военно-морской флаг СССР

Экспедиция особого назначения № 1 ( ЭОН-1 )

военно-морской флаг СССР

В начале 30-х годов XX столетия в связи с обострением международной обстановки Советское правительство приняло решение восстановить военно-морское присутствие на северном рубеже СССР. Ядро Северной военной флотилии должны были составить корабли Морских сил Балтийского моря, которые планировалось перевести в Мурманск по строившемуся Беломорско-Балтийскому каналу. К весне 1933 года усилиями десятков тысяч заключенных всего за 2 года были завершены основные работы по сооружению этого гигантского гидротехнического сооружения, получившего имя Сталина.

Подводная лодка «Декабрист» во время перехода с Балтики на Север в составе ЭОН-1
Подводная лодка «Декабрист» во время перехода с Балтики на Север [3]

15.04.1933 приказом народного комиссара по военным и морским делам Ворошилова К. Е. была сформирована экспедиция особого назначения № 1 (ЭОН-1) для перевода с Балтики в Мурманск первого отряда кораблей. Непосредственно возглавил ЭОН-1 командир бригады эскадренных миноносцев МСБМ Закупнев З. А., начальником штаба экспедиции стал Исаков И. С., начальником политотдела – Байрачный П. П., а общее руководство подготовкой и проведением экспедиции осуществлял первый секретарь Ленинградского обкома ВКП(б) Киров С. М.

В состав экспедиции вместе с обеспечивающими средствами, катерами, буксирами и баржами вошли эскадренные миноносцы «Урицкий» (командир – Мельников А. С.) и «Рыков» (командир – Рыков С. С.), сторожевые корабли «Ураган» (командир – Визель Г. А.) и «Смерч» (командир – Фокин В. А.), подводные лодки «Декабрист» (командир – Секунов Б. А.) и «Народоволец» (командир – Рейснер Л. М.) вместе со штабом 2-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ МСБМ (командир – Скриганов М. П.). В целях уменьшения осадки при переходе по внутренним водным системам с кораблей на баржи был перегружен весь боезапас и вооружение. Для обеспечения возможности прохода под мостами были демонтированы все мачты.

Глубокой ночью 18.05.1933 корабли ЭОН-1 в обстановке строгой секретности вышли из Кронштадта, благополучно пройдя по Неве до Ладожского озера. Там экспедиция разделилась: из-за плохой погоды баржи и катера повели буксирами по Новоладожскому каналу, соединяющему Неву со Свирью, а корабли и подводные лодки своим ходом пересекли Ладожское озеро и достигли порта Свирица в устье реки Свирь.

Здесь ЭОН-1 столкнулась с большими трудностями: облегчённые до предела эскадренные миноносцы всё равно не могли пройти по реке. Пришлось «Урицкий» и «Рыков» поднимать на обычные деревянные баржи. Для того чтобы сначала притопить эти импровизированные доки, команды кораблей, построившись в три цепочки, вручную нагружали баржи всем, что попадалось под руку, а после ввода эсминцев – балласт тем же способом выгружали. Когда баржи всплыли, носовые и кормовые оконечности «Урицкого» и «Рыкова» висели в воздухе. В таком виде буксиры дотянули их до города Вознесенье на южном берегу Онежского озера, где баржи снова пришлось вручную загружать, чтобы спустить эсминцы на воду. Ненамного лучше обстояла ситуация и с подводными лодками. Так, на Сиговских порогах «Декабриста» тянули четыре мощных колесных буксира в ордере «цугом». Сильное течение реки бросало лодку от одного берега к другому, и, чтобы она не села на мель, её с обоих бортов удерживали небольшие винтовые буксиры.

Командир «Декабриста» Секунов Б. А. беседует с подводниками на переходе по Беломорско-Балтийскому каналу в составе экспедиции особого назначения № 1
Командир «Декабриста» Секунов Б. А. беседует с подводниками
на переходе по Беломорско-Балтийскому каналу [3]

В Вознесенье экспедицию встречал начальник Морских сил Балтийского моря Галлер Л. М., который поблагодарил экипажи кораблей за службу на Балтике и пожелал им как можно быстрее освоить новый морской театр.

Далее корабли прошли своим ходом по Онежскому озеру до Повенца, где экспедиция больше месяца простояла в гавани, ожидая завершения работ на цепочке шлюзов Беломорско-Балтийского канала, прозванной «Повенчанской (Повенецкой) лестницей». Она поднимала суда с высоты 33 метров на уровне моря, на которой располагается Повенец, до высоты в 102 метра, на которой между озерами Узкое и Матко проходит водораздел между Балтийским и Белым морями.

После окончания строительных работ экспедиция ранним июльским утром продолжила свой путь. 20.07.1933 последний корабль ЭОН-1 преодолел заключительный 19-й шлюз и прибыл в порт Сорока (ныне г. Беломорск).

Утром 21.07.1933 в порт Сорока по Беломорско-Балтийскому каналу пришёл из Ленинграда пароход «Товарищ Анохин», на борту которого находились Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) Сталин И. В., Ворошилов К. Е., Киров С. М. и первый заместитель председателя ОГПУ СССР Ягода Г. Г. Для встречи с высшим руководством команды кораблей выстроились на стенке шлюза. Сталин, Ворошилов и Киров обошли строй, поздоровались с командирами и личным составом экипажей. Были произнесены приветственные речи, после чего руководители партии и правительства осмотрели эсминец «Урицкий» и подводную лодку «Декабрист». К вечеру высокие гости выехали пассажирским поездом (к составу было прицеплено два купированных вагона) в Мурманск.

В порту Сорока на корабли ЭОН-1 был снова погружен боезапас и продовольствие, установлено вооружение, смонтированы мачты, доставленные туда на баржах. Подводные лодки требовали вывески, так как солёность и плотность воды в Баренцевом море иная, чем на Балтике.

Завершив за две недели подготовку к плаванию вокруг Кольского полуострова, корабли экспедиции особого назначения № 1 вышли из Сорокской губы и 05.08.1933 прибыли в Мурманск, завершив трудный переход с Балтийского моря, длившийся два с половиной месяца. Эсминцы, сторожевики и подводные лодки вошли в состав Северной военной флотилии, сформированной циркуляром начальника штаба РККА 01.06.1933.

Использованные источники

[1] Платонов В. И. Записки адмирала. – М.: Воениздат, 1991. – С. 85-91.

[2] Зефиров М. В. Тени над Заполярьем: Действия Люфтваффе против советского Северного флота и союзных конвоев / М. В. Зефиров, Д. М. Дёгтев, Н. Н. Баженов. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2009. – С. 10-12.

[3] Морозов М. Э., Кулагин К. Л. Первые подлодки СССР. «Декабристы» и «Ленинцы». – М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2010. – С. 56-58.


Дата последнего изменения: 22.03.2010.