Подводная лодка "М-75" |
Серия | VI-бис | |
---|---|---|
Дата закладки | 10.03.1934 | Завод
№ 198 (г. Николаев) заводской номер: С-292 Завод № 190 (г. Ленинград) (сборка и испытания) |
Дата спуска на воду | 05.02.1935 {1} | |
Дата подписания приёмного акта | 24.08.1935 | |
Командиры | 05.06.1935 – 27.10.1936 | Даниил Абрамович Павлуцкий |
27.10.1936 – 21.07.1938 {2} | Степан Ионович Матвеев | |
16.08.1938 – 22.04.1939 | Глеб Владимирович Пархоменко | |
22.04.1939 – 07.12.1940 | Павел Степанович Тарасов | |
Принадлежность | Краснознамённый Балтийский флот 6-й дивизион подводных лодок 2-й бригады ПЛ КБФ 23-й дивизион подводных лодок 2-й бригады ПЛ КБФ 23-й дивизион подводных лодок 3-й бригады ПЛ КБФ | |
Боевой результат | 5 боевых походов в советско-финляндской войне (16,5 суток). | |
Судьба | 02.12.1944 исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в отдел фондового имущества для разоружения, демонтажа и реализации. |
10.03.1934
заложена на заводе № 198 в Николаеве под
заводским номером С-292.
Для достройки и сборки подводная лодка была по частям перевезена по железной
дороге в Ленинград на завод № 190.
05.02.1935{1} спущена на
воду.
05.06.1935 подводной лодке
присвоено наименование "М-75".[10] Командиром корабля
назначен Даниил Абрамович Павлуцкий.
11.07.1935 начала приёмные
испытания.[10]
24.08.1935 завершила
приёмные испытания, был подписан приёмный акт № 164.[10]
01.09.1935{3}
подводная лодка "М-75" вступила в строй действующих кораблей Краснознамённого Балтийского флота с зачислением в
состав 6-го дивизиона подводных
лодок 2-й бригады ПЛ.
С 20.03.1936{4} в соответствии
с приказом № 108 командующего Краснознамённым
Балтийским флотом, присваивающим дивизионам двузначные номера (первая цифра
означала номер бригады), числилась в составе 23-го дивизиона подводных лодок 2-й бригады ПЛ КБФ.
С 10.10.1936{5} 23-й дивизион подводных лодок вошёл в
состав 3-й бригады ПЛ КБФ.
27.10.1936{2}
к исполнению должности командира подводной лодки "М-75" допущен Степан Ионович Матвеев.
05.05.1937 С.И. Матвеев утверждён в должности
командира подводной лодки наркомом обороны (находился в должности до 21.07.1938{2}).
16.08.1938 командиром
подводной лодки "М-75" назначен лейтенант Глеб Владимирович Пархоменко.[10]
22.04.1939 к исполнению
должности командира подводной лодки "М-75" допущен Павел Степанович Тарасов.[10]
04.05.1939 П.С. Тарасов утверждён в должности
командира подводной лодки наркомом ВМФ (находился в должности до 07.12.1940).
Советско-финляндская война 1939-1940 гг.
30.11.1939
"М-75" встретила в Ораниенбауме в составе 23-го дивизиона подводных лодок 3-й бригады ПЛ Краснознамённого Балтийского флота под командованием
старшего лейтенанта П.С. Тарасова.
Утром 04.12.1939 23-й дивизион подводных лодок в составе
"М-72", "М-74", "М-75" и "М-77" вышел из Ораниенбаума
к новому месту базирования в Палдиски. Переход совершался через проход Хайлода,
затем вдоль эстонского побережья.
05.12.1939 подводные лодки
23-го дивизиона поодиночке вошли в
Палдиски.
1-й боевой поход (1 сутки):
08.12.1939 в 03.45 "М-75" вышла из Палдиски на позицию № 3 в район Порккалан-Калбода. Днём лодка прибыла на позицию. Встреч с кораблями противника и нейтральных государств не имела. В 17.20 П.С. Тарасов доложил командованию о выходе из строя электрического управления горизонтальными рулями и принял решение о возвращении в Палдиски, куда "М-75" прибыла вечером этого же дня. В базе выяснилось, что сгорел предохранитель цепи питания дистанционного управления рулями.
С 08.12.1939 по 10.12.1939 прошла аварийный ремонт.
2-й боевой поход (5 суток):
12.12.1939
в 06.45 "М-75" вышла из Палдиски на позицию
№ 4 в район острова Юссарэ. В этот же день прибыла на позицию.
Встреч с кораблями противника и нейтральных государств не имела. В течение
похода вышел из строя гирокомпас и перестала включаться кулачная муфта, что
стало причиной досрочного возвращения с позиции в базу.
17.12.1939 в 10.20 прибыла в
Палдиски.
3-й боевой поход (1 сутки):
20.12.1939
в 01.00 "М-75" вышла из Палдиски на позицию
№ 1 в район банки Калбодагрунд. В этот же день прибыла на позицию.
Встреч с кораблями противника и нейтральных государств не имела. Командир лодки
доложил командованию о сильном шторме и получил разрешение на возвращение в
базу.
В ночь на 21.12.1939 прибыла
в Палдиски.
4-й боевой поход (4,5 суток):
24.12.1939
в 11 часов "М-75" вышла из Палдиски на позицию № 3 в район Порккалан-Калбода.
В этот же день прибыла на позицию.
Встреч с кораблями противника и нейтральных государств не имела.
28.12.1939 командование
отозвало подводную лодку с позиции ввиду сильного шторма.
29.12.1939 в 0.05 прибыла
в Палдиски.
5-й боевой поход (5 суток):
05.01.1940
"М-75" вышла из Палдиски на позицию
№ 2 в район южнее Хельсинки. В этот же день прибыла на позицию. {6}
Встреч с кораблями противника и нейтральных государств не имела.
07.01.1940 на позиции
появился лёд. В течение двух суток стоял густой туман (видимость временами
сокращалась до 50 метров).
09.01.1940 был сильный шторм,
лёд распространился по всей позиции. Из-за ударов волн при 8-балльном волнении
сломало антенную стойку, сорвало обшивку барбета с левого борта, кормовую
антенну, была погнута надстройка в носовой части. В связи с полученными
повреждениями и ледоставом командование отозвало подводную лодку с позиции.
10.01.1940 при возвращении
льдом помяло форштевень субмарины. В этот же день "М-75" прибыла в Палдиски.
До окончания советско-финляндской войны находилась в
ремонте.
На основании приказа наркома ВМФ № 0010 от 11.02.1941 вошла в состав 9-го дивизиона подводных лодок Учебной бригады ПЛ Краснознамённого Балтийского флота.
В 12.1940 начала ремонт.
Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
22.06.1941
"М-75" встретила на заводе № 196 в Ленинграде{7} в составе 9-го
дивизиона подводных лодок Учебной бригады
ПЛ Краснознамённого Балтийского флота. Лодка
находилась в капитальном ремонте (по плану ввод в строй намечался на 1942
год).
В 08.1941 ремонт прекратили,
подводная лодка была поставлена на консервацию, а личный состав обращён на
формирование частей морской пехоты. Часть оборудования была демонтирована.
06.09.1941 вошла в состав Дивизиона вновь строящихся и капитально
ремонтирующихся подводных лодок Краснознамённого
Балтийского флота.
В 11.1941 подводная лодка "М-75"
была поднята на стенку завода.
02.12.1944 исключена из
состава ВМФ в связи со сдачей в отдел фондового имущества для разоружения,
демонтажа и реализации.
Примечания
{1} В большинстве источников[1][2][3][4][9] считается, что подводная лодка с заводским номером С-292 (будущая "М-75") была спущена на воду 05.02.1935; по другим данным[7][8] – 08.05.1935.
{2} По одним данным[3] С.И. Матвеев командовал подводной лодкой "М-75" с 03.05.1937 по 22.08.1938; по другим сведениям[10] он был допущен к исполнению должности командира "М-75" 27.10.1936, утверждён наркомом обороны 05.05.1937 и находился в должности до 21.07.1938.
{3} По одним данным[10] подводная лодка "М-75" вступила в строй действующих кораблей Краснознамённого Балтийского флота с зачислением в состав 6-го дивизиона подводных лодок 2-й бригады ПЛ 01.09.1935, по другим источникам[2][3][4][7] лодка вошла в состав Краснознамённого Балтийского флота 13.09.1935. Кроме того, по данным М.Э. Морозова[5] подводная лодка "М-75" по состоянию на 01.01.1935 числилась в составе 6-го дивизиона подводных лодок (строящегося) бригады ПЛ МСБМ; В.Н. Иващенко[10] опровергает это утверждение тем, что в составе бригады ПЛ МСБМ, объявленном по состоянию на 01.01.1935 приказом командующего Морскими силами Балтийского моря № 001, отсутствует даже упоминание о 6-м ДПЛ.
{4} По одним сведениям[3] двузначные номера (первая цифра означала номер бригады) были присвоены дивизионам подводных лодок 27.03.1936 приказом № 108 командующего Краснознамённым Балтийским флотом; согласно другим источникам[10] 6-й дивизион подводных лодок был переименован в 23-й дивизион 20.03.1936.
{5} По одним
данным[10] 23-й дивизион
подводных лодок вошёл в состав 3-й бригады
ПЛ КБФ с 10.10.1936; по
другим сведениям[3] 18.08.1936 на Краснознамённом
Балтийском флоте сформирована новая бригада подводных лодок, которой был
присвоен № 2, а старая 2-я бригада
ПЛ была переименована в 3-ю бригаду;
М.Э. Морозов[5] уточняет, что формирование бригад было закончено 10.10.1936.
{6} По одним данным[5][6] "М-75" заняла позицию № 2 05.01.1940; по другим сведениям[3] – 04.01.1940.
{7} По одним данным[7] подводная лодка "М-75" к началу Великой Отечественной войны находилась в ремонте на заводе № 196 в Ленинграде; по другим сведениям[4][8] – на Морском заводе в Кронштадте.
Использованные источники
[1] Бережной С.С. Корабли и суда ВМФ СССР. 1928–1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – С. 53.
[2] Дмитриев В.И. Советское подводное кораблестроение. – М.: Воениздат, 1990. – С. 252-253.
[3] Ковалев Э.А. Короли подплава в море червонных валетов. Хроника начального периода советского подводного плавания. 1918–1941 гг. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. – С. 142-146, 160-176, 311, 323, 346.
[4] Платонов А.В. Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945 / А.В. Платонов. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – С. 23, 295.
[5] Морозов М.Э. Советский подводный флот 1922-1945 гг.: О подводных лодках и подводниках / М.Э. Морозов, К.Л. Кулагин. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: Транзиткнига, 2006. – С. 334-338, 457-458.
[6] Сайт Александра Розина – Дата обращения: 22.06.2009.
[7] Морозов М.Э. Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 1. Краснознаменный Балтийский флот. – М.: "ПОЛИГОН", 2001. – С. 26-27.
[8] Сайт "Музей морского флота России" – Дата обращения: 07.06.2009.
[9] Заблоцкий В.П. Незнаменитые подлодки. Малые ПЛ VI и VI-бис серий. История создания, конструкция, боевая служба // Морская коллекция. – 2009. – № 5. – 32 с.
[10] Данные, предоставленные Виктором Николаевичем Иващенко.
Дополнительные страницы сайта по истории "М-75"
Экипаж подводной лодки "М-75" |
ГЛАВНАЯ | ЛОДКИ | ПРИМЕНЕНИЕ | ПОДВОДНИКИ | ДАТЫ | ФОРУМ | ССЫЛКИ |