военно-морской флаг СССР

Минное заграждение, выставленное
подводной лодкой "Лембит" 17.08.1941

военно-морской флаг СССР
Карта минной постановки подводной лодки "Лембит".
Карта минной постановки подводной лодки "Лембит"
(цифрами указаны номера минных банок)

09.08.1941 командир 1-й бригады подводных лодок КБФ капитан 1 ранга Н.П. Египко подписал боевой приказ № 06/оп, предписывающий командиру подводной лодки "Лембит" капитан-лейтенанту В.А. Полещуку следующее: "С целью затруднения перевозок противника поставить минные заграждения 5 - 6 банками по 3 - 5 мин с минным интервалом 200 фут[ов], углубление [–] 2,5 метра <...> Мины поставить на путях следования кораблей противника согласно кальки по данным командира "К-3".

В ночь на 17.08.1941 подводная лодка "Лембит", совершая 1-й боевой поход, в надводном положении прошла между шведским берегом и островом Борнхольм и утром достигла места постановки минного загаждения (район мыса Аркона), где командир наблюдал движение двух датских транспортов.

Днём Полещук уточнил разведывательные данные, полученные в ходе похода подводной лодки "К-3", после чего с 18.02 до 19.09{1} "Лембит" из подводного положения выставил в 13,5-15 милях севернее мыса Аркона (западнее датского острова Борнхольм) минное заграждение № 83А (нумерация присвоена после войны) пятью банками по 4 мины БГЛ. Все мины были выставлены с фактическим углублением от поверхности воды 10 футов (или 3 метра){2}, с минным интервалом 200 футов (61 метр{3}).

В "Журнале № 1 боевых действий пл "Лембит" 1-бпл К.Б.Ф." командиром подводного минного заградителя 17.08.1941 были сделаны следующие записи:
17.55 – "Принял решение ставить минные банки на месте пересечения путей Трэлеборг – Застниц и установленном направлении двух датских судов[,] встреченных мной",
18.02 – "Начали постановку мин банками по 4 штуки. Глубина моря [–] 49 метров, широта = 54°57'5 N; долгота = 13°26'6 Ost",
18.04 – "Выставлена первая банка с интервалом 200 фут[ов]",
18.18 – "Широта = 54°57'7 N; долгота = 13°25'10 Ost[;] поставлена вторая банка с интервалом в 200 фут[ов]. Расстояние между банками [–] 8,6 кб[кабельтов]. Глубина [–] 46 метров",
18.33 – "Широта = 54°58'2, долгота = 13°23'5 Ost[;] глубина моря [–] 46 м. Поставлена третья банка, расстояние между банками [–] 8,6 кб[кабельтов]",
18.51 – "Широта = 54°58'2 N, долгота = 13°21'8 Ost, глубина моря [–] 47 метров. Поставлена четвёртая банка, расстояние между банками [–] 11 кб[кабельтов]",
19.09 – "Широта = 54°58'5 N, долгота = 13°20' Ost, глубина моря [–] 47 метров. Поставлена пятая банка, расстояние между банками [–] 11,5 кб[кабельтов]. Минная постановка окончена, всего выставлено 20 мин <...> общая длина [–] 4,1 мили".

В штабе Краснознамённого Балтийского флота считали, что выставленное подводной лодкой "Лембит" минное заграждение стало причиной гибели как минимум двух судов.{4} В своём "Кратком обзоре боевой деятельности подводных лодок Краснознамённого Балтийского флота за 1941 год" от 15.02.1942 начальник штаба КБФ вице-адмирал Ю.Ф. Ралль сделал вывод, что "минную постановку командир выполнил хорошо. В дальнейшем этот район упоминался немцами, как район гибели кораблей". В другом документе – "Отчёте о минно-заградительных операциях Краснознамённого Балтийского флота за период с 22.06 по 04.11 1941 года" – Ралль конкретизировал свой вывод по операции: "Минная постановка произведена удачно. По данным развед[ывательного] Отдела КБФ 10.11[.1941] в этом районе подорвался и затонул гружёный шведский транспорт ["]Vollrath Tham["] водоизмещением 14800{5} тонн, постройки 1909 года. 26.02.42 подорвался и затонул шведский ТР ["]Starke["] водоизмещением 8000 тонн, следовавший из Трэллеборга [в] Засниц".

Сам командир "Лембита" В.А. Полещук, уже являясь капитаном 1 ранга и кандидатом военно-морских наук, в 1969 году подробно описал результаты своих действий следующим образом: "На минах <...> подорвались и затонули три корабля противника. 10 ноября 1941 г. подорвался и затонул шведский транспорт "Валльрат-Тэм" 5800 бр.рег.т, имеющий на борту 9000 т железной руды из Швеции, 12 ноября германское учебное судно "Дейчланд" и 26 февраля 1942 г. германский морской железнодорожный паром "Старке" 2459 бр.рег.т. Результаты постановки мин сказались с большим опозданием. Первый и второй корабли погибли через 3 месяца, а третий через 6 месяцев. Объясняется это тем, что широко разбросанные банки, часть из которых оказалась в стороне от фарватера, не были обнаружены противником при тралении. Противником тралился фарватер, а подрывались на минах транспорты, следовавшие неточно по протраленному фарватеру". Впоследствии официальные советские историки добавили к числу кораблей, погибших на минах "Лембита", четвёртое судно – "Бойян". Также некоторые исследователи пытались отнести к жертвам данной минной постановки следующие германские транспорты: "Anneliese" (726 брт), "Schwaneck" (2194 брт), "Orkan" (бывший "Baltonia", 1905 брт), "Kathe Oldendorff" (бывший "Ausma", 1854 брт). Однако внимательный анализ обстоятельств гибели каждого корабля не позволяет достоверно отнести на счёт мин "Лембита" ни одно из вышеперечисленных судов.{6}

Более того, хотя общая длина минного заграждения получилась более 4 миль, противник его так и не обнаружил, поскольку мины были выставлены за пределами фарватеров, которыми ходили немецкие суда. В конце 11.1941 германское командование узнало о минной постановке, выполненной в южной части Балтики, но не из-за подрыва на минах судов, а в результате радиоперехвата советского сообщения, где перечислялись закрытые для плавания районы. В течение нескольких дней 3 германских тральщика вели минную разведку, однако так ничего и не нашли (при расшифровке сообщения немецкие криптоаналитики ошиблись на 2° к востоку от того района, где ставил мины "Лембит").

Подводная лодка "Лембит"
3-го дивизиона подводных лодок 1-й бригады ПЛ Краснознамённого Балтийского флота
Командир капитан-лейтенант В.А. Полещук
Дата и время минной постановки 17.08.1941
с 18.02 до 19.09{1}
Район постановки в 13,5-15 милях севернее мыса Аркона (западнее острова Борнхольм)
Минные банки Количество и тип мин Координаты точек, ограничивающих минные банки
1 4 мины БГЛ 54°57,5' с.ш. 13°26,6' в.д. – ?                                                                                 
2 4 мины БГЛ   ? – 54°57,7' с.ш. 13°25,10' в.д.
3 4 мины БГЛ ? – 54°58,2' с.ш. 13°23,5' в.д.
4 4 мины БГЛ ? – 54°58,2' с.ш. 13°21,8' в.д.
5 4 мины БГЛ ? – 54°58,5' с.ш. 13°20' в.д.   
Углубление мин 10 футов (3 метра) {2}
Минный интервал 200 футов (61 метр{3})
интервал между банками – 8,6-11,5 кабельтовых
Скорость лодки при постановке мин ? узлов (в подводном положении)
Результат минной постановки Потерь на минном заграждении противник не понёс.{6} В конце 11.1941 немецкое командование узнало о минной постановке в результате радиоперехвата советского сообщения, где перечислялись закрытые для плавания районы. В течение нескольких дней 3 германских тральщика вели минную разведку, однако так ничего и не нашли (при расшифровке сообщения немецкие криптоаналитики ошиблись на 2° к востоку от того района, где ставил мины "Лембит").

Примечания

{1} По одним данным[8] минная постановка была осуществлена 17.08.1941 с 18.02 до 19.09; по другим сведениям[1] – с 18.02 до 19.50.

{2} По одним сведениям[1][2] углубление мин составляло 2,5 метра; по данным К.Б. Стрельбицкого[8] в боевом приказе лодке предписывалось поставить мины с углублением 2,5 метра, однако фактически мины были установлены с углублением от поверхности воды 10 футов (или 3 метра).

{3} По данным К.Б. Стрельбицкого[8] минный интервал во всех банках равнялся 200 футам (или 61 метру); по сведениям остальных источников[1][2] – 60 метров.

{4} К.Б. Стрельбицкий[8] предполагает, что штаб Краснознамённого Балтийского флота в своих выводах об успешности минного заграждения "Лембита" опирался на "Справку о результатах боевой деятельности ПЛПЛ КБФ за 1941 год" от 12.01.1942, подготовленную начальником Отдела подводного плавания КБФ капитаном 1 ранга А.М. Стеценко, где говорилось, что "по агентурным данным" на минах "Лембита" подорвались "два ТРТР [транспорта водоизмещением] по 6000-7000 тонн". По мнению М.Э. Морозова[1] источником информации об успехе минной постановки лодки Полещука стали шведские газеты, сообщившие в 11.1941 о гибели на минах транспорта "Vollrath Tham" (5787 брт), а в 02.1942 – железнодорожного парома "Starke" (2459 брт).

{5} В примечании к таблице № 5 "Количество выставленных мин ПЛПЛ КБФ в 1941 году", прилагавшейся к "Отчёту о минно-заградительных операциях Краснознамённого Балтийского флота за период с 22.06 по 04.11 1941 года", водоизмещение транспорта "Vollrath Tham" – 14834 тонны. [8]

{6} Германский транспорт "Anneliese" (726 брт) подорвался 03.11.1941 на мине в районе Дивнов – Гросс-Хорст (Dievenow – Groß Нorst). Судно выбросилось на берег в районе Дивнова. Скорее всего транспорт стал жертвой германского оборонительного заграждения.

Шведский рудовоз "Vollrath Tham" (5787 или 5758 брт), следуя из Лулео в Эмден с грузом железной руды, 10.11.1941 подорвался на британской авиационной мине и через 5 часов затонул у острова Боркум (Восточно-Фризские острова, Северное море) в двух милях от берега. Пострадавших среди членов экипажа не было.

Германское учебное парусное судно "Schulschiff Deutschland" (1257 брт) благополучно пережило войну и в настоящее время установлено в Бремене, поэтому версии о его гибели 12.11.1941 в результате подрыва на минном заграждении западнее острова Борнхольм не соответствуют действительности. Информация о повреждении судна от взрыва мины также не находит подтверждения в зарубежных источниках.

Германский транспорт "Schwaneck" (2194 брт) подорвался 17.11.1941 на плавающей мине в точке 54°07' с.ш. 14°58' в.д. (по другим данным – в точке 54°07' с.ш. 14°59" в.д.) в районе Гросс-Хорст – Кольберг (Groß Нorst – Kolberg). По-видимому, судно стало жертвой мины, сорванной с германского оборонительного заграждения.

Шведский железнодорожный паром ледокольного типа "Starke" (2459 брт) подорвался 26.02.1942 в точке 54°36,7' с.ш. 13°46,5' в.д. (по другим данным – в точке 54°35' с.ш. 13°45' в.д.) в районе Заснитца на мине, дрейфующей вместе со льдом. Её происхождение установить трудно, так как подрыв судна произошёл на значительном удалении от мест всех известных минных постановок в данном районе: 10 миль – от ближайшей точки постановки мин британской авиацией, 24 – от ближайшей банки "Лембита", 53 мили – от кромки германского оборонительного заграждения. После неудачной попытки выброситься на берег паром затонул на глубине 25 метров. 13.07.1942 на "Starke" начались спасательные работы, и 18.03.1943 паром был поднят. В работах принимали участие специалисты германского судоходного общества "Hugo Stinnes Reederei GmbH" из Гамбурга и датского судоподъёмного предприятия "A/S Em.Z.Svitzer's Bjergnings Enterprises" из Копенгагена. 04.02.1946 "Starke" вновь был введён в эксплуатацию.

Германский транспорт "Orkan" (бывший "Baltonia", 1905 брт) подорвался 30.05.1942 на мине в точке 54°11' с.ш. 14°07' в.д. в районе острова Грайфсвальдер-Ойе (Greifswalder Oie). По-видимому, судно стало жертвой мины, выставленной британской авиацией.

Шведский грузовой пароход "Bojan" (бывший "Estrid" / "Selandia", 1046 брт) подорвался 12.06.1942 в районе Заснитца на британской авиационной мине. Пострадавших среди членов экипажа не было. Судно было отбуксировано в Штеттин, восстановлено и впоследствии под названием "Hoheweg" плавало под германским флагом.

Германский транспорт "Käthe  Oldendorff" (бывший "Ausma", 1854 брт) подорвался 13.07.1942 на мине в точке 54°36' с.ш. 13°46' в.д. (по другим данным – в точке 54°31' с.ш. 13°53'05" в.д.) в районе Заснитца.По-видимому, судно стало жертвой мины, выставленной британской авиацией.

Использованные источники

[1] Морозов М.Э. Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 1. Краснознаменный Балтийский флот. – М.: "ПОЛИГОН", 2001. – С. 17.

[2] Платонов А.В. Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945 / А.В. Платонов. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – С. 407.

[3] Jürgen Rohwer Allied Submarine Attacks of World War Two (European Theatre of Operations 1939-1945). – Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 1997. – С. 79.

[4] Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Англичане" в Красном флоте. Подводные лодки британской постройки в составе КБФ. // Морская коллекция. – 2008. – № 10. – С. 22.

[5] Великая Отечественная. День за днем. // Морской сборник. – 1991. – № 08. – С. 19.

[6] Емельянов Л.А. Советские подводные лодки в Великой Отечественной войне. – М.: Воениздат, 1981. – С. 71.

[7] Бережной С.С. Корабли и суда ВМФ СССР. 1928–1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – С. 71.

[8] Стрельбицкий К.Б. Минные постановки подводных лодок Краснознамённого Балтийского флота в 1941 году // Тайны подводной войны – 12. Малоизвестные страницы подводной войны XX века. – Львов, 2002 – С. 27, 39-42.


Дата последнего изменения: 28.02.2018.