Подводная лодка "М-175"(до 16.06.1939 – "М-92") |
Серия | XII | |
Дата закладки | 29.05.1937 | Завод № 196 (г. Ленинград) заводской № 106 |
Дата спуска на воду | 12.10.1937 | |
Дата подписания приёмного акта | 29.09.1938 {1} | |
Командиры | ||
Принадлежность | ||
Боевой результат | 5 боевых походов в Великой Отечественной войне (49 суток).{2} Выполнила 1 торпедную атаку (1 торпеда). Подтверждённых побед нет.{3} |
|
Судьба | 10.01.1942 торпедирована и потоплена германской подводной лодкой "U 584" к северу от полуострова Рыбачий в точке 70°09' с.ш. 31°50' в.д. (21 член экипажа погиб). |
29.05.1937
заложена на заводе
№ 196 в г. Ленинград (заводской № 106) под литерно-цифровым
обозначением "М-92".
12.10.1937 спущена на воду.
21.06.1938 по приказу
НК ВМФ-39 вступила в строй и вошла в состав Краснознамённого Балтийского флота.
29.09.1938{1} подписан приёмный
акт.
04.11.1938 поднят
военно-морской флаг.
19.05.1939 начала переход на
Северный флот по Беломорско-Балтийскому каналу.
16.06.1939 получила новое
литерно-цифровое обозначение "М-175".
21.06.1939 вошла в состав Северного флота.
Участвовала в советско-финляндской войне.
С 13.04.1940 по 28.12.1940 подводной лодкой
"М-175" командовал капитан-лейтенант Павел
Ильич Егоров.
Во 2-й половине 1940 года прошла текущий ремонт.
В 02.1941 командиром подводной
лодки назначен старший лейтенант Мамонт
Лукич Мелкадзе.
19.06.1941 в 00.00 подводная
лодка "М-175" находилась в губе Мотка в составе 4-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ СФ под командованием старшего
лейтенанта М.Л. Мелкадзе,
отрабатывая задачи по плану боевой подготовки. Лодка числилась в организационном периоде.
Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
1-й боевой поход (13,5 суток):
06.07.1941{4}
в 23.00 вышла из губы Оленья на позицию
№ 6 в восточную часть Варангер-фьорда.
07.07.1941 в 03.16 прибыла на
позицию.
Утром 09.07.1941 была
обстреляна финской береговой батареей, сделавшей 5 выстрелов. Лодка уклонилась
погружением.
Днем 10.07.1941 была случайно
обстреляна советской береговой батареей № 221.
В ночь на 12.07.1941 в районе
восточнее Вардё обнаружила 3 тральщика, атаковать которые не смогла из-за большой
дистанции и курсового угла цели. По-видимому, были обнаружены эскадренные
миноносцы противника.
Из-за малой ёмкости старой аккумуляторной батареи "М-175" не могла патрулировать
длительное время у входа в Петсамонвуоно и поэтому держалась в северо-восточной
части позиции.
18.07.1941 в 09.58 коснулась
грунта в районе бухты Пумманки, в результате чего разорвался лист коробки киля, и
нарушилась герметичность главной осушительной системы.
19.07.1941 в 00.00 начала
возвращение в базу.
20.07.1941{5} в 09.25 прибыла в Полярный.
С 28.07.1941 по 01.08.1941 прошла докование и ремонт киля.
2-й боевой поход (11,5 суток):
05.08.1941
в 21.25 вышла в дозор на позицию № 7 северо-восточнее полуострова Рыбачий.
В качестве обеспечивающего на борту находился командир 4-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ СФ капитан 3 ранга Н.И. Морозов.
06.08.1941 в 03.40 прибыла на
позицию.
07.08.1941 в 07.50 в надводном
положении в точке с глубиной 200 метров ударилась килем о неизвестный
металлический предмет (при осмотре в доке в районе IV и V отсеков были обнаружены
свежие следы содранной краски). Из анализа германских документов следует, что
"М-175" получила попадание неразорвавшейся торпеды с германской субмарины
"U 81", произведшей два 2-торпедных залпа по советской подводной лодке типа "М" в 04.51 и в 05.42 в квадрате AC8585
(время обоих залпов дано среднеевропейское).
10.08.1941 в 06.42 за кормой
было зафиксировано 2 взрыва, а затем было обнаружено судно неустановленного
типа – на лодке слышали бомбардировку советскими ВВС трёх германских
эскадренных миноносцев, возвращавшихся в базу после потопления сторожевого
корабля "Туман".
12.08.1941 в 22.10 и в 22.20
при нахождении на перископной глубине была дважды атакована самолётами противника,
сбросившими 2 и 1 бомбу соответственно.
16.08.1941 в 21.23 начала
возвращение в базу.
17.08.1941 в 11.48 прибыла в
Полярный.
Прошла навигационный ремонт и докование.
3-й боевой поход (11 суток):
15.09.1941
в 13.05 вышла на позицию № 5а в район
Киркенеса.
16.09.1941 в 04.13 прибыла
на позицию.
В ночь на 18.09.1941 из-за
плохой видимости не смогла атаковать судно неустановленного типа.
С 18.09.1941 по 19.09.1941 штормовала на позиции
(шторм 8-9 баллов по шкале Бофорта). Через рубочный люк вода залила центральный
пост, попала в головку перископа.
26.09.1941 в 00.15 начала
возвращение в базу и в 11.34 прибыла в Полярный.
4-й боевой поход (11 суток):
05.10.1941
в 11.50 вышла на позицию № 5 в район
Вардё.
06.10.1941 в 05.35 прибыла на
позицию.
Днем 07.10.1941 в районе
Вардё обнаружила два мотобота по 400-500 тонн под германскими флагами, следовавших
из Вардё к мысу Харбакен, и два мотобота под германскими флагами, шедших в
обратном направлении. Сблизившись с ними на 3-4 кабельтова, командир отказался от
атаки из-за невысокой ценности целей и малой осадки мотоботов.
08.10.1941 в 14.05 вошла в
гавань Хавнингберг (стоянка на мысе Харбакен) и обнаружила у пирса транспорт
(5000-7000 тонн) под германским флагом. Из-за навигационных опасностей лодка
легла на обратный курс, чтобы занять удобную позицию для стрельбы. Налетевший
снежный заряд помешал атаке. Когда заряд прошел, "М-175" заняла позицию и в
17.35 из подводного положения произвела торпедную атаку, выпустив прицельно одну торпеду из
носового торпедного аппарата с дистанции 5-7 кабельтовых. Через минуту был слышен
глухой взрыв. Подводная лодка получила дифферент 7° на корму и ушла под воду,
вследствие чего не наблюдала за результатами атаки. Преследования не было. Атака
противником не зафиксирована.
С 09.10.1941 по 10.10.1941 штормовала на
позиции.
Днем 11.10.1941 у входа
в Перс-фьорд обнаружила на расстоянии 4 кабельтова прямо по носу одиночный танкер
водоизмещением в 4000 тонн, шедший по направлению к порту Вардё. Подводная лодка
не произвела торпедного залпа вследствие того, что при открывании передней крышки
торпедного аппарата из-за неправильных действий личного состава по заполнению
кольцевого зазора получила большой дифферент на корму, а пока производилась
дифферентовка, танкер скрылся.
13.10.1941 обнаружила
одиночный транспорт, но из-за большого курсового угла цели не смогла выйти в
атаку.
14.10.1941 в 14.45, когда
лодка находилась в подводном положении, акустик услышал шум винтов. При осмотре
горизонта был обнаружен конвой в составе лайнера (водоизмещение 20000 тонн) и
транспорта (водоизмещение 12000 тонн), шедших в сопровождении двух эсминцев.
"М-175" вышла в атаку, но вследствие большой скорости каравана атаковать суда
не удалось.
16.10.1941 в 01.50 начала
возвращение в базу и в 16.46 прибыла в Полярный.
С 22.10.1941 по 24.12.1941 прошла текущий ремонт.
5-й боевой поход (2 суток):
08.01.1942
в 04.22 вышла на позицию № 6 в
Варангер-фьорд.
10.01.1942 в 07.22 по
среднеевропейскому времени к северу от полуострова Рыбачий в точке
70°09' с.ш. 31°50' в.д. торпедирована и потоплена германской подводной
лодкой "U 584".
15.01.1942 не вышла на связь
в плановый срок оставления позиции.
С 17.01.1942 по 22.01.1942 не ответила на
вызовы по радио.
22.01.1942 истёк срок
автономности. На "М-175" погиб 21 член экипажа.
Примечания
{1} По данным С.С. Бережного[1] и М.Э. Морозова[5] дата подписания приёмного акта подводной лодки "М-92" – 29.09.1938; у В.И. Дмитриева[2] есть две версии о дате подписания приёмного акта – 29.09.1938 и 24.10.1938.
{2} Статистика
в Великой Отечественной войне по данным М.Э. Морозова[5]:
5 боевых походов (49 суток).
1 торпедная атака (1 торпеда).
Статистика в Великой Отечественной войне по данным
А.В. Платонова[4]:
срок боевой службы – 6,6 месяцев (22.06.1941 – 10.01.1942);
5 боевых походов (47 суток);
коэффициент боевой напряженности = 0,24;
1 торпедная атака (1 торпеда).
{3} В справочнике С.С. Бережного[1] подводной лодке "М-175" приписывается потопление 1 транспорта противника.
{4} По данным М.Э. Морозова[5] подводная лодка "М-175" вышла в 1-й боевой поход 06.07.1941; по данным А.В. Платонова[4] – 08.07.1941.
{5} По данным М.Э. Морозова[5] подводная лодка "М-175" возвратилась из 1-го боевого похода 20.07.1941; по данным А.В. Платонова[4] – 19.07.1941; по другим сведениям[7] – 17.07.1941.
Использованные источники
[1] Бережной С.С. Корабли и суда ВМФ СССР. 1928–1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – С. 66.
[2] Дмитриев В.И. Советское подводное кораблестроение. – М.: Воениздат, 1990. – С. 254.
[3] Ковалев Э.А. Короли подплава в море червонных валетов. Хроника начального периода советского подводного плавания. 1918–1941 гг. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. – С. 270, 312, 380.
[4] Платонов А.В. Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945 / А.В. Платонов. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – С. 339.
[5] Морозов М.Э. Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 3. Северный флот. – М.: ООО "Стратегия КМ", 2005. – С. 47.
[6] Советская версия ежедневных боевых действий, взятая из архива славного города Гатчина... – Дата обращения: 01.2008. В настоящее время ресурс недоступен.
[7] Великая Отечественная. День за днем. // Морской сборник. – 1991–1992.
Дополнительные страницы сайта по истории "М-175"
Торпедная атака "М-175" 08.10.1941 |
ГЛАВНАЯ | ЛОДКИ | ПРИМЕНЕНИЕ | КОМАНДИРЫ | ДАТЫ | ФОРУМ | ССЫЛКИ |