военно-морской флаг СССР

Подводная лодка «М-96»

военно-морской флаг СССР
Серия XII  
Дата закладки      26.07.1937 {1} Завод «Красное Сормово» (г. Горький)
заводской № 247 {4}
Дата спуска на воду      20.09.1938 {2}
Дата подписания приёмного акта      10.10.1939 {3}
Командиры

22.05.1939 – 14.04.1943

28.04.1943 – 09.1944     

Маринеско Александр Иванович

Карташёв Николай Иванович

Принадлежность

12.12.1939

          1939 – 11.02.1941

11.02.1941 – 06.09.1941

06.09.1941 – 21.11.1941

21.11.1941 – 09.1944     

Краснознамённый Балтийский флот

26-й дивизион подводных лодок 3-й бригады ПЛ КБФ

8-й дивизион подводных лодок 1-й бригады ПЛ КБФ

8-й дивизион подводных лодок бригады ПЛ КБФ

5-й дивизион подводных лодок бригады ПЛ КБФ

Боевой результат 7 боевых походов в Великой Отечественной войне (35-36 суток). {5}
Выполнила 1 торпедную атаку (1 торпеда). Подтверждённых побед нет. {6}
Судьба 07-09.09.1944 пропала без вести в Нарвском заливе в 7-м боевом походе, предположительно подорвавшись на мине (на лодке погибло 22 человека).

 1. Довоенный период

26.07.1937{1} подводная лодка была заложена на государственном союзном машиностроительном заводе «Красное Сормово» в г. Горький (ныне ОАО «Красное Сормово», г. Нижний Новгород) под заводским номером 247{4}.
20.09.1938{2} спущена на воду реки Волга.
Весной 1939 года подводная лодка 247 была переведена по внутренним водным путям из Горького в Ленинград для достройки в Кронштадте и проведения на Балтийском море всех необходимых испытаний.
22.05.1939 командиром подводной лодки назначен старший лейтенант Маринеско Александр Иванович.
10.10.1939{3} Государственной комиссией был подписан приёмный акт, и подводная лодка под наименованием «М-96» вступила в строй.
12.12.1939 подводная лодка «М-96» подняла военно-морской флаг и официально вошла в состав Краснознамённого Балтийского флота. Субмарина числилась в 26-м дивизионе подводных лодок 3-й бригады ПЛ КБФ.
21.12.1939 вместе с подводными лодками «М-94», «М-95» и «М-97» вышла из Ораниенбаума и 23.12.1939 вошла в гавань Палдиски.
В боевых действиях во время советско-финляндской войны подводная лодка «М-96» участия не принимала. Согласно приказу наркома ВМФ № 0025 от 31.01.1940 подводные лодки 26-го дивизиона требовалось перебросить в Лиепаю для постоянного базирования. Однако из-за тяжелейших ледовых условий в Балтийском море выполнить этот приказ не удалось, и «М-96» вместе с остальными лодками дивизиона до конца советско-финляндской войны простояла в Палдиски.
20.03.1940 приказом наркома ВМФ была сформирована военно-морская база Ханко (полуостров был получен в аренду у Финляндии по условиям мирного договора), в оперативное подчинение которой перешёл 26-й дивизион подводных лодок 3-й бригады ПЛ КБФ (включая «М-96»).
После приказа наркома ВМФ № 0010 от 11.02.1941 подводная лодка «М-96» вошла в состав 8-го дивизиона подводных лодок 2-й бригады ПЛ Краснознамённого Балтийского флота.
14.06.1941 «М-96» вышла в дозор в район маяка Бенгтшер в устье Финского залива.
В ходе дозора подводная лодка наблюдала интенсивное движение германских транспортов из Финляндии.
21.06.1941 в 19.20 возвратилась на Ханко.

 2. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

22.06.1941 подводная лодка «М-96» встретила в Ханко в составе 8-го дивизиона подводных лодок 2-й бригады ПЛ Краснознамённого Балтийского флота под командованием капитан-лейтенанта Маринеско А. И. Субмарина числилась в 1-й линии. В этот же день «М-96» перешла в Палдиски, затем – в Таллин.
04.07.1941 перешла из Таллина в Лужскую губу.
18.07.1941 перешла из Лужской губы в Таллин.
19.07.1941 подводная лодка «М-96» перешла из Таллина в Триги, где поступила в распоряжение штаба Береговой обороны Балтийского района.
21.07.1941 совместно с подводной лодкой «М-95» совершила неудачную попытку выхода в Рижский залив и вернулась в Триги.

   1-й боевой поход (4 суток)

27.07.1941 «М-96» вышла на позицию на подходах к Усть-Двинску.
31.07.1941 преждевременно вернулась в Триги (по-видимому, из-за поломки дизеля). Материалы похода были сданы в штаб Береговой обороны Балтийского района и впоследствии уничтожены при оставлении Моонзундских островов.

В начале 08.1941 «М-96» перешла в Таллин, 05.08.1941 – в Кронштадт, где была поднята на стенку завода № 190 для подготовки к перевозке по железной дороге в состав Каспийской военной флотилии. Однако из-за начавшейся блокады Ленинграда приказ о перебазировании лодки был отменён.

Ремонт «М-96» на гинях спасательного судна «Коммуна». 1942 год.
Ремонт «М-96» на гинях спасательного судна «Коммуна». 1942 год. [5]

В 10.1941 подводная лодка была возвращена в боеготовое состояние.
С 21.11.1941 вошла в состав 5-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ КБФ.
14.02.1942 в 13.12 «М-96» при стоянке в районе моста Строителей{7} в Ленинграде получила попадание снаряда, пробившего борт ниже ватерлинии в районе 52-56 шпангоутов. После затопления IV и V отсеков подводная лодка села на грунт. Ремонт, продлившийся около 4-х месяцев{7}, был выполнен на спасательном судне «Коммуна».
В ночь на 24.07.1942 перешла из Ленинграда в Кронштадт. На переходе «М-96» была безрезультатно обстреляна артиллерией противника.
09.08.1942 в 22.44 вместе с подводной лодкой «Л-3» вышла из Кронштадта к острову Лавенсари в обеспечении тральщиков «БТЩ-204», «БТЩ-211», «БТЩ-218» и двух сторожевых катеров.
10.08.1942 в 02.00 в районе Деманстейнских банок в параване «БТЩ-211» взорвалась мина. В 04.49 «М-96» и «Л-3» прибыли к острову Лавенсари.

   2-й боевой поход (11 суток)

12.08.1942 в 00.00 «М-96» вышла от острова Лавенсари на позицию № 9 для действий на коммуникации Таллин – Хельсинки. Вместе с «малюткой» в боевой поход вышла «Л-3». До точки 59°57,4' с.ш. 27°26,8' в.д. лодки сопровождались сторожевыми катерами.
13.08.1942 в 11.45 прибыла на позицию.
Утром 14.08.1942 «М-96» находилась в подводном положении в районе маяка Порккалан-Каллбода. В 10.47, когда субмарина следовала курсом 251° со скоростью 2 узла, на дистанции около 25 кабельтовых был обнаружен идущий на север конвой противника в составе транспорта и двух шхун, охранявшихся тремя сторожевыми катерами. Определив направление движения цели, Маринеско приказал увеличил скорость и лечь на курс 340°, выводя лодку в торпедную атаку. В 11.17 с дистанции 12 кабельтовых «М-96» выстрелила одной торпедой из носового торпедного аппарата при угле упреждения 7° и угле встречи 110°. Через 1 минуту на лодке услышали треск, который приняли за признак попадания. Ещё через минуту, не удержавшись на заданной глубине после выстрела, субмарина выскочила на 4,8 метра. Над водой показался перископ (а возможно и ограждение рубки), через который командир лодки увидел тонущий с дифферентом на нос транспорт. В 11.22 сторожевой катер противника (возможно, это был финский сторожевой катер «VMV 5») контратаковал подводную лодку, сбросив на неё 9 глубинных бомб. От близких разрывов на «М-96» временно вышли из строя гирокомпас и система подъёма перископа, но лодке удалось благополучно уйти от преследования. По иностранным документам можно предположить, что «М-96» безрезультатно атаковала германскую тяжёлую плавучую артиллерийскую батарею «SAT 4» (бывшее грузовое судно «Helene», 400 брт). {6}
В ночь на 15.08.1942 «М-96» перешла в район Палдиски.
Утром 16.08.1942 у Суропского прохода был обнаружен конвой противника, от атаки которого Маринеско отказался ввиду малой ценности целей.
В ночь на 18.08.1942 «М-96» перешла в район маяка Порккалан-Каллбода.
19.08.1942 ввиду израсходования топлива и других запасов начала возвращение в базу без оповещения командования.
Вечером 20.08.1942 на Западном Гогландском плёсе «М-96» два раза коснулась минрепа мин советского заграждения «24А» (кроме того имела два мнимых случая касания) – взрывов не последовало.
Вечером 21.08.1942 и 22.08.1942 имела 3 мнимых случая касания минрепов.
Вечером 22.08.1942 подводная лодка «М-96» прибыла в район острова Лавенсари, но при всплытии подверглась обстрелу, а затем бомбометанию советских сторожевых катеров. В 23.40 субмарина вошла в бухту Норре-Каппельлахт.

24.08.1942 в 22.30 «М-96» вышла из бухты Норре-Каппельлахт (остров Лавенсари) в Кронштадт в обеспечении тральщиков «БТЩ-211», «БТЩ-217» и трёх сторожевых катеров и 25.08.1942 в 04.35 прибыла в Кронштадт.
Вечером 03.11.1942 «М-96» вышла из Кронштадта к острову Лавенсари, но из-за тумана была вынуждена вернуться назад.
04.11.1942 в 17.30 «М-96» вновь вышла из Кронштадта к острову Лавенсари в обеспечении тральщиков «БТЩ-207», «БТЩ-210», «БТЩ-211», «БТЩ-217», «БТЩ-218» и двух сторожевых катеров. В качестве обеспечивающего на борту лодки находился командир 5-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ КБФ капитан 3 ранга Сидоренко П. А.{8}
05.11.1942 в 00.10 лодка прибыла в бухту Норре-Каппельлахт, где находилась до 07.11.1942 в ожидании окончания шторма.

   3-й боевой поход (4,3 суток)

08.11.1942 в 03.20 «М-96» вышла в сопровождении сторожевого катера от острова Лавенсари в Нарвский залив для высадки разведывательной группы в составе 5 человек, которые должны были захватить шифровальную машинку «Enigma». В 14.05 при форсировании заграждения «Seeigel» лодка коснулась минрепа мины – взрыва не последовало.
Вечером 10.11.1942 у посёлка Азери субмарина произвела высадку разведчиков, которым удалось совершить налёт на штаб германского полка, но шифровальной машинки в нём не оказалось.
11.11.1942 около 03.30 при возвращении разведывательной группы на «М-96» перевернулась шлюпка, в результате чего утонули трое из пяти разведчиков{9} и захваченный пленный. В 12.20 при форсировании заграждения «Seeigel» лодка коснулась минрепа мины – взрыва не последовало (за 4 часа до этого «М-96» имела мнимое касание минрепа).
12.11.1942 в 09.00 подводные лодки «М-96» и «Щ-303» были встречены двумя советскими сторожевыми катерами и в 11.00 прибыли в бухту Норре-Каппельлахт.

13.11.1942 в 01.10 подводные лодки «М-96» и «Щ-303» вышли из бухты Норре-Каппельлахт в обеспечении 5 базовых тральщиков и двух сторожевых катеров и в 09.45 прибыли в Кронштадт.
28.04.1943 командиром подводной лодки назначен капитан-лейтенант Карташёв Николай Иванович.
К концу 06.1943 «М-96» была подготовлена к боевому походу.
02.07.1943 в 23.35 подводные лодки «М-96» и «М-102» вышли в обеспечении 9 сторожевых катеров и 03.07.1943 в 02.25 прибыли в точку погружения в районе маяка Шепелевский. До наступления сумерек лодки лежали на грунте.
С 23.02 03.07.1943 до 04.00 04.07.1943 подводные лодки «М-96» и «М-102» перешли к острову Лавенсари.

   4-й боевой поход (2,1 суток)

18.07.1943 в 23.10 «М-96» вышла от Лавенсари в обеспечении трёх сторожевых катеров в точку погружения в 15 кабельтовых северо-западнее острова для дальнейшего перехода в разведывательных целях в район Хапасарских шхер. В задачу лодки входила разведка входных фарватеров в Котку, Ловисо и Порву.
Утром 19.07.1943 лодка прибыла на позицию, в 17.49 кратковременно села на мель в районе банки Туомола. Были повреждены лопасти винтов и ограждение вертикального руля.
Днём 20.07.1943 в соответствии с планом похода «М-96» оставила позицию и в 23.08 была встречена советскими сторожевыми катерами.
21.07.1943 в 00.36 лодка прибыла в бухту Норре-Каппельлахт. {10}

28.07.1943 в 18.25 «М-96» в обеспечении тральщиков «БТЩ-205», «БТЩ-207», одного бронекатера и двух сторожевых катеров вышла с Лавенсари и 29.07.1943 в 04.10 прибыла в Кронштадт, где прошла докование.
26.08.1943 в 22.00 подводные лодки «М-96» и «М-102» в обеспечении тральщиков «БТЩ-205», «БТЩ-210», «БТЩ-211», «БТЩ-217» и трёх сторожевых катеров вышли из Кронштадта и 27.08.1943 в 05.00 прибыли к острову Лавенсари.

   5-й боевой поход (6,3 суток)

27.08.1943 в 22.22 подводные лодки «М-96» и «М-102» вышли в сопровождении тральщиков и сторожевых катеров от Лавенсари в точку погружения в 11 милях юго-западнее острова.{11} После погружения «М-96» направилась на позицию на Западном Гогландском плёсе. В задачу командира лодки входила высадка на остров Гогланд двух разведывательных групп.
«М-96» благополучно форсировала гогландский противолодочный рубеж и днём 28.08.1943 прибыла на позицию западнее острова Гогланд.
В ночь на 29.08.1943 лодка высадила в средней части острова Гогланд первую разведывательную группу. Используя тёмное время суток, «М-96» начала движение к северной части острова, чтобы высадить вторую разведывательную группу. Но этому помешали световые сигналы, подаваемые фонарём в сторону моря. Командир отказался от высадки разведчиков, и подводная лодка, погрузившись на глубину, отошла от острова.
Днём 30.08.1943 «М-96» перешла в район южнее маяка Тийскери, ведя разведку при помощи стабилизатора глубины «Спрут». За время похода неоднократно обнаруживала отдельные сторожевые катера противника.
В ночь на 01.09.1943 на остров Гогланд была высажена вторая разведывательная группа. В связи с израсходованием запаса кислорода днём лодка начала возвращение в базу.
03.09.1943 в 03.56, успешно преодолев гогландский противолодочный рубеж, «М-96» была встречена советскими сторожевыми катерами, и в 05.30 подводная лодка прибыла в бухту Норре-Каппельлахт.

При осмотре субмарины 04.09.1943 была выявлена поломка ограждения вертикального руля.
10.09.1943 в 21.00 подводные лодки «М-96» и «М-102» в обеспечении тральщиков «БТЩ-207», «БТЩ-210», «БТЩ-215», «БТЩ-218» и пяти торпедных катеров вышли с Лавенсари и 11.09.1943 в 04.25 прибыли в Кронштадт, где «М-96» прошла докование.
11.11.1943 перешла из Кронштадта в Ленинград для зимней стоянки и ремонта.
14.05.1944 «М-96» перешла из Ленинграда в Кронштадт.
В середине 06.1944 лодка возвратилась в Ленинград.
В ночь на 18.06.1944 подводные лодки «М-90», «М-96» и «М-102» перешли по Неве из Ленинграда в бухту Морье (Ладожское озеро). Вечером того же дня лодки вышли из бухты Морье в Новую Ладогу, куда прибыли утром 19.06.1944. Во время перехода по Ладожскому озеру каждая «малютка» в целях обеспечения противовоздушной обороны вела за собой на буксире по одному сторожевому катеру МО.

   6-й боевой поход (7 суток)

22.06.1944 «М-96» вышла из Новой Ладоги на позицию в районе острова Валаам с целью прикрытия Тулоксинской десантной операции.
За время боевого похода встреч с кораблями противника не имела.
29.06.1944 лодка возвратилась в Новую Ладогу.

В 07.1944 осуществляла на Ладожском озере боевую подготовку с выполнением полигонных торпедных стрельб.
13.07.1944 «М-96» совместно с подводными лодками «М-90» и «М-102» перешла из Новой Ладоги по Неве в Ленинград, а затем в Кронштадт.
Местом базирования 5-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ КБФ стал Ораниенбаум.
11.08.1944 в 20.45 подводные лодки «М-90» и «М-96» вышли из Ораниенбаума{12} в обеспечении тральщика, 3-х торпедных и 6 сторожевых катеров и в 05.30 12.08.1944 прибыли к острову Лавенсари.
«Малютки» выводились для ведения боевых действий в восточной и центральной части Финского залива до нарген-порккалауддского рубежа. Однако на Лавенсари подводным лодкам пришлось задержаться – уточнялась обстановка, связанная с выходом Финляндии из войны. Всё светлое время «малютки» находились под водой на грунте, чтобы не попасть под удар авиации противника.
18.08.1944 при очередной дневной покладке на грунт в штормовую погоду «М-96» повредила киль в районе центрального поста и в ночь на 19.08.1944 в обеспечении тральщиков «БТЩ-215» и «БТЩ-218» перешла от Лавенсари в Кронштадт{13}.
06.09.1944 в 20.20 подводные лодки «М-96» и «М-102» в обеспечении тральщиков «БТЩ-205», «БТЩ-207», «БТЩ-211», «БТЩ-217», «БТЩ-218» и сторожевых катеров «МО-104», «МО-106», «МО-109», «МО-113», «МО-303» вышли из Кронштадта и 07.09.1944 в 04.20 прибыли к острову Лавенсари.

   7-й боевой поход (1-2 суток)

07.09.1944 в 20.25 подводные лодки «М-96» и «М-102» подняли якоря и в обеспечении тральщиков и сторожевых катеров направились из бухты Норре-Каппельлахт в точку погружения. После погружения «М-96» направилась с разведывательными целями в Нарвский залив на позицию, ограниченную точками с координатами 59°44,7' с.ш. 26°59,5' в.д., 59°40,6' с.ш. 26°59,5' в.д., 59°32,7' с.ш. 27°5,5' в.д., 59°36,6' с.ш. 27°14,3' в.д. В качестве обеспечивающего на борту лодки находился офицер по минно-торпедной подготовке отдела подводного плавания штаба КБФ капитан 2 ранга Бутышкин Н. Н. В дальнейшем лодка на связь не выходила и в базу не вернулась (погибло 22 человека).

12.12.1944 «М-96» была официально исключена из списков Советского ВМФ, „как погибшая в боях с немецко-фашистскими захватчиками“ .
В качестве возможных причин гибели подводной лодки можно представить:
1. Подрыв на мине заграждения «Seeigel» в период 07-09.09.1944.
2. Ошибка личного состава или отказ техники.

Примечания

{1} Согласно большинству источников[1][4][5][6], подводная лодка с заводским номером 247 была заложена 26.07.1937; Дмитриев[7] указывает две возможные даты этого события: 26.07.1937 и 24.07.1937; Стрельбицкий[2] к этим двум датам добавляет третью – 20.07.1937.

{2} Большинство источников[1][4][5][6] считают, что подводная лодка с заводским номером 247 была спущена на воду 20.07.1938; однако по данным Стрельбицкого[2], эта дата ошибочна, и спуск на воду состоялся 20.09.1938; Дмитриев[7] также называет в качестве даты спуска на воду 20.09.1938.

{3} По одним данным[7], приёмный акт подводной лодки «М-96» был подписан 10.10.1939; по другим сведениям[4], субмарина вступила в строй 16.10.1939; у Стрельбицкого[2] упоминаются обе даты.

{4} Некоторые источники[2] к стапельному (заводскому) номеру добавляют букву «С» – «С-247».

{5} Статистика в Великой Отечественной войне по данным Морозова М. Э.[5]:
7 боевых походов (35,8 суток).
1 безрезультатная торпедная атака (1 торпеда).

Статистика в Великой Отечественной войне по данным Платонова А. В.[1]:
срок боевой службы – 38,5 месяцев (22.06.1941 – 08.09.1944);
7 боевых походов (32 суток);
коэффициент боевой напряженности = 0,03.
1 безрезультатная торпедная атака.

{6} Большинство советских источников[4][8][9] ошибочно считают, что торпедная атака, выполненная «М-96» 14.08.1942, стала причиной гибели транспорта «Хелене» (1850 брт). На самом деле, грузовой пароход «Helen», построенный в 1899 году в Великобритании, погиб 16.08.1942 (по другим данным – 13.08.1942) в районе острова Рюген в точке с координатами 54°45' с.ш. 13°49' в.д. после подрыва на донной мине, выставленной британской авиацией.

{7} По одним данным[5], в момент попадания снаряда 14.02.1942 «М-96» находилась на зимней стоянке в районе моста Строителей в Ленинграде. Ремонт лодки продлился около 4-х месяцев.
По другой информации[1], субмарина находилась на стоянке в районе Тучкова моста, а ремонт занял 6 месяцев.

{8} Упоминание о том, что капитан 3 ранга Сидоренко П. А. обеспечивал действия командира «М-96» в 3-м боевом походе, встречается только в мемуарах Руссина Ю. С.[8]

{9} При опрокидывании шлюпки погибли следующие разведчики из состава разведотдела штаба КБФ: младший лейтенант Бломирский Фёдор Григорьевич (1918 года рождения), краснофлотцы Петерсон Юрий Николаевич (1920 года рождения) и Кульднер Фридрих Августович (1917 года рождения). [10]

{10} По одним данным[5], подводная лодка «М-96» возвратилась из 4-го боевого похода 21.07.1943 в 00.36; по другим сведениям[1] – 20.07.1943.

{11} По одной информации[5], подводная лодка «М-96» вышла в 5-й боевой поход 27.08.1943 в 22.22; по другим данным[1] – 28.08.1943.

{12} По одним сведениям[8] подводные лодки «М-90» и «М-96» 11.08.1944 вышли на Лавенсари из Ораниенбаума; по другим данным[9] – из Кронштадта.

{13} По одной информации[5][9], «М-96» в ночь на 19.08.1944 в обеспечении двух тральщиков перешла от Лавенсари в Кронштадт; по другим сведениям[8] – лодка возвратилась в Ораниенбаум.

Использованные источники

[1] Платонов А. В. Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945 / А.В. Платонов. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – С. 313-314.

[2] Стрельбицкий К. Б. Как погибла балтийская подводная лодка М-96? // Тайны подводной войны – 22. Малоизвестные страницы подводной войны XX века. – Львов, 2007 – С. 56-72.

[3] Петров П. Балтийский флот. Финский гамбит. – М.: Яуза, Эксмо, 2005. – С. 212-214.

[4] Бережной С. С. Корабли и суда ВМФ СССР. 1928–1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – С. 63.

[5] Морозов М. Э. Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 1. Краснознаменный Балтийский флот. – М.: "ПОЛИГОН", 2001. – С. 31-32.

[6] Ковалев Э. А. Короли подплава в море червонных валетов. Хроника начального периода советского подводного плавания. 1918–1941 гг. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. – С. 396.

[7] Дмитриев В. И. Советское подводное кораблестроение. – М.: Воениздат, 1990. – С. 254.

[8] Руссин Ю. С. Всю войну на «малютках». – М.: Воениздат, 1988 – 224 с.

[9] Великая Отечественная. День за днем. // Морской сборник. – 1991-1994.

[10] Форум «Атакуют подлодки» или «Великая Отечественная под водой» – Попытка захвата «Энигмы».

Дополнительные страницы сайта по истории подводной лодки «М-96»

Дата последнего изменения: 28.02.2010.