03.04.1942

"Щ-421"

(до 17.06.1939"Щ-313")

 

 

Серия

X

 

Дата закладки

      20.11.1934 {1}

КМЗ, г. Коломна

       заводской № 83 {3}

Завод № 112, г. Горький

(достройка и испытания)

Дата спуска на воду

      12.05.1935 {2}

Дата подписания приемного акта

05.12.1937

Командиры

09.02.193813.04.1940

19.04.194028.02.1942 {4}

28.02.194209.04.1942

Павел Ильич Егоров

Николай Александрович Лунин

Федор Алексеевич Видяев

Принадлежность

       06.12.1937 {5}

1937 – 05.1939

21.06.1939

06.193909.04.1942

Краснознаменный Балтийский флот

16-й дивизион подводных лодок 2-й бригады ПЛ КБФ {6}

Северный флот

3-й дивизион подводных лодок бригады ПЛ СФ {7}

Боевой результат

2 боевых похода в советско-финляндской войне (28 суток {8}).

6 боевых походов в Великой Отечественной войне (101,35 суток). {9}

Выполнила 8 торпедных атак (22 торпеды). {9}

Достоверно потопила:

05.02.1942 германский транспорт "Konsul Schulte" (2975 брт). {10}

Судьба

08.04.1942 во время 6-го боевого похода подорвалась на мине в районе мыса Нордкап и лишилась хода. 09.04.1942 после неудачных попыток буксировки подводная лодка "К-22" сняла экипаж и в точке 71°12' с.ш. / 26°22' в.д. торпедировала и потопила "щуку".

20.11.1934 {1} заложена на Коломенском машиностроительном заводе в г. Коломна (заводской № 83 {3}) под литерно-цифровым обозначением "Щ-313". Строительством руководил инженер Александров и его помощник инженер Р. Арутюнов.

12.05.1935 спущена на воду. {2}

В 1936 году было решено привлечь к строительству специалистов завода № 112 с тем, чтобы передать лодки для достройки на этот завод. Для этого летом 1936 года из Горького прибыла комиссия во главе с Михаилом Исаевичем Лернером, будущим главным строителем подлодок на заводе № 112. Комиссия составила акт о приемке. Но неожиданно пришел приказ о продолжении строительства на Коломенском машиностроительном заводе под руководством двух инженеров с завода № 112 И.Г. Губенко и А.В. Кукина, и инженера Коломенского машиностроительного завода Р. Арутюнова.

В весеннее половодье 1937 года лодку отбуксировали по Оке и Волге в Горький для достройки на заводе № 112.

Осенью 1937 года после укомплектования механизмами и оборудованием лодку перевели в транспортном доке по Мариинской водной системе в Кронштадт.

05.12.1937 подписан приемный акт.

06.12.1937 вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота. {5}

Включена в состав 16-го дивизиона подводных лодок 2-й бригады ПЛ КБФ. {6}

09.02.1938 командиром лодки назначен Павел Ильич Егоров.

19.05.1939 начала переход на Северный флот по Беломорско-Балтийскому каналу.

17.06.1939 получила новое литерно-цифровое обозначение "Щ-421".

21.06.1939 вошла в состав Северного флота.

Включена в состав 3-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ СФ. {7}

Советско-финляндская война 1939-1940 гг.:

28.11.1939 командование Северного флота отдало распоряжение о развертывании подводных лодок в преддверии начала войны с Финляндией. "Щ-421" должна была в 14.00 выйти на позицию № 3 в Баренцевом море с задачей прикрывать действия миноносцев и тральщиков и не допустить проникновения в Варангер-фьорд иностранных военных кораблей. Использование оружия против всех иностранных кораблей, обнаруженных лодкой, разрешалось только после получения сигнала по радио "Выстрел". Заходить в норвежские территориальные воды не разрешалось, но командиру предоставлялось право уничтожать противника, выходя до 6 миль на запад и юг за пределы позиции. Запасы на лодку были приняты из расчета на 20 суток. {11}

1-й боевой поход (14 суток):

11.12.1939 в 10 часов вышла из Полярного на позицию № 6 в Баренцевом море для смены подводной лодки "Щ-402".

За время пребывания на позиции встреч с военными кораблями не имела. В светлое время суток не было видно вообще ни одно­го судна, а в темное время наблюдалось лишь весьма незначительное количество огней проходящих судов (в основном в районе подходов к Порсангер-фьорду). Силуэтов кораблей, шедших без огней, не было обнаружено.

16.12.1939 ввиду разыгравшегося шторма (ветер – 11 баллов, волна – 10 баллов), командир лодки принял решение укрыться от него в бухте Цып-Наволок.

17.12.1939 в 15 часов лодка прибыла в бухту Цып-Наволок. После проверки механизмов и получения сводки погоды в 20 часов вновь вышла на позицию.

25.12.1939 возвратилась в Полярный.

2-й боевой поход (12 суток {8}):

07.02.1940 в 13.50 вышла из Полярного на позицию "А". Проходя район надводного дозора, командир лодки обменялся позывными с эскадренным миноносцем "Громкий". На запрос с эсминца, почему лод­ка идет без оповещения, командир ответил, что идет "по особому заданию".

08.02.1940 лодка прибыла на позицию.

Встреч с кораблями противника на позиции "А" не было.

В ночь на 10.02.1940 согласно плановой таблице перешла на позицию "Б".

11.02.1940, находясь в надводном положении у мыса Нордкин, обнаружила силуэт военного корабля без огней. Спустя 3 часа появился норвежский эскадренный миноносец типа "Æger". На лодке была объявлена боевая тревога, она стала сближаться с кораблем для опознания. Командир лодки решил, что эсминец несет дозор от Вардё до Маккаура. При этом он отметил, что чехлы с орудий во время дозора не сняты, а вахта у них не несется, из чего сделал вывод, что качество дозорной служ­бы у норвежцев находится на низком уровне.

В ночь на 12.02.1940 перешла на позицию "В".

12.02.1940 наблюдала за движением кораблей в Тана-фьорде, но ничего кроме рыболовных ботов не обнаружила.

13.02.1940 осмотрела подходы к норвежскому порту Гамвик и акваторию самого порта, но кораблей там не обнару­жила.

В ночь на 14.02.1940 перешла на позицию "Г".

15.02.1940 в перископ был обнаружен силуэт корабля без огней. Видимость была очень низкой (1-2 кабельтовых), кроме того, пошел снег. В 07.40 командир опознал цель как норвежский эскадренный миноносец типа "Æger".

16.02.1940 и 17.02.1940 лодка по причине плохой погоды и видимости вообще не погружалась.

Поздно вечером 17.02.1940 командир принял решение возвращаться в базу.

19.02.1940 в 02.30 из-за плохой видимости в условиях шторма села на мель в губе Скорбеевская полуострова Рыбачий. По донесению командира, прочный корпус был в порядке, механизмы в исправности, крен составлял 25°. Из-за ошибки в счислении командир сообщил, что лодка находится к западу от острова Кильдин, что существенно затруднило поиски субмарины.

20.02.1940 лодка была обнаружена эскадренным миноносцем "Громкий". Из Мурманска к месту аварии были направлены спасательное судно "Память Руслана", гидрографическое судно «Меридиан», эскадренный миноносец "Грозный", сторожевой корабль "Туман" и дозорные катера. Из-за штормовой погоды операция Аварийно-спасательной службы Северного флота по снятию лодки с мели продолжалась две недели.

06.03.1940 снята с мели.

07.03.1940 в сопровождении эсминца "Карл Либкнехт" была приведена на буксире в Полярный, где субмарине предстоял длительный аварийный ремонт.

13.04.1940 командир лодки П.И. Егоров получил новое назначение.

19.04.1940 командиром лодки назначен Николай Александрович Лунин.

Во 2-й половине 1940 года прошла аварийный и текущий ремонт.

После гибели 13.11.1940 подводной лодки "Д-1" первой из субмарин бригады ПЛ СФ после трехмесячного перерыва вышла в море на боевую подготовку, но ходить она должна была в надводном положении и не далее десяти миль от берега.

В 06.1941 числилась во 2-й линии.

18.06.1941 производила погрузку аккумуляторных батарей.

19.06.1941 в 00.00 находилась в Полярном в составе 3-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ СФ под командованием капитан-лейтенанта Н.А. Лунина, проходя курс боевой подготовки. К 02.45 по приказу командующего Северным флотом перешла в район рассредоточения в губу Оленья. В этот же день вышла в дозор перед устьем Кольского залива.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.:

22.06.1941 после начала Великой Отечественной войны отозвана в базу и в 11.54 прибыла в Полярный.

1-й боевой поход (15,5 суток):

22.06.1941 в 18.35 вышла из Полярного на позицию № 5а в район Киркенеса. {12}

Утром 23.06.1941 прибыла на позицию.

24.06.1941 в 20.40 во время зарядки аккумуляторных батарей подверглась в Варангер-фьорде атаке подводной лодки противника, от которой уклонилась изменением курса и погружением – ложный контакт. {13}

02.07.1941 обнаружила конвой противника, но из-за большого курсового угла цели не смогла выйти в атаку.

03.07.1941 была обнаружена и атакована судном-ловушкой противника (очевидно большим охотником, переделанным из рыболовного траулера).

06.07.1941 наблюдала плавающую мину. Около 13 часов начала возвращение в базу. {14}

08.07.1941 в 06.08 возвратилась в Полярный.

Произвела замену аккумуляторных батарей.

19.07.1941 во время стоянки в губе Оленья подверглась нападению 7 самолетов Ju 88. В результате разрывов 3 бомб (по-видимому, 250-килограммовых) на расстоянии 20-70 метров от борта во II отсеке была выбита 1 заклепка и еще 15 ослаблено. Вышел из строя гирокомпас и машинный телеграф, была повреждена система подъема командирского перископа, частично вышло из строя освещение. {15}

2-й боевой поход (4,5 суток):

20.07.1941 в 13.50 вышла из Полярного на позицию № 5а в район Киркенеса.

22.07.1941 в точке 71°07' с.ш. / 34°45' в.д. обнаружила плавающую мину. Днем было выявлено нарушение герметичности прочного корпуса через заклепку, выбитую во время бомбардировки 19.07.1941 (поступало около 0,5 тонны воды в час; лодка не могла погружаться на глубину более 30 метров). По приказу командования в 21.00 досрочно отозвана в базу.

23.07.194124.07.1941, приняв сообщение о потоплении германскими эскадренными миноносцами гидрографического судна "Меридиан", произвела поиск по маршруту их возвращения.

Встреч с кораблями противника не имела.

25.07.1941 в 01.59 возвратилась в Полярный. {16}

31.07.1941 начала средний ремонт с заменой аккумуляторных батарей в Мурманске на заводе Народного комиссариата рыбной промышленности.

13.08.1941 в 16 часов при налете авиации противника за кормой лодки, находившейся на слипе, на расстоянии 12- 13 метров взорвалась крупнокалиберная бомба. В результате взрыва в двух местах осколками пробита надстройка и винт, 4 человека получили ранения.

С 25.08.1941 продолжала ремонт в Полярном у борта плавучей мастерской "Красный Горн".

13.10.1941 вступила в строй.

3-й боевой поход (22 суток):

26.10.1941 в 20.20 вышла из Полярного на позицию № 2 в район Лоппского моря.

Из-за сильного северо-западного ветра при движении на позицию имела невязку 45 миль, в результате чего прибыла на позицию только 31.10.1941. В ходе патрулирования командир смело проникал в различные фьорды и шхерные проливы.

02.11.1941, пользуясь плохой видимостью (дождь, туман), проникла через пролив Фуглёсунд (западнее о. Арнё) в район шхерного фарватера. Осмотрев акваторию близ островов Ваннё и Арнё, лодка перешла в восточную часть фьорда, где у мыса Нурклуббен обнаружила груженый транспорт (6000 тонн), следовавший без охранения со скоростью 8 узлов. В 13.35 из подводного положения в точке 69°59,2' с.ш. / 20°04,6' в.д. произвела торпедную атаку, прицельно выпустив из кормового торпедного аппарата одну торпеду с дистанции 14 кабельтовых при угле встречи 105° и угле упреждения 12°. Из-за малой видимости атака производилась при помощи шумопеленгаторов. Через 2 минуты услышан взрыв. Подводная лодка после взрыва ушла на глубину, а когда всплыла под перископ, то из-за снегопада ничего не было видно. В 14.30 при улучшившейся видимости на месте атаки были обнаружены только мотоботы. Преследования не было. На основании доклада командира лодке было засчитано потопление транспорта. Противником атака не зафиксирована, по зарубежным данным безуспешно атакован германский транспорт "João Pessoa" (3023 брт). {17}

Днем 09.11.1941 в районе Нурре-Бергс-фьорда обнаружила конвой противника, следовавший со скоростью 10 узлов в восточном направлении к проливу Сёрёсунд (состав конвоя по докладу командира лодки – транспорт и миноносец). При попытке выйти в атаку носовыми торпедными аппаратами лодка была обнаружена кораблем охранения, который полным ходом пошел на нее. Командир увел лодку на глубину 20 метров и начал уклонение от атаки. Корабль противника сбросил несколько глубинных бомб, не причинивших вреда субмарине. В 16.42 командир лодки осмотрел горизонт и, обнаружив транспорт на выгодной для атаки позиции, продолжил маневрировать. В 16.53 из подводного положения в точке 70°22,2' с.ш. / 22°02,2' в.д. у северо-восточного побережья острова Силлен лодка произвела торпедную атаку по транспорту (10000-12000 тонн), выпустив с временным интервалом 2 торпеды с дистанции 8 кабельтовых при угле упреждения 12° и угле встречи 80°. Через 65 и 70 секунд в перископ наблюдались взрывы торпед у борта транспорта (скорее всего, торпеды ударились о подводное препятствие), после чего лодка ушла на глубину 20 метров. Когда спустя некоторое время она всплыла на 5,5 метров, то была контратакована германским тральщиком "M 18", сбросившим 2 глубинные бомбы. Подводная лодка не имела повреждений. На основании доклада командира лодке было засчитано потопление транспорта. По зарубежным данным безуспешно атакован норвежский транспорт "Bretagne". {17}

10.11.1941 западнее бухты Воген обнаружила мачты транспорта, шедшего к выходу из Квенанген-фьорда. Видимость не превышала 5 кабельтовых, а проходивший туман временами сокращал её до нуля. Командир лодки, считая, что имеет дело с одиночным судном, осуществлял сближение, руководствуясь акустическими пеленгами и периодически наблюдая цель в перископ. Целью оказался груженый транспорт старой постройки (4000 тонн), шедший курсом 335-340° со скоростью 8 узлов. В 12.42 из подводного положения в точке 70°11,7' с.ш. / 20°55,5' в.д. лодка произвела торпедную атаку, выпустив с временным интервалом 2 торпеды с дистанции 4 кабельтовых при угле упреждения 10° и угле встречи 85°. Через 45 секунд в перископ наблюдался столб воды и дыма выше мачт, ощущался сильный взрыв. После залпа лодка подвсплыла на 5 метров и была контратакована германским большим охотником "Uj 1707", сбросившим на небольшом удалении от субмарины 7 глубинных бомб и получившим небольшие повреждения от взрывов собственных бомб. На подводной лодке в результате близких взрывов повреждена часть освещения, вышли из строя некоторые электроизмерительные приборы. По окончании атаки с лодки наблюдали тонувший транспорт и мотоботы, подбиравшие людей. На основании доклада командира лодке было засчитано потопление транспорта. По зарубежным данным безуспешно атакован конвой, включавший германские танкер "Weissenburg" (6281 брт) и транспорт "Magdalena Vinnen" (4594 брт). {17}

Кроме полученных в результате бомбежки 10.11.1941 повреждений в течение похода на лодке выявились некоторые эксплуатационные неисправности, в том числе был оплавлен подшипник компрессора и перестал вращаться зенитный перископ.

17.11.1941 в 17.40 возвратилась в Полярный.

4-й боевой поход (22 суток):

06.12.1941 в 21.10 вышла из Полярного на позицию № 5 в район северо-западнее Вардё.

08.12.1941 в 05.00 прибыла на позицию.

В течение первых 2 недель патрулирования на море стояла штормовая погода.

12.12.1941 в 08.00 к норду от Вардё обнаружила в 10-15 кабельтовых вражеский эскадренный миноносец. Вахтенный командир произвел срочное погружение, не решая вопроса о возможности атаки. Эскадренный миноносец, не заметив лодку, пересек ее курс за кормой на расстоянии 10 кабельтовых.

13.12.1941 в 13.45 северо-западнее мыса Блудскютудде по акустическому пеленгу обнаружила одиночный транспорт (5000 тонн), шедший без груза в западном направлении со скоростью 8 узлов. В 13.56 из подводного положения в точке 70°36' с.ш. / 31°03' в.д. произвела торпедную атаку, выпустив из носовых торпедных аппаратов 4 торпеды с временными интервалами в 8 секунд с дистанции 4 кабельтовых при угле упреждения 12° и угле встречи 70°. Через 32 и 40 секунд услышаны два взрыва. Зарубежных данных нет. Преследования не было. На основании доклада командира лодке было засчитано потопление транспорта. {17}

Утром 23.12.1941 погиб смытый штормовой волной за борт сигнальщик краснофлотец А.Ф. Швырев.

Дважды на протяжении похода происходили задиры поршней цилиндров правого дизеля.

27.12.1941 начала возвращение в базу.

28.12.1941 в 16.50 прибыла в Полярный.

31.12.1941 начала навигационный ремонт.

15.01.1942 вступила в строй.

5-й боевой поход (17 суток):

22.01.1942 в 19.05 вышла из Полярного на позицию № 3 в район Порсангер-фьорда.

25.01.1942 с рассветом подошла в надводном положении на видимость мыса Нордкап. При подходе к мысу лодка с 13.00 до 15.30 три раза обнаруживала вблизи берега самолет противника на высоте 400-600 метров, летавший переменными курсами. Самолет появлялся с юга, летая вдоль береговой черты, и исчезал в обратном направлении. Вечером лодка прибыла на позицию № 3.

26.01.1942 в 20.10 западнее устья Кьелле-фьорда, следуя в подводном положении курсом 0°, при помощи шумопеленгатора услышала справа по борту слабый шум винтов. Всплыв в позиционное положение, при ясной видимости и полной луне продолжила движение прежним курсом. В 20.22 справа на дистанции 10-15 кабельтовых обнаружила конвой противника, следовавший курсом норд (состав конвоя по докладу командира лодки – транспорт и 4 сторожевых корабля). Из позиционного положения в точке 70°59,6' с.ш. / 26°58' в.д. на курсе 97° произвела торпедную атаку, выпустив по транспорту (8000 тонн) с временным интервалом 4 торпеды из носовых торпедных аппаратов с дистанции 8-10 кабельтовых. Через 52 секунды услышано два взрыва. По зарубежным данным безуспешно атакован конвой, включавший германский транспорт "Nicoline Schiaffino" (4974 брт), норвежский танкер "Inger Johanne" (1202 брт) и германское госпитальное судно "Fasan" (1275 брт). После выпуска четвертой торпеды один сторожевой корабль начал разворачиваться в сторону подводной лодки, и она срочно погрузилась на глубину. Германский сторожевой корабль "Nordlicht" сбросил на безопасном удалении 15 глубинных бомб. На основании доклада командира лодке было засчитано потопление транспорта. {17}

01.02.1942 около 12.30, следуя в подводном положении в Порсангер-фьорде курсом 235°, обнаружила справа за кормой на дистанции 10 кабельтовых конвой противника, следовавший курсом около 160° (состав конвоя по докладу командира лодки – 2 транспорта и 1 сторожевой корабль). Видимость постоянно менялась от 0 до 30 кабельтовых. В 12.47 из подводного положения в точке 70°54,3' с.ш. / 26°12' в.д. произвела торпедную атаку, выпустив по концевому транспорту (10000 тонн) с временным интервалом 2 торпеды из кормовых торпедных аппаратов с дистанции 5-7 кабельтовых. Через 50 секунд услышано три взрыва, впоследствии на поверхности наблюдалось пятно жидкого топлива. Противником атака не зафиксирована. По-видимому, атакован германский конвой, включавший норвежские транспорты "Rygja" (3535 брт) и "Ibis" (1367 брт), германские транспорты "Radbod" (4354 брт) и "Stör" (665 брт). Преследования не было. На основании доклада командира лодке было засчитано потопление транспорта. {17}

05.02.1942 в 13.41 в Порсангер-фьорде услышала шум винтов на курсовом угле 120° левого борта. После осмотра горизонта был обнаружен на дистанции 15-18 кабельтовых конвой противника, следовавший курсом 155° (состав конвоя по докладу командира лодки – 1 транспорт, 5 мотоботов и 1 сторожевой корабль). Лодка на боевом курсе 225° произвела подныривание под два мотобота с левого борта транспорта. В 14.02 на курсе 230° внутри охранения из подводного положения произвела торпедную атаку, выпустив по транспорту (6000 тонн) с временным интервалом 3 торпеды из носовых торпедных аппаратов с дистанции 3-4 кабельтовых. Через 1 минуту услышан взрыв, а вскоре и треск ломающихся под напором воды переборок. По зарубежным данным атакован конвой, включавший германские транспорты "Konsul Schulte" (2975 брт) и "Michael" (2723 брт). В результате атаки потоплен транспорт "Konsul Schulte" (2975 брт), перевозивший в Киркенес разборные деревянные бараки для солдат Вермахта (2 погибших, 2 раненых). После залпа подводную лодку выбросило на 7 метров, перископ не опустился. Сторожевой корабль развернулся и пошел на субмарину, которая через 2 минуты после залпа успела погрузиться на глубину 15 метров в то время, как над ней была сброшена первая глубинная бомба. Германские сторожевые корабли "Friese" и "Alane" преследовали лодку в течение 1,5 часов, сбросив 20 глубинных бомб, которые причинили субмарине серьезные повреждения. В результате близких разрывов лодку кренило до 15° и подбрасывало кверху, лопнула сварка водяной магистрали трюмной помпы – в центральный пост стало поступать до 3 тонн воды в час, что угрожало вызвать замыкание приборов, затоплен артиллерийский погреб, нарушилась герметичность топливной цистерны № 4, заклинена крышка торпедного аппарата № 1. Поступление воды в третий отсек было приостановлено личным составом подводной лодки в подводном положении, поврежденная трюмная магистраль была временно исправлена, но не давала возможности уходить на большие глубины. {17}

Возвращение в базу проходило в условиях 10-бального шторма при встречном ветре. Обмерзание корпуса заставляло лодку часто погружаться, чтобы освободиться ото льда.

08.02.1942 в 18.03 прибыла в Полярный.

09.02.1942 начала навигационный ремонт.

28.02.1942 командиром лодки назначен капитан-лейтенант Федор Алексеевич Видяев.

07.03.1942 завершила навигационный ремонт.

6-й боевой поход (20,5 суток):

19.03.1942 в 20.57 вышла из Полярного на позицию № 3 в район мыса Нордкап. Обеспечивал поход командир 3-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ СФ капитан 2 ранга И.А. Колышкин. {18}

20.03.1942 в 03.34 в 30 милях северо-восточнее мыса Цып-Наволок обнаружила военный корабль, принятый за советский эскадренный миноносец. На самом деле это был миноносец из состава отряда боевых кораблей противника, выставившего минное заграждение "Bantos-A".

Днем 21.03.1942 в районе мыса Слетнес обнаружила плавающую мину, но из-за свежей погоды расстрелять ее не смогла. В 21.02 прибыла на позицию.

Днем 27.03.1942 обнаружила отряд боевых кораблей противника в составе тральщика и сторожевого катера, но из-за внезапного поворота цели выйти в атаку не смогла.

28.03.1942 в 14.32 у входа в Лаксе-фьорд западнее мыса Кьельснеринген обнаружила на дистанции 40 кабельтовых конвой противника, следовавший в восточном направлении (состав конвоя по докладу командира лодки – 1 транспорт и 2 сторожевых корабля). Дважды лодка пыталась выйти в атаку, но внезапные перемены курса конвоя срывали эти попытки. В 15.28 корабли охранения в профилактических целях сбросили глубинную бомбу, в 15.34 – серию из 7 бомб. В 15.38 из подводного положения в точке 71°04,7' с.ш. / 27°01,2' в.д. лодка произвела торпедную атаку, выпустив по транспорту (5000 тонн) с временным интервалом 4 торпеды из носовых торпедных аппаратов с дистанции 7-8 кабельтовых. Через 50 и 58 секунд услышано 2 взрыва. По зарубежным данным безуспешно атакован германский конвой, включавший германские транспорты "Moshill" (2959 брт) и "Georg L.M. Russ" (2980 брт) и норвежский транспорт "Heilo" (992 брт). Лодка подверглась преследованию германских сторожевых кораблей "Friese", "Alane" и "Salier", в ходе которого с 15.45 до 17.37 было сброшено 44 глубинные бомбы. В результате разрывов на лодке повреждено освещение, выбита часть электрических предохранителей. Время от времени выходил из строя от сотрясения гирокомпас. На основании доклада командира лодке было засчитано потопление транспорта. {17}

Днем 30.03.1942 обнаружила транспорт, но из-за внезапного изменения курса цели и плохой видимости не смогла атаковать.

Днем 03.04.1942 обнаружила 2 тральщика, но из-за плохой видимости и большого курсового угла цели не смогла выйти в атаку.

03.04.1942 Указом Президиума Верховного Совета СССР награждена орденом Красного Знамени.

Утром 08.04.1942 погрузилась и малым ходом направилась к Лаксе-фьорду, где и маневрировала на перископной глубине в течение дня в поисках кораблей противника. В 18.50 легла на курс отхода от берега, двигаясь в район зарядки аккумуляторных батарей. В 20.58 в точке 71°06,8' с.ш. / 26°53,0' в.д. при движении на глубине 15 метров подорвалась на мине UMB германского заграждения "Ursula-B", выставленного германским минным заградителем "Ulm". В результате взрыва нарушилась герметичность прочного корпуса VII отсека, повреждена система воздуха высокого давления, электрическое и ручное управление вертикальными и горизонтальными рулями, кормовые торпедные аппараты, надстройка, ограждение рубки, кормовые цистерны главного балласта. Вышли из строя многие приборы и механизмы, в том числе гирокомпас и магнитный компас. Обе линии гребного вала перебиты взрывом, концы гребных валов утонули вместе с винтами. Лодка лишилась хода и возможности погружаться. О происшествии было доложено командованию флота, которое направило на помощь "Щ-421" подводную лодку "К-22" с позиции № 4 и 2 эскадренных миноносца и подводную лодку "К-2" из Полярного.

09.04.1942 с 01.05 до 5 часов дрейфовала под парусами, сделанными из чехлов дизелей, в северо-западном направлении. В 09.30 в связи с улучшением видимости погрузилась в позиционное положение. Около 11 часов встретилась с направленной для оказания помощи подводной лодкой "К-22". После неудачных попыток буксировки в 13.43 потоплена в точке 71°12' с.ш. / 26°22' в.д. торпедой "К-22", которая предварительно сняла с аварийной лодки весь экипаж (43 человека).

Экипаж подводной лодки "Щ-421" в перерыве между занятиями. Довоенное фото [6, с.149] {19}

"Щ-421" в Полярном, 1942 [6, с.151]

Примечания:

{1} В [1, с.59], [3, с.394], [4, с.75], [5, с.5], [6, с.19] и [7, с.209] дата закладки подводной лодки – 20.11.1934; в [2, с.247]10.02.1934.

{2} В [1, с.59], [3, с.394], [4, с.75], [5, с.5], [6, с.19] и [7, с.209] дата спуска на воду подводной лодки – 12.05.1935; в [2, с.247]12.04.1935.

{3} В [3, с.394], [5, с.5], [6, с.19] и [7, с.209] – заводской № 83; в [2, с.247] – заводской № 80/3. В [7, с.209] считается, что лодка была заложена на заводе № 112 (г. Горький) из деталей, изготовленных на Коломенском машиностроительном заводе.

{4} Согласно [4, с.17,75] Лунин командовал "Щ-421" до 28.02.1942, а в командование "К-21" вступил 04.03.1942.

В [3, с.306] считается, что Лунин был назначен командиром "К-21" 24.01.1942.

Из [12, с.86,93] мы узнаем, что приказ командующего Северным флотом № 038 о назначении капитана 3 ранга Н.А. Лунина командиром подводной лодки "К-21" был подписан 24.02.1942, а согласно приказу командира бригады подводных лодок СФ № 014 от 11.03.1942 командир "Щ-421" капитан 3 ранга Н.А. Лунин назначается командиром подводной лодки "К-21" с 04.03.1942.

{5} Согласно [2, с.247] дата вступления лодки в состав Краснознаменного Балтийского флота06.12.1937; в [7, с.209]05.12.1937.

{6} В [14] считается, что после вступления в строй "Щ-421" входила в состав Отдельного учебного дивизиона подводных лодок КБФ.

{7} По данным [3, с.190] после гибели 20.10.1939 подводной лодки "Щ-424" подводные лодки 3-й дивизиона, включая "Щ-421", были переподчинены 2-му дивизиону подводных лодок бригады ПЛ СФ.

{8} Без учета времени спасательной операции по снятию "Щ-421" с мели. Лодка села на мель 19.02.1940, доставлена в Полярный на буксире только 07.03.1940.

{9} Статистика в Великой Отечественной войне по [4, с.75-77]:

6 боевых походов (101,35 суток); количество суток, проведенное в походах, посчитано с учетом времени начала и окончания похода.

8 торпедных атак (22 торпеды).

Статистика в Великой Отечественной войне по [7, с.211]:

срок боевой службы – 9,6 месяцев (22.06.194109.04.1942);

6 боевых походов (98 суток);

коэффициент боевой напряженности = 0,34.

8 торпедных атак (23 торпеды).

Хронологии походов, приведенные в [4, с.75-77] и [7, с.211], несколько отличаются. Ниже приведена таблица сравнения:

Номер похода

по М.Морозову [4]

Дата начала похода

Дата окончания похода

По М.Морозову [4]

По А.Платонову [7]

По М.Морозову [4]

По А.Платонову [7]

1-й боевой

22.06.1941

23.06.1941

08.07.1941

2-й боевой

20.07.1941

25.07.1941

26.07.1941

3-й боевой

26.10.1941

17.11.1941

4-й боевой

06.12.1941

28.12.1941

5-й боевой

22.01.1942

08.02.1942

6-й боевой

19.03.1942

21.03.1942

09.04.1942

{10} В [1, с.59] лодке приписывается потопление 8 транспортов и боевых кораблей противника. В числе этих побед указывается потопление 02.11.1941 сторожевого корабля "Uj 1213" (“Рау IV”). На самом деле германский большой охотник "Uj 1213" (“Рау IV”) был потоплен в районе Хоннингсвога 03.11.1941 торпедами британской подводной лодки "Trident" [4, с.85] [11, с.18].

В [2, с.109] за лодкой числятся 7 потопленных транспортов общим тоннажем 22175 брт.

{11} Источников, подтверждающих выход "Щ-421" на позицию № 3, не найдено.

{12} В [4, с.76] и [17, с.4] "Щ-421" вышла в 1-й боевой поход 22.06.1941 в 18.35; в [15] и [16]22.06.1941 в 17.55; в [7, с.211]23.06.1941.

{13} Первые германские подводные лодки, предназначенные для проведения операций в советских водах, были переведены в Норвегию в конце 07.1941.

{14} В [4, с.76] есть информация, что вечером 07.07.1941 при попытке атаковать конвой (состав конвоя по докладу командира лодки – 2 транспорта и тральщик) "Щ-421" была обнаружена, обстреляна и контратакована большим охотником "Uj 177", сбросившим на безопасном удалении от лодки 3 глубинные бомбы. В [18] М.Морозов признает, что эта информация ошибочна и относится к действиям подводной лодки "Щ-401".

{15} Согласно [4, с.76] лодка подверглась атаке авиации 19.07.1941; в [7, с.209] указывается, что лодка повреждена авиацией в Полярном 18.07.1941.

{16} В [4, с.76] "Щ-421" возвратилась из 2-го боевого похода 25.07.1941 в 01.59; в [16]25.07.1941 в 01.30; в [15]25.07.1941; в [7, с.211]26.07.1941.

{17} Приводятся наиболее достоверные, с точки зрения автора сайта, описания торпедных атак (чаще всего опирающиеся на работы М.Морозова). Альтернативные версии развития событий из разных источников можно найти на страницах, посвященных описанию атак.

{18} В [4, с.77] "Щ-421" вышла в 6-й боевой поход 19.03.1942 в 20.57; в [15]19.03.1942; в [7, с.211]21.03.1942; в [5, с.30], [6, с.150]09.03.1942 (явная опечатка).

{19} В [5, с.29] у данной фотографии другая подпись: "Подводная лодка Щ-421. Из сидящих у ограждения рубки краснофлотцев крайний справа – командир корабля капитан-лейтенант Ф.А. Видяев, 1942 г.". Судя по наличию на рубке литерно-цифрового наименования, фотография относится к довоенному времени. Подпись фотографии в [6, с.149] выглядит более достоверной.

Использованные источники:

[1] Бережной С.С. – Корабли и суда ВМФ СССР. 1928 – 1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – 710 с.: ил.

[2] Дмитриев В.И. – Советское подводное кораблестроение. – М.: Воениздат, 1990. – 286 с.: 8 л. ил.

[3] Ковалев Э.А. – Короли подплава в море червонных валетов. Хроника начального периода советского подводного плавания. 1918 – 1941 гг. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. – 428 с.

[4] Морозов М.Э. – Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 3. Северный флот. – М.: изд. "Стратегия КМ", 2005. – 96 с.: ил.

[5] Кулагин К.Л., Морозов М.Э. – Подводные лодки типа "Щ" (X и X-бис серии). – Морская коллекция 4(46)-2002.

[6] Морозов М.Э., Кулагин К.Л. – "Щуки". Легенды Советского подводного флота – М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2008. – 176 с.: ил.

[7] Платонов А.В. – Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – 592 с.: ил.

[8] Сватиков А. – Подводные лодки из Коломны.

[9] Статья Сормовские подводные лодки в Арктике.

[10] Морозов М.Э., Кулагин К.Л. – Советский подводный флот 1922 – 1945 гг.: О подводных лодках и подводниках – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: Транзиткнига, 2006. – 877, [3] с. – (Неизвестные войны).

[11] Jurgen Rohwer – Allied Submarine Attacks of World War Two (European Theatre of Operations 1939-1945). Naval Institute Press, Annapolis, Maryland, 1997.

[12] Сергеев К.М. – Лунин атакует "Тирпиц". – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Яуза, Эксмо, 2005. – 432 с., ил.

[13] Советско-Финляндская  война 1939-1940гг. Боевые  действия  на  море. – Санкт-Петербург. Издательство "Остров", 2002.

[14] Сайт "Штурм глубины".

[15] Великая Отечественная день за днем. – Морской сборник №№6-12, 1991 и №№1-4, 1992.

[16] Версия Гатчинского архива ежедневных боевых действий на Северном театре.

[17] Виноградов Н.И. – Подводный фронт. – М.: Воениздат, 1989. – 318 с. 6 л. ил. – (Военные мемуары).

[18] Форум "От Саламина до Мидуэя. История войны на море".

Дополнительные страницы сайта по истории "Щ-421":

1. Торпедная атака "Щ-421" 02.11.1941.

2. Торпедная атака "Щ-421" 09.11.1941.

3. Торпедная атака "Щ-421" 10.11.1941.

4. Торпедная атака "Щ-421" 13.12.1941.

5. Торпедная атака "Щ-421" 26.01.1942.

6. Торпедная атака "Щ-421" 01.02.1942.

7. Торпедная атака "Щ-421" 05.02.1942.

8. Торпедная атака "Щ-421" 28.03.1942.

9. Подрыв "Щ-421" на мине 08.04.1942.

ГЛАВНАЯ

ЛОДКИ

КОМАНДИРЫ

ДАТЫ

ФОРУМ

ССЫЛКИ

Дата последнего изменения: 17.01.2008.