Подводная лодка "М-176" |
Серия | XII | |
Дата закладки | 29.05.1937 | Завод № 196 (г. Ленинград) заводской № 107 |
Дата спуска на воду | 12.10.1937 | |
Дата подписания приёмного акта | 11.10.1938 {1} | |
Командиры | ||
Принадлежность | ||
Боевой результат | 16 боевых походов{3} в Великой
Отечественной войне (91-97 суток).{3} Выполнила 7 торпедных атак (11 торпед).{4} Подтверждённых побед нет.{5} |
|
Судьба | 21-28.06.1942 пропала без вести в Варангер-фьорде в 16-м боевом походе (21 член экипажа погиб). |
29.05.1937
заложена на заводе
№ 196 в г. Ленинград (заводской № 107) под литерно-цифровым
обозначением "М-93".
12.10.1937 спущена на воду.
21.06.1938{2} по
приказу НК ВМФ-39 вступила в строй и вошла в состав Краснознамённого Балтийского флота.
11.10.1938{1} подписан приёмный
акт.
19.05.1939 начала переход на
Северный флот по Беломорско-Балтийскому каналу.
16.06.1939 получила новое
литерно-цифровое обозначение "М-176".
21.06.1939 вошла в состав Северного флота.
Участвовала в советско-финляндской войне.
13.04.1940 командиром
подводной лодки "М-176" назначен Иосиф
Лукьянович Бондаревич.
В 1-й половине 1941 года прошла гарантийный ремонт.
В 05.1941 установлена новая
аккумуляторная батарея.
С 07.05.1941 по 19.05.1941 находилась в
дозоре перед входом в Кольский залив.
С 16.06.1941{6} по 19.06.1941 находилась в
дозоре перед входом в Кольский залив у бухты Цып-Наволок.
Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
Начало Великой Отечественной войны "М-176" встретила в составе 4-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ СФ под командованием старшего лейтенанта И.Л. Бондаревича. Лодка числилась во 2-й линии.
1-й боевой поход (8,5 суток):
22.06.1941{3} в 23.55
вышла в дозор на позицию № 7 северо-восточнее полуострова Рыбачий.
23.06.1941 в 6 часов прибыла
на позицию.
30.06.1941 была атакована в
тумане самолетом противника, сбросившим на небольшом удалении от лодки несколько
бомб – масляная цистерна дала небольшую течь.
01.07.1941 в 0 часов
начала возвращение в базу и в 09.46{7} прибыла в Полярный.{3}
2-й боевой поход (4 суток):
21.07.1941{3} в 08.05 вышла на позицию
№ 6 в восточную часть Варангер-фьорда. В 15.15 прибыла на позицию.
В течение похода "М-176" патрулировала на удалении 15 миль от берега, встреч с
кораблями противника не имела.
Утром 24.07.1941 не приняла
приказ перехватить эскадренные миноносцы противника, которые потопили
гидрографическое судно "Меридиан". В 11.20 начала возвращение в базу.
25.07.1941 в 10.18 прибыла
в Полярный.
3-й боевой поход (4 суток):
30.07.1941
в 21.25 вышла в дозор на позицию № 7 северо-восточнее полуострова Рыбачий.
31.07.1941 в 02.10 прибыла
на позицию.
Встреч с кораблями противника не имела. Через клинкет газоотвода вода в подводном
положении заливала дизель.
04.08.1941 в 00.30 начала
возвращение в базу и в 06.30 прибыла в Полярный.
11.08.1941
начала средний ремонт.
С 06.09.1941 по 15.09.1941 "М-176" находилась на
Мурманском заводе Народного комиссариата рыбной промышленности.
4-й боевой поход (10 суток):
26.09.1941{3} в 16.23 вышла на позицию
№ 5а в район Киркенеса.
В ночь на 27.09.1941 прибыла
на позицию. Утром обнаружила парусно-моторную шхуну, но из-за большого курсового
угла цели не смогла выйти в атаку.
30.09.1941 в 10.10
предприняла попытку прорыва в Бёк-фьорд. В 10.26 "М-176" внезапно потеряла
плавучесть и проскочила на глубину 68 метров с дифферентом 15° на корму. При
даче полного хода вперед субмарина не всплывала. После продувания средней цистерны
и маневрирования электродвигателем подвсплыла и задним ходом на глубине 38
метров вышла из фьорда. При маневрировании на передних ходах по носу и бортам
лодки слышалось шуршание, мешавшее пользоваться шумопеленгатором; на заднем
ходу оно прекращалось. Предположительно произошло попадание в противолодочную
сеть. В 16.05 на расстоянии 15 кабельтовых обнаружила транспорт и 2
катера-охотника, шедших зигзагом в Бёк-фьорд. Ввиду позднего обнаружения, малой
видимости и большого курсового угла на противника (150°) при развороте на боевой
курс "М-176" оказалась за кормой транспорта, и атака не состоялась.
Утром 03.10.1941 юго-восточнее
острова Лилле-Эккерё обнаружила в перископ на дистанции 10-11 кабельтовых 2
транспорта, шедших в направлении Вардё в охранении 5 сторожевых катеров. В
09.37 из подводного положения "М-176" произвела торпедную атаку по
транспорту (6000 тонн), выпустив прицельно одну торпеду из носового торпедного
аппарата с дистанции 8 кабельтовых при угле встречи 110°. Был услышан взрыв. В
09.40 зафиксировала несколько взрывов, предположительно глубинных бомб. Лодка
уклонилась переменой глубины и курса. В 10.16 "М-176" всплыла под перископ и
наблюдала на месте атаки большой столб дыма. Атаке подвергся конвой, включавший
германские транспорты "Minna Cords" (951 брт), "Gisela L.M. Russ" (1175 брт)
и норвежский танкер "Inger Johanne" (1202 брт). Атака противником не была
зафиксирована.
Утром 04.10.1941 в районе
Киркенеса "М-176" обнаружила транспорт водоизмещением в 10000-12000 тонн. При
развороте на боевой курс лодку выбросило на глубину 6 метров с дифферентом на нос
в 15°, и её обнаружили с самолета. В 07.37, когда субмарина была на перископной
глубине, по корме были слышны 3 разрыва глубинных бомб. "М-176" провалилась на
глубину 28 метров, горизонтальные рули вышли из строя, погас свет. Германские
тральщики "M 17" и "M 29" в течение 5 часов сбросили 54 (48 по
германским данным) глубинные бомбы. От близких разрывов лодку бросало с глубины
30 метров на 20-40 метров, несколько раз заклинивались вертикальные и
горизонтальные рули, дейдвудный сальник начал пропускать воду, вышла из строя
часть освещения. Из-за поступления воды в кормовой отсек дифферент достигал
20°.
05.10.1941 в 23.05 с
разрешения командования "М-176" начала возвращение в базу.
06.10.1941 в 12.10 прибыла в
Полярный.
5-й боевой поход (6 суток):
19.10.1941{3} в 15.51 вышла на позицию
№ 5 в район Вардё для съёма с берега разведывательной группы.
20.10.1941 в 19.15, находясь
в позиционном положении, коснулась грунта.
В месте приёма "М-176" разведывательную группу не обнаружила.
Вечером 23.10.1941 обнаружила
судно неустановленного типа, от которого уклонилась погружением.
В новом месте приёма разведывательной группы "М-176" не смогла подойти к берегу
из-за штормовой погоды.
В ночь на 25.10.1941 начала
возвращение в базу и в 13.49 прибыла в Полярный.
6-й боевой поход (2,5 суток):
29.10.1941
в 06.36 вышла на позицию № 6 в
восточную часть Варангер-фьорда для съёма с берега разведывательной группы.
В качестве обеспечивающего на борту находился командир 4-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ СФ капитан 2 ранга Н.И. Морозов.
Не смогла снять разведывательную группу из-за наличия постоянного дозора кораблей
противолодочной обороны.{8}
31.10.1941{3} в 18.41 прибыла в Полярный.
С 05.11.1941 по 22.11.1941 прошла навигационный ремонт на Мурманском заводе Народного комиссариата рыбной промышленности.
7-й боевой поход (10 суток):
26.11.1941
в 19.00 вышла на позицию № 6 в восточную
часть Варангер-фьорда.
27.11.1941 в 03.30 прибыла
на позицию.
С 29.11.1941 по 30.11.1941 штормовала в районе
зарядки аккумуляторных батарей. От ударов волн было оторвано ограждение носовых
горизонтальных рулей с левого борта; из-за крена, достигавшего 70°, расплескался
электролит аккумуляторной батареи; пропустила воду верхняя головка перископа.
С 18 часов 30.11.1941 до 12
часов 04.12.1941 "М-176"
находилась в бухте Цып-Наволок.
06.12.1941 в 18.50 из-за
выхода из строя перископа начала возвращение в базу.
07.12.1941{3}
в 00.12 прибыла в Полярный.
С 18.12.1941 по 22.12.1941 прошла навигационный ремонт.
8-й боевой поход (8 суток):
31.12.1941{3} в 02.31 вышла на позицию
№ 5а в район Киркенеса. В 19 часов прибыла на позицию.
До 03.01.1942 штормовала на
позиции. Не смогла произвести высадку разведывательной группы из-за плохой
видимости и невозможности норвежского лоцмана определиться. 6 раз "М-176"
выходила в атаку по данным гидроакустической станции, однако, поскольку
обнаруженные цели оказывались шхунами до 30 тонн, Бондаревич от атак отказывался.
01.01.1942 вышел из строя
гирокомпас.
Утром 02.01.1942, находясь в
районе Киркенеса в надводном положении, обнаружила на дистанции 12 кабельтовых
на курсовом угле 90° правого борта сторожевой корабль противника. "М-176"
произвела срочное погружение для выхода в торпедную атаку, но из-за большого
курсового угла цели атака не состоялась.
03.01.1942 в 02.30,
находясь в районе Киркенеса в надводном положении, обнаружила на дистанции 15
кабельтовых на курсовом угле 30° правого борта миноносец противника. "М-176"
произвела срочное погружение для выхода в торпедную атаку, но миноносец
развернулся курсом на субмарину, прошёл вблизи ее левого борта и удалился
вглубь фьорда. Атака не состоялась. В 11.55 лодка услышала шум винтов и
отдалённый глухой взрыв. В 19.45 обнаружила два сторожевых катера и срочно
погрузилась. До 23.00 "М-176" слышала шумы винтов в разных направлениях.
04.01.1942 была обстреляна с
берега или с судна неустановленного типа одним трассирующим снарядом, который
взорвался на перелёте в 2 кабельтовых от лодки. "М-176" произвела срочное
погружение. Находясь под водой в течение часа, шумопеленгаторной станцией ничего
не обнаружила.
07.01.1942 в 17 часов начала
возвращение в базу.
08.01.1942{3} в 03.30 прибыла в Полярный.
С 08.01.1942 по 01.02.1942 прошла навигационный ремонт.
9-й боевой поход (5 суток):
06.02.1942{3} в 18.00 вышла на позицию
№ 6 в Варангер-фьорд.
07.02.1942 в 06.25 прибыла на
позицию.
Большую часть похода штормовала в районе зарядки аккумуляторных батарей.
09.02.1942 – 10.02.1942 подверглась
многочасовому преследованию сторожевого корабля "Nordriff", сбросившего на
различном удалении от лодки около 60 глубинных бомб. В результате разрывов
пропустила воду верхняя головка перископа, вышел из строя привод вертикального
руля.
Вечером 10.02.1942 начала
возвращение в базу.
Из-за большой навигационной ошибки вместо Кольского залива "М-176" вышла в район
губы Порчниха, где 11.02.1942
в 12.30 была обстреляна с береговой батареи № 828, сделавшей 7 выстрелов.
Лодка уклонилась погружением.
12.02.1942 в 00.57 после
доклада командованию прибыла в Кильдинскую салму.
С 14.02.1942 по 20.02.1942 прошла навигационный ремонт.
10-й боевой поход (9 суток):
23.02.1942
в 20 часов вышла на позицию № 6 в
Варангер-фьорд.
24.02.1942 в 08.02 прибыла
на позицию.
На протяжении похода держалась на удалении 15 миль от берега. Сгорел электромотор
поднимания перископа, в результате чего перископ был заклинен в верхнем
положении.
Утром 26.02.1942 обнаружила
при помощи шумопеленгаторной станции корабли противника, но установить с ними
визуальный контакт не смогла.
Вечером 02.03.1942 обнаружила
при помощи шумопеленгаторной станции корабли противника, но установить с ними
визуальный контакт не смогла.
04.03.1942 в 05.25 начала
возвращение в базу. В 15.15 прибыла в Полярный.
05.03.1942
начала навигационный ремонт.
07.03.1942 на рейде
Полярного из-за сильного ветра на "М-176" навалило британский тральщик "Niger".
Субмарина получила вмятину в надстройке в кормовой части, заело приводы
управления рулями.
29.03.1942 введена в строй.
11-й боевой поход (3 суток):
Днем 31.03.1942 отошла от баржи и вышла на позицию № 6 в Варангер-фьорд.
В ночь на 01.04.1942 прибыла
на позицию, затратив на переход 12 часов 26 минут. В 13.40 южнее маяка Стуршер
акустик услышал шум винтов на курсовом угле 40° левого борта. Лодка развернулась
на боевой курс 70°. В перископ был обнаружен на дистанции 14-16 кабельтовых в
снежном заряде транспорт, шедший в направлении Киркенеса в охранении сторожевого
корабля. Видимость составляла не более 15 кабельтовых. В 13.51 из подводного
положения "М-176" произвела торпедную атаку по транспорту (3500 тонн), выпустив
прицельно с дистанции 11 кабельтовых одну торпеду из левого носового торпедного
аппарата (выпущена преждевременно на 3-5 секунд по предварительной команде,
вторая торпеда не вышла из-за неисправности торпедного аппарата). Услышан взрыв
продолжительностью 40 секунд. В перископ ничего не было видно, так как видимость
составляла не более 5 кабельтовых. Сторожевой корабль ходил на одном месте до
14.45. Атака противником не зафиксирована. Возможно был атакован германский
конвой, включавший транспорты "Admiral Karl Hering" (1436 брт), "Almora" (2522
брт) и голландский танкер "Oleum" (476 брт). После отхода лодки из района атаки
на кормовых курсовых углах противником было сброшено 64 глубинные бомбы, из них 5
штук были сброшены близко, остальные на безопасном удалении.
Ночью 02.04.1942 при ночном
поиске обнаружила на курсовом угле 90° левого борта конвой в составе транспорта
и 2 тральщиков. "М-176" находилась прямо по курсу конвоя на дистанции 2-3
кабельтова. Начала уклонение, так как выйти в атаку не представлялось
возможным – в 200 метрах перед субмариной находился тральщик. Лодка произвела
срочное погружение с намерением развернуться для атаки, в 04.45 всплыла в
надводное положение и обнаружила на дистанции 55-60 кабельтовых конвой. Транспорт
находился на курсовом угле 110° правого борта. Из района маяка Стуршер вышел
сторожевой корабль и шёл на субмарину полным ходом. "М-176" произвела срочное
погружение, сторожевой корабль сбросил одну глубинную бомбу и после
акустического поиска ушёл в Киркенес. В 13.45 в 10 милях юго-западнее мыса
Кумагнес акустик услышал шум винтов. Лодка легла на курс 325°. В перископ был
обнаружен на дистанции 10-12 кабельтовых транспорт, шедший в направлении Киркенеса
в охранении сторожевого катера. В 13.51 из подводного положения "М-176" произвела
торпедную атаку по
транспорту (5000 тонн), выпустив прицельно с дистанции 6 кабельтовых одну торпеду
из правого носового торпедного аппарата. Через 52 секунды услышан взрыв; через 6
минут при осмотре в перископ транспорт не обнаружен. Атака противником не
зафиксирована. Возможно был атакован отряд боевых кораблей, включавший германские
тральщики "M 1505", "M 1506" и "M 1508". Преследования не было. В
22.45 начала возвращение в базу.
03.04.1942 в 05.20 прибыла
в Полярный, затратив на возвращение 6 часов 35 минут. Время пребывания вблизи
побережья противника в расстоянии 15 миль составило 52 часа.
12-й боевой поход (6,5 суток):
04.04.1942{3} в 21.31 вышла на позицию
№ 6 в Варангер-фьорд.
05.04.1942 в 06.00 прибыла на
позицию. Днем обнаружила дозорный сторожевой корабль противника, но из-за
внезапных изменений курсов цели не смогла атаковать.
Днем 07.04.1942 сторожевой
корабль противника сбросил 4 глубинные бомбы на безопасном удалении от лодки.
10.04.1942 в 14.03
обнаружила в Варангер-фьорде конвой противника, следовавший в направлении Вардё
(3 транспорта, 3 тральщика, 3 сторожевых корабля, 1 сторожевой катер, 3 мотобота).
В 14.20 из подводного положения "М-176" произвела торпедную атаку по
транспорту (8000 тонн), выпустив с временным интервалом с дистанции 13
кабельтовых две торпеды из носовых аппаратов. Через 110 и 116 секунд услышано 2
взрыва, слабый скрежет металла. После атаки лодка некоторое время преследовалась
двумя сторожевыми кораблями. На безопасном удалении зафиксирован 1 взрыв,
предположительно глубинной бомбы. Атака противником не зафиксирована. Возможно
был атакован отряд боевых кораблей, включавший германские тральщики "M 1502",
"M 1503", "М 1504" и "M 1507".
11.04.1942 в 07.20 начала
возвращение в базу и в 13.25 прибыла в Полярный.
13-й боевой поход (6 суток):
20.04.1942
в 15.27 вышла на позицию № 6
в Варангер-фьорд. Вечером обнаружила плавающую мину.
21.04.1942 в 02.00 прибыла
на позицию.
С 21.04.1942 по 23.04.1942 неоднократно
фиксировала шумы кораблей при помощи шумопеленгаторной станции, но из-за плохой
видимости ничего не обнаруживала.
В ночь на 24.04.1942 была
обстреляна береговой батареей противника с мыса Кибергнес, от огня которой
уклонилась погружением.
26.04.1942 в 05.44 обнаружила
в 6 милях юго-западнее мыса Кумагнес конвой противника, следовавший в направлении
Киркенеса (1 транспорт, 2 сторожевых корабля, 1 тральщик). В 05.49 из подводного
положения "М-176" произвела торпедную атаку по транспорту (10000 тонн), выпустив с
временным интервалом с дистанции 5-6 кабельтовых две торпеды из носовых аппаратов.
Через 52 и 56 секунд услышаны взрывы. Безуспешно атакован германский конвой,
включавший транспорты "Delphin" и "Hartmut" (2713 брт). Лодка была контратакована
германским тральщиком "M 154", сбросившим 7 глубинных бомб (6 по германским
данным). В 12.30 начала возвращение в базу и в 21.39 прибыла в Полярный.
С 28.04.1942 по 03.05.1942 прошла навигационный ремонт.
14-й боевой поход (3,5 суток):
11.05.1942{3} в 18.16 вышла на позицию
№ 6 в Варангер-фьорд.
12.05.1942 в 05.32 прибыла
на позицию. Днем подверглась преследованию двух сторожевых кораблей без сброса
глубинных бомб.
14.05.1942 в 06.45
обнаружила в Варангер-фьорде конвой противника, следовавший в направлении Киркенеса
(2 транспорта, 1 миноносец, 1 сторожевой корабль, 3 сторожевых катера). В 06.59 из
подводного положения "М-176" произвела торпедную атаку по транспорту (8000 тонн) и миноносцу,
выпустив с дистанции 10-12 кабельтовых прицельно одну за другой две торпеды из
носовых аппаратов. Через 113 и 117 секунд услышаны 2 взрыва, через 4,5
минуты – глухой сильный взрыв. После атаки на безопасном расстоянии от лодки
зафиксировано 12 взрывов. Атака противником не зафиксирована. Возможно был
атакован германский конвой, включавший транспорт "Ludwig" (1065 брт) и танкер
"Frieda" (680 брт). В 16.33 начала возвращение в базу.
15.05.1942{3} в 01.12 прибыла в Полярный.
С 16.05.1942 по 23.05.1942 прошла навигационный ремонт.{9}
15-й боевой поход (4 суток):
25.05.1942{3} в 19 часов вышла из Полярного на позицию № 6 в Варангер-фьорд. Ей было
приказано вести неограниченную подводную войну против судоходства противника и
быть готовой к отражению высадки вражеского десанта на побережье полуостровов
Средний и Рыбачий.
26.05.1942 в 3 часа прибыла
на позицию. Утром была обнаружена сторожевым кораблём противника, который в
течение дня сбросил на безопасном удалении от лодки 4 глубинные бомбы.
27.05.1942 в 16.17 была
обнаружена сторожевым кораблём противника, который сбросил на безопасном
удалении от лодки 9 глубинных бомб.
Утром 28.05.1942 обнаружила
плавающую мину. В 18.22 в 20 милях севернее полуострова Рыбачий, находясь в
надводном положении, обнаружила на курсовом углу 140° левого борта на дистанции
около 90 кабельтовых неизвестную субмарину. В 18.24 "М-176" погрузилась и легла
на курс атаки. В 18.34 акустик доложил о шумах винтов подводной лодки,
сближающейся полным ходом в подводном положении. В 18.41 командир "М-176", увидев
бурун от перископа на дистанции 15-18 кабельтовых, увёл лодку на глубину 45
метров. Неизвестная субмарина с удивительным упорством преследовала "М-176", а
последняя путем маневрирования пыталась от неё уклониться. Временами противник
стопорил ход, очевидно для прослушивания. В 19.51 акустик и весь экипаж советской
лодки услышали характерный звук выстрела двух торпед справа по борту. Спустя
минуту одна из них прошла вблизи носовой части "М-176". В 19.53 противник
выпустил ещё одну торпеду, тоже прошедшую по носу. Затем в течение 17 минут
неизвестная субмарина произвела ещё 5 выстрелов. По времени они распределились
следующим образом: 19.55 – две торпеды; 20.00 – две торпеды; 20.02 –
одна торпеда; 20.09 – одна торпеда; 20.12 – одна торпеда. В 21.48
вражеская субмарина отошла на большое расстояние и приступила к продуванию
балластных цистерн. В 21.53 "М-176" всплыла на перископную глубину и на дистанции
12 кабельтовых обнаружила подводную лодку. В 22.01 из подводного положения
произвела торпедную
атаку, выпустив с дистанции 8 кабельтовых две торпеды из носовых аппаратов
с временным интервалом в 6 секунд. Через 66 секунд услышан взрыв. Взрыв
сопровождался слабым металлическим треском и бурлением воды. По докладу
акустика шумы винтов вражеской субмарины практически сразу прекратились. "М-176",
получив дифферент на корму, стала быстро проваливаться под воду. В 22.25 лодка
вновь поднялась на перископную глубину, на поверхности обнаружить ничего не
удалось, а всплывать в надводное положение командир не решился из-за наличия в
воздухе неизвестного самолета. Зарубежных данных об этом столкновении нет,
вероятно ложный контакт.
29.05.1942 в 02.40 всплыла
на поверхность и дала радиограмму об израсходовании торпед. В 04.00 был получен
приказ о возвращении в базу. В 6 часов начала возвращение. В 06.53 расстреляла
плавающую мину. В 11.38{10} прибыла в Полярный.
С 30.05.1942 по 16.06.1942 прошла навигационный ремонт.
16-й боевой поход (1-8 суток):
20.06.1942{3} в 14.53 вышла на позицию
№ 6 в Варангер-фьорд. В дальнейшем на связь не выходила, в базу не
вернулась.
28.06.1942 не ответила на
приказ о возвращении в базу.
04.07.1942 истек срок
автономности лодки. На "М-176" погиб 21 член экипажа.
В качестве возможных причин гибели лодки можно представить:
1. Подрыв на мине заграждения "Sperre-V" в Варангер-фьорде.
2. Подрыв на мине заграждения "Bantos-A" у северного побережья полуострова
Рыбачий.
3. Подрыв на плавающей мине.
4. Ошибка личного состава или отказ техники.
Примечания
{1} По данным С.С. Бережного[1] и М.Э. Морозова[5] дата подписания приёмного акта лодки – 11.10.1938; у В.И. Дмитриева[2] есть две версии о дате подписания приёмного акта – 11.10.1938 и 29.03.1938.
{2} По данным Э.А. Ковалёва[3] дата вступления лодки в строй – 21.06.1938; у В.И. Дмитриева[2] есть две версии: согласно одной лодка по приказу НК ВМФ-39 вступила в строй и вошла в состав Краснознамённого Балтийского флота 21.06.1938, по другой – лодка вступила в строй 04.11.1938; согласно А.В. Платонову[4] вошла в состав Краснознамённого Балтийского флота 21.06.1938.
{3} Статистика
в Великой Отечественной войне по данным М.Э. Морозова[5]:
описано 16 боевых походов (91-97 суток), хотя на странице 47 указано, что походов
было 17.
7 торпедных атак (11 торпед).
Статистика в Великой Отечественной войне по данным
А.В. Платонова[4]:
срок боевой службы – 12,4 месяцев (22.06.1941 – 04.07.1942);
16 боевых походов (98 суток);
коэффициент боевой напряженности = 0,26;
7 торпедных атак (12 торпед).
Согласно С.С. Бережному [1] лодка совершила 13 боевых походов.
Хронологии походов по данным М.Э. Морозова[5] отличаются от информации А.В. Платонова[4]. Ниже приведена таблица сравнения:
Номер похода по М.Морозову[5] |
Дата начала похода | Дата окончания похода | ||
по М.Морозову[5] | по А.Платонову[4] | по М.Морозову[5] | по А.Платонову[4] | |
1-й боевой | 22.06.1941 | 23.06.1941 | 01.07.1941 | 30.06.1941 |
2-й боевой | 21.07.1941 | 20.07.1941 | 25.07.1941 | |
3-й боевой | 30.07.1941 | 04.08.1941 | ||
4-й боевой | 26.09.1941 | 25.09.1941 | 06.10.1941 | |
5-й боевой | 19.10.1941 | 20.10.1941 | 25.10.1941 | |
6-й боевой | 29.10.1941 | 31.10.1941 | 01.11.1941 | |
7-й боевой | 26.11.1941 | 07.12.1941 | 06.12.1941 | |
8-й боевой | 31.12.1941 | 01.01.1942 | 08.01.1942 | 07.01.1942 |
9-й боевой | 06.02.1942 | 07.02.1942 | 12.02.1942 | |
10-й боевой | 23.02.1942 | 04.03.1942 | ||
11-й боевой | 31.03.1942 | 03.04.1942 | ||
12-й боевой | 04.04.1942 | 05.04.1942 | 11.04.1942 | |
13-й боевой | 20.04.1942 | 26.04.1942 | ||
14-й боевой | 11.05.1942 | 12.05.1942 | 15.05.1942 | 14.05.1942 |
15-й боевой | 25.05.1942 | 26.05.1942 | 29.05.1942 | |
16-й боевой | 20.06.1942 | 21.06.1942 | 21-28.06.1942 | 04.07.1942 |
{4} Согласно некоторым источникам[5][7] подводная лодка "М-176" выпустила в торпедной атаке 03.10.1941 1 торпеду; по другим данным[4][6] считается, что было выпущено 2 торпеды.
{5} В
справочнике С.С. Бережного[1]
подводной лодке "М-176" приписывается потопление 6 транспортов противника (в том
числе 01.04.1942 –
"Кангарс"). По данным В.И. Дмитриева[2]
считается, что "М-176" потопила 6 транспортов, в том числе "Михаэль" (2722 брт).
На самом деле считавшийся потопленным латвийский транспорт "Kangars" ("Кангарс")
с 1940 года принадлежал Латвийскому пароходству СССР, а в 1941 году был захвачен
немцами в Гамбурге и переименован в "Michael" ("Михаэль"). Это судно было
потоплено 01.04.1942 подводной
лодкой "Щ-404" в районе Вардё.[5][6]
{6} По данным М.Э. Морозова[5] "М-176" находилась в дозоре перед входом в Кольский залив с 16.06.1941 по 19.06.1941; по другим сведениям [9] "М-176" вышла в дозор к бухте Цып-Наволок 18.06.1941.
{7} По данным М.Э. Морозова[5] "М-176" возвратилась из 1-го боевого похода в 09.46; по другим сведениям[7] указано, что подводная лодка возвратилась в Полярный в 10.00.
{8} А.В. Платонов[4] считает, что 30.10.1941 "М-176" высадила разведгруппу в восточной части Варангер-фьорда. М.Э. Морозов[5] не подтверждает этого.
{9} Ю. Ровер[6] считает, что 19.05.1942 "М-176" выполнила торпедную атаку по госпитальному судну "Birka" (1000 брт) в районе мыса Маккаур, однако в это время лодка проходила навигационный ремонт и не могла иметь отношения к этому событию.
{10} По данным М.Э. Морозова[5] "М-176" возвратилась из 15-го боевого похода в 11.38; в книге А.А. Сергеева [8] указано, что лодка вошла в Екатерининскую гавань в 11.35.
Использованные источники
[1] Бережной С.С. Корабли и суда ВМФ СССР. 1928–1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – С. 66.
[2] Дмитриев В.И. Советское подводное кораблестроение. – М.: Воениздат, 1990. – С. 162, 254.
[3] Ковалев Э.А. Короли подплава в море червонных валетов. Хроника начального периода советского подводного плавания. 1918–1941 гг. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. – С. 243, 380.
[4] Платонов А.В. Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945 / А.В. Платонов. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – С. 339-340.
[5] Морозов М.Э. Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 3. Северный флот. – М.: ООО "Стратегия КМ", 2005. – С. 47-49, 85.
[6] Jürgen Rohwer Allied Submarine attacks of World War Two (European Theatre of Operations 1939-1945). – Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 1997. – С. 18-26.
[7] Советская версия ежедневных боевых действий, взятая из архива славного города Гатчина... – Дата обращения: 01.2008. В настоящее время ресурс недоступен.
[8] Сергеев А.А. Германские подводные лодки в Арктике 1941–1942. – М.: ЗАО "Русский издательский дом", 2003. – С. 136-145.
[9] Великая Отечественная. День за днем. // Морской сборник. – 1991–1992.
[10] Морозов М.Э. Сообщения и документы на форуме "От Саламина до Мидуэя. История войны на море". URL: http://brummel.borda.ru/. – Дата обращения: 27.12.2008.
Дополнительные страницы сайта по истории "М-176"
ГЛАВНАЯ | ЛОДКИ | ПРИМЕНЕНИЕ | КОМАНДИРЫ | ДАТЫ | ФОРУМ | ССЫЛКИ |