румынский военно-морской флаг

Минные заграждения противника на Чёрном море, установленные в 1940 году

румынский военно-морской флаг

Первые минные постановки румынских ВМС на Чёрном море относятся к периоду, непосредственно последовавшему за присоединением Бессарабии и Северной Буковины к Советскому Союзу.

07.07.1940 румынское королевское правительство официально объявило о вошедших в силу с 30.06.1940 ограничениях свободы торгового мореплавания в румынских водах. Согласно этому извещению, все маяки на берегу Румынии были потушены, а в районах портов Сулина и Констанца была учреждена лоцманская служба для проводки судов в опасных районах. Объявленный румынами опасный район у входа в порт Сулина был ограничен с норда и зюйда параллелями 45°14,0` с.ш. и 44°50,0` с.ш., с оста – меридианом 29°57,0` в.д. и с веста – береговой линией. У входа в Констанцу опасный район ограничивался параллелями 44°24,0` с.ш. и 44°00,0` с.ш., с востока – меридианом 28°56,0` в.д. и с запада – побережьем.

Район у Констанцы вплоть до 15.06.1941 оставался опасным только на бумаге, а в пределах опасного района у Сулины с 30.06.1940 по 03.07.1940 румынскими минными заградителями «Aurora» и «Durostor» были установлены четыре линии («C», «D», «E» и «F») минного заграждения, которое состояло из 188 якорных ударных мин типов «UC» и «Wickers». По-видимому, румыны использовали запасы мин, оставшиеся на складах со времён первой мировой войны.

Краткие сведения о минных заграждениях, установленных в 1940 году

Дата постановки,
обозначение МЗ
Кол-во мин × тип
(углубление, м)
Район
постановки
Координаты
постановки
Минные
заградители
Результат минной постановки
Июль 1940 года
03.07.1940
«C»
56 × «UC» (?)
В 4,5-5,8 милях юго-восточнее входа в порт Сулина 45°08,9` с.ш. 29°50,5` в.д.
45°05,9` с.ш. 29°50,5` в.д.
«Aurora»,
«Durostor»
Подтверждённых потерь на минном заграждении нет.
03.07.1940
«D»
46 × «Wickers» (?)
В 5 милях восточнее входа в порт Сулина 45°11,1` с.ш. 29°51,5` в.д.
45°08,6` с.ш. 29°51,5` в.д.
«Aurora»,
«Durostor»
Подтверждённых потерь на минном заграждении нет. {1}
03.07.1940
«E»
46 × «Wickers» (?)
В 5,6-6,8 милях северо-восточнее входа в порт Сулина 45°13,5` с.ш. 29°51,8` в.д. «Aurora»,
«Durostor»
Подтверждённых потерь на минном заграждении нет. {1}
03.07.1940
«F»
40 × «UC» (?)
В 5-6,8 милях северо-восточнее входа в порт Сулина 45°13,5` с.ш. 29°48,4` в.д. «Aurora»,
«Durostor»
Подтверждённых потерь на минном заграждении нет. {1}

Примечания

{1} С большой долей уверенности можно предположить, что одна из мин, принадлежавших линиям «D», «E» или «F», стала причиной гибели советской подводной лодки «М-59», не вернувшейся из боевого похода в район северо-восточнее Сулины в период 27.10-02.11.1941.[3][4][5]

Использованные источники

[1] Киреев И. А. Влияние минно-заградительных действий противника на условиях боевой деятельности Военно-Морских Сил СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Часть 2. – М.: Военно-морское издательство, 1951.

[2] Сайт «WorldWar2.ro – Romanian Armed Forces in the Second World War».

[3] Морозов М. Э. Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот. – М.: ООО «Стратегия КМ», 2003.

[4] Морозов М. Э., Кулагин К. Л. «Месть» Сталина. Советские подлодки типа М. – М.: Коллекция: Яуза: ЭКСМО, 2010.

[5] Стрельбицкий К. Б. Навечно остались в глубинах Чёрного моря… Мартиролог черноморских подводников Отечества (1909–1945) // Тайны подводной войны – 16. – М., 2003.

Дата последнего изменения: 12.11.2013.

Комментарии

Комментариев пока нет.