|
|
||
Лодка |
|||
Командир |
капитан 3 ранга М.А. Бибеев (обеспечивающий – капитан 2 ранга Б.И. Скорохватов) |
||
Дата атаки |
|||
Данные атакующей стороны (командира подводной лодки) |
|||
Источник |
|||
Состав конвоя |
1 транспорт, 1 танкер, 6 сторожевых кораблей, следующие в западном направлении |
2 транспорта, 6 сторожевых кораблей (обнаружены в 11.27 на дистанции 40-50 кабельтовых) |
? |
Время атаки |
12.23 |
||
Место атаки |
район мыса Маккаур |
Сюльте-фьорд |
Bosfjord |
Цель атаки |
транспорт (9000 тонн) |
транспорт |
пароход (9000 брт) |
Положение лодки |
подводное |
? |
|
Способ атаки {1} |
торп/ви 3/НТА |
торп/? 3/НТА |
|
Дистанция |
12 каб. |
? |
|
Результат атаки |
через 75 и 90 секунд услышаны
2 взрыва; преследования не было |
на основании доклада командира лодке было засчитано потопление транспорта |
пароход потоплен |
Данные атакованной стороны (противника) |
|||
Состав конвоя |
германский конвой, включавший норвежские транспорты "Кнуте Нельсон", "Фригга", "Каупангер", германский танкер "Алгол", голландский танкер "Олеум" |
зарубежных данных нет |
|
Время атаки |
? |
||
Место атаки |
? |
||
Цель атаки |
? |
||
Результат атаки |
промах (атака не зафиксирована) |
Описание атаки из разных источников:
[4]:
"Усиление вражеской ПЛО отмечалось и в последующие дни. С улучшением погодных условий к противолодочному поиску подключилась авиация, безуспешно бомбившая "Д-3" на перископной глубине в ночь на 16-е. Бибеев воспринял это как желание отогнать субмарину в море перед проходом очередного каравана и не ошибся – в 11.27 по пеленгу 128 градусов показались дымы, мачты, а вскоре и сами корабли. По данным визуального наблюдения караван образовывали танкер в 2500 т, транспорт в 9000 т и шесть сторожевых кораблей.
Как выяснилось, при отсутствии гидроакустики атаковать не легко и в условиях хорошей видимости. Обнаружив караван на дистанции около 5 миль, командир "Д-3" не смог точно определить его курс. Сначала Бибеев решил, что его вероятный курс расположится по левому траверзу лодки, и стал ворочать влево на носовой залп (на момент обнаружения субмарина была обращена к цели кормой). Если бы акустика могла дать какие-то показания, то очень скоро бы выяснилось, что пеленг на противника имеет тенденцию перемещаться не на нос, а на корму. В этом удалось убедиться лишь в 11.50 при очередном подъеме перископа. Более того, сторожевик, находившийся на левом крамболе каравана, в этот момент находился всего в 3-5 кабельтовых и шел прямо на лодку! Несмотря на всю опасность сложившегося положения командир "Красногвардейца" не отказался от атаки, а, погрузившись на глубину 20 метров, лег на параллельный курс и развил полный ход. Бомбардировки не последовало, и когда в 12.17 вновь подняли перископ, выяснилось, что караван уже прошел над лодкой и отдалился от нее примерно на милю. Спустя пять минут был дан трехторпедный залп. Через 75 секунд невооруженным ухом было можно слышать сильный взрыв, спустя 15 секунд – второй. В соответствии с боевым донесением угол встречи торпед с целью должен был составить примерно 105-110 градусов, однако если предположить, что караван шел с неизменным курсом, как это делалось обычно, то угол вырастал до 165. По-видимому, так оно и было на самом деле. Потому неудивительно, что, подняв в 12.30 перископ, Бибеев наблюдал лишь танкер, сторожевики и мачты впереди идущего транспорта. В этот момент судно как раз выходило за пределы визуальной видимости.
Германский конвой на самом деле составляли норвежские теплоход "Кнуте Нельсон" (5749 брт) и пароход "Каупангер" (1584 брт; остался незамеченным с "Д-3"), германские танкеры "Алгол" (972 брт), "Олеум" (476 брт), а также каботажный пароход "Фригга" (557 брт). Их конвоировали сторожевики "V 6114", "V 6103", "V 6107" и "V 5906". Разница между количеством наблюдаемых и реальных транспортов и сторожевиков объяснялась тем, что в силу своей неказистости "Олеум" и "Фригга" оказались засчитаны как корабли охранения. Своей целью Бибеев выбрал 9000-тонный транспорт – несомненно "Кнуте Нельсон". Выпущенные ему вдогонку торпеды не попали, да и не могли попасть. С чем были связаны взрывы, сказать трудно. Возможно взрыватели сработали самопроизвольно, попав в кильватерную струю кораблей. Во всяком случае, атака осталась не зафиксированной врагом, что подтверждается и отсутствием бомбометания. Скорохватов же с удовлетворением отметил смелость и упорство командира, потопившего очередной транспорт."
"Пл "Д-3"
(капитан 3 ранга Бибеев М.А.) в р-не мыса
Маккаур 3-торпедным залпом потопила транспорт неприятеля водоизмещением 9 тыс.
т, шедший в охранении 5 скр."
"Через четыре дня гвардейцы
снова обнаружили конвой – транспорт и танкер в сопровождении шести кораблей
охранения. Первый, пораженный торпедами, загорелся и стал тонуть."
Норвежский
теплоход "Knute Nelson"
(фотография с сайта http://warsailors.com)
Примечания:
{1}
Способ атаки: 1 строка – торпедная (торп) или артиллерийская (арт) / способ
стрельбы торпедами: прицельный (пр), с временным интервалом (ви), веером (вр);
2 строка – количество выпущенных торпед (снарядов), в скобках указывается тип
торпеды (если известен) / носовые (НТА), кормовые (КТА) торпедные аппараты либо
калибр снарядов (патронов).
Использованные
источники:
[1] Морозов М.Э. – Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 3. Северный флот. – М.: изд. "Стратегия КМ", 2005. – 96 с.: ил.
[2] Платонов А.В. – Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – 592 с.: ил.
[3] Jurgen Rohwer – Allied Submarine Attacks of World War Two (European
Theatre of Operations 1939-1945). Naval Institute Press,
[4] Морозов
М.Э. – Парадоксы "Красногвардейца". – http://www.submarines.narod.ru/Books/txt_Mor_M_E_002-01.html.
[5] Великая Отечественная день за днем. –
Морской сборник 05/06-1992.
[6]
Константинов Ф.В. – Десять побед "Красногвардейца". –
Моделист-Конструктор 1-1985.
Дата последнего изменения: 24.11.2008.