Лодка

"Щ-422"

3-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ Северного флота

Командир

капитан-лейтенант Ф.А. Видяев

Дата атаки

24.08.1942

Данные атакующей стороны (командира подводной лодки)

Источник

[1, с.79]

[2, с.212]

[3, с.27]

Состав конвоя

2 транспорта, 5 сторожевых кораблей и 3 тральщика, следующие в восточном направлении

?

(конвой обнаружен в 17.25 на дистанции 25-30 каб.)

?

Время атаки

17.48

Место атаки

позиция № 6

70°12' с.ш. / 30°51' в.д.

Варангер-фьорд

70°12' с.ш. / 30°51' в.д.

70°12' с.ш. / 30°51' в.д.

Цель атаки

транспорт

(8000-10000 тонн)

транспорт

пароход (8000 брт)

Положение лодки

подводное

?

Способ атаки {1}

торп/ви

4/НТА

торп/?

4/НТА

Дистанция

7 каб.

5-6 каб.

?

Результат атаки

через 35 секунд услышан взрыв, еще через 25 секунд – 2 взрыва; в 19.35 при всплытии под перископ обнаружена кораблями охранения, сбросившими в течение 102-минутного преследования 177 глубинных бомб; в результате близких разрывов на лодке вышло из строя дистанционное управление кормовых горизонтальных рулей, начал греться подшипник правого гребного электродвигателя

на основании доклада командира лодке было засчитано потопление транспорта

пароход потоплен

Данные атакованной стороны (противника)

Состав конвоя

германский конвой, включавший транспорты "Ирмтраут Кордс", "Ортельсбург" и "Лисакер"

транспорты "Irmtraud Cords" (2843 брт), "Ortelsburg" (1309 брт), "Lysaker" (909 брт) и 7 кораблей охранения

"Irmtraud Cords" (2843 брт), "Ortelsburg" (1309 брт), "Lysaker" (909 брт) и 7 кораблей охранения

(включая "Uj 1101",

"Uj 1108" и "Uj 1112")

Время атаки

?

17.25

Место атаки

?

70°08' с.ш. / 30°49' в.д.

Цель атаки

?

германский пароход

"Irmtraud Cords" (2843 брт)

Результат атаки

промах; наблюдалось прохождение 2 торпед; большие охотники

"Uj 1101", "Uj 1108" и

"Uj 1112" обнаружили всплывшую под перископ лодку и сбросили в ходе преследования 179 глубинных бомб

промах; сброшено 179 глубинных бомб

промах; корабли конвоя наблюдали 2 торпеды, прошедшие мимо;

"Uj 1101", "Uj 1108" и

"Uj 1112" сбросили 179 глубинных бомб и предположили, что лодка была уничтожена


 

Описание атаки из разных источников:

[4, с.42-44]:

"В пределы позиции "Щ-422" вступил конвой из двух транспортов и четырех кораблей охранения. Видяев, рассчитав с помощью старпома Н.А. Беляева курс и скорость транспортов, начал сближение. Перехватив конвой, "щука" прорвала линию охранения и проникла в его походный строй.

– Атакуем самый крупный транспорт, – сказал Видяев старпому, на миг подняв перископ. – Подойдем к нему как можно ближе, чтобы ударить наверняка.

Сделали последние расчеты. Лодка – на боевом курсе. Вражеское судно совсем близко. Через несколько секунд прозвучит залп. Командир решил еще раз в перископ увидеть цель. Припав к окуляру, он с тревогой заметил, как в сторону "щуки" повернул один из сторожевых кораблей. Видяев тут же убрал перископ, но беспокойства ничем не выдал. Поступил тревожный доклад акустика Жучкова о быстром приближении сторожевика. Старпом, военком и механик с трюмным почувствовали неладное и ждали, что вот-вот командир свернет с боевого курса, уведет лодку на глубину. Однако, вместо этого прозвучала команда "Аппараты…" В эти мгновения Жучков доложил, что шум винтов корабля охранения резко отклоняется в сторону. И тут же послышалось отрывистое: "Пли!". К цели устремились четыре торпеды. Три из них прошли точно – транспорт в восемь тысяч тонн скрылся под водой. И только теперь стоявшие рядом с командиром заметили на его лбу крупные капли пота.

Атака получилась скоротечной, но бомбежки на этот раз избежать не удалось. Опять отказали кормовые горизонтальные рули. Пришлось перейти на ручное управление. За его штурвал в седьмом отсеке встал мичман Завьялов. Наверху застучали винты сторожевых кораблей, и тут же вокруг лодки начали взрываться глубинные бомбы. В отсеках с подволока посыпалась пробка, кое-где лопнули электрические лампочки. "Значит, засекли", – отметил про себя Видяев, энергично продолжая выводить лодку из-под удара. То и дело слышались его команды, и каждая требовала от Завьялова огромных физических усилий. Пот градом катился по его лицу, а передохнуть было некогда – уйти от преследования пока не удавалось. Гитлеровцы не жалели бомб, за бортом грохотали разрывы.

– Плотно насели, – сказал Видяев военкому, только что обошедшему отсеки. – Как там?

– Люди держатся отлично, – ответил Табенкин. – Каждый действует на своем месте спокойно и четко. Очень тяжело боцману на рулях. Трюмные из сил выбиваются, но не дают лодке проваливаться.

– Делать нечего, будем уходить к Рыбачьему, под стволы наших береговых орудий фашисты не пойдут. Иначе нам не оторваться.

"Щука" легла на новый курс. Сторожевики продолжали преследование, но бомбили неточно. Бомбы взрывались все дальше и дальше от лодки. Расчет командира оправдался. Преследовавшие корабли, не рискуя приблизиться к полуострову Рыбачий, вскоре отстали. Видяев облегченно вздохнул и проговорил:

– Отправились ни с чем восвояси. А бомб не жалели, сволочи!

– Я насчитал сто семьдесят семь взрывов, товарищ командир, – доложил рулевой старшина 2-й статьи Петр Семин.

– А во время атаки тоже пришлось немало поволноваться, – проговорил военком.

– Ведь до лодки оставалось всего две сотни метров, когда сторожевик свернул, – подхватил Беляев. – Выходит, он случайно повернул на нас, делая зигзаг.

– Я не сомневался в этом, – ответил Федор Алексеевич. – Но не в том суть. В любом случае сторожевик не успел бы нам помешать произвести залп, и потому я не имел права уклониться от атаки.

Об этом эпизоде вскоре стало известно всему экипажу. Подводники поняли, что лишь несколько десятков минут назад командир пошел на риск, но не на безрассудный, а оправданный, осмысленный, необходимый, без которого нельзя воевать, а главное – побеждать. "Если бы сошли с боевого курса, – размышлял Табенкин, – это было бы излишней, ничем не объяснимой осторожностью".

Спустя час Видяев распорядился приступить к приведению лодки в порядок. Оставив за себя в центральном посту вахтенного командира, он прошел по отсекам и горячо поблагодарил экипаж за боевую хватку, стойкость и мужество."

[5, с.21]:

"Пл "Щ-422" (капитан-лейтенант Видяев Ф.А.) у мыса Кибергнес 4-торпедным залпом потопила 1 тр (3200 брт), шедший в конвое из 2 тр, 5 скр и 3 тщ, при преследовании на неё сброшено 177 глубинных бомб."

[6, с.30], [7, с.153]:

"Видяев 24 августа промахнулся по конвою, после чего подвергся двухчасовому пресле­дованию немецких охотников, сбросивших на лодку 179 глубинных бомб. Повреждения пра­вой линии вала и электрического управления рулями заставили лодку вернуться в Поляр­ное."

[8, с.141]:

"24 августа в районе мыса Кибергнес она потопила транспорт в 4 тысячи тонн водоизмещением…"

Примечания:

{1} Способ атаки: 1 строка – торпедная (торп) или артиллерийская (арт) / способ стрельбы торпедами: прицельный (пр), с временным интервалом (ви), веером (вр); 2 строка – количество выпущенных торпед (снарядов), в скобках указывается тип торпеды (если известен) / носовые (НТА), кормовые (КТА) торпедные аппараты либо калибр снарядов (патронов).

Использованные источники:

[1] Морозов М.Э. – Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 3. Северный флот. – М.: изд. "Стратегия КМ", 2005. – 96 с.: ил.

[2] Платонов А.В. – Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – 592 с.: ил.

[3] Jurgen Rohwer – Allied Submarine Attacks of World War Two (European Theatre of Operations 1939-1945). Naval Institute Press, Annapolis, Maryland, 1997.

[4] Хаметов М.И. – В океанских глубинах. – М.: ДОСААФ, 1981. – 80 с.

[5] Великая Отечественная день за днем. – Морской сборник 08-1992.

[6] Кулагин К.Л., Морозов М.Э. – Подводные лодки типа "Щ" (X и X-бис серии). – Морская коллекция 4(46)-2002.

[7] Морозов М.Э., Кулагин К.Л. – "Щуки". Легенды Советского подводного флота – М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2008. – 176 с.: ил.

[8] Виноградов Н.И. – Подводный фронт. – М.: Воениздат, 1989. – 318 с. 6 л. ил. – (Военные мемуары).


 

ГЛАВНАЯ

ЛОДКИ

КОМАНДИРЫ

ДАТЫ

ССЫЛКИ

Дата последнего изменения: 15.05.2008.