Лодка

"Д-3"

2-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ Северного флота

Командир

капитан 3 ранга М.А. Бибеев

(обеспечивающий – капитан 2 ранга Б.И. Скорохватов)

Дата атаки

16.05.1942

Данные атакующей стороны (командира подводной лодки)

Источник

[1, с.10]

[2, с.92]

[3, с.26]

Состав конвоя

1 транспорт, 1 танкер, 6 сторожевых кораблей, следующие в западном направлении

2 транспорта, 6 сторожевых кораблей

(обнаружены в 11.27 на дистанции 40-50 кабельтовых)

?

Время атаки

12.23

Место атаки

позиция № 5

район мыса Маккаур

Сюльте-фьорд

Bosfjord

Цель атаки

транспорт (9000 тонн)

транспорт

пароход (9000 брт)

Положение лодки

подводное

?

Способ атаки {1}

торп/ви

3/НТА

торп/?

3/НТА

Дистанция

12 каб.

?

Результат атаки

через 75 и 90 секунд услышаны 2 взрыва; преследования не было

на основании доклада командира лодке было засчитано потопление транспорта

пароход потоплен

Данные атакованной стороны (противника)

Состав конвоя

германский конвой, включавший норвежские транспорты "Кнуте Нельсон", "Фригга", "Каупангер", германский танкер "Алгол", голландский танкер "Олеум"

зарубежных данных нет

Время атаки

?

Место атаки

?

Цель атаки

?

Результат атаки

промах (атака не зафиксирована)


 

Описание атаки из разных источников:

[4]:

"Усиление вражеской ПЛО отмечалось и в последующие дни. С улучшением погодных условий к противолодочному поиску подключилась авиация, безуспешно бомбившая "Д-3" на перископной глубине в ночь на 16-е. Бибеев воспринял это как желание отогнать субмарину в море перед проходом очередного каравана и не ошибся – в 11.27 по пеленгу 128 градусов показались дымы, мачты, а вскоре и сами корабли. По данным визуального наблюдения караван образовывали танкер в 2500 т, транспорт в 9000 т и шесть сторожевых кораблей.

Как выяснилось, при отсутствии гидроакустики атаковать не легко и в условиях хорошей видимости. Обнаружив караван на дистанции около 5 миль, командир "Д-3" не смог точно определить его курс. Сначала Бибеев решил, что его вероятный курс расположится по левому траверзу лодки, и стал ворочать влево на носовой залп (на момент обнаружения субмарина была обращена к цели кормой). Если бы акустика могла дать какие-то показания, то очень скоро бы выяснилось, что пеленг на противника имеет тенденцию перемещаться не на нос, а на корму. В этом удалось убедиться лишь в 11.50 при очередном подъеме перископа. Более того, сторожевик, находившийся на левом крамболе каравана, в этот момент находился всего в 3-5 кабельтовых и шел прямо на лодку! Несмотря на всю опасность сложившегося положения командир "Красногвардейца" не отказался от атаки, а, погрузившись на глубину 20 метров, лег на параллельный курс и развил полный ход. Бомбардировки не последовало, и когда в 12.17 вновь подняли перископ, выяснилось, что караван уже прошел над лодкой и отдалился от нее примерно на милю. Спустя пять минут был дан трехторпедный залп. Через 75 секунд невооруженным ухом было можно слышать сильный взрыв, спустя 15 секунд – второй. В соответствии с боевым донесением угол встречи торпед с целью должен был составить примерно 105-110 градусов, однако если предположить, что караван шел с неизменным курсом, как это делалось обычно, то угол вырастал до 165. По-видимому, так оно и было на самом деле. Потому неудивительно, что, подняв в 12.30 перископ, Бибеев наблюдал лишь танкер, сторожевики и мачты впереди идущего транспорта. В этот момент судно как раз выходило за пределы визуальной видимости.

Германский конвой на самом деле составляли норвежские теплоход "Кнуте Нельсон" (5749 брт) и пароход "Каупангер" (1584 брт; остался незамеченным с "Д-3"), германские танкеры "Алгол" (972 брт), "Олеум" (476 брт), а также каботажный пароход "Фригга" (557 брт). Их конвоировали сторожевики "V 6114", "V 6103", "V 6107" и "V 5906". Разница между количеством наблюдаемых и реальных транспортов и сторожевиков объяснялась тем, что в силу своей неказистости "Олеум" и "Фригга" оказались засчитаны как корабли охранения. Своей целью Бибеев выбрал 9000-тонный транспорт – несомненно "Кнуте Нельсон". Выпущенные ему вдогонку торпеды не попали, да и не могли попасть. С чем были связаны взрывы, сказать трудно. Возможно взрыватели сработали самопроизвольно, попав в кильватерную струю кораблей. Во всяком случае, атака осталась не зафиксированной врагом, что подтверждается и отсутствием бомбометания. Скорохватов же с удовлетворением отметил смелость и упорство командира, потопившего очередной транспорт."

[5, с.30]:

"Пл "Д-3" (капитан 3 ранга Бибеев М.А.) в р-не мыса Маккаур 3-торпедным залпом потопила транспорт неприятеля водоизмещением 9 тыс. т, шедший в охранении 5 скр."

[6, с.15]:

"Через четыре дня гвардейцы снова обнаружили конвой – транспорт и танкер в сопровождении шести кораблей охранения. Первый, пораженный торпедами, загорелся и стал тонуть."

Норвежский теплоход "Knute Nelson"

(фотография с сайта http://warsailors.com)

Примечания:

{1} Способ атаки: 1 строка – торпедная (торп) или артиллерийская (арт) / способ стрельбы торпедами: прицельный (пр), с временным интервалом (ви), веером (вр); 2 строка – количество выпущенных торпед (снарядов), в скобках указывается тип торпеды (если известен) / носовые (НТА), кормовые (КТА) торпедные аппараты либо калибр снарядов (патронов).

Использованные источники:

[1] Морозов М.Э. – Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 3. Северный флот. – М.: изд. "Стратегия КМ", 2005. – 96 с.: ил.

[2] Платонов А.В. – Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – 592 с.: ил.

[3] Jurgen Rohwer – Allied Submarine Attacks of World War Two (European Theatre of Operations 1939-1945). Naval Institute Press, Annapolis, Maryland, 1997.

[4] Морозов М.Э. – Парадоксы "Красногвардейца". – http://www.submarines.narod.ru/Books/txt_Mor_M_E_002-01.html.

[5] Великая Отечественная день за днем. – Морской сборник 05/06-1992.

[6] Константинов Ф.В. – Десять побед "Красногвардейца". – Моделист-Конструктор 1-1985.

ГЛАВНАЯ

ЛОДКИ

КОМАНДИРЫ

ДАТЫ

ФОРУМ

ССЫЛКИ

Дата последнего изменения: 24.11.2008.