военно-морской флаг СССР

Минное заграждение, выставленное
подводной лодкой "Лембит" 05.11.1941

военно-морской флаг СССР
Карта минной постановки подводной лодки "Лембит".
Карта минной постановки подводной лодки "Лембит"
и малых охотников (цифрами указаны номера минных банок)

03.11.1941 командир бригады подводных лодок КБФ капитан 2 ранга А.В. Трипольский подписал боевой приказ № 17/оп, предписывающий следующее:

А. ПЛ [подводной лодке] "Лембит" к 18.00 4.11.41 г. принять полный запас мин.

Б. К рассвету 5.11.1941 г. занять район согласно прилагаемой кальки и скрытно выставить МЗ-Б [минное заграждение банками], по 3-4 мины в банке, с минным интервалом 200 фут, углубление 8 фут. После постановки ПЛ возвратиться в базу.

В. Исполнительный план постановки МЗ-Б представить в Штаб Бригады подлодок в 12.00 4.11.41 г.

"Лембит" должен был выставить минное заграждение в проливе Бьёркезунд "для воспрепятствования свободному плаванию в этом районе в связи с оставлением нашими войсками" островов Бьёркского архипелага. В соответствии с вручённой командиру лодки капитан-лейтенанту А.М. Матиясевичу в штабе бригады "Плановой таблицей перехода ПЛ "Лембит" постановка минного заграждения должна была произойти в период с 07.40 до 09.00 05.11.1941.

03.11.1941 в 14.45 подводная лодка "Лембит" перешла к пирсу № 2 базы бригады подводных лодок КБФ в Купеческой гавани Кронштадта для приёма боезапаса.

04.11.1941 в 15.30 субмарина завершила погрузку мин. {1}

05.11.1941 в 01.25 подводная лодка "Лембит" вышла из Кронштадта. {2}.

05.11.1941 c 07.35 до 08.23 субмарина из подводного положения выставила у южного входа в пролив Бьёркезунд минное заграждение № 66 (нумерация присвоена после войны) пятью банками по 4 мины БГЛ, израсходовав последние имеющиеся на Краснознамённом Балтийском флоте мины этого типа. Минный интервал во всех банках составлял 200 футов (61 метр{3}), углубление мин от поверхности воды – 8 футов (2,5 метра). Постановка проходила в сложных условиях мелководья и минной опасности со стороны заграждений, выставленных ранее в проливе советскими сторожевыми катерами.

В "Журнале боевых действий п.л. "Лембит" Ноябрь 1941 г." 05.11.1941 были сделаны следующие записи, свидетельствующие о выполнении "Лембитом" боевого задания:
07.35. Начали постановки мин с л[евого] борта.
07.37. Поставлена 1-я банка мин 4 шт. с интервалом в 200 фут
[ов]. Глубина моря 32,5 м.
07.39. Начали постановку мин с п
[равого] борта.
07.41. Поставлена 2-ая банка мин из 4 мин с интервалом в 200 фут
[ов]. Глубина моря 32,5 м.
<...>
07.56. Начали постановку мин с л
[евого] борта. Поставлена банка из 4-х мин с интервалом 200 фут[ов]. Глубина моря 29,5 м.
08.02. Начата постановка мин с п
[равого] борта.
08.04. Поставлена четвёртая банка мин из 4-х мин с интервалом 200 фут
[ов]. Глубина моря 29 метров.
08.21. Начата постановка мин с л
[евого] б[орта] и п[равого] борта по 2 шт.
08.23. Поставлена 5 банка мин из 4-х мин с интервалом в 200 фут
[ов]. Глубина моря 32,5 м. Закончена постановка минного поля из пяти банок по 4 мины в банке с углублением от поверхности в 8 фут[ов], всего выставлено 20 мин.

05.11.1941 в 22.30 "Лембит" возвратился в Кронштадт. {4}

Командование признало действия командира подводной лодки правильными. В частности, в 03.1942 командир бригады подводных лодок КБФ капитан 1 ранга А.В. Трипольский в "Отчёте о боевой деятельности Бригады подводных лодок КБФ с 22.06 по 31.12.41 г." сделал по минной постановке "Лембита" краткий вывод: "Действия командира были правильны[,] и задача выполнена хорошо".

В 1958 году бывший командир "Лембита" капитан 1 ранга запаса А.М. Матиясевич в своих кратких рукописных воспоминаниях писал: "Командование бригады признало выполнение поставленной боевой задачи отличным. О подрыве кораблей противника на этом минном заграждении мне не известно".[6] В то же время более поздние мемуары Матиясевича и другие источники стали считать, что на минах "Лембита" погибли финские корабли "Куха-3", "Паукку" и "Порккала". Однако внимательный анализ документов говорит о том, что выставленное подводной лодкой минное заграждение не было обнаружено противником и не послужило причиной гибели его кораблей. {5}

Подводная лодка "Лембит"
3-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ Краснознамённого Балтийского флота
Командир капитан-лейтенант А.М. Матиясевич
Дата и время минной постановки 05.11.1941
с 07.35 до 08.23
Район постановки южный вход в пролив Бьёркезунд
Минные банки Количество и тип мин Координаты точек, ограничивающих минные банки
1 4 мины БГЛ 60°17,05' с.ш. 28°46,0' в.д. – 60°17,1' с.ш. 28°46,2' в.д.  
2 4 мины БГЛ 60°17,15' с.ш. 28°46,4' в.д. – 60°17,2' с.ш. 28°46,6' в.д.  
3 4 мины БГЛ 60°16,9' с.ш. 28°46,5' в.д. – 60°16,9' с.ш. 28°46,7' в.д.
4 4 мины БГЛ 60°16,9' с.ш. 28°47,15' в.д. – 60°16,9' с.ш. 28°47,35' в.д.
5 4 мины БГЛ 60°16,35' с.ш. 28°46,7' в.д. – 60°16,45' с.ш. 28°46,9' в.д.
Углубление мин 8 футов (2,5 метра)
Минный интервал 200 футов (61 метр{3})
Скорость лодки при постановке мин ? узлов (в подводном положении)
Результат минной постановки Противник не обнаружил минное заграждение и потерь на нём не понёс. {5}

Примечания

{1} В своём боевом донесении командиру бригады подводных лодок КБФ капитану 2 ранга А.В. Трипольскому о выполнении задачи командир "Лембита" сообщил кратко: "Техническая часть при постановке мин сработала нормально". Однако записи "Журнала боевых действий п.л. "Лембит" Ноябрь 1941 г." говорят о том, что трудности начались ещё во время подготовки к походу:
03.11.1941, 14.45 – "ПЛ "Лембит" перешла к пирсу № 2",
20.00 – "Заказана баржа с минами и кран для погрузки",
04.11.1941, 07.45 – "Выяснилось, что на минной барже нет специального стропа для погрузки мин",
08.00 – "На кузнице б[ереговой] базы неоказалось кузнецов, заказ на поковку стропа вынужден дать на морзавод. Обещали изготовить к обеду",
08.15 – "Для ускорения погрузки, чтобы уложиться в заданный срок, к[оманди]р БЧII-III лейтенант Столов А.Р. приказал развести огонь в кузнице б[ереговой] базы и сам взялся за поковку",
10.05 – "Строп откован лично к[оманди]ром бч II-III л[ейтенан]том Столовым",
10.10 – "Приступил к погрузке мин на п.л.",
15.30 – "Окончена приёмка мин – всего 20 шт. полный запас"[7]

Бывший командир подводного минного заградителя А.М. Матиясевич в своих мемуарах описывает эти события несколько иначе:
"<...> уже больше двух месяцев мы хранили мины в шахтах лодки. Теперь каждую мину нужно было поднять из шахты, убедиться в исправности взрывных устройств. <...>
C наступлением темноты мы начали работы. Не хватало некоторых специальных приспособлений для подъема мин из шахт. Завод брался изготовить необходимые детали лишь через двое суток. Выручили свои умельцы. Командир боевой части старший лейтенант Анатолий Столов не забыл профессию слесаря, а краснофлотец Петр Корешков – навыки подручного кузнеца. В кузнице береговой базы развели огонь, застучали молоты. Через несколько часов приспособления были готовы.
Работать с минами ночью, при свете переносных фонариков, под обстрелом было делом непростым. Снаряды рвались вблизи пирса и подводной лодки. Старшина минно-торпедной группы Ченский, командир отделения Царев, краснофлотец Нестерчук под руководством и при участии старшего лейтенанта Столова, не обращая внимания на обстрел, готовили мины и спокойно опускали их в шахты."
 [8]

{2} По одним сведениям[1] подводная лодка "Лембит" вышла из Кронштадта 05.11.1941 в 01.25; по другим данным[7] – вышла из базы 05.11.1941 в 01.30; согласно воспоминаниям А.М. Матиясевича[6] – вышла из Кронштадта 04.11.1941.

{3} По данным К.Б. Стрельбицкого[7] минный интервал во всех банках равнялся указанным в боевом приказе 200 футам, или 61 метру; по сведениям остальных источников[1][2] – 60 метров.

{4} По одним сведениям[1] подводная лодка "Лембит" возвратилась в Кронштадт 05.11.1941 в 22.30; по другим данным[7] – возвратилась в базу 05.11.1941 в 21.57; согласно воспоминаниям А.М. Матиясевича[6] – возвратилась в Кронштадт 06.11.1941 в 22.05.

{5} Финский катер-тральщик (Raivaaja) "Siika" ("Сиг") типа "Kuha" ("Окунь"), носивший также серийное обозначение "Kuha 3", был построен в 1941 году. Этот 18-тонный деревянный катер получил повреждения в результате подрыва в районе острова Бьёрке (2 человека погибло). Это произошло к северу от того места, где "Лембит" осуществил минную постановку (вероятно на заграждении, выставленном советскими катерами), и, скорее всего, ещё до появления в проливе советского подводного минзага (по разным данным подрыв произошёл 02.11.1941[7], 03.11.1941[1] или 03.12.1941[3]). Несмотря на серьёзные повреждения носовой части тральщик остался на плаву и после восстановления продолжил службу в составе финских ВМС. По мнению К.Б. Стрельбицкого[7] катер стал жертвой не советской мины, а всего лишь минного защитника МЗ-26, имевшего гораздо меньший заряд взрывчатки (в результате подрыва на мине 18-тонный катер наверняка бы затонул, а после возможного подъёма годился бы только на слом). Окончательно "Kuha 3" был потерян для финского флота уже после вступления Финляндии в войну на стороне Советского Союза – после подрыва на германских минах 30.09.1944.

Финский минный заградитель (Miinavene) "Paukku" водоизмещением 60 тонн был построен в 1915 году для русского флота как малый заградитель (предположительно имел наименование "Теплоход № 5", в дальнейшем – "M 1" и "T 15") и в 1918 году был захвачен финскими белогвардейцами. "Paukku" (иногда ошибочно классифицируемый как тральщик) погиб в ночь на 14.11.1941 у западного берега острова Койвусаари (Бьёрке), в то время как "Лембит" ставил мины у восточного берега острова. Минный заградитель стал жертвой не мины, а сильного шторма (никто из членов экипажа не пострадал). Некоторые источники считают, что судно было выброшено на берег, но по мнению К.Б. Стрельбицкого[7] "Paukku" затонул недалеко от берега, однако из-за плохого состояния минзага финны отказались от его подъёма.

Финское судно связи (Yuhteysalu) "Porkkala" (162 брт) было построено в 1940 году специально по заказу ВМС Финляндии и имело не только лёгкое вооружение для самообороны, но и было приспособлено как для траления, так и для постановки минных заграждений (могло принимать на борт 40 мин). В кампанию 1941 года "Porkkala" использовался именно для этих целей (имеющаяся в некоторых отечественных источниках его классификация как "штабного" или "каботажного" неверна). 28.11.1941 это судно, следуя из Койвисто (ныне г. Приморск) на остров Койвусаари (Бьёрке, ныне – Большой Берёзовый) проливом Бьёркезунд, в районе острова Равица уклонилось от оси фарватера примерно на 500 метров влево, подорвалось на мине и затонуло в точке 60°20' с.ш. 28°40' в.д. Погибли все 32 находившихся на борту человека, в том числе 10 членов экипажа во главе с командиром судна (и группы посыльных судов в целом) лейтенантом Олави Лааксо. Место гибели этого судна находилось в середине пролива Бьёркезунд, в то время как "Лембит" ставил мины у южного входа в пролив, примерно в 5 милях южнее. Наиболее вероятной причиной гибели "Porkkala", имевшего осадку 2,5 метра, представляется мина советского заграждения № 1-Б. 09.09.1941 в районе № 48 в проливе Бьёркезунд 4 катера МО (точные номера малых охотников неизвестны, в различных документах ОВРа упоминаются до 13 катеров, принимавших участие в данной минно-заградительной операции: МО-24, 104, 200, 202, 204, 208, 209, 211, 217, 218, 227, 501, 507) из состава сил Охраны водного района Кронштадтской военно-морской базы выставили каждый по банке из 2 мин образца 1926 года и 1 защитника типа МЗ-26. Банки были выставлены в районе острова Равица в точках с координатами 60°20,7' с.ш. 28°39,7' в.д.; 60°20,4' с.ш. 28°40,2' в.д.; 60°20,2' с.ш. 28°39,0' в.д.; 60°20,6' с.ш. 28°38,2' в.д. Минный интервал во всех постановках равнялся 240 футам (73 метрам), углубление мин от поверхности воды составляло 6 футов (около 1,8 метра). Весной 1942 года "Porkkala" был поднят спасательным судном "Mursu" ("Морж"). После ремонта судно в прежнем качестве было введено в строй и продолжало служить в финском флоте до 1979 года.

Использованные источники

[1] Морозов М.Э. Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 1. Краснознаменный Балтийский флот. – М.: "ПОЛИГОН", 2001. – С. 17.

[2] Платонов А.В. Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945 / А.В. Платонов. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – С. 407.

[3] Jürgen Rohwer Allied Submarine Attacks of World War Two (European Theatre of Operations 1939-1945). – Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 1997. – С. 79.

[4] Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Англичане" в Красном флоте. Подводные лодки британской постройки в составе КБФ. // Морская коллекция. – 2008. – № 10. – С. 22.

[5] Великая Отечественная. День за днем. // Морской сборник. – 1991. – № 11. – С. 20.

[6] Воспоминания капитана 1 ранга Матиясевича А.М. о боевых походах ПЛ "Лембит" 1941 - 1945 гг. // Тайны подводной войны – 15. Малоизвестные страницы подводной войны XX века. – Львов, 2003 – С. 62.

[7] Стрельбицкий К.Б. Минные постановки подводных лодок Краснознамённого Балтийского флота в 1941 году // Тайны подводной войны – 12. Малоизвестные страницы подводной войны XX века. – Львов, 2002 – С. 27, 45-49.

[8] Матиясевич А.М. В глубинах Балтики. 21 подводная победа. – М.: "Яуза", "Эксмо", 2007. – С. 130-132.


Дата последнего изменения: 12.11.2013.