24.7.1943

Щ-403

(до 16.5.1937 – Щ-315)

 

 

Серия

X

 

Дата закладки

25.12.1934

Завод № 189, Ленинград

Заводской номер 261

Дата спуска на воду

31.12.1935

Дата вступления в строй

26.9.1936

Командиры

4.1939 – 5.1939

22.6.1941 – 19.2.1942

1.6.1942 – 10.1943

Ф.М. Ельтищев

С.И. Коваленко

К.М. Шуйский

Карьера

1.11.1936

19.6.1937

22.6.1941

Краснознаменный Балтийский флот

2-й дивизион бригады ПЛ Северного флота

3-й дивизион бригады ПЛ Северного флота

Боевой результат

16 боевых походов в ВОВ (205-210 дней). Возможно, потопила 11.8.1942 танкер "George L. M.Russ" (2980 брт) и 17.7.1943 тральщик M-346.

Судьба

В 10.1943 не вернулась из 16-го боевого похода.

В 4.1936 предполагалось назвать "Ягуар".

28.5.1937 ушла по Беломорско-Балтийскому каналу из Ленинграда в Полярное.

В 4-5.1939 совместно с подводными лодками Д-2, Щ-402 и Щ-404 участвовала в обеспечении радиосвязью перелета самолета "Москва" советского летчика В.К. Коккинаки из Москвы в Ванкувер. В этот поход лодки Северного флота впервые действовали в Северном море – окраинном море Атлантического океана. В Баренцевом море им пришлось выдержать сильнейший шторм с силой ветра до 11 баллов.

Во время советско-финляндской войны находилась в ремонте, поэтому боевых походов не совершала.

Начало Великой Отечественной войны лодка встретила, завершая текущий ремонт в Полярном. Затем вместе с Щ-404 была переведена в распоряжение командира Йокангской ВМБ.

1-й боевой поход (18 дней):

12.7.1941 вышла из Йоканьги на дозорную позицию у горла Белого моря.

Встреч с противником не было.

29.7.1941 возвратилась в Йоканьгу.

2-й боевой поход (7 дней):

22.8.1941 вышла из Йоканьги на дозорную позицию у горла Белого моря.

Встреч с противником не было.

28.8.1941 возвратилась в Йоканьгу.

3-й боевой поход (6 дней):

13.9.1941 вышла из Йоканьги на дозорную позицию у горла Белого моря.

17.9.1941 обнаружила немецкую подводную лодку U-566.

18.9.1941 возвратилась в Йоканьгу.

Месячный ремонт в Архангельске.

12.11.1941 перешла в Полярное, где вновь вошла в состав своего 3-й дивизиона.

4-й боевой поход (6 дней):

25.11.1941 вышла в боевой поход на коммуникации противника.

Встреч с противником не было.

30.11.1941 возвратилась в базу.

5-й боевой поход (20 дней):

16.12.1941 вышла на позицию в район мыса Нордкап.

18.12.1941 в районе мыса Нордкап из надводного положения с дистанции 15 кбт пыталась атаковать неприятельский конвой, но все торпеды из носовых и кормовых аппаратов прошли мимо.

22.12.1941 у мыса Сверхольдклубб в условиях плохой видимости с близкой дистанции произвела 2-торпедный залп по конвою противника. Торпеды прошли мимо неприятельских кораблей и взорвались у берега, нанеся повреждения зданию наблюдательного поста на мысе.

4.1.1942 возвратилась в базу.

6-й боевой поход (9-10 дней):

12.2.1942 вышла из Полярного на позицию к мысу Нордкап, имея на борту разведгруппу, которую предстояло высадить на побережье противника.

Сильный ветер и течение в районе мыса Нордкап не позволили лодке 13.2.1942 полностью высадить на берег разведгруппу.

15.2.1942 и 16.2.1942 из-за сильного ветра и волны вновь не смогла завершить высадку разведгруппы.

Трое разведчиков, сумевших выбраться на берег из перевернутых шлюпок, погибли, а двое матросов из экипажа Щ-403 попали в плен.

В ночь на 19.2.1942 в условиях плохой видимости и небольшого волнения осуществляла зарядку аккумуляторов в северной части Порсангер-фьорда. В 5 милях от бухты Хоннингсвог были неожиданно обнаружены на дистанции 300-400 метров 2 корабля, шедшие параллельным курсом. Это оказались германские минный заградитель "Бруммер" (командир корветтен-капитан Эрих Тобиас) и мобилизованный тральщик М-1503. В составе отряда был еще сторожевой корабль "Нордлихт" (по другим данным – тральщик М-1502), который из-за плохой видимости лодку не обнаружил и в бою не участвовал. Противники одновременно заметили друг друга, и немецкие корабли устремились на таран. Командир "Бруммера" ошибся в расчетах, и минный заградитель проскочил за кормой лодки. Поднявшийся к этому времени на мостик командир "щуки" приказал дать залп из кормовых аппаратов, но приготовить торпеды не успели. Тральщик, едва не врезавшись в "Бруммер", лег на параллельный с лодкой курс и открыл огонь из 37-мм полуавтоматической пушки. Один из снарядов пробил прочный корпус в 3-м отсеке, а остальные угодили в надстройку. Минный заградитель также открыл огонь из своих "эрликонов", снаряды которых тяжело ранили в ногу командира лодки и легко – штурмана и боцмана. Взявший на себя управление лодкой штурман приказал срочно погружаться. Тяжелораненый командир остался лежать без сознания на мостике и был впоследствии поднят из воды на М-1503. Когда субмарина достигла восьмиметровой глубины, тральщик М-1503 смог наконец-то нанести ей таранный удар в верхнюю часть ограждения рубки и тумбу перископов, а еще через несколько секунд лодку потряс близкий взрыв глубинной бомбы. К счастью, прочный корпус не получил повреждений, и Щ-403 удалось оторваться от противника. В командование лодкой вступил помощник командира старший лейтенант П.В. Шипин.

20.2.1942 возвратилась в базу.

Ремонт.

После боя 19.2.1942 был поврежден легкий корпус (обширная пробоина цистерны № 2), смято ограждение рубки, тумба и сами перископы, что потребовало длительного ремонта.

7-й боевой поход (10-12 дней):

1.6.1942 вышла из базы в боевой поход на коммуникации противника.

3.6.1942 атаковала с дистанции 8-12 кбт транспорт, следовавший в охранении 3-х тральщиков и 2 сторожевых катеров. Командир доложил о потоплении транспорта водоизмещением 7000 т, что не подтверждается иностранными источниками.

11.6.1942 атаковала в Варангер-фьорде с дистанции 8-12 кбт транспорт, следовавший в охранении 2-х тральщиков. Командир доложил о повреждении транспорта водоизмещением 8000 т, хотя немецкие источники не подтверждают даже сам факт атаки.

12.6.1942 возвратилась в базу.

8-й боевой поход (11-13 дней):

26.6.1942 вышла из базы для прикрытия конвоев PQ-17 и QP-13.

7.7.1942 была атакована немецкой субмариной, но сумела увернуться от торпедного залпа.

8.7.1942 возвратилась в базу.

9-й боевой поход (15 дней):

29.7.1942 вышла из базы на позицию в Варангер-фьорд.

Попав на новое противолодочное минное поле, лодка едва избежала гибели.

8.8.1942 в Варангер-фьорде 4-торпедным залпом атаковала транспорт противника, следовавший в охранении 2-х тральщиков. Командир доложил о повреждении транспорта, что не находит подтверждения в иностранных источниках.

11.8.1942 в Варангер-фьорде 4-торпедным залпом атаковала вражеский конвой в составе 2-х транспортов и кораблей охранения. После атаки лодка подверглась 3-часовому преследованию охотников, которые сбросили на нее 118 глубинных бомб. По одним данным в результате атаки был потоплен танкер "George L. M.Russ" (2980 брт), по другим – торпеды прошли мимо.

12.8.1942 возвратилась в базу.

10-й боевой поход (13 дней):

11.9.1942 вышла из базы для прикрытия конвоя PQ-18.

12.9.1942 была атакована немецкой субмариной, но сумела увернуться от торпедного залпа.

23.9.1942 возвратилась в базу.

Небольшой ремонт.

11-й боевой поход (17 дней):

22.10.1942 вышла из базы на позицию в Варангер-фьорд.

28.10.1942 в Варангер-фьорде атаковала 2-торпедным залпом группу из 3-х тральщиков. После атаки лодка подверглась преследованию вражеских кораблей, но сумела оторваться от них. Командир доложил о потоплении тральщика водоизмещением 800 т, что не подтверждается зарубежными источниками.

2.11.1942 подверглась длительному преследованию противолодочных сил противника. Две точно сброшенные бомбы подорвали клапаны вентиляции лодки и кингстоны нескольких цистерн, вывели из строя освещение.

7.11.1942 возвратилась в базу.

12-й боевой поход (18 дней):

2.12.1942 вышла из базы на позицию в Варангер-фьорд.

14.12.1942 в Варангер-фьорде атаковала 2 транспорта, следовавших в охранении тральщика. Одна из выпущенных торпед самопроизвольно взорвалась на небольшом удалении от лодки, но, к счастью, обошлось без повреждений. Командир доложил о потоплении транспорта водоизмещением 6000 т, что не подтверждается иностранными источниками.

19.12.1942 возвратилась в базу.

Ремонт:

В ходе ремонта на лодке сменили аккумуляторную батарею и установили стабилизатор глубины "Спрут".

13-й боевой поход (10 дней):

3.5.1943 вышла из базы на позицию в район мыса Нордкин.

Встреч с кораблями противника не было.

12.5.1943 возвратилась в базу.

14-й боевой поход (17 дней):

25.5.1943 вышла из базы на позицию в район мыса Нордкин.

Встреч с кораблями противника не было.

10.6.1943 возвратилась в базу.

15-й боевой поход (11-12 дней):

12.7.1943 вышла из базы на позицию в район Конгс-фьорда.

17.7.1943 в районе Конгс-фьорда лодка вышла с дистанции 12 кбт в торпедную атаку по охотнику из внешней линии охранения крупного конвоя, причем сам конвой командир лодки так и не обнаружил. Немецкий гидросамолет обнаружил идущие торпеды и сбросил на них глубинные бомбы, взрывы которых послужили основанием для рапорта о потоплении тральщика. По некоторым источникам лодка потопила тральщик M-346.

20.7.1943 в районе Конгс-фьорда атаковала с дистанции 9 кбт транспорт из состава конвоя. Спустя 10 минут одна из торпед взорвалась о береговую скалу, что послужило основанием для доклада о потоплении вражеского транспорта.

22.7.1943 возвратилась в базу.

Навигационный ремонт.

К этому времени сильно проявился износ корпуса субмарины. В частности, обшивка топливных цистерн внутри прочного корпуса постоянно протекала.

16-й боевой поход (16 дней):

Вечером 2.10.1943 вышла из базы на позицию в район Конгс-фьорда (Тана-фьорда?).

13.10.1943 безуспешно атаковала конвой у мыса Маккаур, после чего на связь не выходила.

Вероятнее всего, лодка погибла со всем экипажем 17.10.1943 в районе мыса Маккаур на минных полях "Коффер Гепакт" или "Конрад Бегрюсст", выставленных минным заградителем "Роланд" в отличие от других немецких полей на расстоянии менее 5 миль от берега, где советские субмарины обычно действовали на перископной глубине.

Неточности и несоответствия в датах:

1. По другим данным лодка спущена на воду 27.12.1935.

2. По другим данным лодка вернулась из 6-го похода 21.2.1942.

3. По другим данным лодка вышла в 7-й боевой поход 2.6.1942.

4. Из других источников можно судить, что атака состоялась 8.6.1942.

5. По другим данным лодка возвратилась из 7-го боевого похода 11.6.1942.

6. По другим данным лодка вышла в 8-й боевой поход 28.6.1942.

7. По другим данным лодка возвратилась из 15-го боевого похода 23.7.1942.

Использованные источники:

1. Бережной С.С. – Корабли и суда ВМФ СССР. 1928 – 1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – 710 с.: ил.

Щ-403 после возвращения из боевого похода, 1942 год

ЦВММ (МК 5.2002)

  

ГЛАВНАЯ

ЛОДКИ

ТИПЫ ПЛ

КОМАНДИРЫ

ЗАВОДЫ

ДАТЫ

ФЛОТЫ

ССЫЛКИ