румынский военно-морской флаг

Тактика минных постановок румынского королевского флота

румынский военно-морской флаг

Все минные постановки, произведённые на Чёрном море румынским королевским флотом, носили чисто оборонительный характер. Планы минных постановок в большинстве случаев разрабатывались германским командованием, а румынское военно-морское командование являлось лишь исполнительным органом, разрабатывавшим «оперативный» (боевой) приказ.

В приложенном к боевому приказу наставлении указывались все необходимые сведения, не вошедшие в приказ: назначенные географические координаты линий и рядов мин, количество мин и минных защитников, подлежавших приёмке на минные заградители, углубление мин и минных защитников, минные интервалы, расстояние между рядами мин и минных защитников, порядок равнения в строю и таблица условных сигналов.

Перед постановкой оборонительных минных заграждений в своих (румынских) водах производилась обстоятельная навигационно-гидрографическая подготовка для определения точных координат заграждения и для обеспечения постановки мин по измеренной глубине в случае постановки минного заграждения в мелководном районе.

Навигационно-гидрографическое обеспечение минной постановки заключалось в постановке ориентирных вех в начальной и конечной точках каждой линии мин и в производстве промера глубин между этими вехами. Обычно эта задача выполнялась специально выделенными гидрографическими судами, выходившими в море за несколько часов до начала минной постановки; если же не было свободных кораблей и судов, то постановка вех и промер глубин производились одним из кораблей, назначенных для участия в минной постановке.

В хорошую видимость и перед постановкой линии мин длиной до 5 миль высылался один гидрографический или какой-либо иной корабль, снабжённый надёжными навигационными приборами, который становился на якорь в начальной точке. Место поставленной там вехи точно определялось по береговым опорным пунктам, после чего корабль полным ходом направлялся к другому концу будущего минного заграждения для постановки второй вехи и определения её места, а затем делал обратный пробег с учетом поправки на течение и ветровой дрейф.

При плохой видимости или перед постановкой линии мин длиной более 5 миль высылались два корабля, которые после постановки вехи в начальной точке совместно шли к другому концу линии, где также сбрасывалась веха и один корабль становился на якорь, а другой корабль возвращался в начальную точку и становился там на якорь. Оба корабля стояли на якоре до окончания минной постановки.

Промер глубин производился с тех же кораблей, которые ставили ориентирные вехи, или с другого корабля. В районах с ровным рельефом дна промер глубин производился однократным пробегом между ориентирными вехами, если же дно было неровное, то промер глубин повторялся на обратном галсе. Перед постановкой минного заграждения длиной свыше 6 миль для обозначения промерного галса применялись промежуточные автоматически затопляемые буи с установкой механизма потопления на срок, обеспечивавший использование буёв минными заградителями. Результаты промера глубин заблаговременно сообщались на минные заградители, назначенные для постановки заграждения.

В случае постановки минного заграждения в своих водах вне видимости береговых предметов в начальной и конечной точках линии мин ставились буи, снабжённые автоматически действовавшими клапанами затопления. Места буев определялись по счислению или путём астрономических наблюдений; кроме того, перед постановкой мин минный заградитель делал пробег между буями для проверки расстояния и для промера глубин.

При постановке минного заграждения вдали от баз буи не ставились, а счисление велось на флагманском корабле. Поскольку координаты минного заграждения не могли быть точно определены, подобные заграждения ставились как можно дальше от линий своих коммуникаций. По окончании минной постановки корабли возвращались в базу кратчайшим путём и с наибольшей скоростью хода.

Минные постановки производились только в благоприятную погоду; в случае тумана или шторма выполнение задачи откладывалось даже в том случае, если все предварительные мероприятия были уже проведены.

Для минных постановок применялись минные заградители «Amiral Murgescu», «Regele Carol I», «Dacia» и «Romania», а также германские самоходные баржи типа «F», впервые использованные для этой цели румынами в 1944 году.

Для обеспечения минных постановок были использованы эскадренные миноносцы «Regele Ferdinand», «Regina Maria», «Mărăşti» и «Mărăşeşti», миноносцы «Sborul», «Năluca» и «Smeul», канонерские лодки «Căpitan Dumitrescu Constantin», «Locotenent-comandor Stihi Eugen» и «Sublocotenent Ghiculescu Ion», а также охотники за подводными лодками, сторожевые катера, баржи типа «F», катера-тральщики, буксиры, моторные боты и болгарские торпедные катера. Румынская королевская авиация, обеспечивавшая минные постановки надводных кораблей, в основном состояла из самолетов германских и итальянских типов.

Переход к месту минной постановки совершался в обычном ордере, установленном для плавания кораблей и конвоев. Примерно в двух милях от начальной точки минной постановки заградители перестраивались из походного порядка в специальный строй для минной постановки.

Для постановки линии мин в два ряда в большинстве случаев применялся строй фронта. Идя в этом строю, корабли точно соблюдали порядок равнения, и сбрасывание мин производилось в шахматном порядке по секундомеру. Одновременно с третьего корабля ставилась линия минных защитников. Иногда применялся менее удобный строй пеленга.

Все противолодочные минные заграждения, за исключением двух, поставленных в 1944 году в районе порта Мангалия, ставились либо с одиночного корабля, либо с двух и более кораблей и десантных барж, шедших в строю кильватерной колонны. В этом строю сбрасывание мин начиналось с концевого корабля, который по окончании постановки отходил в сторону, и минная постановка продолжалась со следующего концевого корабля.

Во время дневной постановки минного заграждения в своих водах специально назначенные корабли расстреливали всплывшие мины, а по окончании минной постановки убирали все вехи и буи, не имевшие прибора автоматического затопления. Проверка минного заграждения, поставленного в темное время суток, производилась на следующий день самолетами или специально назначенными кораблями. Расстреливание всплывших мин на противолодочных минных заграждениях всегда производилось с тральщиков.

Румынское военно-морское командование считало, что минные заграждения в своих водах должны были ставиться точно в назначенном месте, поэтому постановка мин в темноте и в плохую видимость не допускалась. В 1941-1942 гг. и в первые месяцы 1943 года румынам удавалось придерживаться такой тактики. За весь этот период в силу сложившейся обстановки наши самолеты только три раза побывали в районе румынских минных постановок, причём в одном случае был легко повреждён разорвавшимися поблизости авиабомбами румынский минный заградитель.

В дальнейшем, когда превосходство в воздухе перешло на сторону нашей авиации, румыны уже не рисковали ставить минные заграждения в дневное время. Что же касается точности минных постановок, то командование румынским королевским флотом недаром заботилось о том, чтобы заграждения ставились днём, потому что даже при наиболее благоприятных условиях и с предварительным навигационным обеспечением, с использованием «точных навигационных приборов», точность минных постановок в ряде случаев и вдали от берегов и в прибрежной полосе была невысокой. Бывало, что координаты минных заграждений, определявшиеся двумя, совместно выполнявшими задачу минными заградителями, отличались на 1,5-2 мили (осенью 1948 года, когда советские тральщики уничтожали минные заграждения в румынских водах, с помощью точного прибора «Координатор» было установлено, что ошибки в определении координат двух минных заграждений, поставленных румынами в светлое время суток и при наличии предварительного навигационного обеспечения, достигали 3-3,4 мили).

Охрана румынских минных заграждений входила в общий план мероприятий по обеспечению своих коммуникаций. Для повышения противотральной стойкости минных заграждений, поставленных против надводных кораблей, широко применялась постановка линий минных защитников мористее линий мин. Противолодочные минные заграждения не прикрывались минными защитниками.

Использованные источники

[1] Киреев И. А. Влияние минно-заградительных действий противника на условиях боевой деятельности Военно-Морских Сил СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Часть 2. – М.: Военно-морское издательство, 1951.

Дата последнего изменения: 12.11.2013.

Комментарии

Комментариев пока нет.