румынский военно-морской флаг

Минное заграждение (линии «C», «D», «E» и «F»), установленное румынским флотом 30.06.1940 – 03.07.1940

румынский военно-морской флаг
Район постановки минного заграждения на подходах к Сулине
(линии «C», «D», «E» и «F»)

С 30.06.1940 по 03.07.1940 румынские минные заградители «Aurora» и «Durostor» на подходах к Сулине выполнили постановку минного заграждения, состоящего из 4-х линий:
    линия «C» – в 4,5-5,8 милях юго-восточнее входа в порт между точками с координатами 45°08,9` с.ш. 29°50,5` в.д. и 45°05,9` с.ш. 29°50,5` в.д. (56 мин типа «UC», вычисленный минный интервал – 80 метров, глубина моря в месте постановки – 21-28 метров, длина линии мин – 2,4 мили);
    линия «D» – в 5 милях восточнее входа в порт между точками с координатами 45°11,1` с.ш. 29°51,5` в.д. и 45°08,6` с.ш. 29°51,5` в.д. (46 мин типа «Wickers», вычисленный минный интервал – 100 метров, глубина моря в месте постановки – 22 метра, длина линии – 2,4 мили);
    линия «E» – в 5,6-6,8 милях северо-восточнее входа в порт от точки с координатами 45°13,5` с.ш. 29°51,8` в.д. на 2,6 мили к югу (46 мин типа «Wickers», вычисленный минный интервал – 105 метров, глубина моря в месте постановки – 22 метра);
    линия «F» – в 5-6,8 милях северо-восточнее входа в порт от точки с координатами 45°13,5` с.ш. 29°48,4` в.д. на 2,6 мили к востоку (40 мин типа «UC», вычисленный минный интервал – 120 метров, глубина моря в месте постановки – 22 метра).

В общей сложности в 4-х линиях было поставлено 188 якорных ударных мин типов «UC» и «Wickers», по-видимому остававшихся на румынских складах со времён первой мировой войны. Точных сведений об углублении мин нет (предположительно – не более 2-3 метров). Поскольку линии «C», «D», «E» и «F»{1} не были прикрыты минными защитниками, а минный интервал составлял от 80 до 120 метров, это заграждение не могло служить серьёзным препятствием ни для советских надводных кораблей, если бы они предприняли набеговые действия на Сулину, ни для подводных лодок, действовавших на позиции в районе этого порта.


О постановке оборонительных минных заграждений на подходах к Сулине штабу Черноморского флота было известно из официального румынского предупреждения. {2}

18.08.1941 1-я группа речных катеров-тральщиков Дунайской флотилии (1. Flußräumboots-Gruppe, Donauflottille) продолжала траление румынской линии мин «G», установленной к северу от входа в Сулину. Не добившись результатов, германские тральщики расширили зону траления в сторону моря, где были вытралены 2 мины типа «Wickers», которые могли принадлежать линии «D» или линии «E» румынского минного заграждения.

Линии «C», «D» и «E» в 51 известном случае были пересечены советскими подводными лодками, причём произошло 2 или 3 случая касания минрепа. {3}

В 04.1943 противник в районе Сулины произвёл проверочное траление линий «C», «D», «E» и «F»; при этом не было обнаружено ни одной мины. Поэтому 26.05.1944 румынский флот установил в этом районе новые минные заграждения «S-79», «S-80» и «S-81».

Румынские оборонительные заграждения,<br>поставленные в 1940-1941 гг. около Сулины
Румынские оборонительные заграждения,
поставленные в 1940-1941 гг. около Сулины [2]

Примечания

{1} В германских документах линии румынского минного заграждения, установленного восточнее Сулины, именуются как «Ostsperre» (восточное заграждение).

{2} 07.07.1940 румынское королевское правительство официально объявило о вошедших в силу с 30.06.1940 ограничениях свободы торгового мореплавания в румынских водах. Согласно этому извещению, все маяки на берегу Румынии были потушены, а в районах портов Сулина и Констанца была учреждена лоцманская служба для проводки судов в опасных районах. Объявленный румынами опасный район у входа в порт Сулина был ограничен с норда и зюйда параллелями 45°14,0` с.ш. и 44°50,0` с.ш., с оста – меридианом 29°57,0` в.д. и с веста – береговой линией. У входа в Констанцу опасный район ограничивался параллелями 44°24,0` с.ш. и 44°00,0` с.ш., с востока – меридианом 28°56,0` в.д. и с запада – побережьем.

{3} С большой долей уверенности можно предположить, что одна из мин, принадлежавших линиям «D», «E» или «F», стала причиной гибели советской подводной лодки «М-59», не вернувшейся из боевого похода в район северо-восточнее Сулины в период 27.10-02.11.1941.[4][5][6]

Использованные источники

[1] Сайт «WorldWar2.ro – Romanian Armed Forces in the Second World War».

[2] Киреев И. А. Влияние минно-заградительных действий противника на условиях боевой деятельности Военно-Морских Сил СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Часть 2. – М.: Военно-морское издательство, 1951.

[3] Kriegstagebuch des Donauflottille 13.-18.8.1941 (предоставлено Морозовым М. Э.).

[4] Морозов М. Э. Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот. – М.: ООО «Стратегия КМ», 2003.

[5] Морозов М. Э., Кулагин К. Л. «Месть» Сталина. Советские подлодки типа М. – М.: Коллекция: Яуза: ЭКСМО, 2010.

[6] Стрельбицкий К. Б. Навечно остались в глубинах Чёрного моря… Мартиролог черноморских подводников Отечества (1909–1945) // Тайны подводной войны – 16. – М., 2003.

Дата последнего изменения: 12.11.2013.

Комментарии

Комментариев пока нет.