Результат минной постановки Потерь на минном заграждении противник не понёс.{6}{7} 19.08.1941 германский тральщик "M 1507", сопровождавший конвой, обнаружил у маяка Ужава плавающую мину – одну из мин БГЛ, выставленных подводной лодкой "Калев". Других подобных мин немцы не замечали и тралить этот район не стали. Существует вероятность, что причиной исчезновения советской подводной лодки "Щ-319", пропавшей без вести осенью 1941 года, стала именно мина "Kалева".{8}

Примечания

{1} По одним данным[1][4] "Калев" выставил мины вечером 12.08.1941; по другим[3][5] – 13.08.1941; А.В. Платонов[2] в разных местах книги указывает обе даты; К.Б. Стрельбицкий[9] указывает точное время постановки – с 22.39 до 23.10 12.08.1941

{2} Ю. Ровер[3] ошибочно указывает, что "Калев" выставил 20 мин.

{3} После возвращения подводной лодки из похода начальник 2-го отделения подводного отдела штаба Краснознамённого Балтийского флота капитан 3 ранга Н.Г. Завьялов по кальке минной постановки определит, что банки были выставлены в координатах 57°08,5' с.ш. 21°19,3' в.д. – 57°06,0' с.ш. 21°19,5' в.д.

{4} По данным К.Б. Стрельбицкого[9] минный интервал во всех банках равнялся указанным в боевом приказе 200 футам, или 61 метру; по сведениям остальных источников[1][2] – 60 метров.

{5} По одним данным[1] капитан-лейтенант Ныров принял решение выставить мины на 5 миль мористее указанного командованием района, так как считал постановку на глубинах менее 25 метров небезопасной для подводной лодки; по другим данным[4][9] мины были выставлены на расстоянии около трёх миль от берега на глубинах 16-18 метров.

{6} Некоторые исследователи считают, что минное заграждение, выставленное подводной лодкой "Калев", было успешным, и противник понёс на нём потери.
Так Л.А. Емельянов[6] относит к числу жертв минной постановки немецкую плавбазу "Мозель" (8408 брт), подорвавшуюся на минах 26.09.1941 (впоследствии была поднята и восстановлена противником), и транспорт (2111 брт), ставший жертвой мин в 11.1941. Кроме того, получивший пробоину при взрыве мины транспорт "Эспирайт" выбросился на берег.
В.Ф. Трибуц[7] в качестве побед подводной лодки "Калев" называет транспорты "Эспирайт" и "Францен Буг", плавбазу "Мозель"; С.С. Бережной[8] – танкер "Мозель" (в 09.1941) и транспорт "Фрауенбург" (в 11.1941).

{7} Военный транспорт № 532 (ВТ-532) "Эстиранд" (бывший эстонский грузовой пароход 1910 года постройки, 4444 брт) входил в состав Краснознамённого Балтийского флота (по другим данным транспорт входил в состав советского Эстонского пароходства). Этот пароход (бывший "Eestirand" / "Glenbeath" / "Harold Dollar" / "Strathardle") 24.08.1941 после бомбардировки германских самолётов выбросился на берег острова Прангли (Финский залив).

Германская торпедная мастерская (по немецкой терминологии – "U-Boot Tender", иногда классифицируется как плавучая база подводных лодок или плавучая торпедная станция) "Mosel" (или "Mosel I") была переоборудована из моторной баржи "Frieda" 1912 года постройки, имела стандартное водоизмещение 796 тонн, вместимость – 352 брт. Это судно затонуло 26.09.1941 в точке 57°24' с.ш. 21°33' в.д. в результате подрыва на донной неконтактной мине TMB, принадлежавшей заграждению, которое было выставлено германскими торпедными катерами 3-й флотилии в районе Вентспилса в ночь на 22.06.1941. К.Б. Стрельбицкий[9] отрицает факт подъёма "Мозеля", однако по другим данным это судно плавало до 11.1973 под наименованиями "Heike Schluter", "Gerlinde", "Inge S.", "Inge", "Medina". В германском флоте также существовал ещё один "Mosel" (8428 брт), который с 1942 года носил имя "Teizui Maru" и плавал под японским флагом до момента гибели на минах 18.04.1945.

Германский пароход "Frauenburg" (2111 брт) затонул 07.11.1941 в точке 57°26' с.ш. 21°20' в.д. в результате подрыва на донной неконтактной мине TMB, принадлежавшей заграждению, которое было выставлено германскими торпедными катерами 3-й флотилии в районе Вентспилса в ночь на 22.06.1941. Данное судно было построено в Великобритании под наименованием "Moorfoot", а с 1937 года, получив имя "Peet", плавало под эстонским флагом. После включения в 1940 году Эстонии в состав СССР грузовой пароход сменил название на "Пеэт". 22.06.1941 судно было интернировано шведскими властями в порту Истад и передано компании, владевшей пароходом до его национализации, после чего "Peet" поднял германский флаг и получил германское название "Frauenburg".

{8} К.Б. Стрельбицким[10] высказана версия, что минное заграждение, выставленное подводной лодкой "Калев", могло послужить причиной гибели советской субмарины "Щ-319": "Что произошло с Щ-319 после 09.55 (по московскому времени) 28 сентября 1941 года можно будет установить, лишь обнаружив и обследовав её остатки на дне Балтики... Так как противник не претендует на её потопление, то, очевидно, что "триста девятнадцатая" погибла у балтийского побережья Курляндии на мине, причём на... советской. С сожалением следует уточнить, что ставшая причиной гибели Щ-319 мина, очевидно, была выставлена здесь товарищами погибших на "щуке" подводников с заградителя Л-3 или "Калев". Дело в том, что о [постановке] наших минных заграждений у латвийского побережья командира и штурмана Щ-319, судя по известным автору оперативным документам на поход, предупредить просто не удосужились..."

Использованные источники

[1] Морозов М.Э. Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 1. Краснознаменный Балтийский флот. – М.: "ПОЛИГОН", 2001. – С. 16.

[2] Платонов А.В. Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945 / А.В. Платонов. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – С. 404-405.

[3] Jürgen Rohwer Allied Submarine Attacks of World War Two (European Theatre of Operations 1939-1945). – Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 1997. – С. 78.

[4] Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Англичане" в Красном флоте. Подводные лодки британской постройки в составе КБФ. // Морская коллекция. – 2008. – № 10. – С. 20-21.

[5] Великая Отечественная. День за днем. // Морской сборник. – 1991. – № 08. – С. 16.

[6] Емельянов Л.А. Советские подводные лодки в Великой Отечественной войне. – М.: Воениздат, 1981. – С. 71-72.

[7] Трибуц В.Ф. Балтийцы сражаются. – М.: Воениздат, 1985. – С. 50.

[8] Бережной С.С. Корабли и суда ВМФ СССР. 1928–1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – С. 71.

[9] Стрельбицкий К.Б. Минные постановки подводных лодок Краснознамённого Балтийского флота в 1941 году // Тайны подводной войны – 12. Малоизвестные страницы подводной войны XX века. – Львов, 2002 – С. 27, 36-39.

[10] Стрельбицкий К.Б. Балтика, год 1941-й: подводники в обороне Моонзунда // Тайны подводной войны – 6. Малоизвестные страницы подводной войны XX века. – Львов, 2000 – С. 23.


Дата последнего изменения: 12.11.2013.