Фрагмент отчета кэптена Фокса
о боевом походе на подводной лодке М-34 в 9.1941.
Кэптен Фокс, 37
лет, офицер-подводник ВМС Великобритании, прибыл в Советский Союз в 1941 году
для работы на кораблях, оказания помощи и консультаций в составе английской
военно-морской миссии представителей Великобритании в СССР. С 18.9.1941 по 23.9.1941 ему была предоставлена
возможность выйти в боевой поход из Балаклавы в район Констанцы на подводной
лодке М-34 (командир – Н. И. Голованов). В своих
воспоминаниях и в рапорте на имя командира бригады кэптен интересно описывает
этот поход, сравнивая технический уровень и тактику советских и английских
подводников:
"Я имею много друзей на наших лодках, я
уверен, что никто из них на мои замечания обижаться не будет. Замечания будут
очень откровенными и будут касаться разницы в несении службы английскими и
советскими подводными лодками, которые работают в разных условиях. Много дерева
на мостике и в надстройке (спасательные пояса, крюк, деревянный трап). При
бомбардировке всё это может всплывать и обнаруживать местонахождение субмарины.
Я был удивлён, что лодка не погрузилась сразу после выхода с базы. Я также был
удивлён, что субмарина в дневное время шла прямым курсом, не делая зигзагов.
Английские лодки всегда ходят зигзагообразным курсом днём и даже в светлые
ночи. Я считаю, что освещение репитера в боевой рубке очень яркое, на
английских подводных лодках на репитерах установлены реостаты, увеличивающие
или уменьшающие освещение.
На английских субмаринах категорически
запрещено пользование надводным гальюном в военное время, при необходимости –
срочное погружение займёт много времени. Несение вахты в две смены очень трудно
для командного состава, особенно устаёт командир лодки. Работа моторов рулей,
подъёма перископа и дифферентовочной помпы производит много шума. Регенерация
воздуха очень хорошая, лучше, чем на английских подводных лодках. Гидроакустика
недостаточно хорошая, надеюсь, что лодки должны быть снабжены приборами
"Асдик". Слишком много звонков и ревунов в то время, как можно было
бы передавать команды голосом. При атаке я считаю, что командир должен был
выпустить не одну, а две торпеды. Во время бомбардировки командный и рядовой
состав были совершенно спокойны и вели себя очень хорошо. Я также рекомендовал
бы, если это возможно, поставить на резиновые амортизаторы все наиболее важные
приборы и механизмы. Конструкция русских подводных лодок показывает, что они
могут переносить глубинные бомбы. Если попала подходящая цель, и лодка вышла в
атаку – не надо жалеть торпед, надо выпускать столько в залпе, сколько
позволяет конструкция торпедных аппаратов. Посылай во врага всё, что ты можешь!
Я благодарен командиру и команде за их большую любезность и хорошее отношение к
пассажиру на их боевой и очень чистой подводной лодке. Ваша лодка является
лучшим, что я когда-либо видел."
Использованные
источники:
1. Владимир Римкович (капитан 2 ранга запаса,
ветеран-подводник) – "We will remember them (мы будем помнить их)".
Статья с сайта http://nonprofit.org.ua.