румынский военно-морской флаг

'Минное заграждение «S-12», выставленное минным заградителем «Regele Carol I» 05.10.1941'

румынский военно-морской флаг
Район минной постановки, выполненной
румынским минным заградителем «Regele Carol I» 05.10.1941

04.10.1941 врид начальника германского военно-морского учебного командования «Румыния» капитан цур зее Лео Крейш (Kapitän zur See Leo Kreisch) подписал приказ № 11, в соответствии с которым кораблям румынских ВМС предписывалось установить на южных подступах к Констанце противолодочное минное заграждение из 150 мин типа «UMA» с углублением 12 метров, начальная точка – 43°55,8` с.ш. 29°49,0` в.д., конечная точка – 43°54,2` с.ш. 28°43,5` в.д.

05.10.1941 румынские корабли приступили к выполнению поставленной задачи.

В 04.00{1} из Констанцы в район маяка Тузла для обеспечения противолодочной обороны вышли оборудованные шумопеленгаторами румынские буксиры «Istria» и «Ion Gheorghe Duca» с глубинными бомбами на борту. {2}

В 05.30{3} для производства предварительного промера глубин и обозначения начальной и конечной точек минной постановки из Констанцы вышел румынский минный заградитель «Amiral Murgescu» (старший на борту – капитан цур зее Л. Крейш) в сопровождении канонерских лодок «Căpitan Dumitrescu Constantin» и «Sublocotenent Ghiculescu Ion», выполнявших функции тральщиков, и миноносцев «Sborul» и «Smeul». Одновременно минный заградитель «Regele Carol I» приступил к погрузке на борт мин типа «UMA».

Начальная и конечная точки минной постановки, определённые по береговым ориентирам, были отмечены вехами, рядом с которыми встали на якорь буксиры «Istria» и «Ion Gheorghe Duca».

Начав промер глубин между вехами, «Amiral Murgescu» в 6 милях юго-восточнее маяка Тузла обнаружил перископ подводной лодки. Миноносец «Sborul» безрезультатно атаковал обнаруженную субмарину глубинными бомбами.

В 08.50{3} из Констанцы в южном направлении на максимальной скорости хода вышел для испытания машин румынский эскадренный миноносец «Regina Maria».

В 09.30{3} минный заградитель «Regele Carol I» завершил погрузку мин.

В 10.30{3} «Amiral Murgescu», завершив промер глубин, возвратился в Констанцу. Для обеспечения выхода «Regele Carol I» на минную постановку был затребован гидросамолёт Heinkel He 59.

В 10.30{3} в районе пункта 15 к юго-востоку от маяка Тузла эскадренный миноносец «Regina Maria» подвергся торпедной атаке советской подводной лодки, по-видимому ранее обнаруженной минным заградителем «Amiral Murgescu». Точное количество выпущенных субмариной торпед неизвестно, так как всё внимание было направлено на торпеду, идущую по поверхности воды. Эсминец, описав циркуляцию, вышел в точку предполагаемого местонахождения подлодки и сбросил глубинные бомбы. Поскольку испытания машин были завершены, командир «Regina Maria» принял решение возвращаться в базу. {4}

В 12.00{3} румынский минный заградитель «Regele Carol I» вышел из Констанцы несмотря на обнаружение в районе минной постановки советской подводной лодки. Миноносцы «Sborul» и «Smeul» обеспечивали противолодочное охранение минзага.

После выхода из гавани минный заградитель поставил параванный охранитель, однако на скорости 15 узлов башмак охранителя был повреждён. Из-за угрозы торпедной атаки подлодки остановиться для принятия паравана-охранителя на борт не представлялось возможным.

В 13.46{3} юго-восточнее маяка Тузла в точке с координатами 43°55,6` с.ш. 28°49,0` в.д. «Regele Carol I» приступил к постановке противолодочного минного заграждения «S-12»{5} (скорость минного заградителя – 15 узлов, временный интервал сброса мин – 7 секунд).

В 13.58{3} в точке с координатами 43°53,8` с.ш. 28°42,6` в.д. постановка минного заграждения была завершена. Всего в 3,5-7 милях от берега были установлены в одну линию 150 противолодочных мин «UMA» (минный интервал – 50 метров, углубление мин – 12 метров, глубина моря в месте постановки – 35-40 метров, протяжённость заграждения – 5 миль).

В 16.00{3} «Regele Carol I» встал на якорь на рейде Мамайя.

В первой половине дня 06.10.1941 румынский минный заградитель «Regele Carol I» возвратился в Констанцу.


В девяти известных случаях минное заграждение «S-12» пересечено подводной лодкой «М-33», но не было обнаружено и до весны 1944 года оставалось для советского командования неизвестным.

В 08.1948 при тралении района минного заграждения «S-12» была вытралена 1 мина «UMA» (менее 1 % от первоначально установленного количества).

Примечания

{1} Указано берлинское (среднеевропейское) время. В германских документах отсутствует информация о фактическом времени выхода румынских буксиров в море, поэтому приведено плановое время выхода в соответствии с приказом № 11, подписанным 04.10.1941 врид начальника германского военно-морского учебного командования «Румыния» капитаном цур зее Лео Крейшем.[2]

{2} В работе Киреева И. А.[5] считается, что в обеспечении постановки минного заграждения «S-12» принимали участие 3 румынских буксира. В германских документах[1][2] упоминается только два буксира.

{3} Указано берлинское (среднеевропейское) время.

{4} Эту торпедную атаку выполнила советская подводная лодка «Л-4» (командир – капитан-лейтенант Е. П. Поляков). По мнению врид начальника германского военно-морского учебного командования «Румыния» капитана цур зее Лео Крейша (Kapitän zur See Leo Kreisch), командиру эскадренного миноносца «Regina Maria» следовало остаться в месте обнаружения подлодки для её дальнейшего преследования. Сам Лео Крейш узнал об атаке субмарины только после возвращения румынского эсминца в Констанцу.[1]

{5} С 1943 года минное заграждение «S-12» обозначалось как опасный район «SM 9/43 M» («SМ» означает, что в районе поставлены морские мины; 9 – порядковый номер опасного района; 43 – год контрольной проверки опасного района, произведенной для определения степени разрежения минного заграждения; значение литеры «M» не установлено)[5].

Использованные источники

[1] Kriegstagebüches des Marinelehrkommando Rumänien 30.09.1941 – 06.10.1941 (предоставлено Морозовым М. Э.).

[2] Kriegstagebüches des Marinelehrkommando Rumänien 30.09.1941 – 06.10.1941 (Anlagen) (предоставлено Морозовым М. Э.).

[3] Kriegstagebuch des Marine Gruppenkommandos Süd für die Zeit vom 1.10.-15.10.41. (предоставлено Морозовым М. Э.).

[4] Боевая деятельность подводных лодок военно-морского флота СССР в Великую Отечественную войну 1941-1945 гг. Том III. Подводные лодки Черноморского и Тихоокеанского флотов в Великой Отечественной войне. – М.: Военное издательство МО СССР, 1970.

[5] Киреев И. А. Влияние минно-заградительных действий противника на условиях боевой деятельности Военно-Морских Сил СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Часть 2. – М.: Военно-морское издательство, 1951.

Дата последнего изменения: 17.12.2013.

Комментарии

Комментариев пока нет.