Лодка

"М-171"

4-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ Северного флота

Командир

капитан-лейтенант В.Г. Стариков

Дата атаки

02.10.1941

Данные атакующей стороны (командира подводной лодки)

Источник

[1, с.38-39]

[2, с.332-333]

[3, с.18]

Состав конвоя

2 транспорта у пирса

2 транспорта у причала

(обнаружены в 13.30 на дистанции 13-14 кабельтовых)

?

Время атаки

14.02

Место атаки

позиция № 6

порт Линахамари

порт Петсамо

(Линахамари)

Liinahamaari

Цель атаки

2 транспорта

(8000 и 3000 тонн)

?

2 парохода

(6000 и 3000 брт)

Положение лодки

подводное

?

Способ атаки {1}

торп/пр

1+1/НТА

торп/?

2/НТА

Дистанция

12 каб.

?

Результат атаки

торпеды были выпущены на циркуляции; через 1,5 минуты услышано 2 глухих взрыва; при выходе из гавани лодка попала в противолодочную сеть, из которой освободилась только спустя 2 часа; в это время корабль противника сбросил на безопасном удалении от лодки 29 глубинных бомб; после освобождения от сети смогла выйти из залива в момент прилива

промах; при выходе из залива попала в противолодочную сеть, из которой смогла вырваться только через 2 часа

пароходы потоплены

Данные атакованной стороны (противника)

Состав конвоя

норвежские транспорты "Мимона" и "Кристиан Сендинг"{2}

транспорты

"Limona"{3} (1147 брт) и

"Ch. Sending"{2} (3076 брт) у причала

норвежские пароходы "Mimona" (1147 брт) и "Ch. Sending"{2} (3076 брт)

Время атаки

?

Место атаки

порт Лиинахамари

Liinahamaari

Цель атаки

?

норвежские пароходы "Mimona" (1147 брт) и "Ch. Sending"{2} (3076 брт)

Результат атаки

промах; германский сторожевой корабль "Того" контратаковал лодку на выходе из гавани, сбросив 29 глубинных бомб

промах

промах; две торпеды взорвались при ударе о берег; вспомогательное противолодочное судно "Togo" сбросило глубинные бомбы


 

Описание атаки из разных источников:

[4]:

"ПЛ "М-171", находясь на позиции на подходах к бухте Печенга и, не обнаружив в течение четырех дней противника, проникла в гавань Лиинахамари в подводном положении. В гавани ПЛ обнаружила два стоявших у причалов транспорта и на медленной циркуляции с дистанции 12 кб в 14.02 произвела два последовательных торпедных выстрела с временным интервалом 6 – 7 сек. с расчетом попасть в оба транспорта. Через полторы минуты были слышны взрывы ПЛ торпед. После выстрелов ПЛ всплыла до 4 м, заполнив цистерну быстрого погружения, развернулась и на глубине 18 м направилась к выходу из гавани, но попала в позиционные сети и в течение двух часов не могла от них оторваться. Сторожевые катера противника сбросили на ПЛ 29 глубинных бомб, но бомбы сбрасывались посреди прохода, а ПЛ прижималась к берегу. Воспользовавшись полной водой, ПЛ на глубине 6 м на полном ходу, не поднимая перископа, прошла поверх сети и вышла из гавани без повреждений. В 17.00 после выхода из бухты Печенга ПЛ слышала ряд глухих взрывов глубинных бомб за кормой. 2 транспорта противника, один водоизмещением в 6000 т, а другой – 3000 т, считались потопленными. По зарубежным данным были безрезультатно атакованы транспорты "Мимона" (1147 брт) и "Св. Сендинг" (3076 брт)."

[5, с.10]:

"Пл "М-171" (старший лейтенант Стариков В.Г.) проникла в гавань Линахамари и произвела двухторпедный залп, которым считались потопленными 2 тр противника водоизмещением 6 тыс. т и 3 тыс. т. Пл на выходе попала в позиционные сети, но смогла вырваться из них и уйти от преследования."

[6, с.28]:

"Дважды (13 сентября и 2 октября) в Линахамари совершала прорывы подводная лодка "М-171" (командир капитан-лейтенант В.Г. Стариков). К сожалению, оба прорыва успеха не принесли: в первом случае транспортов в гавани не оказалось, во втором — выпущенные торпеды в цель не попали. Кроме того, при втором прорыве подводная лодка наткнулась на противолодочную сеть и подверглась преследованию вражеских кораблей, ей с большим трудом удалось выйти из гавани."

Теплоход "Viator"{2} в Копенгагене. 1940 год. [7]

Схема проникновения подводных лодок "М-171", "М-172" и "М-174" в Линахамари. [6, с.27]

Примечания:

{1} Способ атаки: 1 строка – торпедная (торп) или артиллерийская (арт) / способ стрельбы торпедами: прицельный (пр), с временным интервалом (ви), веером (вр); 2 строка – количество выпущенных торпед (снарядов), в скобках указывается тип торпеды (если известен) / носовые (НТА), кормовые (КТА) торпедные аппараты либо калибр снарядов (патронов).

{2} Теплоход-рефрижератор "Viator" (3076 брт) был спущен на воду в Копенгагене (Дания), где и был реквизирован Кригсмарине. До 27.10.1941 плавало под норвежским флагом в интересах германского командования под прежним наименованием. С 27.10.1941 судно стало формально принадлежать Германии и в дальнейшем было переименовано в "Christian Sinding".[7]

{3} Так в оригинале. Правильно читать – "Mimona".

Использованные источники:

[1] Морозов М.Э. – Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 3. Северный флот. – М.: изд. "Стратегия КМ", 2005. – 96 с.: ил.

[2] Платонов А.В. – Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – 592 с.: ил.

[3] Jurgen Rohwer – Allied Submarine Attacks of World War Two (European Theatre of Operations 1939-1945). Naval Institute Press, Annapolis, Maryland, 1997.

[4] Версия Гатчинского архива ежедневных боевых действий на Северном театре.

[5] Великая Отечественная день за днем. – Морской сборник 10-1991.

[6] Емельянов Л. А. – Советские подводные лодки в Великой Отечественной войне. – М.: Воениздат, 1981.

[7] Сайт http://warsailors.com.

ГЛАВНАЯ

ЛОДКИ

КОМАНДИРЫ

ДАТЫ

ФОРУМ

ССЫЛКИ

Дата последнего изменения: 02.03.2009.