"М-200"

18.6.1943 – "Месть")

 

 

Серия

XV

 

Дата закладки

31.3.1940

Завод № 196, Ленинград

заводской № 122

Завод № 638, Астрахань

(достройка)

Дата спуска на воду

17.7.1941 {1}

Дата вступления в строй

20.3.1943

Командиры

2.6.1943 12.9.1943

12.9.1943 12.3.1944

12.3.1944 9.5.1945

20.11.1956 – 21.11.1956

П.С. Шматов

В.А. Тураев

В.Л. Гладков

А.С. Шуманин

Принадлежность

29.3.1943

29.3.1943 14.4.1943

14.4.1943 28.5.1943

28.5.1943

2.6.1943 19.10.1943

19.10.1943 4.12.1943

4.12.1943 9.5.1945

8.7.1945

? – 21.11.1956

Каспийская военная флотилия

1-й отдельный дивизион подводных лодок КВФ

отдельный отряд подводных лодок

Северный флот

отд. учебный дивизион ПЛ бригады ПЛ СФ

6-й дивизион подводных лодок бригады ПЛ СФ

3-й дивизион подводных лодок бригады ПЛ СФ

Краснознаменный Балтийский флот

157-я отдельная бригада ПЛ КБФ

Боевой результат

6 боевых походов в ВОВ (67 суток). Выполнила 1 торпедную атаку (2 торпеды). Побед нет. {2}

Судьба

6.1.1958 исключена из списков судов ВМФ в связи со сдачей в отдел фондового имущества для демонтажа и реализации.

31.3.1940 заложена на заводе № 196 в Ленинграде (заводской № 122) под литерно-цифровым обозначением "М-200" (головная подводная лодка XV серии).

17.7.1941 спущена на воду. {1}

Летом 1941 лодка была переведена по внутренним водным системам в Астрахань на завод № 638, где в 1942 продолжилась ее достройка на средства, собранные трудящимися. Одним из инициаторов сбора денег на достройку лодки была Л.М. Лободенко, вдова полкового комиссара В.М. Лободенко, исполнявшего некоторое время обязанности военкома бригады подводных лодок Северного флота и погибшего на эскадренном миноносце "Стремительный". Она обратилась с письмом в Центральный Комитет ВКП(б): "Мой муж погиб в первый год войны на Северном флоте, брат пал в боях за Украину, отец убит в Кронштадте... Внося свой небольшой вклад, мы обращаемся ко всем женам моряков Советского Союза с призывом организовать сбор средств на постройку подводной лодки "Месть". Пусть героические моряки Красного Флота топят проклятых фашистов..."

18.3.1943 специальным распоряжением заместителя Наркома ВМФ было дано указание о подготовке лодки к переходу в Архангельск.

20.3.1943 вступила в строй (подписан приемный акт).

29.3.1943 вошла в состав Каспийской военной флотилии. Лодку включили в 1-й отдельный дивизион подводных лодок.

14.4.1943 была включена в состав отдельного отряда подводных лодок, который объединил субмарины, направляющиеся на Северный флот. В этот же день в составе первой группы лодок вместе с "С-14" и "С-103" вышла из Баку в Астрахань. На "М-200" находился командир группы – начальник штаба отдельного отряда подводных лодок капитан 3 ранга Радченко. Имея на борту 14,5 тонн соляра, 2 тонны масла, 2 тонны пресной воды и 30-суточный запас продовольствия, средняя осадка лодки составила 2,85 метра. Перед походом лодка прошла размагничивание, были произведены уничтожение и определение девиации, а также другие предусмотренные планом работы. На переходе Каспийским морем попала в шторм с силой ветра, доходившей до 9 баллов. "М-200" впервые из подлодок XV серии попала в такой шторм и показала хорошие мореходные качества. Переход с Астраханского рейда до Астрахани лодка выполнила своим ходом с лоцманом на борту в сопровождении большого охотника, в задачу которого входило расчищать проход от встречных буксиров и барж, производить в мелких местах промер глубин и обеспечивать противовоздушную оборону. 17.4.1943 первой в своей группе прибыла в Астрахань.

За время пребывания в Астрахани лодка вновь произвела размагничивание, была замаскирована окраской и натяжкой маскировочных сеток. На борт был принят 7-дневный запас свежих продуктов и 6 тонн топлива с подводных лодок типа "С".

23.4.1943 вместе с подводной лодкой "М-201" вышла из Астрахани в сопровождении двух речных канонерских лодок Волжской военной флотилии и 27.4.1943 прибыла в Саратов. {3}

29.4.1943 вместе с подводной лодкой "М-201" вышла из Саратова в сопровождении двух речных канонерских лодок Волжской военной флотилии и 1.5.1943 прибыла в Горький, где приняла месячный запас продовольствия, произвела осмотр и переборку некоторых механизмов и зарядила аккумуляторные батареи. Общее руководство всей технической стороной перевода лодок от Астрахани до Горького осуществлял специальный уполномоченный НКВМФ – заместитель начальника Управления кораблестроения ВМФ инженер-капитан 1 ранга Н.В. Алексеев.

14.5.1943 лодку вместе с однотипной "М-201" поставили в плавучий док № 1, но из-за отсутствия буксира выход дока задержался на сутки. {4}

15.5.1943 плавучий док № 1 с лодками "М-200" и "М-201" начал движение на буксире из Горького в Архангельск. {5}

На пути Горький – Архангельск 6 раз меняли буксирные пароходы на участках Горький – Переборы (длина участка – 513 километров, средняя скорость буксировки – 5 км/час), Переборы – Череповец (182 километра, средняя скорость буксировки – 5 км/час), Череповец – Топорня (132 километра, средняя скорость буксировки – 5 км/час), Топорня – шлюз № 6 (64 километра; буксировка производилась двумя малыми винтовыми буксирами, приспособленными для плавания в каналах и шлюзах; скорость буксировки не превышала 3 км/час), шлюз № 6 – Великий Устюг (661 километр) и Великий Устюг – Архангельск (703 километра). В каждый пункт смены буксиров заранее сообщалось время прибытия доков, и, как правило, ко времени их подхода сменные буксирные пароходы находились в немедленной готовности к буксировке. Только на Рыбинском водохранилище, где для дока № 1 выделили маломощный буксир "Ижорец" № 43, который плохо справлялся с буксировкой при разыгравшемся ветре до 7 баллов, пришлось в помощь посылать из Череповца мощный буксир "Бобер". От Топорни до Архангельска док сопровождался отрядом речных тральщиков Беломорской военной флотилии, осуществлявшими функции противоминной и противовоздушной обороны и заблаговременно останавливавшими встречное движение судов на системе Северной Двины и реке Сухона. Кроме того, на отдельных участках перехода в целях противовоздушной обороны привлекалась истребительная авиация. Общее время нахождения дока № 1 в пути на участке от Горького до Архангельска составило 12 суток 20 часов. Общее руководство переводом лодок от Горького до Архангельска осуществлял генерал-майор интендантской службы А.И. Лебедев.

22.5.1943 у буксирного парохода "Конструктор", буксировавшего док № 1, заклинило руль, и док выскочил на берег, накренившись на 2,5° на правый борт. Без особого труда его стянул на глубокую воду катерный тральщик. Пробоин или вмятин док не получил.

25.5.1943 плавучий док № 1 ("М-200" и "М-201") и док № 4 ("С-103") вышли из Великого Устюга и 28.5.1943 прибыли в Архангельск, где подводные лодки вошли в состав Северного флота.

2.6.1943 командиром лодки назначен капитан-лейтенант Павел Семенович Шматов. Субмарина была зачислена в состав отдельного учебного дивизиона бригады подводных лодок Северного флота.

18.6.1943 приказом наркома ВМФ лодке присвоено наименование "Месть".

31.8.1943 утвержден приемный акт лодки.

12.9.1943 командиром лодки назначен капитан 3 ранга Василий Андрианович Тураев.

17.10.1943 вышла из Молотовска и 19.10.1943 прибыла в Полярное, где была зачислена в состав 6-го дивизиона бригады подводных лодок Северного флота.

4.12.1943 передана в состав 3-го дивизиона бригады подводных лодок Северного флота.

1-й боевой поход (10 суток):

8.12.1943 в 16.40 вышла из Полярного на позицию № 1 – "В" в район Вардё – Конгс-фьорд.

9.12.1943 в 8.11 прибыла на позицию.

10.12.1943 в 21.30 в точке 70°44,6' с.ш. / 30°12' в.д. коснулась минрепа – взрыва не было.

11.12.1943 и 12.12.1943 штормовала в районе зарядки аккумуляторных батарей.

Встреч с кораблями противника не имела.

17.12.1943 в 3.00 начала возвращение в базу.

18.12.1943 в 15.50 прибыла в Полярное.

2-й боевой поход (12 суток):

21.1.1944 в 15.38 вышла из Полярного для участия в операции "РВ-1" на позицию в сектор № 2 в район Тана-фьорд – Берлевог.

23.1.1944 в 2.00 прибыла на позицию. В 20.15 всплыла в 25 метрах от сторожевого корабля противника, стоявшего без хода. Сторожевик обстрелял лодку пушечно-пулеметным огнем и сбросил после погружения 35 глубинных бомб. По зарубежным данным германский сторожевой корабль "V 6108", находившийся в охранении буксируемого германского транспорта "Fechenheim", доложил об обстреле и повреждении советской подводной лодки.

Утром 29.1.1944 наблюдала катерный тральщик, осуществляющий траление в районе устья Тана-фьорда.

1.2.1944 в 3.35 начала возвращение в базу. В 13.19 в точке 69°49' с.ш. / 34°11' в.д. обнаружила подводную лодку противника, атаковать которую не удалось из-за плохой видимости.

2.2.1944 в 20.30 прибыла в Полярное.

3-й боевой поход (12 суток):

20.2.1944 в 20.00 вышла из Полярного для участия в операции "РВ-2" на позицию в сектор "П" в район Тана-фьорда.

22.2.1944 в 3.30 прибыла на позицию.

Утром 26.2.1944 обнаружила тральщик.

Днем 27.2.1944 на большом удалении зафиксированы взрывы 62 глубинных бомб, вечером – еще 70.

Вечером 28.2.1944 обнаружила в гавани Берлевога транспорт, стоящий на якоре, и тральщик, но не смогла выйти в атаку из-за плохой видимости.

Утром 29.2.1944 обнаружила конвой, но из-за тумана не смогла атаковать. В 22.30 начала возвращение в базу.

3.3.1944 в 6.33 прибыла в Полярное.

12.3.1944 командиром лодки назначен старший лейтенант Владимир Львович Гладков.

4-й боевой поход (12 суток):

28.3.1944 в 23.30 вышла из Полярного на позицию № 1 в район мыс Слетнес – Берлевог. Обеспечивал поход командир 3-го дивизиона подводных лодок капитан 2 ранга В.А. Иванов. {6}

31.3.1944 в 2.18 прибыла на позицию.

Вечером 5.4.1944 обнаружила, но не смогла атаковать сторожевой корабль противника, который зашел в Гамвик.

6.4.1944 в 23.50 начала возвращение в базу.

9.4.1944 в 3.32 прибыла в Полярное.

В 4.1944 осуществила навигационный ремонт, замену аккумуляторных батарей и докование. Был также установлен стабилизатор глубины "Спрут".

16.4.1944 по вине личного состава произошла авария дизеля.

5-й боевой поход (9 суток):

11.6.1944 в 10.00 вышла из Полярного для участия в операции "РВ-5" на позицию в сектор № 02 в район Тана-фьорд – мыс Нордкин.

Днем 12.6.1944, основываясь на данных разведки, безуспешно пыталась перехватить конвой, для чего в 13.50 прибыла в район Сюльте-фьорд – мыс Харбакен, после чего продолжила переход на позицию.

13.6.1944 в 9.15 прибыла в район зарядки аккумуляторных батарей, где находилась в течение суток.

16.6.1944 вышла из строя гидроакустическая станция "Марс-8".

17.6.1944 в 20.06 начала возвращение в базу.

20.6.1944 в 6.00 прибыла в Полярное. {7}

С 1.7.1944 по 5.7.1944 прошла навигационный ремонт.

6-й боевой поход (12 суток):

11.7.1944 в 21.17 вышла из Полярного для участия в операции "РВ-6" на позицию в сектор № 04 в район Сюльте-фьорда.

12.7.1944 в 19.07 прибыла на позицию.

Утром (13.7.1944 ?) обнаружила 2 тральщика, от атаки которых командир лодки отказался из-за большой дистанции. {8}

15.7.1944 в 7.05 в районе Перс-фьорда обнаружила на дистанции 20-25 кабельтовых конвой противника, следовавший в восточном направлении, в составе 12 транспортов, 2 миноносцев, 2 быстроходных десантных барж, 6 тральщиков, 8 сторожевых кораблей и 10 сторожевых катеров. В 7.27 в точке 70°28,5' с.ш. / 30°54,6' в.д. из подводного положения произвела торпедную атаку, выпустив с дистанции 10 кабельтовых две торпеды (53-39 с НВС) с временным интервалом по транспорту (4000-5000 тонн). Через 90 секунд личный состав 2-го отсека услышал 1 взрыв. По зарубежным данным безуспешно атакован германский конвой "La-124-Ki", включавший транспорты "Зебу", "Фоница", "Дессау", "Севре", "Фалькенфельс", "Хартмут", танкеры "Марштайнен", "Мёвенриф", "Фейштейн". Германские корабли наблюдали прохождение 2-х торпед. Лодка была контратакована германским сторожевым кораблем "V 6110", сбросившим в 7.39-8.57 на безопасном удалении 24 глубинные бомбы.

16.7.1944 вышел из строя до конца похода гирокомпас.

21.7.1944 и 22.7.1944 обнаружила 3 плавающие мины.

23.7.1944 в 6.30 начала возвращение в базу и в 18.45 прибыла в Полярное.

1.8.1944 начала гарантийный ремонт, в ходе которого установлены прибор установки гидростата (ПУГ), прибор установки прибора Обри (ПУПО) и выдвижная антенна ВАН-ПЗ.

3.11.1944 во время стоянки в Полярном лодку шквалом навалило на субмарину типа "С", в результате чего была повреждена обшивка цистерн главного балласта № 2, 3.

10.1.1945 вступила в строй после ремонта.

28.4.1945 в Росте начаты работы по демонтажу оборудования для перевозки железной дорогой на Краснознаменный Балтийский флот.

1.7.1945 отправлена по железной дороге из Мурманска в Ленинград. {9}

8.7.1945 вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.

К осени 1956 входила в состав 157-й отдельной бригады подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота и базировалась на Палдиски.

20.11.1956 командиром лодки назначен капитан 3 ранга Александр Спиридонович Шуманин.

21.11.1956 совершила переход из Палдиски в Таллин для замера магнитного поля. После окончания замеров в 19.00 вышла из Таллина в Палдиски (по другим данным – в Лиепаю). Обеспечивал переход начальник штаба 157-й отдельной бригады подводных лодок капитан 2 ранга Юрий Павлович Штыков. Лодка возвращалась в базу через Суурупский проход со скоростью 11,6 узлов. В 19.30 на мостике лодки поменялась ходовая вахта, в 19.45 на дистанции в 40-45 кабельтовых сигнальщик заметил огни встречного корабля. Это был эскадренный миноносец "Статный", шедший к Суурупскому проходу. Поскольку погода была почти безветренная, а видимость хорошая, Штыков спустился на ужин, оставив старшим на мостике командира лодки. По правилам судовождения корабли должны были разойтись левыми бортами, и на "Статном" подготовились именно к такому маневру, трижды меняя курс вправо. Однако Шуманин продолжал следовать встречным курсом, а когда расстояние между встречными кораблями сократилось до 4 кабельтовых, вероятно потеряв ориентацию относительно маневров эскадренного миноносца, скомандовал "лево на борт", подставив борт лодки под кованый форштевень эсминца. На "Статном" пытались предотвратить столкновение: сначала сбавили ход, потом стали отрабатывать "полный назад", однако было уже поздно. В 19.53 эсминец на скорости 14 узлов протаранил "М-200" в правый борт, удар пришелся в район 5-6 отсеков. После столкновения на эскадренном миноносце немедленно сыграли тревогу, на воду сбросили спасательные круги, плотики, спустили шлюпку. Однако на борт удалось поднять только 6 человек из 8 находившихся в момент столкновения на мостике подлодки. Двое погибли, не сумев выбраться или удержаться на плаву. Остальной экипаж, 26 моряков, находился в корпусе и пытался бороться за живучесть корабля. Однако через большую пробоину воды поступало слишком много, и подводная лодка стала быстро оседать кормой, в течение 6-10 мин дифферент достиг 80 градусов. Удар эсминца был такой силы, что на лодке была практически обрублена кормовая часть, а один из дизелей сорвало с фундамента и забросило на другой. В 5-м и 6-м отсеках моряки погибли сразу, через несколько мгновений погибли и шестеро матросов в 4-м отсеке, куда мощным потоком хлынула вода через дверь 5-го отсека. В центральный пост (3-й отсек) также стала поступать вода: верхний рубочный люк не успели закрыть, так как он был блокирован стопором, а нижний полностью задраить не удалось – на его комингс попала телогрейка. Находившиеся в центральном посту восемь подводников под руководством капитана 2-го ранга Штыкова боролись до конца за живучесть субмарины, они успели продуть кормовые цистерны и вернуть лодке горизонтальное положение, в котором она и затонула на глубине 53 метра. Но из-за поступления в отсек воды и увеличения концентрации углекислого газа они все погибли. В 20.00 на Таллинской военно-морской базе была объявлена боевая тревога, и в район катастрофы сразу же направились корабли Краснознаменного Балтийского флота. Первыми подошли большой охотник "БО-185" и подводная лодка "М-214". В 21.05 был обнаружен аварийный буй с "М-200", и удалось связаться по телефону с 1-м отсеком, где остались в живых 6 человек. Старшим в отсеке был помощник командира "М-200" В.Колпаков, который перешел сюда из 2-го отсека, где потек из аккумуляторных баков электролит и стал выделяться хлор. Вскоре в район подошли буксир "РБ-16", минные тральщики "ТЩ-131", "БТЩ-109", "БТЩ-812", "РТЩ-251", водолазный бот "ВМ-11". Немногим позднее появились подводная лодка "С-348", специальные суда-спасатели "Арбан", "Чугуш", "Сигнал", "Гутон", "Пидан", "Трефолев", "Пулково", буксиры "Зырянин", "МБ-169", "МБ-170", "МБ-91" и "МБ-125" (последние два шли с подъемными понтонами), водолазные боты "ВРД-195", "ВРД-303", пожарный катер "ПЖК-13", гидрографическое судно "Буй", наконец, из Кронштадта прибыл крейсер "Жданов" (ему отводилась роль штаба). Возглавил операцию по спасению командующий Восточно-Балтийской флотилией вице-адмирал Чероков. Первоначально планировалось завести под корпус лодки стропы для буксировки на мелководье с целью вывода экипажа на поверхность, но осуществить это не удалось. {10}

К утру 22.11.1956 положение в 1-м отсеке ухудшилось: погасло аварийное освещение, возросло давление, а в воздухе – содержание углекислого газа. Через предохранительный клапан дифферентной цистерны вода заполнила отсек выше настила. В 4.00 подводники сообщили, что они одели спасательное снаряжение и подготовили отсек для самостоятельного выхода на поверхность, однако разрешения на это не получили. В 11.30 водолазам удалось "пристыковаться" и через шланг подать воздух в отсек. На время это облегчило состояние моряков. Однако шланг отсоса подключить не удалось. Пришлось подавать и откачивать воздух попеременно. К 18.00 было принято решение начать вывод личного состава из лодки на поверхность в индивидуальных аппаратах. Спасатель "Пулково" должен был "зависнуть" над "М-200" и обеспечить работу спуско-подъемного устройства. Но неожиданно налетевшим шквалом в 18.45 корабли и суда сдрейфовало. При этом оборвался телефонный кабель аварийного буя, и связь с подводниками прервалась. Едва позволила погода, спасатель "Пулково" вернулся в район затопления лодки, и водолазы ушли под воду. Поскольку местонахождение лодки не было помечено вехами или буем, пришлось долго ее искать.

23.11.1956 в 3.47 лодка была обнаружена по лежащему на дне оборванному кабелю. На удары водолазов по корпусу лодки изнутри ее никто не отвечал. Когда стали осматривать верхний люк 1-го отсека, то обнаружили в нем тело мичмана Васильева в гидрокомбинезоне, с включенным индивидуально-спасательным аппаратом, рядом нашли и аварийный буек. Вероятнее всего, после внезапного обрыва кабеля связи моряки поняли, что надеяться им уже не на кого, и решили выходить из лодки самостоятельно. Однако после длительного пребывания в холодной воде, в условиях высокой концентрации углекислого газа, моряки лишились сил, и мичман, первым вошедший в люк, запутался ногами в буйрепе и не смог выбраться наружу. Он умер от сердечной недостаточности, закрыв остальным путь к спасению. Тело Васильева пытался втащить обратно матрос Скуридин, но тщетно. Так их и нашли потом вместе: мертвый Васильев, застрявший в люке, и вцепившийся в его ноги смертельной хваткой матрос Скуридин. Выход оказался блокирован, и у остальных моряков шансов спастись не осталось.

В конце 11.1956 лодка была поднята спасательным судном "Коммуна", отбуксирована в Таллин и поставлена на прикол. {10}

По окончанию расследования обстоятельств гибели лодки и 28 членов экипажа суд военного трибунала приговорил командира "М-200" Шуманина за грубое нарушение "Правил предупреждения столкновения судов" и командира эскадренного миноносца "Статный" капитана 3 ранга Савчука за неэнергичные и запоздалые меры по предотвращению катастрофы к трем годам лишения свободы. {11}

29.3.1957 перестроена в учебно-тренировочную станцию.

6.1.1958 исключена из списков судов ВМФ в связи со сдачей в отдел фондового имущества для демонтажа и реализации.

Подводные лодки "М-201" и "М-200" в Мурманске, 28.4.1945 [4, с.49]

Примечания:

{1} В [2, с.262] и [3, с.343] дата спуска лодки на воду – 17.7.1941, в [1, с.69]4.2.1941, в [4, с.49] изложены обе версии.

{2} В [1, с.69] и [2, с.162,216] лодке приписывается потопление двух транспортов противника, что не подтверждается остальными источниками.

Статистика боевой службы по [3, с.343]: срок службы – 18,7 месяца (19.10.19439.5.1945); 6 боевых походов (65 суток); коэффициент боевой напряженности = 0,12.

В некоторых источниках, таких как [5, с.40], есть информация о том, что помимо атаки 15.7.1944 "М-200" произвела также торпедную атаку по конвою 20.6.1944 и заявила о потоплении транспорта. Поскольку в отечественных источниках не встречается подтверждения этой атаки, и подводная лодка "М-200" ("Месть") в этот день в 6.00 возвратилась в Полярное из 5-го боевого похода, можно с большой уверенностью говорить, что данная субмарина к этим событиям никакого отношения не имеет, и на счету лодки имеется только 1 торпедная атака.

{3} В [3, с.343 и 510] лодка вышла из Астрахани 23.4.1943, в [4, с.49]22.4.1943. Поскольку Платонов описывает перебазирование лодок с Каспия на север достаточно подробно и детально, первая дата представляется более правдоподобной.

{4} Плавучий док № 1 сварной конструкции был построен на заводе № 112 "Красное Сормово". Ранее принадлежал Краснознаменному Балтийскому флоту, затем в 1941 был уведен на Волгу и передан Каспийской военной флотилии. Весной 1943 находился в Баку. С 10.4.1943 по 12.4.1943 прошел небольшой ремонт и размагничивание, для транспортировки лодок был оборудован 20-метровой приставкой. 13.4.1943 в 4.00 вышел из Баку на буксире канонерской лодки "Красный Азербайджан". В 12.00 подул ветер нордовой четверти и быстро усилился до 4-5 баллов. В 14.00 волнение достигло 3-4 баллов, и от килевой качки в местах соединений дока с приставкой появились мелкие трещины по сварке. К 6.00 14.4.1943 усилившийся ветер развел волну до 5-6 баллов, трещины увеличились, мест захода для укрытия поблизости не было, и канонерская лодка продолжала буксировку дока против волны. В 7.00 лопнуло соединение дока с приставкой в верхней части, а затем и по всему периметру, и приставка отделилась от дока. Полчаса приставка оставалась за доком на предварительно заведенных концах, но затем последовательно все они лопнули. В 9.00 к приставке подошел танкер, который взял ее на буксир и повел в район острова Жилой для передачи гидрографическому судну "Экватор", вышедшему для оказания помощи из Баку. Док № 1 на буксире канонерской лодки пошел прежним курсом. 15.4.1943 в 9.00 на волнении в 7-8 баллов лопнуло звено якорного буксира, док развернулся лагом к волне и начал дрейфовать вдоль Дербентского берега. После неоднократных попыток в 12.15 завели буксирный конец, и в 21.00 16.4.1943 док привели на Астраханский рейд, а 18.4.1943 в 12.00 – в Астрахань, где поставили на ремонт до 26.4.1943. Вслед за доком 20.4.1943 прибуксировали в Астрахань и его приставку. 26.4.1943 плавучий док № 1 вышел из Астрахани на буксире двух канонерских лодок Волжской военной флотилии "Громов" и "Руднев" (в случае необходимости перевода подводных лодок через Владимирский перекат предполагалась остановка дока во Владимировке). 12.5.1943 в 23.00 док ошвартовался у стенки завода № 112 "Красное Сормово" в Горьком, где на нем набрали клети для двух лодок типа "М". После погрузки подводных лодок "М-200" и "М-201" док имел максимальную осадку 1,4 метра при длине 95 метров и ширине 9,6 метра. Ввиду незначительной осадки плиты для навески понтонов к его бортам не приваривались. После разгрузки подводных лодок в Архангельске док был отправлен к 3.6.1943 обратно в Горький. [3, с.507-513]

{5} В [3, с.343 и 511] плавучий док № 1 начал движение из Горького в Архангельск 15.5.1943, в [4, с.49]11.5.1943. Поскольку Платонов описывает перебазирование лодок с Каспия на север достаточно подробно и детально, первая дата представляется более правдоподобной.

{6} В [4, с.49] дата начала 4-го боевого похода – 28.3.1944, в [3, с.343]29.3.1944.

{7} В некоторых источниках, таких как [5, с.40], есть информация о том, что 20.6.1944 "М-200" произвела торпедную атаку по конвою и заявила о потоплении транспорта. Поскольку в отечественных источниках не встречается подтверждения этой атаки, и подводная лодка "М-200" ("Месть") в этот день в 6.00 возвратилась в Полярное из 5-го боевого похода, можно с большой уверенностью говорить, что данная субмарина к этим событиям никакого отношения не имеет.

{8} В [4, с.50] пропущена дата обнаружения тральщиков в 6-м боевом походе. Можно предположить, что это было утро 13.7.1944 или 14.7.1944.

{9} В [1, с.69] дата отправки лодки по железной дороге в Ленинград – 1.7.1945. В [4, с.50] дата отправки – 15.8.1945, что противоречит другому месту в этом же источнике [4, с.49], где указано, что лодка перевезена по железной дороге в Ленинград в 7.1945 и вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота 8.7.1945. Поэтому первая дата представляется более правдоподобной.

{10} В [4, с.49] дата столкновения лодки с эскадренным миноносцем "Статный" – 12.8.1956, а дата подъема лодки – 21.11.1956. Эти даты противоречат всем остальным источникам, и, вероятно, ошибочны.

{11}

Список 28 моряков, погибших 21-22.11.1956 на подводной лодке "М-200" ("Месть")

в результате столкновения с эскадренным миноносцем "Статный" [7] [8]

Фамилия, имя, отчество

Должность

Звание

1

Штыков Юрий Павлович

начштаба 157 отд. бригады ПЛ КБФ

капитан 2 ранга

2

Колпаков Владислав Александрович

помощник командира ПЛ

старший лейтенант

3

Липский Александр Александрович

командир БЧ-5

инженер-лейтенант

4

Карпунин Аркадий Леонидович

командир моторной группы

инженер-лейтенант

5

Низовских (Низковских ?) Михаил Григорьевич

?

лейтенант

6

Васильев Виктор Дмитриевич

стажер

мичман

7

Комаров Анатолий Платонович

старшина команды мотористов

главный старшина сверхсрочной службы

8

Данковский (Дансковский ?) Владимир Ильич

торпедист

старшина 2 статьи

9

Монахов Владимир Федорович

старшина команды машинистов трюмных

старшина 2 статьи

10

Проймин Александр Стефанович

?

старшина 2 статьи

11

Чупин Владимир Илларионович

специалист СПС

старшина 2 статьи

12

Багров Владлен Васильевич

электрик

старший матрос

13

Окунев Борис Иванович

?

старший матрос

14

Осипов Михаил Алексеевич

моторист

старший матрос

15

Слабушевский Анатолий Михайлович

рулевой

старший матрос

16

Самарин Алексей Николаевич

командир отделения торпедистов

старший матрос

17

Ефременков Анатолий Александрович

штурманский электрик

старший матрос

18

Евдокимков (Евдокимов ?) Иван Николаевич

?

матрос

19

Кузнецов Вячеслав Иванович

гидроакустик

матрос

20

Норов Алексей Иванович

?

матрос

21

Очертятный Василий Иванович

?

матрос

22

Прохоренко Анатолий Иванович

?

матрос

23

Скуридин (Скурыдин) Владимир Иванович

торпедист

матрос

24

Черноусов Виктор Петрович

?

матрос

25

Ус Андрей Михайлович

?

матрос

26

Жебрев Виталий Петрович

?

матрос

27

Поливин Михаил Григорьевич

?

матрос

28

Гордеев Виктор Ильич

?

матрос

Использованные источники:

[1] Бережной С.С. – Корабли и суда ВМФ СССР. 1928 – 1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – 710 с.: ил.

[2] Дмитриев В.И. – Советское подводное кораблестроение. – М.: Воениздат, 1990. – 286 с.: 8 л. ил.

[3] Платонов А.В. – Энциклопедия советских подводных лодок. 1941 – 1945. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – 592 с.: ил.

[4] Морозов М.Э. – Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 3. Северный флот. – М.: изд. "Стратегия КМ", 2005. – 96 с.: ил.

[5] Jurgen Rohwer – Allied Submarine Attacks of World War Two (European Theatre of Operations 1939-1945). Naval Institute Press, Annapolis, Maryland, 1997.

[6] Химаныч О. – Вдовья подлодка по имени "Месть". – Статья с сайта www.vdvsn.ru.

[7] Сайт "Российский подводный флот".

[8] Сайт "Великая Отечественная – под водой".

[9] Шолох Е. – Гибель субмарин: упущенный шанс. – Статья с сайта www.konkurent.ru.

ГЛАВНАЯ

ЛОДКИ

КОМАНДИРЫ

ДАТЫ

ФОРУМ

ССЫЛКИ

Дата последнего изменения: 23.6.2006.