румынский военно-морской флаг

'Минное заграждение «S-17», выставленное минным заградителем «Dacia» 11.10.1941'

румынский военно-морской флаг
Район минной постановки, выполненной
румынским минным заградителем «Dacia» 11.10.1941

11.10.1941 в 08.45{1} из Бургаса в направлении Босфора вышел отряд румынских кораблей в составе минного заградителя «Dacia», миноносцев «Năluca» и «Sborul», канонерской лодки «Sublocotenent Ghiculescu Ion».

В 11.27{2} в районе мыса Зейтин-Бурну в точке с координатами 42°16,0` с.ш. 27°52,0` в.д. «Dacia» приступил к постановке противолодочного минного заграждения «S-17»{3}. «Sublocotenent Ghiculescu Ion», «Năluca» и «Sborul» обеспечивали действия минного заградителя.

В 12.03{2} в точке с координатами 42°19,7` с.ш. 27°54,4` в.д. постановка минного заграждения была завершена. Всего в 4,5-6 милях от берега были установлены в одну линию 154 противолодочные мины «UMA» (минный интервал – 50 метров, углубление мин – 12 метров, глубина моря в месте постановки – 23-26 метров, протяжённость заграждения – 4 мили). Завершив операцию, отряд кораблей повернул на запад в направлении мыса Зейтин-Бурну, обогнул с юга болгарское минное заграждение «S-39» и вышел на прибрежный фарватер.

В 14.15{4} румынские корабли вместе с присоединившейся к отряду канонерской лодкой «Căpitan Dumitrescu Constantin» возвратились в Бургас.

Выход в море отряда румынских кораблей не остался незамеченным для советской подводной лодки «Щ-210» (командир – инженер-капитан 3-го ранга И. Л. Зельбст), которая этим утром заняла позицию № 23.

Утром 11.10.1941 «Щ-210» с опозданием на 2-3 часа подошла к району ожидания позиции № 23.

В 06.20 лодка, находясь по счислению в 30 милях от берега, погрузилась на перископную глубину. Курc был проложен с расчётом пройти к югу от «бургасского»{5} минного поля. Видимость была хорошая, в полдень прямо по курсу открылся берег.

В 12.55 Зельбст определил место лодки, но из-за того что береговые ориентиры были покрыты дымкой, координаты «Щ-210» оказались не вполне точными. Командир полагал, что субмарина находилась в двух милях от юго-восточного угла опасного района, и поэтому приказал повернуть на курс 10°. В действительности лодка находилась в трёх милях мористее.

В 13.10 по пеленгу 314° на дистанции 80 кабельтовых в перископ был обнаружен двухтрубный транспорт в охранении сторожевого катера или болгарского миноносца (курсовой угол цели – 120° левого борта). «Щ-210» дала полный ход и повернула на норд-вест в сторону обнаруженного транспорта{6}.

В 13.20 пеленг на судно составлял 307°. Было понятно, что противник удаляется, а лодка находится в позиции, исключающей возможность торпедной атаки.

В 13.39 транспорт скрылся по пеленгу 286°. Ввиду близости «бургасского» минного поля, в границах которого в момент обнаружения находилось неприятельское судно{7}, командир «Щ-210» принял решение прекратить преследование, которое вследствие невыгодных условий обнаружения с самого начала представлялось бесполезным. Однако в своём донесении инженер-капитан 3-го ранга Зельбст не совсем точно сформулировал условия происшедшей встречи, написав, что атака „оказалась невозможной вследствии нахождения транспорта за минным полем под берегом, большого курсового угла и дистанции“.

Двухтрубным транспортом, который не смогла атаковать советская подлодка, был румынский минный заградитель «Dacia». По-видимому, наблюдение в перископ на «Щ-210» велось не очень внимательно, поскольку «Dacia», шедший полным курсом к берегу, был обнаружен уже после завершения постановки минного заграждения.


В семи известных случаях минное заграждение «S-17» пересекалось советскими подводными лодками, но не было обнаружено. До весны 1944 года южная часть заграждения оставалась для советского командования неизвестной. Северная часть заграждения находилась в пределах района, который по разведданным подводной лодки «Щ-208» считался заграждённым минами (так называемое «бургасское»{5} минное поле).

В 10.1947 при тралении района минного заграждения «S-17» было вытралено 20 мин «UMA» (13 % от первоначально установленного количества).

Схема боевого соприкосновенния подводной лодки «Щ-210» с отрядом румынских кораблей
Схема боевого соприкосновенния подводной лодки
«Щ-210» с отрядом румынских кораблей 11.10.1941 [2]

Примечания

{1} По германским документам[1], отряд румынских кораблей вышел из Бургаса в 08.45 (берлинское время); по другим данным[2], минный заградитель «Dacia» вышел из Бургаса в охранении двух миноносцев и канонерской лодки в 10.50 (московское время).

{2} Указано берлинское (среднеевропейское) время.

{3} В германских документах 1941 года минное заграждение «S-17» именовалось как «Sperrstück 6»[3], c 1943 года обозначалось как опасный район «SM 1/43 M» («SМ» означает, что в районе поставлены морские мины; 1 – порядковый номер опасного района; 43 – год контрольной проверки опасного района, произведенной для определения степени разрежения минного заграждения; значение литеры «M» не установлено)[2].

{4} По германским документам[1], отряд румынских кораблей возвратился в Бургас в 14.15 (берлинское время); по другим данным[2], минный заградитель «Dacia» возвратился в Бургас в 15.00 или в 15.05 (московское время).

{5} «Бургасским» минным полем черноморские подводники называли опасный район, координаты которого были нанесены на карту по данным подводной лодки «Щ-208», наблюдавшей 19.09.1941 постановку болгарского минного заграждения «S-39».

{6} В журнале боевых действий «Щ-210» сказано, что лодка повернула на норд-вест тотчас после обнаружения транспорта, а, судя по схеме маневрирования, этот поворот был сделан только в 13.20. Имеются и другие расхождения между записями в журнале боевых действий, схемой маневрирования и донесением командира лодки.

{7} Факт нахождения обнаруженного транспорта в пределах границ «бургасского» минного поля породил некоторые сомнения относительно правильности координат опасного района, определённых 19.09.1941 командиром подводной лодки «Щ-208». Эти сомнения в дальнейшем привели к тому, что командиры лодок, в том числе и командир «Щ-210», не всегда считались с наличием данного минного поля.

Использованные источники

[1] Kriegstagebuch des Seetransportstelle Burgas 1.8.-31.10.1941. (предоставлено Морозовым М. Э.).

[2] Киреев И. А. Влияние минно-заградительных действий противника на условиях боевой деятельности Военно-Морских Сил СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Часть 2. – М.: Военно-морское издательство, 1951.

[3] Kriegstagebüches des Marinesonderkommandos Bulgarien 6.10.1941 – 21.10.1941 (предоставлено Морозовым М. Э.).

[4] Информация из архивных документов ЦВМА, предоставленная Морозовым М. Э.

Дата последнего изменения: 12.11.2013.

Комментарии

Комментариев пока нет.