военно-морской флаг СССР

Военно-морское училище имени М. В. Фрунзе

военно-морской флаг СССР
орден Ленина орден Ушакова I степени
10.06.1939 29.01.1951

 История ВМУ имени М. В. Фрунзе

Военно-морское училище имени М. В. Фрунзе (в настоящее время – Морской корпус Петра Великого), занимало в довоенный период и в годы Великой Отечественной войны ведущее положение в системе военно-морских училищ, представляя собой первую ступень в системе подготовки среднего и старшего командного состава для подводного флота. Училище было образовано во времена Петра I и за время своего существования неоднократно меняло название:

с 1701 года – Школа математических и навигацких наук (Навигацкая школа),

с 1715 года – Морская академия (Академия морской гвардии),

с 1752 года – Морской шляхетный кадетский корпус,

с 1802 года – Морской кадетский корпус,

с 1867 года – Морское училище,

с 1891 года – Морской кадетский корпус,

с 1906 года – Морской корпус,

с 1914 года  – Морской Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича корпус,

с 1916 года  – Морское (Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича) училище.

Здание Морского училища в Санкт-Петербурге
Здание Морского училища в Санкт-Петербурге

09.03.1918 Морское училище было расформировано в соответствии с Декретом о роспуске старого флота и создании РККФ.

15.09.1918 специальным приказом в Петрограде были созданы Курсы командного состава флота на 300 слушателей. Официальное открытие курсов состоялось 10.10.1918 в помещении бывшего Морского училища, где сохранились материальная база и основной состав преподавателей. Слушатели набирались главным образом из матросов-специалистов, которых рассчитывали подготовить к исполнению обязанностей средних командиров всего за четыре месяца.

30.06.1919 курсы были реорганизованы в Училище командного состава флота со сроком обучения три с половиной года. Первоначально в состав этого ВМУЗа входили два отдела: военно-морской, который готовил штурманов, артиллеристов, минёров, и технический – предназначенный для подготовки механиков, электромехаников и радиотелеграфистов. Учебные программы оставались дореволюционными и предусматривали достаточно основательную специализацию по конкретному профилю. Старый учебный план, в частности, предусматривал усвоение слушателями минной специализации целого ряда отдельных дисциплин: «Взрывчатые вещества», «Подрывное дело», «Мины заграждения», «Тралы», «Средства борьбы против подводных лодок», «Тактика мин» и т. д. Для таких специальных дисциплин были разработаны свои учебные программы, причём теоретический курс каждой из этих дисциплин читал специально подготовленный преподаватель, практические занятия со слушателями проводили специально подготовленные инструкторы. Таким образом, впервые был реализован принцип подготовки специалистов на первичные офицерские должности. Правилами поступления разрешалось зачислять в училище не только матросов, но и гражданскую молодёжь.

В 10.1919 отряд слушателей впервые выступил на фронт. За проявленный отрядом героизм, училищу было вручено Красное знамя, которое и сейчас хранится в его музее.

08.07.1920 было утверждено Положение о приёме в училище, которое установило возраст поступающих из числа гражданской молодёжи – 18 лет, из числа военных моряков – 26 лет. Для поступления требовалось среднее образование и сдача вступительных экзаменов.

В 1922 году состоялось первое полноценное плавание слушателей на боевых кораблях.

18.06.1922 состоялся первый выпуск училища. Он включал 82 командира набора 1918 года, из которых на пополнение подводного флота отобрали 26 человек.

22.10.1922 Училище командного состава флота было переименовано в Военно-морское училище (ВМУ).

С осени 1922 года подготовка по специальностям «инженер-механик» и «инженер-электрик» была переведена в свежесформированное Морское инженерное училище. Тогда же в ВМУ изменилась система подготовки слушателей. Теперь целевая установка заведения предусматривала подготовку командира-единоначальника для военно-морской службы без прежнего разделения по специальностям: вахтенного начальника на корабли 2–3 ранга, плутонгового командира корабельной артиллерии, ротного командира на корабле (в соответствии с организацией службы по корабельному уставу того времени), командира взвода корабельного десанта или штурмана корабля. Полученные знания могли обеспечить продвижение по службе до командира корабля 2 ранга.

Был введён новый учебный план. Основные требования, предъявляемые к выпускнику военно-морского училища, были сформулированы в нём следующим образом:

1. В отношении знания морской службы и выполнения связанных с ней задач и работ слушатели должны получить достаточную теоретическую и практическую подготовку для возможности назначения на должности вахтенного офицера на большом корабле.

2. В отношении изучения специальных дисциплин слушатели должны иметь достаточный запас знаний для выполнения самостоятельно простейших, наиболее часто встречающихся на практике работ по той или другой специальности и занятия должности помощника младшего специалиста в той или другой области.

Применительно к упоминавшемуся выше минному делу это выглядело так: самостоятельные специальные дисциплины минного отдела были исключены из программы. Все слушатели училища обучались теперь по единой программе, которая включала все отрасли минного дела (подрывное дело, мины заграждения, тралы, средства борьбы с подводными лодками, тактика мин и т. д.) в качестве разделов одной учебной дисциплины «Минное дело». Начался переход от урочной системы обучения к лекционно-репетиционной, которая в большей степени отвечала требованиям обучения в высших учебных заведениях. Окончательный же переход к лекционной системе произошел только в 1936–1939 гг. Срок обучения остался прежним: один год – подготовительный (по его программе занимались краснофлотцы, планировавшие поступать с действительной службы) и три года – обучение по программам высшего учебного заведения.

В 1924 году учебный корабль «Комсомолец» и крейсер «Аврора» со слушателями на борту совершили первый дальний поход по маршруту Кронштадт – Берген – Мурманск – Архангельск – Тронхейм – Кронштадт, общей продолжительностью 47 суток.

Вот как описывает ВМУ А. Боровиков, проходивший обучение в училище в 1925–1928 гг.: [5]

Всех абитуриентов разместили во 2-м Балтийском флотском экипаже. Именно с этого момента началась моя морская служба. Рота абитуриентов жила по всем правилам внутреннего распорядка флотского экипажа: Подъем, утренний осмотр, завтрак, строем в училище, строем обратно. <…>

Экзамены я прошел очень легко.

Итак, в последних числах октября 1925 года я – курсант Военно-морского училища – Третья рота «Б». <…>

Здесь вполне уместно остановиться поподробнее на системе подготовки офицерских кадров Военно-морского флота. Не теперешней, а именно тогдашней. Надо сказать, что тогда еще многое оставалось от системы царского времени. Так, вместо упраздненного Морского корпуса, имевшего три класса и готовившего молодых людей к поступлению в собственно училище, в двадцатых годах при морском училище были три подготовительных курса, дававших законченное среднее образование и очень много чисто морских навыков и знаний, приобретаемых во время летних компаний навигаций. Эти три подготовительных курса были укомплектованы комсомольским набором и краснофлотцами, не имеющими среднего образования. Роль этих подготовительных курсов или младших классов Морского корпуса выполняют Нахимовские училища.

Подготовка кадров всех рангов и специальностей производилась в трех подготовительных учебных заведениях – Высшее военно-морское училище по родам морского флота и по инженерным специальностям. Затем через год-два Соединенные классы командного состава, длившихся одну зиму и профилирующих специалистов флота. И завершающее образование Военно-морская академия, где была штучная подготовка – известно было, куда будет назначен выпускник академии, на какую должность – и подготовка, например, инженерных кадров шла по индивидуальному плану.

Мне и теперь такая система кажется идеальной. Три года в ВМУ. Полгода на курсах повышения квалификации или в Соединенных классах и два года в Академии. Итого на законченное высшее образование тратилось немногим более пяти лет. И нет надобности отрывать молодых людей самого творческого возраста от жизни флота на 6 лет, как это практикуется сейчас.

К системе подготовки офицерских кадров мы еще вернемся, а сейчас надо рассказать об организации быта и учебы в ВМУ им. Фрунзе в 1925-28 годах. Надо сказать, что несмотря на трехгодичное обучение, выпуск этих лет считались выпусками Высшего учебного заведения. Узнал я об этом, то есть о том, что у меня двойное высшее образование равно через тридцать лет и к своему диплому получил второй «поплавок» – значек (так в источнике – А. С.) об окончании Высшего военно-морского училища.

Как мы жили и учились в ВМУ?

За три года обучения мы прошли три практических плавания. Первый год, четыре месяца на линкорах. Практика эта была рядовыми матросами с полным перечнем вахт всех видов, начиная с уборки и кончая боевым дежурством по готовности номер два, хотя в то время номеров готовности еще не было. Это совершенно обязательно – на себе, на своей шкуре узнать матросскую жизнь. После второго курса практика проходила почти по всем специальностям: штурманская – на «Ленинградсовете». Учебном судне, ранее носившем название «Воин». Почему его переименовали [–] понять трудно. По минно-торпедному делу практика проходила в Минно-торпедной школе подготовки матросов гальванеров в Кронштадте. По совести говоря, всех подробностей практики после второго курса я не помню.

Третьим курсом заканчивалось обучение командиров в училище.

Весной были выпускные экзамены, государственные экзамены. Определялись «старшинство» окончания училища – оканчивающих по успеваемости. Составлялся командованием училища список старшинства от первого, самого успешного курсанта до последнего, который учился хуже всех. Право выбора на имеющиеся вакантные флота и флотилии предоставлялись по этому списку. После выбора моря или флотилии, командование флотов распределяло окончивших по кораблям для прохождения практики в качестве корабельного курсанта. Это была по сути дела стажировка будущих командиров на соответствующих их назначению должностях. При этом, было особенно разумно то, что практику курсанты проходили не [на] том корабле, на котором им предстоит служить, а на других, по возможности однотипных судах. Это было особенно важно потому, что вольно или невольно, но молодые командиры знали материальную часть и несли службу неизбежно хуже, чем старослужащие матросы и старшины, которыми им придется руководить. И чтоб не ставить молодых командиров в ложное положение по отношению к их подчиненным, они проходили практику не на тех судах, где им придется служить.

В 11.1925 при училище были сформированы параллельные классы (затем курсы) комсостава флота. Трёхлетний курс классов предусматривал подготовку в объёме программы военно-морского училища командиров в возрасте до 35 лет, уже находившихся на соответствующих должностях, но не получивших ранее военного образования, а также старшин-сверхсрочников с законченным средним образованием.

07.01.1926 училищу было присвоено имя Михаила Васильевича Фрунзе, после чего оно стало именоваться «Военно-морское училище имени М. В. Фрунзе». Тогда же было введено звание «курсант». Новым штатом предусматривалось обучение 825 курсантов и 75 слушателей параллельных классов. Программа обучения делилась на 4 курса.

Большое пополнение из училищ пришло на подводный флот в 1931 году. В начале года в бригаду подводных лодок Морских сил Балтийского моря были назначены 33 выпускника ВМУ имени М. В. Фрунзе и Военно-морского инженерного училища имени Ф. Э. Дзержинского. Осенью того же года к ним присоединилась ещё одна группа новоиспечённых командиров второго выпуска ВМУ 1931 года.

В начале 30-х годов в связи с перспективой развёртывания мощного подводного флота была предпринята очередная попытка ввести специализацию внутри учебного процесса. На состоявшемся летом 1931 года совещании руководителей военно-морских училищ и центрального аппарата приняли решение о введении в ВМУ имени М. В. Фрунзе дифференциации обучения курсантов путём выделения в особый сектор тех, кто после выпуска планировался для службы на подводных лодках. Эти курсанты подразделялись на два дивизиона по штурманской и минной специальностям. Дивизионы делились на учебные группы (по два класса в группе). Кроме подводного, в училище имелись также надводный (состоял из трёх дивизионов: штурманского, артиллерийского и минно-торпедного), авиационный и гидрографический сектора. Однако довольно быстро выяснилось, что в условиях интенсивного строительства ВМФ кадровые органы не могут правильно распорядиться подготовленными кадрами. Попадая не по адресу, выпускники подводного сектора требовали дополнительной подготовки, предоставить которую было возможно только через возвращение в учебное заведение.

В соответствии с постановлением РВС СССР от 17.05.1932 численность курсантов ВМУЗов была увеличена более чем в два раза; в связи с расширением училищ в течение ряда лет проводились спецнаборы по направлениям партийных и комсомольских организаций. Всего же ВМУ имени Фрунзе в 1928–1932 гг. окончило 970 командиров.

В 1933 и 1934 годах подводный сектор дал флоту 175 командиров штурманской и минно-торпедной специальностей. Весной следующего года училище произвело первый выпуск командиров-подводников, которые в течение всех четырёх лет обучались по специальной программе.

22.09.1935 в СССР были введены персональные воинские звания для командного состава РККА и РККФ. В 06.1936 в училище состоялся первый выпуск лейтенантов.

В 09.1936 подводный сектор (с начала 1936 года – отдел) был расформирован, однако выпуски 1937 и 1938 годов производились с сохранением подводного уклона.

С 1936 года ВМУ вновь перешло на подготовку вахтенных командиров, которая теперь велась по четырёхлетней программе. Тогда же руководство страны приняло постановление «О работе высших учебных заведений», в котором отмечалось, что уровень обучения в ряде высших учебных заведений мало чем отличается от обучения в средней школе. Для повышения качества обучения в училище с 1937 года преподавательский состав вывели из строевых подразделений и распределили по одиннадцати циклам. Затем циклы преобразовали в кафедры, как это было принято во всех высших учебных заведениях страны. В данный период в училище имелись четыре отдела: штурманский, артиллерийский, минно-торпедный и гидрографический.

13.10.1936 училище было награждено Почётным революционным Красным Знаменем ЦИК СССР и получило наименование Краснознамённого.

В 1933–1937 гг. Военно-морское училище имени М. В. Фрунзе окончило 1824 командира.

В 1937–1939 гг. ВМУ имени М. В. Фрунзе послужило основной базой для создания военно-морских училищ в Севастополе, Владивостоке и Баку, куда из Ленинграда уехали многие курсанты, преподаватели и командиры.

С 03.08.1938 при училище начали работать курсы ускоренной подготовки младших лейтенантов и младших воентехников из специалистов сверхсрочной службы.

Постановлением Совета Народных Комиссаров № 683 от 19.05.1939 ВМУ было переведено в разряд высших учебных заведений I категории и стало именоваться «Высшее военно-морское училище имени М. В. Фрунзе».

10.06.1939 училище было награждено орденом Ленина.

16.10.1939 был утверждён новый Корабельный устав ВМФ, согласно которому боевые функции на корабле распределялись между боевыми частями, объединявшими личный состав по соответствующим специальностям. Несмотря на это все выпускники ВВМУ имени М. В. Фрунзе и в дальнейшем получали одинаковый диплом – диплом вахтенного офицера.

Курсанты за изучением материальной части артиллерии. ВВМУ имени М.В. Фрунзе
Курсанты за изучением материальной части артиллерии.
Высшее военно-морское училище имени М. В. Фрунзе. 1941 год. [4]

В 1940 году предприняли очередную, уже третью по счёту, попытку организовать профильное обучение курсантов. Теперь оно осуществлялось в форме двухмесячной подготовки уже после окончания училища в соответствии с состоявшимся распределением. Развернуть подобную подготовку помешала начавшаяся вскоре война.

По штату 1940 года в Высшем военно-морском училище имени М. В. Фрунзе насчитывалось 435 военнослужащих постоянного состава (в том числе 280 старших и средних командиров-офицеров), 1850 курсантов, 150 слушателей параллельных классов, 500 человек вольнонаемного персонала.

В 1938–1940 гг. училище дало ВМФ 1433 командира. Авторитет профессии моряка и репутация ВВМУ имени М. В. Фрунзе были довольно высокими. В 1940 году на 300 вакантных мест поступило 3900 заявлений от желающих поступить.

В 1939 году училище закончило 625 лейтенантов, в 1940 – ещё 404.

Начало Великой Отечественной войны совпало с периодом практики у курсантов. 25.06.1941 состоялся досрочный выпуск офицеров. Лейтенантами стали 198 курсантов.

В конце 07.1941 было принято решение об эвакуации училища в Астрахань, где оно должно было разместиться на базе Астраханского института рыбной промышленности.

Курсанты 1-го и 2-го курсов ВВМУ в 0708.1941 принимали участие в боях в составе 1-й отдельной бригады морской пехоты.

31.10.1941 состоялся досрочный выпуск лейтенантов (второй выпуск в 1941 году).

10.01.1942 завершилась эвакуация ВВМУ имени М. В. Фрунзе в Астрахань.

Последний выпуск военного времени состоялся 07.05.1944. Летом того же года училище вернулось в Ленинград.

По окончании войны курсанты ВВМУ имени М. В. Фрунзе участвовали в Параде Победы на Красной площади. 52 выпускника училища в ходе войны удостоились звания Героя Советского Союза.

Первый послевоенный выпуск состоялся в 04.1947.

29.01.1951 Высшее военно-морское училище имени М. В. Фрунзе Указом Президиума Верховного Совета СССР было награждено орденом Ушакова I степени.

В 1998 году в связи с реорганизацией военных учебных заведений ВВМУ им. Фрунзе было объединено с Высшим военно-морским училищем подводного плавания имени Ленинского комсомола и переименовано в Санкт-Петербургский Военно-морской институт.

С 2001 года учебное заведение носит название «Морской корпус Петра Великого». В корпусе осуществляется подготовка офицеров военно-морского флота на пяти факультетах: штурманском, гидрографическом, минно-трального и противолодочного вооружения, крылатых и баллистических ракет подводных лодок, а также специальных вооружений.

Списки выпускников училища (по годам выпуска)

1922 1923 1924 1925 1926
1927 1928 1929 1930 1931
1931 (2-й вып.) 1932 1933 1934 1935
1936 1937 1938 1938 (2-й вып.) 1939

Использованные источники

[1] Морозов М.Э. Советский подводный флот 1922-1945 гг.: О подводных лодках и подводниках / М.Э. Морозов, К.Л. Кулагин. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: Транзиткнига, 2006. – С. 361-367.

[2] «Морской корпус Петра Великого» – Сайт http://astro.websib.ru – Дата обращения: 23.11.2009.

[3] Холодов-Воронцов А. В. «Королевское училище» – Сайт «Морская газета» – Дата обращения: 23.11.2009.

[4] Сайт «История России. Всемирная, мировая история» – Дата обращения: 23.11.2009.

[5] Мемуары деда – 1926. – Военно-морское училище, 1 курс. – Сайт «Livejournal» – Дата обращения: 24.11.2009.

Дата последнего изменения: 02.06.2013.