Д-1

(до 21.8.1934 – "Декабрист")

 

 

Серия

I

 

Дата закладки

5.3.1927

Завод № 189, Ленинград

Заводской номер 177

Дата спуска на воду

3.11.1928

Дата вступления в строй

12.11.1930

Командиры

1930 – 1930

1934 – 1936

6.1938 – 10.1939

 

29.10.1939 – 13.11.1940

Б.А. Секунов

В.П. Карпунин

М.П. Августинович

И.А. Колышкин

Ф.М. Ельтищев

Карьера

18.11.1930

5.8.1933

11.5.1937

Морские силы Балтийского моря

Северная военная флотилия

Северный флот

Боевой результат

3 боевых похода в СФВ.

Судьба

13.11.1940 погибла со всем экипажем (55 человек) во время учений в Мотовском заливе на глубине 255 м, вероятно проскочив предельную глубину погружения. Координаты гибели лодки: 69 градусов 29' 01'' северной широты, 32 градуса 54' 07'' восточной долготы.

16.12.1930 по приказу РВС вступила в строй.

Осенью 1932 лодка была подвергнута специальным научно-исследовательским испытаниям для точного выявления всех тактико-технических элементов.

18.5.1933 вышла по Беломорско-Балтийскому каналу из Ленинграда в Мурманск в составе ЭОН-1.

21.7.1933 на стоянке в порту Сорока (г. Беломорск) лодку посетили И.В. Сталин, С.М. Киров и К.Е. Ворошилов.

В 1934 Д-1 совместно с Д-2 предприняли первый поход к Новой Земле. В Баренцевом море их встретил жестокий шторм – "новоземельская бора". Подводным лодкам пришлось укрыться в Кольском заливе.

В 1935 посетила губу Белушью на Новой Земле.

14.8 – 2.9.1936 совместно с Д-2 совершила арктический поход по маршруту: Архангельск – пролив Маточкин Шар – Карское море – Русская Гавань – Полярное. Пройдено 3094 мили. Впервые в истории подводного плавания подводные лодки 18.8.1936 вышли через пролив Маточкин Шар в Карское море. Вернувшись в Баренцево море, лодки 22-23.8.1936 посетили Русскую Гавань, расположенную на северном побережье Новой Земли. Выходить из гавани пришлось, преодолевая арктические льды.

В период с 23.9.1936 по 8.11.1937 проходила в Ленинграде капитальный ремонт и модернизацию.

21.9 – 5.11.1938 совершила поход по маршруту: Полярное – мыс Цып-Наволок – остров Вардё – мыс Нордкап – остров Медвежий – остров Надежды (Хепен) – остров Междушарский (Новая Земля) – остров Колгуев – мыс Канин Нос – мыс Святой Нос – остров Кильдин. Пройдена 4841 миля в надводном положении, 1001 миля – в подводном. В общей сложности лодка 11 суток находилась под водой. 31.10.1938 выполнила 24-часовой переход в подводном положении без регенерации воздуха.

Участвовала в советско-финской войне 1939-40. Лодка совершила 3 безрезультатных боевых похода, патрулируя в районе остров Вардё – мыс Нордкап.

13.11.1940 погибла со всем экипажем (55 человек) во время учений в Мотовском заливе на глубине 255 м, вероятно проскочив предельную глубину погружения. Координаты гибели лодки: 69 градусов 29' 01'' северной широты, 32 градуса 54' 07'' восточной долготы.

Гибель Д-1 крайне неблагоприятно отразилась на системе боевой подготовки подводных лодок. Были введены ограничения по районам её проведения, а так же по глубине погружения, что не давало командирам и экипажам субмарин в полной мере отрабатывать боевые задачи накануне тяжелых испытаний Великой Отечественной войны.

Неточности и несоответствия в датах:

1. По другим данным лодка спущена на воду 9.11.1928.

2. По другим данным акт приемки подписан 14.11.1930.

Использованные источники:

1. Бережной С.С. – Корабли и суда ВМФ СССР. 1928 – 1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – 710 с.: ил.

    

ГЛАВНАЯ

ЛОДКИ

ТИПЫ ПЛ

КОМАНДИРЫ

ЗАВОДЫ

ДАТЫ

ФЛОТЫ

ССЫЛКИ