А-2

(до 15.9.1934 – "Коммунист" (№ 13),

до 31.12.1922 – "Имени товарища Луначарского", до 1.6.1920 – "А.Г. 24")

 

 

Тип

"АГ"

 

Дата закладки

1916*

судоверфь "Barnet Yard", Ванкувер (Канада)*

завод "Наваль"***, Николаев

(достройка лодки из готовых секций)

Дата перезакладки

1.6.1920**

Дата спуска на воду

2.4.1921

Дата вступления в строй

22.7.1921

Командиры

22.6.1941 – 8.1942

8.9.194218.9.1942

18.9.19429.5.1945

К.И. Чебышев

И.М. Зайдулин

Б.С. Буянский

Карьера

22.7.1921

11.1.1935

22.6.1941 – 10.8.1942

10.8.194222.11.1942

22.11.19429.6.1944

9.6.19449.5.1945

Морские силы Черного моря

Черноморский флот

6-й дивизион подводных лодок ЧФ

3-й дивизион подводных лодок ЧФ

4-й дивизион подводных лодок ЧФ

2-й дивизион подводных лодок ЧФ

Боевой результат

19 боевых и 1 транспортный поход в ВОВ (210 суток). Выполнила 3 торпедные атаки (6 торпед); 10.10.1943 потопила германскую быстроходную десантную баржу "F 474".

Судьба

28.11.1950 исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в отдел фондового имущества.

В 1922 и 1923 совершила визиты в Стамбул (Турция).

В 1927-1928 прошла капитальный ремонт.

В 1930 совершила визит в Стамбул (Турция).

В 1932-1934 прошла капитальный ремонт.

17.12.1935 вышла в автономное плавание и 31.12.1935 возвратилась в базу, пройдя 1498,7 миль над водой и 100,2 миль под водой, став первой лодкой в составе Черноморского флота, вдвое превысившей нормы автономности плавания.

10.2.1939 начала капитальный ремонт на заводе № 201 в Севастополе.

15.8.1941 вступила в строй (по плану ввод в строй намечался 1.8.1941).

18.8.1941 вышла из Севастополя и 20.8.1941 прибыла в Поти.

1-й боевой поход (7 суток):

16.9.1941 в 21.30 вышла из Поти в дозор на позицию № 15 в район юго-западнее Поти.

Встреч с кораблями противника не имела.

23.9.1941**** в 7.59 возвратилась в Поти.

2-й боевой поход (7 суток):

23.10.1941 вышла из Поти в дозор в район западнее Батуми.

Встреч с кораблями противника не имела.

30.10.1941 возвратилась в Поти.

3-й боевой поход (7 суток):

13.11.1941**** в 21.43 вышла из Поти в дозор в район западнее Батуми.

Встреч с кораблями противника не имела.

20.11.1941 в 8.00 возвратилась в Поти.

4-й боевой поход (7 суток):

3.12.1941**** вышла из Поти в дозор в район западнее Батуми.

Встреч с кораблями противника не имела.

10.12.1941 возвратилась в Поти.

5-й боевой поход (7 суток):

23.12.1941 вышла из Поти в дозор в район западнее Батуми.

Встреч с кораблями противника не имела.

30.12.1941 возвратилась в Поти.

16.2.1942 вышла из Поти и 17.2.1942 прибыла в Очемчири.

17.2.1942 вышла из Очемчири и 18.2.1942 прибыла в Поти.

С конца 2.1942 по 27.3.1942 прошла докование.

4.4.1942 перешла из Поти в Очемчири.

5.4.1942 вышла из Очемчири и 7.4.1942 прибыла в Севастополь для действий на коммуникациях противника в районе Одессы.

6-й боевой поход (12 суток):

11.4.1942 в 22.38 вышла из Севастополя на позицию № 31 в район Одессы.

Встреч с кораблями противника не имела.

21.4.1942 в 22.00 начала возвращение в базу

23.4.1942 в 2.02 прибыла в Севастополь.

7-й боевой поход (15 суток):

7.5.1942 в 21.30 вышла из Севастополя на позицию № 31 в район Одессы.

Днем 11.5.1942 обнаружила конвой противника, но из-за невыгодного курсового угла цели и неправильного маневрирования не смогла атаковать.

17.5.1942 обнаружила баржу, но командир лодки отказался от атаки.

Днем 18.5.1942 обнаружила одиночный транспорт, но из-за внезапного поворота цели не смогла выйти в атаку.

20.5.1942 в 22.00 начала возвращение в базу.

22.5.1942 в 7.08 прибыла в Севастополь.

27.5.1942 в 22.35 во время стоянки у стенки в Южной бухте Севастополя в готовности к выходу в море повреждена двумя разрывами 250-кг бомб, произошедшими в 30 метрах от лодки. Был выведен из строя перископ и его подъемное устройство. Ограждение рубки, надстройка и корпус получили около 120 осколочных пробоин (в том числе 9 в прочном корпусе), перебиты трубопроводы осушения цистерн главного балласта.

1.6.1942, частично исправив повреждения, вышла из Севастополя и 2.6.1942 прибыла в Очемчири, где прошла аварийный ремонт.

26.6.1942 вышла из Очемчири и 27.6.1942 прибыла в Новороссийск для участия в снабжении осажденного Севастополя.

1-й транспортный поход (6 суток):

29.6.1942 в 18.25 вышла из Новороссийска в Севастополь, имея на борту 13***** тонн боеприпасов (8,5 тонн 152-мм снарядов и 4,5 тонны авиационных патронов), 2,5 тонны продовольствия и 2 человека в качестве пассажиров (лодкой командовал командир 6-го дивизиона подводных лодок ЧФ капитан 3 ранга Р.Р. Гуз).

Утром 1.7.1942 прибыла в подходную точку фарватера № 3 Севастополя, где была обнаружена противником. С 5.40 до 9.20 в районе мыса Херсонес подверглась преследованию 2-х сторожевых катеров и самолетов противника (за день вблизи лодки произошло около 200 взрывов). От близких разрывов глубинных бомб был поврежден гирокомпас. Отказавшись от попытки прорваться в Севастополь, лодка вечером всплыла для зарядки аккумуляторов.

2.7.1942 в 1.32 получила по рации приказ выбросить груз в море, после чего принять людей в Херсонесской бухте. Тяжелые ящики со 152-мм снарядами подводники вручную поднимали через рубочный люк из центрального поста на мостик и выбрасывали в море. После зарядки батареи лодка погрузилась на перископную глубину и снова направилась к подходной точке фарватера № 3. Как и накануне, там дежурили два сторожевых катера противника. Лодка погрузилась на 25 метров и легла на курс к мысу Феолент. Неприятельские катера временами наугад сбрасывали бомбы, однако субмарину не обнаружили. Около 20.00 лодка всплыла под перископ, через который весь берег от мыса Феолент до Херсонесского маяка наблюдался в дыму и огне. Под берегом у уреза воды виднелись большие скопления людей. Истребители Bf 109 обстреливали их из пулеметов. Лодка снова погрузилась и вдоль берега направилась к Херсонесской бухте. Непрерывно на разных расстояниях от корпуса взрывались снаряды и бомбы. В 21.18 лодка подошла к бухте, где легла на грунт с целью подготовки к уничтожению всех важных и секретных документов на случай, если попадет в безвыходное положение. С наступлением темноты в 21.59 всплыла в позиционное положение на расстоянии одного кабельтова от берега. Перед подводниками открылся берег, охваченный пожаром. В районе 35-й батареи, Камышовой и Казачьей бухт шел жестокий бой, в небо взмывали осветительные ракеты. Подойти к причалам Херсонесской бухты не представлялось возможным, но Р.Р. Гуз направил субмарину к берегу. В полукабельтове от уреза воды ход застопорили. Не обнаружив у пристани плавсредств, белым затемненным огнем подводники начали подавать сигналы на берег и через некоторое время получили ответ. Но лодку заметили и немцы: они открыли по ней огонь из автоматов и пулеметов. После того, как с субмарины дали сигнал голосом, в 22.30 к лодке на автомобильных камерах подплыли первые люди. Всего на борт было принято 13****** человек. В 23.30 взошла луна, и подводную лодку стало отчетливо видно с берега. Оставаться на месте было крайне рискованно. Лодка отошла от берега и маневрировала до полуночи.

3.7.1942 после полуночи погрузилась на грунт, где оставалась два часа, пока взрывы на поверхности воды не прекратились. В 2.30 лодка всплыла на поверхность, тут же по ней вновь был открыт артиллерийский огонь. Убедившись, что больше принять на борт никого не удастся, Р.Р. Гуз решил возвращаться в Новороссийск. Уточнив свое место, лодка погрузилась и начала отходить на юг, форсируя минное поле на глубине 35 метров.

5.7.1942 в 9.50 возвратилась в Новороссийск.

6.7.1942 перешла из Новороссийска в Туапсе.

6.7.1942 вышла из Туапсе и 7.7.1942 прибыла в Очемчири.

23.7.1942 перешла из Очемчири в Поти.

27.7.1942 перешла из Поти в Очемчири.

8-й боевой поход (13 суток):

28.7.1942 в 14.35 вышла из Очемчири на позицию № 31 в район Одессы.

30.7.1942 прибыла на позицию.

Утром 4.8.1942 обнаружила конвой противника, но из-за безграмотного использования перископа и маневрирования оказалась за кормой у атакуемого транспорта и чуть не попала под таранный удар сторожевого катера, который в 11.55 сбросил 4 глубинные бомбы, нанесшие лодке ряд повреждений.

7.8.1942 начала возвращение в базу.

10.8.1942 прибыла в Очемчири.

12.8.1942 перешла из Очемчири в Поти, где до конца 9.1942 проходила аварийный и навигационный ремонт.

9-й боевой поход (13 суток):

16.10.1942 в 17.30 вышла из Поти на позицию № 47 в район Ялты.

19.10.1942 в 4.50 прибыла на позицию.

Встреч с кораблями противника не имела.

27.10.1942 в 20.00 начала возвращение в базу.

29.10.1942 в 11.30 прибыла в Поти.

10-й боевой поход (13 суток):

22.11.1942**** в 21.27 вышла из Поти на позицию № 47 в район Ялты для действий на коммуникациях и высадки разведывательной группы в районе мыса Никиты.

25.11.1942 в 2.00 прибыла на позицию.

Вечером 27.11.1942 при попытке высадить разведывательную группу в районе мыса Никиты обстреляна с берега, в остальное время не смогла выполнить задачу из-за погодных условий.

Днем 1.12.1942 обнаружила конвой противника, но из-за неправильного маневрирования не смогла атаковать.

3.12.1942 в 17.00 начала возвращение в базу.

4.12.1942 расстреляла вражескую мину.

5.12.1942 в 10.45 в районе мыса Кодор обнаружила перископ подводной лодки противника – зарубежных данных нет, очевидно ложный контакт. В 12.50 прибыла в Очемчири.

1.1.1943 вышла из Очемчири и 2.1.1943 прибыла в Туапсе.

11-й боевой поход (3 суток):

9.1.1943 в 17.00 вышла из Туапсе в район Южной Озерейки для разведки побережья противника.

10.1.1943 в 6.00 прибыла на позицию.

Встреч с кораблями противника не имела.

11.1.1943 в 21.00 начала возвращение в базу.

12.1.1943 в 9.00 прибыла в Туапсе.

12-й боевой поход (3 суток):

20.1.1943 в 21.17 вышла из Туапсе на позицию № 52 в район Анапы для разведки побережья противника.

Встреч с кораблями противника не имела.

23.1.1943 возвратилась в базу (Туапсе ?).

13-й боевой поход (3 суток):

2.2.1943 в 21.30 вышла из базы (Туапсе ?) в район Южной Озерейки для навигационного обеспечения десантной операции.

3.2.1943 в 22.37 после выполнения задания (поставила светящийся буй*******, указывающий место высадки морского десанта) начала возвращение в базу.

5.2.1943 в 12.10 прибыла в Туапсе.

14-й боевой поход (13 суток):

19.2.1943 в 16.34 вышла из Очемчири на позицию № 47 в район мыс Сарыч – Судак.

22.2.1943 в 5.00 прибыла на позицию.

В ночь на 26.2.1943 перешла на позицию № 61 в район мыс Опук – меридиан 36 градусов.

Встреч с кораблями противника не имела.

1.3.1943 в 19.00 начала возвращение в базу.

4.3.1943 в 8.50 прибыла в Очемчири.

15-й боевой поход (15 суток):

16.6.1943 в 20.00 вышла из Очемчири на позицию № 86-запасная в район Киик-Атлама – мыс Опук.

18.6.1943 в 23.10 прибыла на позицию.

Днем 20.6.1943 в районе мыса Чауда обнаружила конвой противника в составе 3-х кораблей. В 11.34 в точке 44°53,4' с.ш. / 35°56,3' в.д. из подводного положения произвела торпедную атаку, выпустив с дистанции 8 кабельтовых 2 торпеды с временным интервалом по быстроходной десантной барже. Через 90 секунд услышаны 2 взрыва, еще через 90 секунд – глухой взрыв. По зарубежным данным в точке 44°58' с.ш. / 35°57' в.д. германская быстроходная десантная баржа "F 307", шедшая в составе конвоя, наблюдала одну торпеду, идущую мимо. Преследования не было.

27.6.1943 в 21.43 начала возвращение в базу.

1.7.1943 в 5.08 прибыла в Очемчири.

16-й боевой поход (15 суток):

28.7.1943 в 20.34 вышла из Очемчири на позиции № 83, 84, 86-запасная в район Севастополь – Феодосия.

31.7.1943 в 5.20 прибыла на позицию.

Встреч с кораблями противника не имела.

9.8.1943 в 4.15 начала возвращение в базу.

12.8.1943 в 6.46 прибыла в Очемчири.

17-й боевой поход (15 суток):

4.9.1943 в 20.10 вышла из Очемчири на позицию № 84 в район Ялта – мыс Меганом.

7.9.1943 в 4.40 прибыла на позицию.

16.9.1943 у южного берега Крыма обнаружила конвой противника. В 10.26 в точке 44°45,5' с.ш. / 34°45,6' в.д. из подводного положения произвела торпедную атаку, выпустив с дистанции 4 кабельтовых 2 торпеды с временным интервалом по быстроходной десантной барже – промах. По зарубежным данным в точке 44°46' с.ш. / 34°44' в.д. торпеда прошла рядом с германской быстроходной десантной баржей "F 369". Преследования не было. В 23.00 начала возвращение в базу.

19.9.1943 в 4.30 прибыла в Очемчири.

18-й боевой поход (16 суток):

5.10.1943 в 5.10 вышла из Очемчири на позицию № 97 к южному берегу Крыма.

8.10.1943 в 11.25 прибыла на позицию.

10.10.1943 у мыса Сарыч обнаружила конвой противника, в который входили германские быстроходные десантные баржи "F 211", "F 305", "F 312", "F 474" и "F 574". В 14.51 в точке 44°21' с.ш. / 33°58' в.д. из подводного положения произвела торпедную атаку, выпустив с дистанции 3,5 кабельтовых 2 торпеды с временным интервалом по быстроходной десантной барже – услышан взрыв. По зарубежным данным в точке 44°28' с.ш. / 34°13' в.д. потоплена германская быстроходная десантная баржа "F 474", которая перевозила военное имущество, эвакуируемое с полуострова Тамань (1 погибший). Лодка была контратакована кораблями противника, безрезультатно сбросившими 21 глубинную бомбу.

18.10.1943 в 19.37 начала возвращение в базу.

21.10.1943 в 5.28 прибыла в Очемчири.

19-й боевой поход (20 суток):

30.11.1943 в 18.30 вышла из Очемчири на позицию № 92 в район Севастополь – Констанца.

3.12.1943 в 2.40 прибыла на позицию.

Утром 7.12.1943 обнаружила конвой противника, но из-за плохой видимости и неправильного маневрирования не смогла выйти в атаку.

В ночь на 9.12.1943 по приказу командования перешла на позицию № 94 в район мыс Тарханкут – Евпатория. Вечером обнаружила отряд кораблей противника, но из-за неправильного маневрирования не смогла выйти в атаку.

В ночь на 14.12.1943 по приказу командования перешла на позиции № 97-98 к южному побережью Крыма.

18.12.1943 в 17.55 начала возвращение в базу.

20.12.1943 в 12.15 прибыла в Очемчири.

3.1.1944 перешла из Очемчири в Поти, где начала текущий ремонт.

15.7.1944 вступила в строй после ремонта.

6.9.1944 перешла из Поти в Батуми.

27.9.1944 при маневрировании на внешнем рейде Батуми попала в противолодочную сеть и, подорвавшись на подрывном патроне, вышла из строя на 6 месяцев.

С 9.10.1944 по 23.10.1944 прошла докование.

28.11.1950 исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в отдел фондового имущества.

Примечания:

* В [2] указано, что секции лодки построены в 1917 в США.

** В [3] дата перезакладки лодки – 22.11.1919.

*** В [4] – лодка достраивалась на заводе "Руссуд".

**** Хронологии походов, приведенные в [3] и [4], несколько отличаются. Ниже приведена таблица сравнения:

Номер похода

по М.Морозову [3]

Дата начала похода

Дата возвращения из похода

По М.Морозову [3]

По А.Платонову [4]

По М.Морозову [3]

По А.Платонову [4]

1-й боевой

16.9.1941

23.9.1941

24.9.1941

2-й боевой

23.10.1941

30.10.1941

3-й боевой

13.11.1941

12.11.1941

20.11.1941

4-й боевой

3.12.1941

4.12.1941

10.12.1941

5-й боевой

23.12.1941

30.12.1941

6-й боевой

11.4.1942

23.4.1942

7-й боевой

7.5.1942

22.5.1942

1-й транспортный

29.6.1942

5.7.1942

8-й боевой

28.7.1942

10.8.1942

9-й боевой

16.10.1942

29.10.1942

10-й боевой

22.11.1942

21.11.1942

5.12.1942

11-й боевой

9.1.1943

12.1.1943

12-й боевой

20.1.1943

23.1.1943

13-й боевой

2.2.1943

5.2.1943

14-й боевой

19.2.1943

4.3.1943

15-й боевой

16.6.1943

1.7.1943

16-й боевой

28.7.1943

12.8.1943

17-й боевой

4.9.1943

19.9.1943

18-й боевой

5.10.1943

21.10.1943

19-й боевой

30.11.1943

20.12.1943

Статистика по [4]:

срок боевой службы – 38,8 месяцев (22.6.1941 – 16.9.1944);

19 боевых (207 суток) и 1 транспортный (5 суток) походы, всего 212 суток;

коэффициент боевой напряженности = 0,18.

***** По [4] в 1-м транспортном походе лодка пыталась доставить 11 тонн боеприпасов и 2,5 тонны продовольствия.

****** По [3] с мыса Херсонес было принято 13 человек, по [4] – 11 человек, по [5] – 14 человек, по [6] – 9 человек.

******* По [4] было установлено 2 светящихся буя.

Использованные источники:

1. Бережной С.С. – Корабли и суда ВМФ СССР. 1928 – 1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – 710 с.: ил.

2. Корабли и вспомогательные суда советского Военно-Морского Флота (1917 – 1927 гг.) (Справочник) / С.С. Бережной, Т.Д. Лысикова, В.С. Гигаури и др. – М.: Воениздат, 1981. – 589 с., ил.

3. Морозов М.Э. – Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот. – М.: изд. "Стратегия КМ", 2003. – 96 с.: ил.

4. Платонов А.В. – Энциклопедия советских подводных лодок. 1941 – 1945. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – 592 с.: ил.

5. Борис Гельман – "Евреи в тельняшках: три фронтовые судьбы" – статья с сайта http://www.moria.farlep.net/ru/almanah_03/01_31.htm.

6. Широкорад А.Б. – Битва за Черное море. – М.: АСТ: Транзиткнига, 2005. – 554, [6] с.: 32 л. ил. – (Неизвестные войны).

7. Ёлкин А.В., Курносов С.Ю. – Затонувшие суда Чёрного и Азовского морей. Справочник. – ООО "Дилит", 2003. (материалы книги взяты с сайта http://www.tetis-yug.ru).

8. Jurgen Rohwer – Allied Submarine Attacks of World War Two (European Theatre of Operations 1939-1945). Naval Institute Press, Annapolis, Maryland, 1997.

Схема расположения осколочных пробоин, полученных А-2 27.5.1942.

Схема из работы Морозова М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот".

Повреждения перископа А-2 27.5.1942.

Фото из работы Морозова М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот".

ГЛАВНАЯ

ЛОДКИ

ТИПЫ ПЛ

КОМАНДИРЫ

ЗАВОДЫ

ДАТЫ

ФЛОТЫ

ФОРУМ

ССЫЛКИ