Щ-405

 

 

Серия

X-бис

 

Дата закладки

31.12.1938

Завод № 194, Ленинград

Заводской номер 510

Дата спуска на воду

16.12.1939

Дата вступления в строй

7.6.1941

Командиры

28.6.1941 – 11.8.1941

20.8.1941 – 24.8.1941

1.10.1941 – 13.6.1942

И.А. Сидоренко

К.М. Волошин

И.В. Грачев

Карьера

28.6.1941

2-я бригада ПЛ КБФ

Боевой результат

1 боевой поход (25 дней).

Судьба

13.6.1942 подорвалась и затонула со всем экипажем у острова Сескар на немецком минном заграждении "Тигр" во время перехода в надводном положении из Кронштадта на Лавенсари.

Начало Великой Отечественной войны лодка встретила в составе Учебной бригады Краснознаменного Балтийского флота.

28.6.1941 утвержден акт приемки подводной лодки.

1-й боевой поход (25 дней):

21.7.1941 покинула якорную стоянку в Триги и направилась на позицию в район банки Штольпе.

С 1.8.1941 лодка действовала в районе мыса Брюстерорт.

Во время патрулирования командир держался пассивно, а единственная попытка выйти в атаку сорвалась из-за ошибки при заполнении кольцевого зазора.

Утром 11.8.1941 во время возвращения с позиции в Таллин западнее мыса Ристна командир принял решение в целях скрытности перейти из крейсерского положения в позиционное на ходу под дизелями. Из-за нарушения экипажем инструкций и неисправности клапанов кормовой цистерны лодка с дифферентом на нос внезапно ушла под воду. Вахтенный офицер с трудом успел закрыть рубочный люк, а командир лодки, помощник командира Щ-406 Настин (выходил в поход для приобретения боевого опыта) и два краснофлотца остались на мостике. Из-за поступившей через шахты вентиляции и газоотводы внутрь субмарины воды остановить погружение не удавалось. На глубине 60 м лопнула обшивка цистерн средней группы, и лодка рухнула на каменистое дно на глубине 125 м. По приказу военкома Горбунова в командование вступил командир БЧ-1-4 лейтенант Пенькин. Спустя 25 минут лодка всплыла на поверхность, но найти оставленных членов экипажа не смогла. "Щука" продолжила движение к месту встречи с эскортом, одновременно устраняя последствия аварийного погружения. В 8.45 лодку атаковал одиночный бомбардировщик, и прежде чем она успела погрузиться, был ранен командир БЧ-2-3 лейтенант Шебеко и краснофлотец. При погружении снова образовался дифферент 45-50 градусов на нос, и субмарина легла на грунт на глубине 115 м. При втором всплытии был израсходован весь остававшийся воздух высокого давления. В полдень появился очередной вражеский самолет, и лодка снова легла на грунт на глубине 68 м. Шум винтов тральщиков, через некоторое время прибывших в район для встречи Щ-405, был расценен на субмарине, как деятельность противника. Дождавшись темноты, лодка воспользовалась сжатым воздухом из запасных торпед и всплыла на поверхность. Из-за неисправности передатчика доложить о случившемся не удалось.

12.8.1941 незадолго до рассвета подошла к мысу Ристна, где погрузилась и пролежала на грунте до темноты.

Ночью 14.8.1941 лодка приблизилась к мысу Тахкуна, где новый командир отправил вплавь людей с информацией о состоянии корабля. Около 4.00 субмарина села на камни, сняться с которых самостоятельно не смогла. К вечеру тральщики сняли лодку с камней и сопроводили в Таллин.

Аварийный ремонт:

Лодка приняла участие в прорыве в Кронштадт, откуда перешла для аварийного ремонта в Ленинград на завод № 194.

Вернулась в строй до начала зимы 1941-42 и к весне 1942 считалась одной из наиболее боеготовых подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота.

Вечером 11.6.1942 вышла из Кронштадта на Лавенсари.

На рассвете 12.6.1942 у Шепелевского маяка погрузилась, а с наступлением темноты снова продолжила путь в надводном положении.

13.6.1942 между 0.16 и 0.48 лодка наблюдалась постом СНиС на острове Сескар. До места назначения субмарине оставалось всего пара часов хода, но на Лавенсари она так и не прибыла…

15.6.1942 дозорные катера подобрали в 4-х милях западнее Сескара тела помощника командира лодки и рулевого.

Днем 16.6.1942 к берегу острова Сескар прибило тело командира лодки И.В. Грачева.

Все погибшие были одеты в капковые бушлаты, что указывало на то, что лодка погибла, находясь в надводном положении. Авиация обнаружила большое масляное пятно северо-западнее банки Нагаева, где, как выяснилось позднее, было выставлено немецкое минное заграждение "Тигр".

Использованные источники:

1. Бережной С.С. – Корабли и суда ВМФ СССР. 1928 – 1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – 710 с.: ил.

ГЛАВНАЯ

ЛОДКИ

ТИПЫ ПЛ

КОМАНДИРЫ

ЗАВОДЫ

ДАТЫ

ФЛОТЫ

ССЫЛКИ