военно-морской флаг СССР

Подводная лодка "М-176"
(до 16.06.1939 – "М-93")

военно-морской флаг СССР

Серия XII  
Дата закладки 29.05.1937      Завод № 196 (г. Ленинград)
заводской № 107
Дата спуска на воду 12.10.1937     
Дата подписания приёмного акта 11.10.1938 {1}
Командиры

13.04.1940 – 06.1942

Иосиф Лукьянович Бондаревич

Принадлежность

21.06.1938 {2}

21.06.1939     

06.1939 – 06.1942   

Краснознамённый Балтийский флот

Северный флот

4-й дивизион подводных лодок бригады ПЛ СФ

Боевой результат 16 боевых походов{3} в Великой Отечественной войне (91-97 суток).{3}
Выполнила 7 торпедных атак (11 торпед).{4}
Подтверждённых побед нет.{5}
Судьба 21-28.06.1942 пропала без вести в Варангер-фьорде в 16-м боевом походе (21 член экипажа погиб).

29.05.1937 заложена на заводе № 196 в г. Ленинград (заводской № 107) под литерно-цифровым обозначением "М-93".
12.10.1937 спущена на воду.
21.06.1938{2} по приказу НК ВМФ-39 вступила в строй и вошла в состав Краснознамённого Балтийского флота.
11.10.1938{1} подписан приёмный акт.
19.05.1939 начала переход на Северный флот по Беломорско-Балтийскому каналу.
16.06.1939 получила новое литерно-цифровое обозначение "М-176".
21.06.1939 вошла в состав Северного флота.
Участвовала в советско-финляндской войне.
13.04.1940 командиром подводной лодки "М-176" назначен Иосиф Лукьянович Бондаревич.
В 1-й половине 1941 года прошла гарантийный ремонт.
В 05.1941 установлена новая аккумуляторная батарея.
С 07.05.1941 по 19.05.1941 находилась в дозоре перед входом в Кольский залив.
С 16.06.1941{6} по 19.06.1941 находилась в дозоре перед входом в Кольский залив у бухты Цып-Наволок.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

Начало Великой Отечественной войны "М-176" встретила в составе 4-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ СФ под командованием старшего лейтенанта И.Л. Бондаревича. Лодка числилась во 2-й линии.

1-й боевой поход (8,5 суток):

22.06.1941{3} в 23.55 вышла в дозор на позицию № 7 северо-восточнее полуострова Рыбачий.
23.06.1941 в 6 часов прибыла на позицию.
30.06.1941 была атакована в тумане самолетом противника, сбросившим на небольшом удалении от лодки несколько бомб – масляная цистерна дала небольшую течь.
01.07.1941 в 0 часов начала возвращение в базу и в 09.46{7} прибыла в Полярный.{3}

2-й боевой поход (4 суток):

21.07.1941{3} в 08.05 вышла на позицию № 6 в восточную часть Варангер-фьорда. В 15.15 прибыла на позицию.
В течение похода "М-176" патрулировала на удалении 15 миль от берега, встреч с кораблями противника не имела.
Утром 24.07.1941 не приняла приказ перехватить эскадренные миноносцы противника, которые потопили гидрографическое судно "Меридиан". В 11.20 начала возвращение в базу.
25.07.1941 в 10.18 прибыла в Полярный.

3-й боевой поход (4 суток):

30.07.1941 в 21.25 вышла в дозор на позицию № 7 северо-восточнее полуострова Рыбачий.
31.07.1941 в 02.10 прибыла на позицию.
Встреч с кораблями противника не имела. Через клинкет газоотвода вода в подводном положении заливала дизель.
04.08.1941 в 00.30 начала возвращение в базу и в 06.30 прибыла в Полярный.

11.08.1941 начала средний ремонт.
С 06.09.1941 по 15.09.1941 "М-176" находилась на Мурманском заводе Народного комиссариата рыбной промышленности.

4-й боевой поход (10 суток):

26.09.1941{3} в 16.23 вышла на позицию № 5а в район Киркенеса.
В ночь на 27.09.1941 прибыла на позицию. Утром обнаружила парусно-моторную шхуну, но из-за большого курсового угла цели не смогла выйти в атаку.
30.09.1941 в 10.10 предприняла попытку прорыва в Бёк-фьорд. В 10.26 "М-176" внезапно потеряла плавучесть и проскочила на глубину 68 метров с дифферентом 15° на корму. При даче полного хода вперед субмарина не всплывала. После продувания средней цистерны и маневрирования электродвигателем подвсплыла и задним ходом на глубине 38 метров вышла из фьорда. При маневрировании на передних ходах по носу и бортам лодки слышалось шуршание, мешавшее пользоваться шумопеленгатором; на заднем ходу оно прекращалось. Предположительно произошло попадание в противолодочную сеть. В 16.05 на расстоянии 15 кабельтовых обнаружила транспорт и 2 катера-охотника, шедших зигзагом в Бёк-фьорд. Ввиду позднего обнаружения, малой видимости и большого курсового угла на противника (150°) при развороте на боевой курс "М-176" оказалась за кормой транспорта, и атака не состоялась.
Утром 03.10.1941 юго-восточнее острова Лилле-Эккерё обнаружила в перископ на дистанции 10-11 кабельтовых 2 транспорта, шедших в направлении Вардё в охранении 5 сторожевых катеров. В 09.37 из подводного положения "М-176" произвела торпедную атаку по транспорту (6000 тонн), выпустив прицельно одну торпеду из носового торпедного аппарата с дистанции 8 кабельтовых при угле встречи 110°. Был услышан взрыв. В 09.40 зафиксировала несколько взрывов, предположительно глубинных бомб. Лодка уклонилась переменой глубины и курса. В 10.16 "М-176" всплыла под перископ и наблюдала на месте атаки большой столб дыма. Атаке подвергся конвой, включавший германские транспорты "Minna Cords" (951 брт), "Gisela L.M. Russ" (1175 брт) и норвежский танкер "Inger Johanne" (1202 брт). Атака противником не была зафиксирована.
Утром 04.10.1941 в районе Киркенеса "М-176" обнаружила транспорт водоизмещением в 10000-12000 тонн. При развороте на боевой курс лодку выбросило на глубину 6 метров с дифферентом на нос в 15°, и её обнаружили с самолета. В 07.37, когда субмарина была на перископной глубине, по корме были слышны 3 разрыва глубинных бомб. "М-176" провалилась на глубину 28 метров, горизонтальные рули вышли из строя, погас свет. Германские тральщики "M 17" и "M 29" в течение 5 часов сбросили 54 (48 по германским данным) глубинные бомбы. От близких разрывов лодку бросало с глубины 30 метров на 20-40 метров, несколько раз заклинивались вертикальные и горизонтальные рули, дейдвудный сальник начал пропускать воду, вышла из строя часть освещения. Из-за поступления воды в кормовой отсек дифферент достигал 20°.
05.10.1941 в 23.05 с разрешения командования "М-176" начала возвращение в базу.
06.10.1941 в 12.10 прибыла в Полярный.

5-й боевой поход (6 суток):

19.10.1941{3} в 15.51 вышла на позицию № 5 в район Вардё для съёма с берега разведывательной группы.
20.10.1941 в 19.15, находясь в позиционном положении, коснулась грунта.
В месте приёма "М-176" разведывательную группу не обнаружила.
Вечером 23.10.1941 обнаружила судно неустановленного типа, от которого уклонилась погружением.
В новом месте приёма разведывательной группы "М-176" не смогла подойти к берегу из-за штормовой погоды.
В ночь на 25.10.1941 начала возвращение в базу и в 13.49 прибыла в Полярный.

6-й боевой поход (2,5 суток):

29.10.1941 в 06.36 вышла на позицию № 6 в восточную часть Варангер-фьорда для съёма с берега разведывательной группы. В качестве обеспечивающего на борту находился командир 4-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ СФ капитан 2 ранга Н.И. Морозов.
Не смогла снять разведывательную группу из-за наличия постоянного дозора кораблей противолодочной обороны.{8}
31.10.1941{3} в 18.41 прибыла в Полярный.

С 05.11.1941 по 22.11.1941 прошла навигационный ремонт на Мурманском заводе Народного комиссариата рыбной промышленности.

7-й боевой поход (10 суток):

26.11.1941 в 19.00 вышла на позицию № 6 в восточную часть Варангер-фьорда.
27.11.1941 в 03.30 прибыла на позицию.
С 29.11.1941 по 30.11.1941 штормовала в районе зарядки аккумуляторных батарей. От ударов волн было оторвано ограждение носовых горизонтальных рулей с левого борта; из-за крена, достигавшего 70°, расплескался электролит аккумуляторной батареи; пропустила воду верхняя головка перископа.
С 18 часов 30.11.1941 до 12 часов 04.12.1941 "М-176" находилась в бухте Цып-Наволок.
06.12.1941 в 18.50 из-за выхода из строя перископа начала возвращение в базу.
07.12.1941{3} в 00.12 прибыла в Полярный.

С 18.12.1941 по 22.12.1941 прошла навигационный ремонт.

8-й боевой поход (8 суток):

31.12.1941{3} в 02.31 вышла на позицию № 5а в район Киркенеса. В 19 часов прибыла на позицию.
До 03.01.1942 штормовала на позиции. Не смогла произвести высадку разведывательной группы из-за плохой видимости и невозможности норвежского лоцмана определиться. 6 раз "М-176" выходила в атаку по данным гидроакустической станции, однако, поскольку обнаруженные цели оказывались шхунами до 30 тонн, Бондаревич от атак отказывался.
01.01.1942 вышел из строя гирокомпас.
Утром 02.01.1942, находясь в районе Киркенеса в надводном положении, обнаружила на дистанции 12 кабельтовых на курсовом угле 90° правого борта сторожевой корабль противника. "М-176" произвела срочное погружение для выхода в торпедную атаку, но из-за большого курсового угла цели атака не состоялась.
03.01.1942 в 02.30, находясь в районе Киркенеса в надводном положении, обнаружила на дистанции 15 кабельтовых на курсовом угле 30° правого борта миноносец противника. "М-176" произвела срочное погружение для выхода в торпедную атаку, но миноносец развернулся курсом на субмарину, прошёл вблизи ее левого борта и удалился вглубь фьорда. Атака не состоялась. В 11.55 лодка услышала шум винтов и отдалённый глухой взрыв. В 19.45 обнаружила два сторожевых катера и срочно погрузилась. До 23.00 "М-176" слышала шумы винтов в разных направлениях.
04.01.1942 была обстреляна с берега или с судна неустановленного типа одним трассирующим снарядом, который взорвался на перелёте в 2 кабельтовых от лодки. "М-176" произвела срочное погружение. Находясь под водой в течение часа, шумопеленгаторной станцией ничего не обнаружила.
07.01.1942 в 17 часов начала возвращение в базу.
08.01.1942{3} в 03.30 прибыла в Полярный.

С 08.01.1942 по 01.02.1942 прошла навигационный ремонт.

9-й боевой поход (5 суток):

06.02.1942{3} в 18.00 вышла на позицию № 6 в Варангер-фьорд.
07.02.1942 в 06.25 прибыла на позицию.
Большую часть похода штормовала в районе зарядки аккумуляторных батарей.
09.02.1942 – 10.02.1942 подверглась многочасовому преследованию сторожевого корабля "Nordriff", сбросившего на различном удалении от лодки около 60 глубинных бомб. В результате разрывов пропустила воду верхняя головка перископа, вышел из строя привод вертикального руля.
Вечером 10.02.1942 начала возвращение в базу.
Из-за большой навигационной ошибки вместо Кольского залива "М-176" вышла в район губы Порчниха, где 11.02.1942 в 12.30 была обстреляна с береговой батареи № 828, сделавшей 7 выстрелов. Лодка уклонилась погружением.
12.02.1942 в 00.57 после доклада командованию прибыла в Кильдинскую салму.

С 14.02.1942 по 20.02.1942 прошла навигационный ремонт.

10-й боевой поход (9 суток):

23.02.1942 в 20 часов вышла на позицию № 6 в Варангер-фьорд.
24.02.1942 в 08.02 прибыла на позицию.
На протяжении похода держалась на удалении 15 миль от берега. Сгорел электромотор поднимания перископа, в результате чего перископ был заклинен в верхнем положении.
Утром 26.02.1942 обнаружила при помощи шумопеленгаторной станции корабли противника, но установить с ними визуальный контакт не смогла.
Вечером 02.03.1942 обнаружила при помощи шумопеленгаторной станции корабли противника, но установить с ними визуальный контакт не смогла.
04.03.1942 в 05.25 начала возвращение в базу. В 15.15 прибыла в Полярный.

05.03.1942 начала навигационный ремонт.
07.03.1942 на рейде Полярного из-за сильного ветра на "М-176" навалило британский тральщик "Niger". Субмарина получила вмятину в надстройке в кормовой части, заело приводы управления рулями.
29.03.1942 введена в строй.

11-й боевой поход (3 суток):

Днем 31.03.1942 отошла от баржи и вышла на позицию № 6 в Варангер-фьорд.
В ночь на 01.04.1942 прибыла на позицию, затратив на переход 12 часов 26 минут. В 13.40 южнее маяка Стуршер акустик услышал шум винтов на курсовом угле 40° левого борта. Лодка развернулась на боевой курс 70°. В перископ был обнаружен на дистанции 14-16 кабельтовых в снежном заряде транспорт, шедший в направлении Киркенеса в охранении сторожевого корабля. Видимость составляла не более 15 кабельтовых. В 13.51 из подводного положения "М-176" произвела торпедную атаку по транспорту (3500 тонн), выпустив прицельно с дистанции 11 кабельтовых одну торпеду из левого носового торпедного аппарата (выпущена преждевременно на 3-5 секунд по предварительной команде, вторая торпеда не вышла из-за неисправности торпедного аппарата). Услышан взрыв продолжительностью 40 секунд. В перископ ничего не было видно, так как видимость составляла не более 5 кабельтовых. Сторожевой корабль ходил на одном месте до 14.45. Атака противником не зафиксирована. Возможно был атакован германский конвой, включавший транспорты "Admiral Karl Hering" (1436 брт), "Almora" (2522 брт) и голландский танкер "Oleum" (476 брт). После отхода лодки из района атаки на кормовых курсовых углах противником было сброшено 64 глубинные бомбы, из них 5 штук были сброшены близко, остальные на безопасном удалении.
Ночью 02.04.1942 при ночном поиске обнаружила на курсовом угле 90° левого борта конвой в составе транспорта и 2 тральщиков. "М-176" находилась прямо по курсу конвоя на дистанции 2-3 кабельтова. Начала уклонение, так как выйти в атаку не представлялось возможным – в 200 метрах перед субмариной находился тральщик. Лодка произвела срочное погружение с намерением развернуться для атаки, в 04.45 всплыла в надводное положение и обнаружила на дистанции 55-60 кабельтовых конвой. Транспорт находился на курсовом угле 110° правого борта. Из района маяка Стуршер вышел сторожевой корабль и шёл на субмарину полным ходом. "М-176" произвела срочное погружение, сторожевой корабль сбросил одну глубинную бомбу и после акустического поиска ушёл в Киркенес. В 13.45 в 10 милях юго-западнее мыса Кумагнес акустик услышал шум винтов. Лодка легла на курс 325°. В перископ был обнаружен на дистанции 10-12 кабельтовых транспорт, шедший в направлении Киркенеса в охранении сторожевого катера. В 13.51 из подводного положения "М-176" произвела торпедную атаку по транспорту (5000 тонн), выпустив прицельно с дистанции 6 кабельтовых одну торпеду из правого носового торпедного аппарата. Через 52 секунды услышан взрыв; через 6 минут при осмотре в перископ транспорт не обнаружен. Атака противником не зафиксирована. Возможно был атакован отряд боевых кораблей, включавший германские тральщики "M 1505", "M 1506" и "M 1508". Преследования не было. В 22.45 начала возвращение в базу.
03.04.1942 в 05.20 прибыла в Полярный, затратив на возвращение 6 часов 35 минут. Время пребывания вблизи побережья противника в расстоянии 15 миль составило 52 часа.

12-й боевой поход (6,5 суток):

04.04.1942{3} в 21.31 вышла на позицию № 6 в Варангер-фьорд.
05.04.1942 в 06.00 прибыла на позицию. Днем обнаружила дозорный сторожевой корабль противника, но из-за внезапных изменений курсов цели не смогла атаковать.
Днем 07.04.1942 сторожевой корабль противника сбросил 4 глубинные бомбы на безопасном удалении от лодки.
10.04.1942 в 14.03 обнаружила в Варангер-фьорде конвой противника, следовавший в направлении Вардё (3 транспорта, 3 тральщика, 3 сторожевых корабля, 1 сторожевой катер, 3 мотобота). В 14.20 из подводного положения "М-176" произвела торпедную атаку по транспорту (8000 тонн), выпустив с временным интервалом с дистанции 13 кабельтовых две торпеды из носовых аппаратов. Через 110 и 116 секунд услышано 2 взрыва, слабый скрежет металла. После атаки лодка некоторое время преследовалась двумя сторожевыми кораблями. На безопасном удалении зафиксирован 1 взрыв, предположительно глубинной бомбы. Атака противником не зафиксирована. Возможно был атакован отряд боевых кораблей, включавший германские тральщики "M 1502", "M 1503", "М 1504" и "M 1507".
11.04.1942 в 07.20 начала возвращение в базу и в 13.25 прибыла в Полярный.

13-й боевой поход (6 суток):

20.04.1942 в 15.27 вышла на позицию № 6 в Варангер-фьорд. Вечером обнаружила плавающую мину.
21.04.1942 в 02.00 прибыла на позицию.
С 21.04.1942 по 23.04.1942 неоднократно фиксировала шумы кораблей при помощи шумопеленгаторной станции, но из-за плохой видимости ничего не обнаруживала.
В ночь на 24.04.1942 была обстреляна береговой батареей противника с мыса Кибергнес, от огня которой уклонилась погружением.
26.04.1942 в 05.44 обнаружила в 6 милях юго-западнее мыса Кумагнес конвой противника, следовавший в направлении Киркенеса (1 транспорт, 2 сторожевых корабля, 1 тральщик). В 05.49 из подводного положения "М-176" произвела торпедную атаку по транспорту (10000 тонн), выпустив с временным интервалом с дистанции 5-6 кабельтовых две торпеды из носовых аппаратов. Через 52 и 56 секунд услышаны взрывы. Безуспешно атакован германский конвой, включавший транспорты "Delphin" и "Hartmut" (2713 брт). Лодка была контратакована германским тральщиком "M 154", сбросившим 7 глубинных бомб (6 по германским данным). В 12.30 начала возвращение в базу и в 21.39 прибыла в Полярный.

С 28.04.1942 по 03.05.1942 прошла навигационный ремонт.

14-й боевой поход (3,5 суток):

11.05.1942{3} в 18.16 вышла на позицию № 6 в Варангер-фьорд.
12.05.1942 в 05.32 прибыла на позицию. Днем подверглась преследованию двух сторожевых кораблей без сброса глубинных бомб.
14.05.1942 в 06.45 обнаружила в Варангер-фьорде конвой противника, следовавший в направлении Киркенеса (2 транспорта, 1 миноносец, 1 сторожевой корабль, 3 сторожевых катера). В 06.59 из подводного положения "М-176" произвела торпедную атаку по транспорту (8000 тонн) и миноносцу, выпустив с дистанции 10-12 кабельтовых прицельно одну за другой две торпеды из носовых аппаратов. Через 113 и 117 секунд услышаны 2 взрыва, через 4,5 минуты – глухой сильный взрыв. После атаки на безопасном расстоянии от лодки зафиксировано 12 взрывов. Атака противником не зафиксирована. Возможно был атакован германский конвой, включавший транспорт "Ludwig" (1065 брт) и танкер "Frieda" (680 брт). В 16.33 начала возвращение в базу.
15.05.1942{3} в 01.12 прибыла в Полярный.

С 16.05.1942 по 23.05.1942 прошла навигационный ремонт.{9}

15-й боевой поход (4 суток):

25.05.1942{3} в 19 часов вышла из Полярного на позицию № 6 в Варангер-фьорд. Ей было приказано вести неограниченную подводную войну против судоходства противника и быть готовой к отражению высадки вражеского десанта на побережье полуостровов Средний и Рыбачий.
26.05.1942 в 3 часа прибыла на позицию. Утром была обнаружена сторожевым кораблём противника, который в течение дня сбросил на безопасном удалении от лодки 4 глубинные бомбы.
27.05.1942 в 16.17 была обнаружена сторожевым кораблём противника, который сбросил на безопасном удалении от лодки 9 глубинных бомб.
Утром 28.05.1942 обнаружила плавающую мину. В 18.22 в 20 милях севернее полуострова Рыбачий, находясь в надводном положении, обнаружила на курсовом углу 140° левого борта на дистанции около 90 кабельтовых неизвестную субмарину. В 18.24 "М-176" погрузилась и легла на курс атаки. В 18.34 акустик доложил о шумах винтов подводной лодки, сближающейся полным ходом в подводном положении. В 18.41 командир "М-176", увидев бурун от перископа на дистанции 15-18 кабельтовых, увёл лодку на глубину 45 метров. Неизвестная субмарина с удивительным упорством преследовала "М-176", а последняя путем маневрирования пыталась от неё уклониться. Временами противник стопорил ход, очевидно для прослушивания. В 19.51 акустик и весь экипаж советской лодки услышали характерный звук выстрела двух торпед справа по борту. Спустя минуту одна из них прошла вблизи носовой части "М-176". В 19.53 противник выпустил ещё одну торпеду, тоже прошедшую по носу. Затем в течение 17 минут неизвестная субмарина произвела ещё 5 выстрелов. По времени они распределились следующим образом: 19.55 – две торпеды; 20.00 – две торпеды; 20.02 – одна торпеда; 20.09 – одна торпеда; 20.12 – одна торпеда. В 21.48 вражеская субмарина отошла на большое расстояние и приступила к продуванию балластных цистерн. В 21.53 "М-176" всплыла на перископную глубину и на дистанции 12 кабельтовых обнаружила подводную лодку. В 22.01 из подводного положения произвела торпедную атаку, выпустив с дистанции 8 кабельтовых две торпеды из носовых аппаратов с временным интервалом в 6 секунд. Через 66 секунд услышан взрыв. Взрыв сопровождался слабым металлическим треском и бурлением воды. По докладу акустика шумы винтов вражеской субмарины практически сразу прекратились. "М-176", получив дифферент на корму, стала быстро проваливаться под воду. В 22.25 лодка вновь поднялась на перископную глубину, на поверхности обнаружить ничего не удалось, а всплывать в надводное положение командир не решился из-за наличия в воздухе неизвестного самолета. Зарубежных данных об этом столкновении нет, вероятно ложный контакт.
29.05.1942 в 02.40 всплыла на поверхность и дала радиограмму об израсходовании торпед. В 04.00 был получен приказ о возвращении в базу. В 6 часов начала возвращение. В 06.53 расстреляла плавающую мину. В 11.38{10} прибыла в Полярный.

С 30.05.1942 по 16.06.1942 прошла навигационный ремонт.

16-й боевой поход (1-8 суток):

20.06.1942{3} в 14.53 вышла на позицию № 6 в Варангер-фьорд. В дальнейшем на связь не выходила, в базу не вернулась.
28.06.1942 не ответила на приказ о возвращении в базу.
04.07.1942 истек срок автономности лодки. На "М-176" погиб 21 член экипажа.

В качестве возможных причин гибели лодки можно представить:
1. Подрыв на мине заграждения "Sperre-V" в Варангер-фьорде.
2. Подрыв на мине заграждения "Bantos-A" у северного побережья полуострова Рыбачий.
3. Подрыв на плавающей мине.
4. Ошибка личного состава или отказ техники.

Примечания

{1} По данным С.С. Бережного[1] и М.Э. Морозова[5] дата подписания приёмного акта лодки – 11.10.1938; у В.И. Дмитриева[2] есть две версии о дате подписания приёмного акта – 11.10.1938 и 29.03.1938.

{2} По данным Э.А. Ковалёва[3] дата вступления лодки в строй – 21.06.1938; у В.И. Дмитриева[2] есть две версии: согласно одной лодка по приказу НК ВМФ-39 вступила в строй и вошла в состав Краснознамённого Балтийского флота 21.06.1938, по другой – лодка вступила в строй 04.11.1938; согласно А.В. Платонову[4] вошла в состав Краснознамённого Балтийского флота 21.06.1938.

{3} Статистика в Великой Отечественной войне по данным М.Э. Морозова[5]:
описано 16 боевых походов (91-97 суток), хотя на странице 47 указано, что походов было 17.
7 торпедных атак (11 торпед).

Статистика в Великой Отечественной войне по данным А.В. Платонова[4]:
срок боевой службы – 12,4 месяцев (22.06.1941 – 04.07.1942);
16 боевых походов (98 суток);
коэффициент боевой напряженности = 0,26;
7 торпедных атак (12 торпед).

Согласно С.С. Бережному [1] лодка совершила 13 боевых походов.

Хронологии походов по данным М.Э. Морозова[5] отличаются от информации А.В. Платонова[4]. Ниже приведена таблица сравнения:

Номер похода
по М.Морозову[5]
Дата начала похода Дата окончания похода
по М.Морозову[5] по А.Платонову[4] по М.Морозову[5] по А.Платонову[4]
1-й боевой 22.06.1941 23.06.1941 01.07.1941 30.06.1941
2-й боевой 21.07.1941 20.07.1941 25.07.1941
3-й боевой 30.07.1941 04.08.1941
4-й боевой 26.09.1941 25.09.1941 06.10.1941
5-й боевой 19.10.1941 20.10.1941 25.10.1941
6-й боевой 29.10.1941 31.10.1941 01.11.1941
7-й боевой 26.11.1941 07.12.1941 06.12.1941
8-й боевой 31.12.1941 01.01.1942 08.01.1942 07.01.1942
9-й боевой 06.02.1942 07.02.1942 12.02.1942
10-й боевой 23.02.1942 04.03.1942
11-й боевой 31.03.1942 03.04.1942
12-й боевой 04.04.1942 05.04.1942 11.04.1942
13-й боевой 20.04.1942 26.04.1942
14-й боевой 11.05.1942 12.05.1942 15.05.1942 14.05.1942
15-й боевой 25.05.1942 26.05.1942 29.05.1942
16-й боевой 20.06.1942 21.06.1942 21-28.06.1942 04.07.1942

{4} Согласно некоторым источникам[5][7] подводная лодка "М-176" выпустила в торпедной атаке 03.10.1941 1 торпеду; по другим данным[4][6] считается, что было выпущено 2 торпеды.

{5} В справочнике С.С. Бережного[1] подводной лодке "М-176" приписывается потопление 6 транспортов противника (в том числе 01.04.1942 – "Кангарс"). По данным В.И. Дмитриева[2] считается, что "М-176" потопила 6 транспортов, в том числе "Михаэль" (2722 брт).
На самом деле считавшийся потопленным латвийский транспорт "Kangars" ("Кангарс") с 1940 года принадлежал Латвийскому пароходству СССР, а в 1941 году был захвачен немцами в Гамбурге и переименован в "Michael" ("Михаэль"). Это судно было потоплено 01.04.1942 подводной лодкой "Щ-404" в районе Вардё.[5][6]

{6} По данным М.Э. Морозова[5] "М-176" находилась в дозоре перед входом в Кольский залив с 16.06.1941 по 19.06.1941; по другим сведениям [9] "М-176" вышла в дозор к бухте Цып-Наволок 18.06.1941.

{7} По данным М.Э. Морозова[5] "М-176" возвратилась из 1-го боевого похода в 09.46; по другим сведениям[7] указано, что подводная лодка возвратилась в Полярный в 10.00.

{8} А.В. Платонов[4] считает, что 30.10.1941 "М-176" высадила разведгруппу в восточной части Варангер-фьорда. М.Э. Морозов[5] не подтверждает этого.

{9} Ю. Ровер[6] считает, что 19.05.1942 "М-176" выполнила торпедную атаку по госпитальному судну "Birka" (1000 брт) в районе мыса Маккаур, однако в это время лодка проходила навигационный ремонт и не могла иметь отношения к этому событию.

{10} По данным М.Э. Морозова[5] "М-176" возвратилась из 15-го боевого похода в 11.38; в книге А.А. Сергеева [8] указано, что лодка вошла в Екатерининскую гавань в 11.35.

Использованные источники

[1] Бережной С.С. Корабли и суда ВМФ СССР. 1928–1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – С. 66.

[2] Дмитриев В.И. Советское подводное кораблестроение. – М.: Воениздат, 1990. – С. 162, 254.

[3] Ковалев Э.А. Короли подплава в море червонных валетов. Хроника начального периода советского подводного плавания. 1918–1941 гг. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. – С. 243, 380.

[4] Платонов А.В. Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945 / А.В. Платонов. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – С. 339-340.

[5] Морозов М.Э. Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 3. Северный флот. – М.: ООО "Стратегия КМ", 2005. – С. 47-49, 85.

[6] Jürgen Rohwer Allied Submarine attacks of World War Two (European Theatre of Operations 1939-1945). – Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 1997. – С. 18-26.

[7] Советская версия ежедневных боевых действий, взятая из архива славного города Гатчина... – Дата обращения: 01.2008. В настоящее время ресурс недоступен.

[8] Сергеев А.А. Германские подводные лодки в Арктике 1941–1942. – М.: ЗАО "Русский издательский дом", 2003. – С. 136-145.

[9] Великая Отечественная. День за днем. // Морской сборник. – 1991–1992.

[10] Морозов М.Э. Сообщения и документы на форуме "От Саламина до Мидуэя. История войны на море". URL: http://brummel.borda.ru/. – Дата обращения: 27.12.2008.

Дополнительные страницы сайта по истории "М-176"

Дата последнего изменения: 18.05.2009.